Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Эмоционально-оценочное отношение человека к окружающей действительности как категория выражение целей обучения


Отношение человека к окружающей действительности. Эмоционально-оценочное отношение человека к окружающей действительности - пятый элемент социального опыта, который передается младшему поколению. Выясним, что он означает.

Известно, что философия рассматривает сознание как способность человека отражать, т.е. познавать объективную действительность. Предметы и явления объективной действительности, действующие на органы чувств, вызывают у них чувство. Начавшись с ощущения, познание человеком внешнего мира идет от самой простой до самой сложной его формы.

Способность отражать объективную действительность имеют не только люди. Такой способностью обладают и другие живые существа. Но способность отражать действительность и проявлять свое отношение к ней присуща только людям. У животных отношение к окружению нет. Тваринане "относится" ни к чему, для животного его отношение к другим не существует как отношение.

Только человек, вступая во взаимоотношения с природой и другими людьми, начинает осознавать, что она является членом общества.

ее самосознание - это и есть осознание самого себя в своих ставленнях к внешнего мира и других людей.

В способности человека выделять себя из окружающего мира и создавать представление "я" и "не я" І.М.Сеченов придавал большое значение так называемым системным ощущениям, связанным с внутренними системами организма человека. І.П.Пашюв выяснил механизм двигательных ощущений, отражающие в мозгу движения всех органов нашего тела.

Большие полушария коры головного мозга является совокупностью анализаторов, с одной стороны, для анализа внешнего мира, а с другой - для анализа внутренних явлений. Он доказал, что в коре мозга вместе с грандиозным представительством внешнего мира существует и представительство внутреннего мира. Ученики ученого доказали, что представительство в коре мозга внутреннего мира осуществляется в форме создания условных рефлексов на внутренние органы чувств. А это означает, что кора отражает не только внешний, но и внутренний мир. Воздействуя на внутренние органы, управляя их деятельностью, кора мозга осуществляет анализ внутренних состояний организма. Это и помогает человеку выделять себя из окружения, познавать себя.

За Павловым, наша нервная система является такой, которая сама регулирует, сама себя поддерживает, восстанавливает, исправляет и даже совершенствует.

Познавая себя, человек прежде всего познает строение своего тела и функции его отдельных органов. Осознавая свою психику, человек прежде всего осознает свои психические процессы, то есть свое восприятие, свою память, свое внимание, свою речь, мышление, осознает особенности своей психики, которые отличают ее от других.

Этими особенностями являются наблюдательность, любознательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, трудолюбие, способности, темперамент, характер, интересы, идеалы, убеждения и т.д. По-разному выражены в различных людей, они дают возможность каждому человеку устанавливать правильные взаимоотношения с окружением.

Предметом сознания человека является его организм, его психика, его действия и поступки, ее мотивы и цели, ее отношение к другим людям, отношение к самой

себя.

Именно через это у нее возникают реакции (и не только у человека) на воздействия внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженное субъективное окраску. Это - эмоции. Они связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей.

Составляющие эмоционально-оценочных норм. Отражение в сознании человека его отношение к действительности, которое возникает в случае удовлетворения или неудовлетворения высших нужд в течение длительного времени - это чувство. Таким образом в структуру культуры, которая передается младшему поколению, входят не только знания, умения и навыки, но и эмоционально-оценочные
нормы. их сердцевиной является отношение к себе, к другим, к обществу, к;
природы.

Изучая литературу и историю, анализируя тот или иной художественный*! произведение, описывая того или иного героя или исторический факт, рациональная! сфера, сфера мышления человека не полностью привлечена к работе. Ведь в целом речь ведут о вещи хорошо известны учащимся из их быта, из их практики, жизненного опыта.

Читая тот или иной исторический произведение о те или иные военные действия ученики-старшеклассники без особых умственных напряжений охватывают воображением фрагменты боя, их знаний и жизненного опыта достаточно,' чтобы все это представить. Но дело не в том, чтобы усвоить ту или иную информацию. Речь идет о том, что каждый ставит себя на место этих действий участников.

Конечно, здесь срабатывают эмоции, чувства, что как инструмент
влияют на выработку собственного ученического отношение к ветеранам
войны, до тех, кто погиб в этой войне, чувство ненависти к захватчикам; и т.д.

Понятно, что такие ситуации, как описано выше, в первую очередь обеспечивают передачу эмоционально-оценочного опыта старших, выработки эмоционально-оценочного отношения к тем или других событий, фактов, явлений.

Нет оснований считать, что только на предметы гуманитарного цикла возложена задача формирования эмоционально-оценочных норм поведения молодого поколения. Есть много возможностей и в предметов физико-математического и других циклов. Рассмотрим пример из физики. Ученик выполняет экспериментальную задачу на определение ускорение, с которым шарик скатывается по наклонной плоскости длиной 100 см. Установив метроном так, чтобы он отбивал секунды, и, подобрав угол наклона плоскости так, чтобы шарик расстояние в 100 см прошла за одну секунду,

ученик, пользуясь формулой а - - - в 5 определяет ускорение шарики. Или нечто ему говорит полученный результат а = 200 см/с2 ? Абсолютно ничего.

Но продолжим задачи и его выполнения. Ученику нужно другим способом проверить правильность полученного результата. Для этого он может воспользоваться наклонной плоскостью и формуле

а - - (ускорение шарики равна произведению ускорение свободного

падение на высоту наклонной плоскости, разделенной на длину этой плоскости). Подставив в эту формулу значения а=200 см/с2; 8= 1000 см/с2; / = 100 см, он определяет величину Ь и с помощью линейки измеряет высоту наклонной плоскости, в реальных условиях испытания убеждается, что она такая же, как и расчетная. А это означает, что ускорение действительно равна 200см/с2. После выполнения этого ученик доволен от того, что он нечто знает и умеет, следовательно, возникает вера в собственные силы. Ученик убеждается в истинности полученных знаний, утверждается вера в силу науки. Как видим, вторая часть экспериментальной работы, кроме привлечения рациональной сферы ученика, максимально возможной степени включила эмоционально-чувственную сферу в деятельность, что обеспечило единство действий обеих сфер и получения исключительно важного учебного и воспитательного эффекта.

К такому самого учебно-воспитательного эффекта приходим во время аналогичного проведения лабораторных работ по физике и химии, при решении одной и той же задачи по физике, химии или математики различными способами и методами.

Конечно, такие задачи требуют значительных затрат учебного времени. Однако если учитель хочет, чтобы у его воспитанников не формировалось технократическое мышление, то он должен использовать такие подходы к организации учебно-воспитательного процесса, которые бы привлекали к работе не только рациональную сферу мышления, но и в не меньшей степени - эмоционально-волевую, обеспечивая их единство.

Сегодня технократический тип мышления стал реальной силой, отыграв не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Технократическое мышление не является органической чертой представителей технических знаний. Оно может быть свойственно и учителю-предметнику, и воспитателю, и представителю искусства, и политическому деятелю.

Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются верховенство средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники сверхчеловеком и ее ценностями. Для него не существует категорий морали, совести, человеческих переживаний, человеческого достоинства. Для него человек - программируемый компонент системы, объект разнообразных манипуляций. В аспекте выделение эмоционально-оценочных норм, которые должны передаваться молодому поколению, важное место принадлежит культурно-исторической составляющей. В содержании образования сегодня логический компонент существенно превалирует над культурно-исторической и социокультурной составляющей знаний. Как следствие, образование теряет культурный, моральный и предметно-деятельностный контекст и смысл, а отсюда - проблема гуманизации образования.

Человек живет, строит свои отношения с жизнью сразу мыслями и чувствами в единстве. В перечень школьных предметов нет таких, которые бы в своем объекте предвидели это единство, кроме предметов искусства. Любая наука - это приоритет логики. Искусство - единство объективного и субъективного. Наука дает знания фактов и объективных законов организации объективной реальности. Искусство раскрывает, как человек | переживает свою связь с этим миром, как относится к закономерностей, реальных событий и фактов. Развитие человека идет не только путем раскрытия законов мира. Чрезвычайно важной формой связи человека с обществом и природой является переживания этих связей. И тут же: "личности ребенка ближе единство мысли и чувств, чем чистая мысль".

Передача молодому поколению большого художественного наследия как формы мышления.

Задача школы заключается в том, чтобы у каждого ее выпускника была сформирована потребность (радость) общение с культурой, а также был произведен высокий, истинный критерий в этом общении.

Второй аспект формирования эмоционально-оценочных норм - развитие чувств, эмоций ребенка. Опыт убеждает, что чем выше культура чувств человека в ее подъеме к духовным ценностям, тем выше моральный критерий личности, которым он руководствуется в крайне непредвиденных жизненных ситуациях.

Итог. Эмоционально-оценочное отношение человека к окружающей действительности тоже является категорией, в которой выражаются цели обучения. ее суть составляют эмоционально-чувственное отношение человека к объектов и явлений окружающей действительности, убеждение в истинности научных знаний и взгляды убеждения.



Назад