Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 3. Умение и навыки как категории выражение целей обучения


Умение. Знания сами по себе, без умений их применять имели бы небольшую ценность. Умение предоставляют знанием особой важности и значимости. Умение - это знание в действии.

Известно, что в каждом продукте человеческой деятельности воплощены те умения, использование которых в свое время привело к появлению этого продукта. Знания - продукт человеческой деятельности, следовательно, в них воплощена деятельность по добыче и применения этих знаний. Это и является основой для выделения умений, формирование которых является обязательным в учебном процессе. Обязательным том, что следующее поколение усваивает опыт старшего в деле добывания знаний и, не пройдя логического пути появления этих знаний, школьники не могли бы знать, откуда они взялись.

Среди умений есть такие, которые, исходя из предыдущих рассуждений, ориентируют только на воспроизведение определенного образа действия, алгоритма действия и его приложения. И если бы не было их, вряд ли можно было бы развивать эти способы действий, переводить деятельность ученика на качественно высший уровень. Человечество в своем развитии остановилось бы и начало деградировать.

Следовательно, нужно иметь в виду не только воспроизведение определенных алгоритмов действий, но и использование их в новых, нестандартных ситуациях. Только при этих условиях будут формироваться умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Для формирования разнообразных умений, получения новых знаний и их применения школьники должны быть привлечены к деятельности по сравнения, распознавания, различение, выявления различия и сходства, классификации, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, категоризации объектов, противопоставление, создание, проектирование, запоминания, перенос, воображения, воспроизведение, приложения, обследования, ориентирование, выявления различия и сходства, построения догадок, узнавание, реконструкции и преобразования, воспроизведение в памяти, перегруппировка, восстановление, разделение, слияние, выделение, отнесение неизвестного к известному и др.

Умение - это основанная на знаниях готовность человека выполнять ту или иную деятельность. Умение невозможны без знаний и формируются только на их основе.

Будь-яка деятельность включает в себя, помимо прочих элементов, определенную совокупность действий. Осуществление конкретной деятельности предусматривает сделай ня этих действий, что связано с умением их выполнять. В зависимости от профиля учебных предметов эту группу составляют грамматические, математические, физические, химические, географические и другие умения. Например, умение разбирать предложения по частям речи, применять формулу квадрата суммы двух чисел и квадрата разности двух чисел для рационализации устных числовых вычислений, измерять скорость движения за помощью спидометра и т.д.

Группа умений самообразования имеет ряд особенностей. Одна из них - максимальная самостоятельность действия при отсутствии ярко выраженного внешнего руководства. Примеры умений этой группы: умение определить, сформулировать цель самообразования на определенное время, планировать работу на перспективу, систематизировать материал по теме, обрабатывать изученный материал.

Умение контроля и самоконтроля выражают степень самостоятельности действий, окрашенных различными мотивационными установками. Примеры таких умений и навыков: умение подводить сделано за определенный промежуток времени, умение критически оценивать методы работы и определять изменения в характере дальнейшей работы.

Опыт творческой деятельности имеет следующие черты: самостоятельный перенос знаний, умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности, альтернативное мышление, то есть видение возможных решений данной проблемы.

Нормы отношения к миру оказываются в оцінно-эмоциональном отношении к нему, к деятельности, в истинности полученных знаний.

Навыки. Рядом с умениями они являются одной из форм выражения опыта осуществления человеческой деятельности.

Если бы человек не владела навыками, ей каждый раз, при необходимости выполнять одну и ту же работу, пришлось бы тратить много усилий и времени, чтобы эту работу выполнить.

Если умение - это готовность к сознательных и точных действий, то навыки-это автоматизированная звено этой деятельности. Итак, навыки - это автоматизированные навыки. Они осуществляются без участия сознания, но под ее контролем. Например, когда мы пишем букву "а", мы не задумываемся над тем, как ее написать. Однако когда возникает потребность написать ее неким другим шрифтом или просто красиво написать, мы начинаем думать, как это сделать.

Навыки, так же как и умение, практические и интеллектуальные. Изучение каждого учебного предмета предполагает выработку у учащихся практических навыков, специфических для этих предметов. Например, навык пользоваться микроскопом во время изучения биологических микрообъектов производится при изучении биологии, навык пользоваться измерительными физическими приборами производится при изучении физики в школе, навыки пользоваться такими рабочими инструментами, как молоток, зубило, рубанок - при изучении технического труда.

К интеллектуальных навыков принадлежат навыки сравнения, составление плана прочитанного, применение правила размерностей при решении физических задач.

Навыки писать, считать, читать - это общекультурные навыки, которыми должен владеть каждый человек.

Рассмотрим, как формируются навыки. В начале процесса формирования ее деятельность характеризуется совокупностью признаков: разнообразие и неопределенность поведения, нерешительность, очень много лишних движений и усилий, запоздалая реакция, частые ошибки и неточности, мобилизация внимания, напряженное состояние. Например, когда ребенок учится писать, можно легко заметить, что в процессе тренировок возникают различные позы, различные положения рук, пальцев, высунутого языка. Это первая стадия формирования навички. ее нейрофизиологический механизм такой: возникает иррадиации возбуждения - приведение в активный, деятельный состояние различных нервных центров коры головного мозга и соответствующих им рефлексов. Благодаря иррадиации формируется много условных рефлексов, каждый из которых является способом написания одной и той же буквы или слова. Это ведет к возникновению нейрофизиологического конфликта.

На второй стадии происходит усвоение метолов работы, правильных способов решения поставленной задачи. При этом навык закрепляется через совпадение конкретного продукта с его идеальным образцом. Им есть буква, слово, написаны учителем или увиденные в учебнике.

Постепенно, с усвоением способа написания, иррадиации возбуждения ограничивается несколькими центрами. Нейрофизиологический конфликт сглаживается, а потом преодолевается, после чего возникает координация возбуждений в нескольких нервных центрах. На этой стадии возбуждения концентрируются в немногих нервных центрах коры головного мозга.

Внешне эта стадия проявляется определенностью, однозначностью поведения, четкими, быстрыми и экономными движениями, напряженность внимания уменьшается.

На третьей стадии выработки привычки, которую называют стадией автоматизации, она становится динамическим стереотипом. Что это означает? Координация условных рефлексов на стадии их автоматизации становится максимально стабильной, что оказывается в существенных чертах. Так, участие коры больших полушарий в реализации условных рефлексов резко ограничивается, за ней остаются только функции контроля и оценки Зрительные и другие дистантні раздражители теперь не играют ведущей роли, а решающее значение приобретают кінестетичні раздражители. Психическая деятельность концентрируется на результатах деятельности. На стадии автоматизации навык становится очень экономной форме деятельности в случае затрат не только мышцы, но и нервной энергии.

Теперь система рефлексов приводится в действие без участия всех тех специальных раздражителей, которые ранее были необходимыми предпосылками для выработки каждого отдельного рефлекса. Она сразу включается при наличии только первого раздражителя данной системы.

Итог. Умение, как и знания, является одной из категорий выражение целей обучения. Умение - это знание в действии, это основанная на знаниях готовность человека выполнять ту или иную деятельность. Навыки - это автоматизированные умения, они осуществляются без участия сознания но под ее контролем. Процесс формирования навыков происходит в несколько стадий, последняя из которых становится динамическим стереотипом.



Назад