Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Опыт творческой деятельности как категория выражение целей обучения


Репродуктивная деятельность. В каждом продукте человеческой деятельности воплощена и деятельность, осуществление которого привело к появлению этого продукта. Итак, усвоение конкретного знания предусматривает и усвоение определенной деятельности - деятельности по их получения и применения.

Как уже упоминалось, в знаниях воплощены не только определенные умения, но и способности, которыми должен обладать ученик, чтобы усвоить эти знания. Если такими способностями он не владеет, то ни о каком усвоения знаний не может идти речь.

Деятельность, которую мы имели в виду выше, называют репродуктивной деятельностью. Она предусматривает формирование умений применять знания в учебной, типичной ситуации, то есть такой, которая непосредственно вытекает из содержания изучаемого материала.

Знания - продукт человеческой деятельности, и в нем, как и в любом другом, воплощенная и деятельность, которая привела к появлению этих знаний. Таким образом, усвоение произведенного старшим поколением обеспечивает не только владение определенной фактологією, определенной информацией, но и обеспечивает хранение этой информации в памяти человека.

Овладение способами ее получения дает надежный способ хранения знаний, ведь в любой момент их можно получить снова, осуществив всю деятельность по получению знаний. Применение знаний в типичных ситуациях является перенос и приложения определенного алгоритма действий в данной ситуации. В любых других ситуациях, видоизмененных, но близких к типовой, применение знаний тоже является переносом и прикладыванием алгоритма действий, который был усвоен ранее. Хотя изначально заданную ситуацию изменяют так, чтобы она была аналогичная типичной.

Творческая деятельность. Применение знаний в типичной ситуации - необходимое, но недостаточное для полного их усвоения. Мало вероятно, чтобы в своей жизни человек встречалась только с ситуациями такими же или почти такими же, как и учебные. Безусловно, будут и такие ситуации, которые мало похожи или даже совсем новые, и эти ситуации необходимо будет решать. Если человек не будет готова психологически к их решению, или не будет обладать хотя бы общими способами их решения (назовем эти ситуации нетипичными, нестандартными), то ее развитие, а в конечном Итоге и развитие человеческой культуры, развитие социального опыта просто прекратится.

Имея необходимость в применении знаний в нетипичных, нестандартных ситуациях, каждое поколение осваивает такие способы осуществления деятельности и в таких ситуациях, которые ему оставило предыдущее поколение, и разрабатывает, конструирует свои способы, обогащая тем самым человеческую! казну опыта.

Таким образом возникает необходимость передачи еще и опыта осуществления творческой деятельности.

Творчество привлекала к себе внимание мыслителей всех эпох развития | мировой культуры. Свидетельством этого является хотя бы многочисленные попытки создать или разработать теорию творчества. До середины XX в. исследованием творчества не предоставлялось существенного значения: общество просто не было острой необходимости в этом.

Стихийность осуществления открытий, сделанных людьми, которые тоже стихийно появлялись на горизонте науки, вполне удовлетворяла и науку, и темпы развития общества. Со временем пришло понимание того, что обществу необходимо вмешиваться в ход научного прогресса и что для этого необходимы знания теории развития творчества.

Творчеством называют процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового с помощью специальных творческих процедур. К ним относятся такие, как самостоятельное перенос ранее усвоенных знаний и умений в нетипичную ситуацию, видение проблем, видение новой функции объекта и его структуры, видение альтернативы способа решения проблемы и решения.

Некоторые ученые считают, что процесс творчества происходит в несколько] этапов, фаз, стадий. Выделяют в нем: желание, знания, умения и такие фазы.

Первая фаза - рождение идеи. Эта фаза начинается с интуитивного поиска идеи (проблеска). В конце этой фазы имеем лишь принцип, гипотезу, замысел.

Вторая фаза - разработка плана, схемы, детализация и конкретизация идеи, попытка понять все имеющиеся связи, последовательность отдельных этапов, моментов. Дальнейшая работа с объектом творческой деятельности уже не требует никакого творчества. Это логическое оформление идеи поиска.

Третья фаза - конструктивное или просто практическое исполнение замысла.

Пока существует лишь идея изобретения, его как такового, еще нет: совместно со схемой (вторая фаза) изобретение выступает как представление, а третья фаза дает ему реальное существование. В первую фазу изобретение предполагается, во вторую - приходится, в треттю - реализуется.

Проиллюстрируем сказанное выше конкретным примером. Изучая математику, ученики осваивают способы определения площадей таких фигур: прямоугольника, треугольника, ромба, параллелограмма, трапеции. Но вот учитель на одном из уроков дает ученикам задачи, определить площадь участка, что имеет форму неправильного шестиугольника. Стороны этого шестиугольника могут быть практически измерены. Накресливши фигуру на бумаге в определенном масштабе, часть учеников приходят к выводу, что площади фигуры, подобной вычерченной, они еще не умеют определять, потому что и фигуры самой еще не изучали.

Однако часть учеников, внимательно рассмотрев рисунок, вносят интересное предложение: сделать дополнительную достройку рисунка, то есть разбить фигуру шестигранника на ряд известных для них фигур, площадь каждой из которых можно легко определить, если провести дополнительные измерения. Тогда площадь шестиугольника будет равна сумме площадей полученных фигур.

Рождение идеи делить всю фигуру на более простые и представление о том, что площадь общей цифры сумма площадей более простых фигур - это и есть первая фаза, первый акт, стадия творческого решения задачи.

Вторая фаза предполагает выбор такого способа достройки рисунка, такого расчленения на простые фигуры, чтобы как можно легче определить площадь каждой.

Третья фаза - реализация самой идеи и практическое определение площади каждой фигуры, а затем и всей фигуры.

Этот пример иллюстрирует тот факт, что творчество надо понимать как механизм продуктивного развития, где центральным звеном является интуиция, подсознательная работа. Интуиция трактуется как отражение подсознательной деятельности, которая превалирует в первой фазе творческой деятельности.

Отдельные специалисты считают, что процесс творчества может быть алгоритмізованим. Автор такого алгоритма (его сокращенно называют АРВЗ - алгоритм решения изобретательских задач) Г.С.Альтшуллер считает, что такой алгоритм изобретателю-начинающему очень нужен, он помогает собраться с мыслями, указывает направление для поисков.

Формирование опыта осуществления творческой деятельности, как мы уже упоминали выше, связано с развитием способностей человека.

По мнению академика В. Обручева, способности, как и мускулы, растут только в случае тренировки, хотя понятно, что факт природной одаренности человека является неоспоримым. Художник І.Рєпін, начав в три года вырезать лошадок из бумаги, в шесть лет прекрасно рисовал акварелью. Моцарт, начав играть в три года на клавесине, уже в 12 лет написал свою первую оперу. С. Прокофьев, известный российский композитор, создал свои первые музыкальные произведения в восемь лет, а И. Ньютон уже в семилетнем возрасте конструировал сравнительно сложные механизмы.

Для развития творческих задатков учащихся большую пользу дают так называемые конструкторские задачи, рассчитанные на длительное время выполнения. Одна из их особенностей заключается в том, что они в большинстве своем могут иметь несколько решений, справедливость которых не всегда очевидна. Регулярное применение приводит к развитию способностей школьников, к интуитивной догадки. Кроме того, создают в них важную психическую установку: знания нужны не для того, чтобы их запомнить, а для объяснения незнакомых явлений, выяснения механизма их течения, для получения новых знаний.

В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет их активность. Поэтому нужно использовать все средства, чтобы перейти от творческих упражнений к стимулирования творческой активности учащихся. Этому способствуют экскурсии на производство, домашние задания исследовательского и конструкторского характера, факультативные занятия, а также творческая деятельность в кружках, выступления с докладами, конструирование приборов, исследования явлений природы и техники, участие в работе МАНу.

Особое значение для развития творческих способностей учащихся имеет грамотная реализация школой базового учебного плана, особенно его школьного, вариативного компонента.

Введение большого количества учебных курсов по выбору, т.е. усиление их тематического разнообразия, объективно способствуют тому, что большинство учеников будут полностью удовлетворять свои намерения в узкой учебной специализации. А эта специализация, особенно на второй ступени обучения, вместе с серьезной общеобразовательной подготовкой, создает важную основу для развития творческих способностей учащихся.

Итог. Знания - продукт человеческой деятельности, и в нем, как и в любом другом, воплощенная и деятельность, которая привела к появлению этих знаний. Овладение этой деятельностью существенно облегчает хранение полученной человеком информации. Однако применение знаний в типичной ситуации - это лишь необходимый этап в усвоении знаний, возникает необходимость передачи еще и опыта творческой деятельности, развития задатков, способностей, формирование интересов и наклонностей учить. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности - это в первую очередь формирование у них психологической готовности к применению знаний в нетипичных ситуациях.



Назад