Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

9.3. Начало национально-культурного возрождения


Русифікаторська политика царизма вызвала возмущение в Украине и ностальгию по казацко-гетманских временах. К этому побуждали и проявления пренебрежения царизма к украинской старшины, непосильные налоги, неэффективная политика правительства и бюрократизм.
С введением крепостничества на Украине много людей, боясь оказаться в крепостном состоянии, подают заявления с просьбой предоставить им дворянское звание. В 1790 г. стало известно, что в списках претендентов насчитывается 20 тыс. купцов, мещан, казаков, дворянских и государственных крестьян. Обнаружив это, Геральдическая комиссия в Петербурге вообще отказала бывшим украинским старшинам и чиновникам в праве на российское дворянство. В ответ возникает так называемое движение претендентов, которые основують свои притязания на исторически-правовых доказательствах и документах. Работа с архивными материалами вызывает интерес к истории казацкой Украины. Выделяется группа старшин, к которой входили отец и сын Полетишь, а также семьи Милорадовичей, Маркевичей, Чепов и многих других, которые считают свой труд по сбору документов, написание исторических очерков и исследований проявлением любви к Украине. Это движение охватывает большие группы украинских старшин и даже казаков, возбуждает интерес к украинской культуры, языка и истории.
В это же время в Украину проникают идеи народности, которые возникают в Европе под влиянием свободолюбивой атмосферы французской революции. Эта идея быстро распространилась среди славянских народов, вызвав интерес к своему народу, его жизни и быта, языка, литературы, фольклора, национальной истории. Появляются и произведения, которые свидетельствуют об эту заинтересованность. «Записки о Малороссии» Я. Марковича носила энциклопедический характер, освещая много вопросов этнографии и истории Украины. Эта работа положила начало целый ряд изданий такого характера в последующие годы. Настоящий переворот в культурной жизни Украины сделала «Энеида» и. Котляревского (1798 г.) - первое произведение новой украинской литературы, написанный народным языком. Произведение было глубоко укоренен в минувшую эпоху - казацкую сутки и свидетельствовал о тесную связь с народной памятью о казачестве.
Со временем среди украинского дворянства усиливается стремление к восстановлению своей автономной государства, все глубже осознается этническая отличие украинского народа, его традиций, жизни и быта, что особенно ярко проявилось в «Истории русов». Автор книги и время ее написания до сих пор неизвестны. Некоторые историки (О. Оглоблин и др.) считают, что она написана в Новгород-Северском, в кружке высокообразованных украинских интеллигентов. Основная ее идея - необходимость восстановления автономии Украины в таком виде, который она имела на время ее вхождения в состав Российского государства. В 30--40 годах книга распространялась в рукописях, а в 1846 г. была напечатана в Москве историком Осипом Бодянским. Это не научная работа, а политический трактат, написанный «» эзоповым языком, в котором действительные исторические события и личности тесно переплетаются с вымышленными. Концепция книги - насильственное правления в Украине не будет длительным, потому что ее народ, который защищал свою свободу веками, будет защищать ее всегда. На этой книге воспитывались поколения украинцев, под ее влиянием был и Тарас Шевченко. Однако для этого произведения, как и для некоторых других, характерной является своеобразие взглядов автономистов: защищая исторические права на автономию, они не требовали ее отделения от Российской империи.
В конце XVIII - начале XIX в. в среде украинского дворянства и чиновничества выделяется группа интеллигенции, которая получила название «малороссы». Эти представители потомков казацкой старшины отличались высоким уровнем образованности и в этом отношении значительно превышали российских дворян, что давало им шансы для продвижения по служебной лестнице. Амбициозные и богаче среди «малороссийских» дворян выезжали на службу в Петербург, где, опираясь на поддержку земляков, их протекцию, занимали высокие должности. Там малороссийская колония чиновников была самой влиятельной. В 70-80-х годах XVIII в. и позже В. Безбородько, П. Завадский, Д. Трощинский и другие занимали высокие должности при императорском дворе, проторили путь России к ее могущества. Они считали «Малороссию» своей родиной, но в то же время для них она была органической частью Российской империи. Разницы между патриотизмом «малороссийским» и «великороссийским» для них не существовало. Они считали, что именно принадлежность к Российской империи спасла Украину от угрозы со стороны Речи Посполитой, Крымского ханства и Турецкой империи.
Тип «малоросса», который сочетал любовь к Украине с лояльностью к Российской империи, был характерен для нескольких поколений дворян, чиновников и интеллигенции XIX ст. Его олицетворением можно считать всемирно известного писателя Николая Гоголя, который родился в казачьей семье. Между «автономистами» и «малороссами» была одна общая черта: с судьбой Украины они отождествляли не крестьянство и казачество, а только элитную социальную группу. Это соответствовало старой формуле нации, которая царила на европейском континенте до конца XVIII в. Она отождествляла нацию только с правящими слоями, не принимая во внимания народные массы. А потому идея французской революции о распространении понятие нации на все слои населения, проникая в Украину, имела чрезвычайно положительное влияние на украинскую молодежь. Французское понятие нации служило примером для подражания национальным движениям, которые распространялись в начале XIX века во всей Европе, - немецким, итальянским, польским и др. Движение за национальные права одновременно стал и борьбой за социальное освобождение, демократию и справедливость. Влияние французских идей «свободы» нации, справедливости чувствуется в «Истории русов», где автор выводил этот тезис из естественных прав народов и отдельных людей. Во время наполеоновского похода в Россию большинство украинского дворянства проявляла готовность защищать Российскую империю. Но была и небольшая группа, которая радовалась из успехов Наполеона. А один из лидеров «автономистов» на Полтавщине - В.Лукашевич провозглашал тосты за Наполеона.
Наряду с этим большое влияние на деятелей украинского движения национального возрождения мало распространение романтизма. Романтики прославляли народ, его культуру, особенно песенную как проявление его своеобразного Духа. Они доказывали, что народное творчество, жизнь и мышление народа-то около самое главное источник для творчества интеллектуалов. Каждая культура имеет свою самостоятельную стоимость и пополняет духовное богатство мира. Украиной с ее богатой природой, задушевными народными песнями и героическим прошлым увлекалась много европейских романтиков.
Польский поэт Адам Мицкевич называл украинцев найпоетичнішими и наймузикальнішими из всех славянских народов.
Романтические взгляды на народное творчество открывали новые перспективы для национального развития. Значительное место в концепциях романтиков отводилось славянском пробуждению, особенно украинском. Крупнейший теоретик романтизма немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер подчеркивал: «Украина станет новой Грецией - в этой стране замечательный климат, щедрая земля, и ее большой, музыкально одаренный народ проснется некогда к новой жизни». Идеи Гердера и романтиков положили начало концепции национальной самобытности.
Таким образом, в украинской общественной элите выделяется несколько направлений и групп: патриоты-автономисты, которые мечтали о реставрации украинской государственности, «малороссы», которые работали на благо Российской империи, ее величию и в то же время проявляли патриотические чувства к Малороссии и ее культуры; романтики, которые восхищались культурой, языком, бытом, мировосприятием и моралью широких масс народа. Течения «автономистов» и «малороссов» - это бывшая казацкая старшина, что превратилась в украинское дворянство. Первая волна украинской интеллигенции (начало XIX в.) тоже вышла из него. Однако в 20-30 годах она формировалась в основном из выходцев из духовенства, купцов, казаков и мещан, постепенно возрастая и укрепляясь. В Восточной Украине в движении возрождения участвовала лишь светская интеллигенция. Религиозная в эти «мирские» дела не вмешивалась, потому что так ее ориентировало всероссийский руководство. Украинское дворянство на то время зрусифікувалося, и основной груз украинского национального возрождения несла украинская интеллигенция. Она обеспечивала руководство не только культурными процессами, но и политической борьбой. Главным центром национального возрождения в начале XIX в. стал Харьков - город, где сосредоточивалась интеллигенция Украины.
В 1805 г. здесь основан первый в Восточной Украине университет, а при нем педагогический институт. Харьковский университет, в отличие от других аналогичных заведений, открыли не по инициативе правительства. Из чувства глубокого патриотизма и стремления поднять культурный уровень Украины группа местного дворянства во главе с прогрессивным деятелем Василием Каразиным, сыном казацкой старшины, сумела убедить императора Александра И дать разрешение на учреждение в Харькове университета. Благодаря этому Харьков оставался до конца 30-х годов культурным центром и центром национального возрождения. И лишь когда в Киеве был основан университет Св. Владимира (1834 г.), он переместился туда.
Харьковский университет стал не просто научно-образовательным центром Слободской и Левобережной Украины, но и центром украинской культуры.
При университете была основана типография и книжная лавка, начато издание газет, журналов, альманахов. Сначала они были украинскими только по тематике, впоследствии и языком, а часто двуязычными - украинско-российскими. Эти издания освещали не только социально-экономическую и политическую жизнь региона, но и проблемы украиноведческого характера: историческое прошлое украинского народа, самобытность его культуры и др.
В частности, первый в Украине массовый популярный журнал «Украинский вестник», издававшегося в Харькове с 1816 по 1819 год, был такой девиз - «способствовать всестороннему развитию науки и литературы». На его страницах популяризировались знания по истории, этнографии и географии Украины, пропагувалося широкое использование украинского языка. Журнал сам печатал произведения на русском языке, в частности, поэтические и литературоведческие произведения П. Гулака-Артемовского, ректора Харьковского университета. Преподаватели университета, украинские патриоты А. Метлинский, Л. Боровиковский и другие создали литературное объединение, которое современники называли кружком харьковских романтиков. В своих произведениях они популяризируют прошлое Украины, воспевали рыцарские подвиги запорожских казаков, казацкий общественно-политический строй и т.д.
Г. Квитка-Основьяненко написал на украинском народном языке ряд прозаических произведений. В 1834 г. в Харькове им были выданы «Малороссийские повести», которые имели огромный успех. Он объединил молодежь Харькова, привлекал ее к изучению жизни народа, пропагандировал его высокую мораль. Как директор и режиссер, он не только руководил работой профессионального театра, но и пополнял его репертуар собственными комедиями («Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик»).
Под влиянием преподавателей начал заниматься литературным творчеством на русском языке выпускник Харьковского университета, в будущем выдающийся историк Николай Костомаров. Его магистерская диссертация была посвящена изучению украинского народно творчества как важного источника достоверных сведений о историческое прошлое Украины. Воспитанник университета, впоследствии его профессор Срезневский Измаил положил начало записи из уст народных и научное изучение украинских народных песен и дум на исторические темы. В 30-х годах XIX в. вышла тремя выпусками его фольклорная сборник «Запорожская старина». Срезневському принадлежит большая заслуга в осуществлении идеи славянской солидарности и единства в среде интеллигенции Украины.
К делу украинского национально-культурного возрождения во второй половине 30-х годов приобщается Киевский университет. Его первый ректор Михаил Максимович упорядочил и издал три сборника украинских народных песен. В такой же благоустроенной П. Лукашевичем сборнике, увидевшей свет 1836, p. впервые вместе были напечатаны фольклорные записи, сделанные которую Восточной, так и в Западной Украине. Увлечение молодых интеллигентов-романтиков украинской народной песней, думой, сказкой вызывает у них желание самостоятельно и непосредственно от народа делать записи украинского фольклора и знакомить с ним широкую общественность. Постепенно совершенствуется дело обработки и популяризации фольклорных произведений, осуществляется научный анализ каждого из них, изучается и распространяется украинский язык.
Таким образом, в первой половине XIX в. украинское дворянство, а потом интеллигенция начали и развернули движение украинского национального возрождения, изучая историю Украины, ее язык, быт народа, мировосприятие, его духовное творчество, получая от него вдохновение к дальнейшей деятельности. Однако это движение носило в основном литературный, культурный характер. Первые шаги к сочетание культурного возрождения и политического национального движения совершил кружок украинских интеллигентов в Киевском университете в середине 40-х годов. Он получил название Кирилл-Мефодіївського братства.
Общественно-политические движения в Восточной Украине конца XVIII - начала XIX в. были вызваны кризисом крепостничества, под деспотизмом и политическим угнетением народа царизмом, его колонізаторською политикой в Украине. Значительными были крестьянские бунты, восстания, а также движение революционного и демократически настроенного дворянства и интеллигенции. Для первой половины XIX в. характерными были попытки государственных крестьян, в прошлом казаков, восстановить при поддержке украинского дворянства казачество с его правами и привилегиями. Для борьбы с наполеоновскими войсками в 1812 г. царское правительство разрешило создать казацкие полки и после войны сохранить их. В 1812 г. было создано четыре полки (тыс. казаков), а в 1813 - 15 полков (18 тыс. чел.). Однако правительство не выполнило своих обещаний, и в 1816 г. казаков вернули к крестьянскому сословию, не выплатив материальной компенсации.
Восемь казацких полков по 1000 человек в каждом на тех же условиях (сохранить казацкий стан) были сформированы во время польского восстания 1830-1831 гг., и снова царизм обманул украинских крестьян. После восстания царское правительство переформував шесть полков на регулярные войска, а два поселил на Кавказе, где они стали частью бухгалтерского казачества.
В 1855 г. во время Крымской войны, возникла так называемая Киевская казачество. Это было связано с тем, что российское правительство издал манифест, в котором призвал своих подданных добровольно вступать в войско для обороны Родины. Манифест, в котором были нечеткие выражения на русском языке, воспринимался крестьянами после чтения в церквях как призыв записываться в казаки и идти воевать. Крестьяне прекратили выполнять барщину и требовали от священников, чтобы те приводили их к присяге и записывали в казаки. Тех, кто пытался объяснить действительное содержание манифеста, били за то, что якобы они «прячут волю». Восстание охватило несколько уездов на Киевщине, где население еще помнило казачество. Но оно было жестоко подавлено, при этом тысячи крестьян наказан розгами и сотни сослан в Сибирь. Это означало, что спровоцированный народ за свое стремление стать свободным в который раз заплатил кровью и слезами.


Назад