Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

9.5. Кирилл-Мефодіївське братство. Т. Г. Шевченко


Одним из наиболее значимых в XIX в. политических подпольных организаций глубоко украинского характера было Кирилл-Мефодіївське братство (товарищество), которое разработало первую политическую программу для украинства. Братство создала группа молодых интеллектуалов - профессор Киевского университета Николай Костомаров, учитель из Полтавы Василий Белозерский и служащий Николай Гулак. Оно получило название в честь известных славянских братьев-просветителей, православных святых Кирилла и Мефодия. Членами братства были также гениальный поэт и художник Тарас Шевченко, писатель, педагог, выдающийся общественный деятель Пантелеймон Кулиш, сторонник идей Великой Французской революции Николай Саввич, этнограф и фольклорист Панас Маркович. Ведущая группа общества насчитывала 12 человек, а связи с ним поддерживали сотни людей. Украшением его был гениальный Тарас Григорьевич Шевченко, сын крепостного крестьянина, только недавно освобожденный из крепостной неволи. Напечатана в 1840 г. в Петербурге первый сборник его стихов «Кобзарь» имела огромное влияние на подъем русского национального сознания. Социальный состав братства отличается от состава масонских лож и политических кружков первой четверти века, членами которых были в основном представители аристократических кругов. Ряды Кирилл-Мефодіївського общества пополняли преимущественно дети бедных дворян, чиновников и крестьян. Кулиш происходил из семьи свободных крестьян, Шевченко - из крепостных, а Костомаров был внебрачным ребенком русского помещика и украинской крепостной. Это были представители демократической интеллигенции, которая уже утвердилась в руководстве культурных процессами в Украине и теперь расширяла свое влияние на политическую борьбу украинского народа.
Идеология Кирилл-Мефодіївського братства является продолжением идей украинского национально-культурного возрождения и взглядов деятелей движения славянской солидарности и единства. В идейных позициях братчиков чувствуется влияние украинского автономізму конца XVIII - начала XIX вв., польских революционных движений тех времен и декабристских программ. Ощутимым в деятельности общества было также христианское направление, что не только отразилось в его названии, но и форме самой организации, которая последовала старые украинские церковные братства, и в программном документе - «Книге битія украинского народа» (другое название - «Закон божий»). Главной задачей программа ставила достижения христианских идеалов справедливости, свободы и равенства в сочетании с национальной независимостью, свободой и демократией каждого славянского народа.
В программе отстаивался мессианизм украинского народа: наиболее унылый и оскорбленный, а в то же время - самый свободолюбивый и демократичен, он избавит россиян от их деспотизма, а поляков от аристократизма.
Она производилась в острых дискуссиях, прежде всего между Костомаровым, Шевченко и Кулишом. Опираясь на этот факт, большинство советских историков и литературоведов утверждали, что в среде кирилломефодиевцев существовали два течения - «реакционная» и «революционная». На самом деле, несмотря на наличие большего или меньшего радикальности взглядов, члены братства не противопоставляли своих позиций, а согласовывали их, пытались совместить, искали общих положений. В результате то, на чем Кулиш отмечал в национальном вопросе, Костомаров - в христианской и общечеловеческой этики, Шевченко - в социальных проблемах, вошло в «Книгу битія украинского народа».
Социальная программа включала в себя два пункта: отмена крепостного права и распространения образования среди народа.
Историческое значение идей Кирилл-Мефодїівського братства становится более понятным на фоне того, что в 30-х годах российское правительство устами своего главного идеолога», министра просвещения графа С.Уварова, провозгласил новую идеологическую основу российского царизма: «самодержавие, православие, народность». Из них первые два были старыми и понятными, а третий, продиктованный приспособлением к новым веяниям из Европы, означал не то, что понимали под словом «народность» на западе, а русификацию народов Российской империи, их духовное подчинение, лишение собственных национальных признаков. Правительство был уверен, что «малороссы», которые занимали много правительственных должностей, играли значительную роль в деятельности духовной сферы империи, поддержат этот процесс ассимиляции. Уваров назначал высокообразованных молодых «малороссов» на высокие должности, продвигал их, наращивая им карьеру. Эта линия проявилась в назначении первым ректором Киевского университета тридцатилетнего Михаила Максимовича, протегуванні Измаила Срезневському и др. их воспитанниками были Пантелеймон Кулиш и Николай Костомаров. Официальные круги считали украинскую и русскую культуры составляющими единого потока. Пока украинская культура не выходила за пределы лояльности империи, царизм считал ее своей. Однако в 30-40 около х годах украинская культура уже была четко отделена от российской, и в этом большую роль сыграли Костомаров, Кулиш и Шевченко. Тем самым деятельность кирилломефодиевцев положила начало новой эпохе в российско-украинских отношениях. Это был ощутимый удар по самодержавию, по его политике и идеологи, и поэтому царизм жестоко отреагировал на него, арестовав в 1847 г. всех его членов по доносу студента В. Петрова. Николай И лично руководил следствием и вынесением приговоров членам общества. Всех, кроме Шевченко, наказали ссылкой в отдаленные районы без права возвращения в Украину. Тяжелее всего пришлось Шевченко, которого отдано в солдатчину на неопределенный срок - под строгий надзор, с запретом писать и рисовать.
Жестокая расправа царизма с кириломефодіївцями вызвала одобрение революционно настроенных русских интеллигентов во главе с Виссарионом Бєлінським и либералов, выразителем настроений которых выступил один из ведущих лидеров российского славянофильства О. Хомяков. Последний отозвался о кирилломефодиевцев как о малороссов, зараженных политическим безумием. В Белинского особое раздражение вызвало стремление украинских деятелей писать на русском, которая, по его мнению, была языке «малороссийской черни», а потому ней невозможно писать произведения высокого художественного качества. Это свидетельствовало о имперскую ограниченность, как специфическую черту части российской интеллигенции, их национальной идеологии и политической культуры.
Кирилл-Мефодіївське братство не успело осуществить своих намерений, инициаторы организации еще не вышли из круга теоретических дискуссий, когда ее разгромили. Однако идеи братства глубоко проникли в сознание тогдашней и последующей интеллигенции, надолго определили главные направления линии украинского национального возрождения. Большая заслуга в распространении идей братства принадлежит произведениям Т. Г. Шевченко, «думы» которого принадлежали не только современникам, но и «нерожденным». Сын крепостного, внук гайдамаки, Шевченко вынес из своей родины, Звенигородщины, глубокие традиции борьбы за свободу и страстно ее желание. Там, на краю степей, где живы были еще воспоминания о казачество, доживали очевидцы Колиивщины, будущий поэт инстинктивно понял прошлое. Его страстная поэзия выходила за пределы локального патриотизма и оплакивание героического прошлого. Она будила национальные чувства и давала видение будущего украинскому народу.
В 1843-1845 гг. Тарас Григорьевич написал свои революционные поэмы «Сон», «Кавказ», «Большой погреб», «И мертвым, и живым...», «Завещание». Обвиняя в порабощении Украины русских царей и императоров, Шевченко отвергает идею неразделимости Малой и Великой России и лояльности к императоров. Никогда ранее украинские интеллектуалы так не протестовали против российского гнета Украины. Всеми своими произведениями Шевченко отстаивал национальное и социальное освобождение украинского народа, его государственность и независимость. Весь следующий украинское национальное движение в той или иной степени связан с творчеством поэта, а его мученическая судьба вдохновляла на борьбу, много поколений украинцев.
Подводя итоги социально-экономического и общественно-политического и духовного развития Восточной Украины в конце XVIII - первой половине XIX ст., следует охарактеризовать этот период как один из самых тяжелых и сложных: жестокая крепостническая эксплуатация, колониальное угнетение, политическая реакция, преследование любой свободной мысли, разгром всех попыток передовой части общества внести изменения в жизнь трудового народа. И, несмотря на все, борьба за ликвидацию крепостничества, за национальное возрождение украинского народа, его культуры и языка.
Кризис крепостничества и быстрый рост товарно-денежных отношений, общественно-политические движения, восстание декабристов и польских революционеров, крестьянские выступления, деятельность кирилломефодиевцев и других украинских национально-освободительных групп расшатывали царизм и готовили радикальные реформы. Кирилл-Мефодіївське братство своими идеями и деятельностью укрепило традиции борьбы украинской интеллигенции, большинству народа за национальное освобождение.


Назад