Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

8.13. Культура Украины в XVIII ст.


Развитие духовной жизни украинского народа в XVIII в. происходил в разных регионах по-разному. До конца второй трети XVIII ст., то есть к ликвидации Гетманщины, которая в определенной степени защищала украинскую культуру, духовную жизнь Левобережья развивалось в более благоприятных условиях. Близким к нему культурной жизнью жила Слобожанщина, позже - Юг Украины. Продолжая национально-государственные традиции Киевской Руси, Галицкой государства, Киевского и других княжеств Литовской суток, Гетманская государство обеспечивало части украинского народа достаточно широкие возможности строить свою жизнь и культуру за собственными предпочтениями. Украинское казачество, казацкое государство своей деятельностью, самим существованием оберегала украинскую народность от культурно-национальной ассимиляции соседними народами: близким по культурой польским, единственным за религией - российским.
В то же время ряд регионов Украины в начале XVIII в. находились в составе различных государств. Лишь в конце XVIII века Правобережья и Юг Украины были присоединены к Российской империи, куда уже входили Левобережья и Слобожанщина. Однако Восточная Галичина до середины 70-х годов находилась в колониальном владении Польши, а с конца XVIII в. вместе с Северной Буковиной и Закарпатьем - под властью Австрийской империи. В российской части Украины разворачивался процесс русификации, в Западной Украине - полонизации, онемечивание и мадьяризации. Обе монархии - австрийская и русская пытались ограничить национально-культурное развитие, денационализировать украинское население, лишить его своей культуры и уничтожить украинский язык.
Одновременно с Украины в Россию відтягувалося много интеллигенции, преимущественно воспитанников Киево-Могилянской академии, выдающихся деятелей церкви. Все они проводили большую культурно-образовательную и научную деятельность. Например, в Слов'-греко-латинской академии в Москве с 1701 по 1762 гг. работало 95 профессоров из Киево-Могилянской академии, а с 21 ректора - 18 были могилянцами. В XVIII в. практически не было ни одного участка культуры в России, на которой бы не сказалось влияние украинской культуры. А это определенного мере обезкровлювало, ослабляло духовное развитие украинского народа.
В XVIII ст. в Украине вся система религиозных организаций, православных и униатских, продолжала быть фундаментом духовной жизни украинского народа. Наряду с этим православная церковь, подчиненная российском царизма, постепенно становилась орудием русификации украинцев. Грамоты царей и московского патриарха в конце XVII ст., когда произошло подчинение им украинской православной церкви, обещали ей широкую автономию и сохранения традиций. Однако царизм нарушал и в этой сфере все свои обещания, ограничивал и душил украинскую церковь.
В 1721 г. по приказу Петра И русский патриархат был уничтожен и создан коллективный руководящий орган церкви - синод, во главе которого стоял царь. В 1722 г. по его приказу руководителем украинской церкви был назначен Вонятович, но не в сане митрополита, а архиепископа, чем вся церковь Украины была снижена до обычной региональной епархии в Российской империи. Все попытки Вонятовича восстановить украинскую митрополию завершились неудачей, а он подвергся репрессиям и ареста. Только в 1742 г. украинская иерархия вернула себе сан митрополита.
Итак, в конце XVIII в. руководство украинской церкви окончательно перешло из ласковых рук царгородських патриархов к деспотическим русских царей, светских людей, что делали религию политическим делом реакционного русского монархизма. В XVIII ст. 60 лет церковью управляли женщины, из которых две - Екатерина i И Екатерина II - немки. По указаниям российских императоров были ликвидированы все особенности украинской церкви (в обычаях проведения церковной службы, в праздниках, чтении богослужебных книг и др.) - она была унифицирована с российской. Почти все украинские богослужебные книги уничтожались, заменялись московскими, а типографии украинских монастырей имели печатать книги по московскому образцу. Вводился запрет на украинские переводы священного писания, строительство церквей в украинском стиле и др. На высокие церковные должности правительство назначал только россиян или денационализированных украинцев.
Одновременно царизм ухудшил и материальное положение украинской церкви. В 1786 г. по указанию Екатерины II правительство осуществляет секуляризация монастырских имений и забирает их земли вместе с крестьянами, которые там проживали. Только в киевских монастырей (Киево-Печерская лавра и др.) отобрано 50 тыс. крестьян. Значительная часть монастырей была закрыта, а остальные перешла на скупое содержание правительства. Эта реформа негативно сказалась на школьном деле и печати, которые были тесно связаны с монастырями. Это был очень жестокий удар по Киево-Могилянской академии, лишенной теперь своей материальной базы, и по всей украинской культуре.
Положение униатской церкви на Правобережье и в Галичине во второй половине XVII в. характеризовалось нестабильностью, вызванной восстаниями крестьянских и казачьих масс, что видели в ней уполномоченных польской верхушки. В начале XVIII в. ситуация меняется. Униатская церковь значительно укрепила свои позиции на Правобережной Украине. И здесь, и в Галичине и на Волыни обостряются ее отношения с католической церковью. Это было связано с тем, что для поляков национальный вопрос стоял выше, чем религиозное, и в своей антиукраинской политике польское правительство не мог опираться на униатов. Последние должны были пользоваться польском языке, выполнять католические обряды, чем были очень недовольны. Постепенно униаты создают свои учебные заведения, среди которых важную роль играли школы в Умани и Свободно. Однако значительная часть украинского населения враждебно относилась к униатам: во время «Колиивщины» было убито около 300 униатских священников, а также всех членов Василианского монастыря и учеников его школы в Умани. Причиной этой трагедии следует считать бездарность и эгоизм польской верхушки, что слепо ненавидела украинцев, раздувала жестокость и вражду против них, а также лицемерную, дворушну политике русского царизма. Со времени первого раздела Польши на Правобережье разворачивается борьба за возвращение населения в православие.
После третьего раздела Польши этот процесс быстро нарастает. Екатерина II издает ряд указов, требуя от украинцев-униатов возвращения в православие. В результате в лоно православной церкви вернулось 2300 церквей, были ликвидированы все василианские (униатские) монастыре. Однако польские помещики имели прочную поддержку со стороны царского правительства в борьбе против крестьянства и жестоко им мстили за выход из унии. Это привело к дальнейшему ухудшению положения крестьян, перешедших в православие. В начале XVIII в. в Галичине после долгой борьбы польским правительством была окончательно утверждена уния. Однако, приняв ее, галицкое населения твердо придерживалось своих восточных обрядов, считая их национальной святыней, и не подвергалось латинизации. Под руководством нескольких энергичных епископов греко-католическая церковь сложилась в отдельную религиозную организацию, отличную и от православия, и от католичества. Начинается подъем культурного уровня низшего духовенства, разворачивается его образовательная деятельность. За короткое время население Галичины привыкло к унии, признало ее за свою национальную церковь и защитника своих национальных интересов.
Во второй половине XVII в. уния проникает и в Закарпатье. Однако к концу XVIII в. православная религия занимает прочные позиции в Мармароской округе. После перехода Закарпатья во власть Австріїїї правительство провело ряд реформ, что значительно улучшило положение униатского духовенства. Оно зрівнювалося в правах с римско-католическим. В 1784 г. учреждается греко-католическая семинария. Униатская церковь укрепилась и усилила свою культурно-религиозную активность.
На Буковине при поддержке православной Молдавии в XVIII в. православная церковь сохранила свои господствующие позиции. Таким образом, российский царизм, подчинив себе украинскую православную церковь, превратил ее в орудие русификации. В то же время униатская церковь Галичины и Закарпатья, благодаря независимости от польского, а затем и австрийского правительств, становилась защитником национальных интересов украинцев Западной и Закарпатской Украины. Но и в сфере деятельности православной церкви, и в регионах с преобладающим униатством религия была идеологической основой культуры. В то же время в обществе постепенно усиливается роль философии, естественных наук, художественной литературы и их отделения от теологии.
Украинская культура имела от предыдущих времен значительное духовное наследие, традиции, ее флагманом продолжала быть Киево-Могилянская академия, которая одновременно действовала как передовой и важнейший орган научного, культурного, а также религиозной жизни. Под ее влиянием в XVIII в. были открыты коллегиумы в Чернигове (1700 г.), Харькове (1727 г.) и Переяславе (1738 г.).
В Западной Украине в 1784 г. был основан Львовский университет, однако он действовал как польский орган образования. В крупных городах - Львове, Дрогобыче, Бродах, Стрые - некоторое время еще существовали братские школы, но уже в середине XVIII в. они ветшают. Во второй половине века появляются гимназии в Кремянце, Владимир-Волынском и Черновцах, семинария в Мукачево. XVIII в. характеризуется высоким уровнем развития народного образования в Украине. Почти во всех городах и селах Левобережной Украины и Слобожанщины действовали начальные школы - на Левобережье их было 866, на Слобожанщине - 129, то есть одна школа приходилась примерно на тысячу человек населения. Во всех полковых городах существовали большие школы, где учились тысячи детей. Многие школы было при церквях (епархиальные). Большинство заведений содержались на средства населения, а учительствовали в них странствующие дьяки. Количество начальных и других школ до конца XVIII в. в Украине росла. Однако царизм и крепостничество разворачивают наступление на украинскую культуру и народное образование приходит в упадок. Да и крепостные крестьяне имели все меньше возможностей обучать своих детей: феодалы смотрели на них, как на «быдло», держали в бедности, загружали детей работой. Поэтому уже в 1875 г. на 6730 чел. Население приходилась всего одна школа. Таким образом, украинская народная образование, созданная усилиями церкви, интеллигенции, передовых кругов казачества и крестьянства в Гетманщине и Слобожанщине, в первой половине XIX в. была подавлена русским царизмом.
В 1786 г. царское правительство одобрило «Устав народным училищам в Российской империи», по которым создавались два типа училищ: малые - двухлетние, в которых учеников обучали основам православной веры читать, писать и считать, и главные - пятилетние, которые по своей программе были тогдашними средними школами. В 1801 г. в украинских губерниях действовало 8 главных и 17 малых народных училищ, в которых обучалось около 3,5 тыс. детей. В конце XVIII в. среднее образование российской Украины укрепляется. В селах Правобережья и Галичины тоже существовали украинские начальные школы, содержавшихся за счет населения. Польское правительство поддерживало иезуитские коллегии, где преподавание мало преимущественно богословский католический характер. После присоединения Галичины в Австрии правительство этой страны провел школьную реформу, и обучение в школах начали проводить на немецком языке. Позже контроль за обучением был передан римско-католической церкви, и в школах воцарилась польский язык. Лишь в небольшом количестве школ руководству униатской церкви удалось ввести украинский язык обучения.
Состояние образования в Северной Буковине был хуже, чем в Галичине. Там действовали начальные школы, которые содержались за средства населения, но в небольшом количестве. После присоединения Буковины к Австрийской империи здесь распространяются немецкие, румынские и польские школы. Количество народных школ начала уменьшаться, потому что местное украинское население не желало обучать детей в чужих школах. В 1792 г. действовало 32 народные школы, а на начало XIX ст. - 15, и среди них ни одной украинской. На Закарпатье начальное образование развивалась более высокими темпами, и в конце XVIII ст., благодаря активному содействию униатской церкви, школьная дело достигла значительных успехов: в этом небольшом регионе действовало более 300 украинских школ, и их число продолжало расти.
В Галичине существовали пяти и шестикласні средние школы с латинским языком обучения. С присоединением Галичины в Австрии создается пять средних школ-гимназий. На Буковине первые школы появились лишь в конце XVIII ст. - в Черновцах и Сучаве с немецким языком преподавания.
Духовным центром всей Украины был Киев с его Могилянской академией. Академия была центром образования и культуры, общественной мысли Украины. Она подготовила целую плеяду ученых, писателей, педагогов, церковных, общественно-политических деятелей, которые главную цель своей деятельности видели в просвещении народа, его служении интересам. Оставаясь верной лучшим традициям, академия принимала молодежь разных состояний и разных стран. ее воспитанники открывали школы, основывали библиотеки, способствовали развитию науки, литературы, искусства не только в Украине, но и России, Белоруссии, Сербии. Обучение в академии основывалось на идеях гуманизма и просвещения.
Влияние Киево-Могилянской академии как центра интеллектуальной жизни был чрезвычайно ощутимым в каждой отрасли культуры. В академии изучались украинская книжная, старославянский, греческий, латинский и польский языки, арифметика и катехизис, нотный пение. Вещатели много работали над совершенствованием языка украинского народа. На русском языке пишутся летописи, состоят судебные и государственные акты, ведется официальная переписка.
В XVIII в. усиливается влияние немецкого и французского языков. Широкими были знания греческого и латыни. Многоязычность, основательные филологические знания были признаком каждого культурного человека. Студенты, выходцы из разных стран, свободно общались между собой. В академических и частных библиотеках предоставлялась в оригиналах богословская, научная, художественная литература. В академии традиционно уважалась и развивалась поэзия, чему способствовало появление специальных пособий - поетик и риторик, написанных преподавателями. Складываются определенные поэтические традиции: литературные диспуты, конкурсы, присуждение звания лавроносного поэта и т.д.
Воспитанники академии создавали вокруг себя ячейки и кружки: Г. Сковорода - в Харькове и Полтаве, І.Максимович - в Чернигове, С. Яворский, Ф. Прокопович и ряд других - в Москве, Г. Конисский - в Белоруссии, Г. Козачинский - в Сербии. Академия была основной школой философских знаний. ее воспитанники высказывали смелые и прогрессивные для того времени взгляды, доказывали, что разум усовершенствует мир. Ф. Прокопович после окончания академии учился в Риме, затем преподавал в Могилянской академии философию, риторику, богословия и математику, был ее ректором. В 1716 г. по приказу Петра И он прибыл в Петербург, где стал руководителем церкви Российской империи. Пропагандировал учение Декарта, Локка, Бэкона, первым в Украине признал систему Коперника и учение Галилея, высказал мнение о единстве мира на основе его материальности.
Значительное место в развитии философской мысли, науки и литературы принадлежит Григорию Сковороде (1722-1794 гг.). Получив образование в Киевской академии, он преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах, но через преследования оставил эту деятельность и последние 25 лет своей жизни путешествовал Украиной. Он переходил от села до села, встречался с простым людом, учил детей, проповедовал свои взгляды и распространял знания. Создал много стихов, песен, драм, комедий, философских произведений, которые передавались устно и в рукописях. Опубликованы после смерти автора, они составляют два больших тома: философские трактаты и диалоги, сборники стихов и песен, басни, правовые переводы, письма, афоризмы и др. В центре его теорий и идей - человек. Сковорода особенно превозносит трудящегося человека. Путь к счастью он видел в самопознании, самовоспитании и труда. Поэт пропагандировал высокую мораль, неподкупность, искренность. Клеймил светских и духовных эксплуататоров, стяжателей, карьеристов, проходимцев, которые были виновниками народных страданий, угнетения и войн.
Усилиями ученых академии ускоряется процесс накопления исторических знаний и развитие исторической мысли. Выдающимися историческими произведениями своего времени следует считать летописи, авторами которых были Г. Грабянка и С. Величко, а также произведения Г. Полетики, П. Симоновского, В. Рубана и О. Рігельмана. их труда - это переход от летописания к собственно исторической науки, от хронологического перечня событий к их осмысления и трактовки.
В XVIII в. возрастает интерес к наук, имеющих практическое применение. Курсы лекций С. Яворницкого и Ф. Прокоповича содержали элементы астрономии, физики, биологии и медицины. Появляются курсы натурфилософии - предшественницы естествознания.
Арифметика и геометрия легли в основу курса математики Ф. Прокоповича, прочитанного им в 1707-1708 гг. в Киевской академии. Во второй половине XVIII в. были основаны классы чистой (алгебра, геометрия), а также смешанной математики, в которых преподавали гражданскую и военную архитектуру, механику, гідростатику, гидравлику и оптику.
В Киево-Могилянской академии студенты получали знания по медицине. Многие ее воспитанники стали известными медиками, основали лечебные заведения в Украине, России и Белоруссии. В 1787 г. в Єлизаветграді была открыта первая в Украине медицинская школа, где изучение медицины соединялось с лечением больных в госпитале.
В XVIII в. украинская художественная литература переживала значительные преобразования: на смену поэтическим и прозаическим произведениям, которые базировались на религиозных мотивах, приходит светская литература с сюжетами, взятыми из реальной жизни. Эти произведения пишутся в основном разговорным, а не книжным языком, что базировалась на старослов'янській. Литераторы черпали идеи, образы, поэтику, методы отражения действительности из богатого источника народного творчества. Исчезают такие широко распространенные жанры средневековой литературы, как жития, полемическая, ораторсько-проповедническая и паломническая проза, церковная поэзия, школьная драма. Зато появляются стихотворные произведения на исторические и бытовые темы, которые создавались преимущественно авторами из демократических слоев.
Выдающимся поэтом был К. Зиновьев, который заключил в 1700-1709 гг. сборник, в который вошло 370 стихов и свыше 1600 поговорок. Выдающимся был диалогический произведение «Разговор Великороссии с Малороссией», написанный в 1762 г. в Глухове канцеляристом Семеном Дівовичем. В нем раскрываются важнейшие события из истории Украины и ее взаимоотношения с Россией. Широкое распространение приобретают стихи-травестії (от франц. переодевать). В которых библейские персонажи одеты в народный костюм, говорят народным языком как обычные люди.
Продолжает развиваться народное творчество. В исторических песнях, балладах, легендах рассказывается о героической борьбе украинского народа против иноземных захватчиков и местных угнетателей. В народных песнях, отражалось тяжелую жизнь народа, особенно во времена крепостного права, ненависть к царей, бар, воля к борьбе за национальное и социальное освобождение. В театральном искусстве распространяется вертепный театр, своеобразный кукольный театр, в котором преобладали методы стихотворной сатиры и юмора. В 1789 г. в Харькове учреждается первый постоянный театр.
В духовной жизни украинского общества выдающееся место занимает музыкально-песенное творчество. В XVIII в. очаровательная украинская песня вызвала восхищение у многих странах мира. Возникают выдающиеся музыкальные центры - во Львове, Каменке, Стародубе, Нежине, Полтаве, Чернигове, Харькове и других городах. Музыкальной столицей Украины XVIII в. был Глухов - гетманская резиденция. Здесь действовала специальная музыкальная школа, в которой излагались вокальное пение, игра на скрипке, флейте и басах.
Одним из центров музыкальной жизни традиционно оставалась Киевская академия, в которой функционировали большая хоровая капелла и оркестр. Все торжества, важные события академической жизни, народные гуляния на площадях Киева сопровождались преимущественно хоровым пением и музыкой студентов. Капеллы и хоры в России также комплектовались преимущественно выходцами из Украины, часто могилянцами. Так, в 60-х годах XVIII в. половину хористов царской капеллы составляли украинцы. Киево-Могилянская академия воспитала многих талантливых композиторов, среди которых выделялись М. Березовский (1745-1777), А. Ведель (1767-1808), Д. Борт-нянський (1751-1825), произведения которых волнуют слушателей до нашего времени.
Широкое использование национальной, античной и европейской культурного наследия, распространение образования способствовали дальнейшему развитию архитектуры и изобразительного искусства. Здесь наблюдается переход от средневековых традиций национальных форм и лучших зарубежных образцов. Процветают школы иконописцев и граверов, крупнейшей из которых была школа при Киево-Печерской лавре. Действовали также малярные при Софийском соборе, Межигорском монастыре, при Троицко-архиве ильинского монастыря в Чернигове и др. Известны многочисленные образцы монументальной живописи в росписи Успенского собора, Троицкой надвратной церкви в Киево-Печерской лавре. В храмовых росписях важным элементом был так называемый ктиторский портрет. Так, в алтарній части Успенского собора Киево-Печерской лавры изображен 85 исторических лиц - от князей Киевской Руси до Петра i.
Большой популярностью среди жанров светского изобразительного искусства пользовался портретная живопись. Это изображение в основном представителей казацкой старшины - Б.хмельницкого, И. Мазепы, ученых И. Галятовского, Л. Барановича, Ф. Прокоповича. Продолжала распространяться графика. Школы графического искусства были в Киевской академии, Киево-Печерской лавре, в Чернигове и Львове. Это гравюры-панегирики и тезисы научных диспутов, печатные книги с многочисленными миниатюрами, в которых религиозные сюжеты тесно переплетаются со светскими.
В Украине продолжают развиваться народные художественные промыслы: резьба, керамика, ткачество, художественная вышивка и шитье, кафельное и гончарное производство, художественное литье, ювелирное искусство. В архитектуре сосуществуют разные стили, совершенствуется техника строительства.
Рядом с деревянными зданиями появляются каменные, все шире используются металлические детали и стекло. Перестраиваются и украшаются Киев, Чернигов, Глухов, Батурин, Харьков, Переяслав, Львов, Каменец-Подольский и Мукачево.
Значительное место в XVIII в. занимает культовое строительство, в котором, как и в светском, преобладал стиль так называемого украинского барокко. Большое количество духовных сооружений было возведено благодаря материальной помощи Ивана Мазепы. За 1697-1706 гг. он построил 12 храмов и около 20 церквей, реставрировал и перестроил Софийский собор и дом Могилянской академии.
В середине XVIII в. появляются выдающиеся памятники архитектуры: Андреевская церковь в Киеве (арх. В. Растрелли, И. Мичурин), собор св. Юра во Львове (арх. Мерети) и др. С 60-х годов XVIII в. на смену барокко приходит так называемый русский классицизм, для которого характерны были строгость и четкость архитектурных форм.
Ученые, религиозные деятели, литераторы Украины не стояли в стороне от мировой науки и культуры. Продолжалась традиция обучения украинской молодежи в университетах стран Европы. Возвращаясь в Украину, молодые ученые работали в разных учебных заведениях Украины и России, распространяя передовые европейские идеи.
Таким образом, XVIII в. было важным этапом в развитии украинской культуры, хотя русский монархический деспотизм все больше ограничивал ее. Постепенное преодоление средневековых догматов, распространения передовых идей гуманизма и раннего просвещения способствовали общему общественному прогрессу, подносили чувство национального достоинства, расширяли духовность. Развивалась культура как элитных социальных групп украинского общества, так и широких народных масс. Украинский народ в XVIII ст., как и в предыдущие века, сделал значительный вклад в мировую духовную сокровищницу, особенно в культуру славянских народов. Продолжалось формирование украинской нации, этническая консолидация украинцев, рост их национального самосознания. Происходило дальнейшее обогащение украинской народной речи, которая в творчестве И.котляревского превращается в литературную.
XVIII в. было периодом борьбы казачества и старшины за сохранение украинской государственности. И хотя украинскому народу через неблагоприятные внешнеполитические условия и острые социальные противоречия, слабую внутреннюю консолидацию не повезло удержать государственную самостоятельность, однако его лучшие представители пытались сохранить ее. Они продемонстрировали свое понимание устремлений украинского народа к независимости и стояли на уровне передовых европейских политических идей своего времени. Все это способствовало нарастанию новых волн борьбы за украинскую национальную дело в последующих веках.


Назад