Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

7.10. Культура


Несмотря на разрушения и ужасное опустошение во время национально-освободительной войны, культура в Украине продолжала развиваться. Центром культурной и религиозной жизни оставался Киев с Могилянской академией и Киево-Печерской лаврой. Как и ранее, идеологической основой культурного развития была православная религия. По всей Украине православная церковь с самого начала освободительной войны получала широкую поддержку гетмана Богдана Хмельницкого, который неоднократно подчеркивал, что одной из первоочередных целей этой войны является оборона православия. Чтобы подать помощь церкви, которую поляки преследовали и грабили, гетман и его преемники щедро наделяли церковь землями и привилегиями. Благодаря этому церковь получила почти 17 процентов пахотных земель Украины, став ее значительной экономической силой. Церкви предоставлялось право торговли, промыслов, сбор местных налогов, освобождение от повинностей. Большим влиянием пользовалась верхушка православной церкви во время гетмана Богдана Хмельницкого, Ивана Выговского и других. Казацкое руководство не вмешивалось в ее дела. Собственную политику, несмотря на чиновников, долгое время проводили киевские митрополиты. Но вскоре возник вопрос, кто будет осуществлять юрисдикцию над православной церковью в Украине в связи с присоединением ее к Московского государства. Московские цари взяли курс на вывод украинской православной церкви из-под верховенства патриарха константинопольского и подчинение московскому. Уже во времена Выговского правительство Москвы назначил руководителя Левобережной церкви, как его тогда называли - «местоблюстителя». В 1685 г. ново рукоположен митрополит Киевский Гедеон-Святополк Четвертинский дал согласие подчиниться московскому патриарху. Это не вызвало в Украине спротиву. ее поддерживал гетман Самойлович, и лично утвердил константинопольский патриарх Дионисий. Однако собор восточных патриархов лишил за это его патриаршего престола, подчеркивая тем незаконности этой акции.
Следует отметить, что грамотами царей и Московского патриарха гетману и митрополиту Гедеону украинской церкви обеспечивалась широкая автономия: неподсудности московскому патриарху; избрание митрополита Киевского за старыми традициями и обычаями; подвластность ему всех церквей, монастырей Украины и др. Постепенно авторитет Киевской митрополии уменьшался, ограничивался объем ее власти, осуществлялось вывода из-под митрополитового руководства ряда епархий и монастырей. Начался процесс окончательного лишения церкви в Украине национального характера.
Как и раньше, она была неразрывно связана с образованием. Во многих селах, городах при церквях существовали школы, где священники учили детей крестьян, мещан и казаков основам наук, религиозным заповедям, в городах продолжали действовать братские школы. Посещая Украину в 1654-1655, pp. путешественник араб-христианин Павел Алепский отмечал, что большинство казаков грамотные, много женщин и девушек также имеют образование. Следует отметить, что народное образование значительно лучше развивалась в Гетманском государстве, на Слобожанщине и находилась в трудном положении на Правобережье, в Западной Украине, где польская власть, как и раньше, преследовала, ограничивала православную церковь и украинскую школу, силой насаждала польский язык и вытесняла украинскую. Много сельских общин нанимали учителей - воспитанников братских школ и Киево-Могилянской академии. Последние часто служили репетиторами у состоятельных людей.
Даже в самые тяжелые военные годы высшее образование давала Киево-Могилянская коллегия, которой в 1694 г. царское правительство предоставило звание академии. Здесь продолжали преподавать большинство предметов на латинском языке, а польская и украинская служили вспомогательными. Преподавались грамматика, риторика, поэтика, диалектика, логика и философия. В коллегии учились дети всех сословий - от княжеских и гетманских к казацких и крестьянских. Коллегии подавали щедрую помощь духовные сановники и гетманы. Войны и Разруха тяжело отразились на деятельности коллегии: потеряно несколько помещений, владений от пожаров, уменьшилось количество студентов, которые поступали в войска. Однако в начале 70-х годов XVII в., когда настали мирные времена, начинается новый этап расцвета Коллегии, связанный с приходом к руководству учреждением энергичных, талантливых Л. Барановича, И. Галятовского, В. Ясенского и. Краковского, выдающихся писателей и ученых. Среди воспитанников академии были выдающиеся ученые, писатели Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и много других.
Профессоров и воспитанников академии с середины XVII в. все чаще приглашают в Москву, где они распространяют идеи западноевропейской науки, украинской культуры, достижения в организации на Украине школы, церковных учреждений, литературы и искусства (Єпіфаній Славинецкий, Симеон Полоцкий и др.)
Однако в деятельности академии были и значительные недостатки, связанные с тем, что она создавалась для защиты православной религии: консерватизм, слишком большое внимание вопросам теологии, оторванность от жизни и др. Об этом свидетельствовало уже то, что украинский язык играла лишь вспомогательную роль. Украинская книжная речь была слишком привязана к славянской основы, а живая литературная с большим трудом пробивалась к использованию в печатной литературе, хотя ней творилось прекрасная устная народная поэзия, особенно эпические думы, распространялись короткие пьесы, так называемые интермедии, произносились проповеди, велась переписка. Но употребление народного языка в литературе, связанной с академией, было признаком примитивных вкусов, ибо, как говорили тогда профессора, это была речь «мужиков» и «пастухов».
Наряду с этим многие украинской молодежи выезжает на учебу за границу. Но если за польско-литовской суток это были дети магнатов, шляхты и богатых мещан, то во времена Гетманского государства - представители казацкой старшины и даже рядовых казаков пытались получить европейское образование. Украинцы часто заканчивали римо-католические или протестантские учебные заведения, и это у земляков не вызвало недоверия или подозрения или проявлений фанатичной нетерпимости. Вернувшись на Родину, они становились выдающимися деятелями православной церкви. Например, Феофан Прокопович закончил єзуїтську коллегию в Риме, и это не помешало ему занять в Киеве профессорскую кафедру. В Украину приезжали также иностранцы и работали здесь врачами, архитекторами, поступали в войска. Во второй половине XVII в. был большой приток сербов, которые учились в академии, а также служили в армии.
Во времена укрепление экономики Левобережья растет архитектурное искусство, получившее название украинского барокко. Замечательные образцы его все еще украшают Киев, Чернигов, Переяслав и другие города. Развивается также рисование, особенно церковное и портретное, которое в значительной степени находился под влиянием итальянского искусства. Особенно процветает гравюра при Киево-Печерской типографии, где работает целая школа талантливых граверов.
Продолжали развиваться печатное дело. Киевская, Черниговская, Новгород-Северская типографии выпускали большое количество книг на русском, польском, латинском языках и продавали их в многих странах мира. Высокую культуру Украины, доброжелательную и вежливое поведение населения, что отмечалось образованностью, красоту церквей и других сооружений в Киеве, Нежине, Батурине и Глухове во времена гетмана Ивана Мазепы путешественники отмечали, что проезжали в конце XVII в. - в начале XVIII в. через Украину. В частности, россиянин Иван Лукьянов (1701 г.), датский дипломат Юст Юль (1711 г.) и другие.
Дальнейшее культурный прогресс Украины во второй половине XVII в. в значительной мере усиливается при содействии Гетманского государства, в частности одного из выдающихся руководителей гетмана Мазепы.
Украина переживала тяжелые часи. ее народ отстаивал завоевания своей национально-освободительной революции, социальных антифеодальным соревнований. Эта многолетняя и сложная борьба за национальную и социальную свободу, государственную независимость не дала ожидаемого результата. В результате вмешательства сильных соседних государств, отсутствия единства и солидарности между отдельными группами старшины, ее эгоистичной политики, захват соседями значительной части украинских территорий, взрыва жестокой гражданской войны, от великой державы Богдана Хмельницкого по обе стороны Днепра в конце XVII в. осталась небольшая Гетманское государство на Левобережье. И она входила в состав России на правах автономии. Однако даже ограниченная, неполная самостоятельность собственного небольшого государства дала возможность украинскому народу среди тяжелых боев и опустошений развить лучшие стороны своего характера и достичь такого уровня культуры, который позволяет поставить Гетманщину конца XVII в. рядом с наиболее развитыми странами тогдашней Европы.


Назад