Главная

Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

8.11. Правобережная Украина. ЕЕ присоединения к украинских земель в составе Российской империи


Украинская государственность просуществовала на территории Правобережья с небольшими перерывами от 1648 до 1714 г. За эту территорию в XVIII веке продолжали вести борьбу Речь Посполитая, Российская империя вместе с зависимой от нее Гетманской государством, Турция и Крымское ханство. В начале века государственное жизни на правобережных землях подавлением агрессивных соседей почти приходит в упадок. В 1714 г. здесь восстанавливается власть Польши. В состав Речи Посполитой эта территория вошла изможденной, разрушенной, почти без населения, которое было частично истреблено во время неудачных казацких восстаний под руководством С Палия, частично переселено в 1711-1714 годах на Левобережье. На ее территории вновь начинается процесс колонизации и заселения. Польские власти воспроизводила тот общественный строй, который был здесь до начала восстания под предводительством Богдана Хмельницкого. Однако характерной чертой его социальной структуры была отсутствие казачества и казацкой старшины, которые сыграли ведущую роль в восстаниях конца XVII ст. Это затрудняло борьбу народных масс против реставрации магнатсько-шляхетского феодального гнета.
Главное место в восстановлении хозяйственной жизни в регионе принадлежало народной колонизации. В течение конца XVII - первой половины XVIII в. на Центральном и Восточном Подолье и Юго-Восточной Киевщине осели десятки тысяч переселенцев из Левобережной Украины, Галичины, Молдавского княжества и других регионов. Процесс восстановления экономики края растянулся на несколько десятилетий. Подавляющее большинство земель принадлежала польским магнатам и шляхте. Магнатське землевладения росло в основном за счет выделения феодалам королевских земель и принудительного сокращения крестьянских наделов. Часть земельного фонда Правобережья стала также достижением украинского крестьянства и казачества, в том числе на той территории более Днепром, которая по условиям «Вечного мира» должна была оставаться незаселенной нейтральной зоной.
Возвращаясь в своих родовых поместий, магнаты и шляхта объявляли так называемые «слободы», по которым крестьяне, которые селились на помещичьей земле, на определенное время освобождались от каких-либо повинностей. Введение «слободы» способствовало росту потока переселенцев и возрождению экономики края. Развитие мирового капиталистического рынка во времена позднего средневековья втягивал в свою сферу и хозяйства стран Восточной Европы, в том числе латифундии Правобережья, что экспортировали через порты Балтики продукты фильваркового производства. Однако не все помещичьи хозяйства в одинаковой степени были вовлечены в эти отношения. Вдоль XVIII в. сложились и сосуществовали три вида феодальных хозяйств: в первом преобладали «слободы», денежная рента (оброк) и продуктовый налог: во втором рядом с оброком вводился отработочная рента (барщина); в третьем - преобладала барщина. Положение крестьян ухудшалось, когда владельцы сдавали свои имения в аренду: арендаторы пытались получить от крестьян как можно больше прибыли. Осуществлялись и косвенные методы эксплуатации и эксплуатации. Особенно тяжелым было исключительное право господина на производство и продажу крепких алкогольных напитков. Феодалы заставляли крестьян покупать водку в их кабаках. Помещики имели также монополию на помол зерна, продажа дегтя, селитры. Окончания льготных лет на «слободах» вело К усилению личной зависимости и эксплуатации крестьянства и стало одной из причин нарастания антикріпосницького движения крестьян.
В экономической жизни Правобережья земледелие играло основную роль. Наряду с этим достаточно развитым было и животноводство. Сеяли такие традиционные культуры как рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, лен, конопля и др., разводили коров, быков, лошадей, свиней, овец и т.д. Города Правобережья в значительной мере зависели от магнатов. Здесь находился значительный слой поселенцев-мещан, которые занимались земледелием, и поэтому большинство городов здесь не стали выдающимися торгово-ремесленными центрами, хотя постепенно все больше жителей занимались промыслами, ремеслами и торговлей. В конце XVII! в. возникают мануфактуры в Тульчине, Немирове, Чуднове, Жахновці, Корсуне и других городах и местечках. В частности, на Немировской ткацкой мануфактуре в 80-90-х годах работало около 300 человек. В 1795 г. на Волыни насчитывалось 18 мануфактуры по производству поташа. На конец XVIII ст. Правобережья уже славился производством сукна, оружия, стекла, кожаных изделий и т.д.
Постепенно росла внешняя и внутренняя торговля. В частности, транзитную торговлю через Правобережья в страны Западной Европы и на Балканы вели купцы России, Левобережной и Слободской Украины. Распространялись связи правобережных хозяйств со странами Востока. Но возникают и отрицательные моменты: по ряду экономических и политических причин падают объемы вывоза хлеба через главный для того времени балтийский порт - Гданьск. Шли поиски новых путей вывоза хлеба через черноморские порты, но это требовало времени, вредило развития торговли и ухудшало общее экономическое состояние.
Постепенно польское правительство восстанавливает на Правобережье воєводсько-уездный административное деление в составе Киевского, Брацлавского, Волынского и Подольского воеводства. Ими управляли воеводы, власть которых со временем уменьшалась, и одновременно усиливали свое влияние воеводские сеймики, состоявшие из магнатов и местной шляхты. Польская государственно-административная власть была слабой и не могла обеспечить эффективного управления Правобережной Украиной. К тому же и польские войска насчитывали здесь всего 4-6 тыс. человек. В то же время надворная милиция каждого из местных магнатов имела по 2-3 тыс. человек. Поэтому политику в отношении местного населения определяли магнаты, что не способствовало нормализации польско-украинских отношений. Эта проблема со временем все больше обострялась.
Уже в начале XVIII в. политическая анархия в Речи Посполитой, жестокая эксплуатация крестьянства и произвола польских панов и евреев-арендаторов, соединявшихся с религиозным фанатизмом польской шляхты, вызвали широкий повстанческое движение гайдамаков (в тюркских языках означает - разбойник, грабитель). Так поляки называли украинских крестьян, городскую бедноту и казаков, бежавшие из частных магнатских военных формирований, объединялись в повстанческие отряды, которые часто возглавляли запорожские казаки. Сначала гайдамацкие отряды были небольшими и вели борьбу разрозненно, грабя помещичьи имения, уничтожая ненавистных угнетателей. Выступления были стихийными, без четких политических целей. Но впоследствии это движение приобрело массовый, антикріпосницького характера. Гайдамаки не нападали на крестьян, мещан и казаков и пользовались поддержкой народных масс. Гайдамаки получали неофициальную поддержку и помощь также из боя, Запорожской Сечи, Гетманского государства, встречали симпатию в среде православного духовенства, которое видело в них борцов против унии, которая снова насаждалась польским католичеством. Поляки ненавидели «схизматиков», которые были верными православию. Православная церковь не выдерживала борьбы с лучше организованной униатской церковью. Почти все крупные центры православия на Правобережье постепенно переходят в руки униатов. В 1721 г. стала униатской главная святыня Волыни - Почаевский монастырь, в 1725 - Кременецкий и др. Усиление крепостничества, преследования православной веры, разгром православных церквей, принудительное окатоличивания украинского населения привели к обострению освободительной и антифеодальной борьбы гайдамаков. Состоялось несколько крупных массовых народных выступлений. Первое проявление народного недовольства состоялся в 1734 г. Восстание охватило территорию Киевщины, Брацлавщины, Волыни, Подолья, отдельных районов Галичины. Было захвачено много городов и городков. В 1750 г. разразилось такое же восстание, но оба движения были подавлены польской шляхтой и российскими войсками. "Софокл" - бюро переводов
Наибольшего размаха гайдамацкий движение вступил в 1768 г. Восстание получило название «Колиивщина» (от слов - кругов, колоть, резать - «путей»). Это сельско-казацкое восстание своим грозным характеру и масштабам значительно превзошел предыдущие восстания. В нем наряду с социальными мотивами большую роль играли религиозные. Католические иерархи при содействии польской власти и фанатичных католиков в войсках вели в это время ожесточенное наступление на православную церковь. Польский митрополит Володкевич, его представитель Мокрицкий преследовали, жестоко издевались из православных священников, особенно сельского духовенства. За малейшую провинность их сажали в тюрьмы и немилосердно били розгами и унижали. Все это создало атмосферу ненависти и готовности к восстанию. В борьбе с наступлением католичества быстро выделился боевым характером, энергичностью, настойчивостью игумен Мотронинского монастыря Мелхісидек Значко-Яворский. Он имел связи с запорожцами и поддерживал идею восстания против польского господства на Правобережье. В монастыре сосредоточивались повстанцы, организуясь и вооружаясь. Ускорили восстания несогласия среди польской шляхты и вступление российских войск на Правобережье. Это было связано с тем, что в 1768 г. под давлением царского правительства польский король С.Понятовський подписал с правительством Росы договор об уравнивании протестантов и православных в политических правах с католиками. Против этого выступили шляхта, магнаты, создав конфедерации (объединения), сильнейшим из которых была в городе Бар (Барская). Шляхтичи развернули крестовый поход против «схизматиков». Польское правительство, не имея войск для подавления выступления Барской конфедерации, обратился за помощью к России. Корпус российских войск вступил на Правобережье и начал разгонять конфедератов.
Среди украинских крестьян распространился слух, будто царица Екатерина II издала «Золотую грамоту» с призывом к крестьян бить польскую шляхту. Они считали, что выступают за дело короля, против господ. Восстание быстро охватывало все новые районы Правобережья, где действовало около 30 отрядов.
Во главе восстания стал запорожец Максим Железняк, который в 1767 г. появился в Мотронинському монастыре. Здесь он собрал большой отряд казаков, которые хотя и не входили в запорожских регулярных войск, а батрачили в зимовниках и на рыбных промыслах, однако прошли «школу» Запорожье. Игумен Мотронинского монастыря Мелхісидек Значко-Яворский благословил восстания и рукоположил ножи. Отряд Зализняка совершил поход через Смелу, Черкассы, Корсунь, Канев и Лисянку в центральные районы Правобережья. Восставшие убивали шляхтичей, арендаторов-евреев и вливались в отрядов Зализняка.
Центральным событием восстание было взятие повстанцами одной из крупнейших крепостей Правобережья - Умани, которая принадлежала семье польских магнатов Потоцких. Когда восставшие подошли к Умани, на их сторону перешла главная сила защиты города - казацкая милиция, которой ко-мандував сотник Иван Гонта. Гонта происходил из семьи крестьянина-крепостного крестьянина из села Россошки на Уманщине (теперь Христиновского г-ну Черкасской обл.) За свою долголетнюю службу он получил от Потоцких два села, что давали ему большой на те времена доход. Переход Гонты на сторону Зализняка произошел в результате того, что он убедился в преданности руководителя повстанцев идеалам освобождения крестьян от крепостного права, восстановления казачества и обороны православной веры.
Взятие Умани сопровождалось грабежами и жестоким уничтожением польских шляхтичей, евреев, ростовщиков и ксендзов. Победители собрали в Умани совет, на котором Зализняка провозглашен гетманом, а Гонта - уманским полковником. Уманщину поделили на сотни, как было с казацких времен, а униатам предложили или принять православие, или покинуть край. Охватив Киевщину и Брацлавщину, восстания, что все больше разгоралось антикріпосницького характера, распространялось в Восточной Галиции, Подолье, грозя перевернуться на территорию Польши и Российской империи. Это вызвало тревогу у российского и польского правительств. При таких условиях царское военное командование, которое сначала загравало с восставшими, в июне 1768 г. обманом захватил руководителей повстанцев и их лагерь, а позже разбили остальных отрядов на Правобережье. Зализняка и запорожских казаков как российских подданных судил российский суд, согласно приговорам которого они были наказаны розгами и высланы в Сибирь. Гонта и его сторонников как польских подданных судил польский суд, который отличался необычайной жестокостью. Особенно яростно наказывал повстанцев польский генерал Стемпковский, штаб которого стоял в Кодне под Житомиром. Там погибло более 3 тыс. украинцев. На другом суде в селе Сербах, недалеко от Могилева на Днестре, две недели бенкетуюча шляхта наслаждалась зрелищем кровавой казни гайдамаков. Особенно ужасных пыток потерпел Гонта: из него были срезаны полосы кожи, затем он был изрубленный на части, голову его прибили гвоздями к воротам Могилева. Так жестоко польская шляхта и русский царизм расправились с повстанцами, которые боролись за возрождение государственности и казачества на Правобережье, объединение украинских земель, ликвидацию нового наступления польского крепостничества и католичества. Это восстание, несмотря на поражение, ослабило шляхетский режим в Польше и натиск феодализма на украинское крестьянство.
После Колиивщины процесс упадка польской шляхетской государства ускорился. Этим воспользовались ее соседи, в первую очередь Россия и Пруссия, а также Австрия, которые давно уже смотрели на польские области как на свою будущую добычу, постоянно вмешивались в ее внутренние дела. В 1772 г. проведен первый разделение части польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. В состав Российской империи отошла восточная часть Беларуси. Галичину захватила Австрия, включив ее в состав своей территории под названием Галиции и Лодомерии (Галичины и Володимирщини). В 1774 г. Австрия оккупировала Буковину, освобожденную русскими войсками от турецкого гнета. Еще раньше, в конце XVII в., власти Австрии распространилась на Закарпатье. Теперь к притеснениям польских, венгерских, румынских, молдавских и украинских феодалов прибавилось угнетения правящих кругов Австрии, которые поддерживали польских помещиков, проводили политику насильственного онемечивание населения.
В 1793 г. Пруссия и Россия провели второй раздел Польши. Правобережные Украинские земли были воссоединены с другими украинскими территориями в составе Российской империи. К ней отошла также восточная Белоруссия с Минском. В Польше распространяются патриотические настроения, разворачивается освободительное движение, которое возглавил Тадеуш Костюшко, однако он потерпел поражение.
В 1795 г. Россия, Пруссия и Австрия провели третий раздел Польши. В царской России были присоединены западная Белоруссия и западная Волынь, непосредственно польские земли захватили Пруссия и Австрия. Развал Польши был результатом антинародной политики магнатства, эгоизма и разнузданности шляхты. На Правобережье была создана российская система административного деления, на которую распространялось действие «Жалуваної грамоты» дворянству и российского законодательства. За счет конфискованных и государственных земель большие земельные наделы были выделены российским генералам, чиновникам, число которых постоянно росло. Положение народных масс почти не изменилось. Царизм возрождал православия, которое получило официальное признание власти. Уже в 1794-1795 гг. из унии в православное вероисповедание перешло миллион человек, в основном крестьян.
Освобождение Правобережья из-под власти Польши и воссоединения его с Левобережьем и другими украинскими землями в единое целое способствовало некоторому ускорению развития производительных сил, укреплению экономических и культурных связей между отдельными украинскими землями и поэтому в целом мало, прогрессивный характер.


Назад