Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 6. Характеристики личности как категории выражение целей обучения


Личность и ее структура. Обучение - один из путей образования человека, и оно предусматривает не только передачу опыта, накопленного предыдущими поколениями в виде знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-оценочных норм. Обучение - один из путей формирования личности. Очевидно, что обучение связано не только с "надособистісними" характеристиками, которыми являются названные выше, но и с личностными.

Личность - это результат биологического и социального развития человека в их единстве. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно стабильную связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Как ведущий компонент структуры личности выделяют направленность. Это сложное личностное образование, оно определяет все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и в мировоззрении.

Второй составляющей структуры личности являются знания, умения и навыки, которые накапливаются в процессе жизни и познавательной деятельности. Третья] составляющая - индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях. Названные выше компоненты составляют систему, а личность является системным свойством этой системы.

Характеристики личности. Как влияет из изложенного выше, цели и обучения выражаются также в таких понятиях: потребности, интересы, идеалы, убеждения, мотивы, мировоззрение, темперамент, характер. Обучение как путь изменения личности, как развитие и воспитание сводится д изменений компонентов структуры личности, каждого в отдельности или всех вместе и до изменения связей между ними.

Мотив - то, что побуждает человека к деятельности и предоставляет ей осмысленности.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют динамичный и эмоциональный стороны ее деятельности и поведения. Выделяют такие типы темперамента: флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник. Основными компонентами темперамента есть общая психическая активность, моторика, эмоциональность.

Темперамент накладывает отпечаток на темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов, на скорость их возникновения и на стабильность. Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не является абсолютно неизменными, они проявляются не с момента рождения, а развиваются в определенной последовательности.

До конкретных свойств темперамента ученые относят особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональное возбуждение, скорость возникновения и изменения чувств, особенности настроения, скорость включения в новую деятельность, особенности внимания, работоспособность и др.

Если в характере личность раскрывается со стороны ее содержания, то в темпераменте - со стороны своих динамических проявлений.

Характер - индивидуальное сочетание стабильных особенностей человека, которые предопределяют типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер связан с темпераментом, который выражает его внешний сторону, накладывая своеобразные требования на те или другие его проявления. Характер возникает и формируется в обществе. Знание характера человека дает возможность предсказать, как она будет действовать в тех или иных ситуациях.

За С. Рубинштейном, суть тех "внутренних условий", через которые преломляются все внешние воздействия, и создает индивидуальность личности. Формирование характера начинается с детства и зависит от того микросреды, с которым ребенок вступает во взаимосвязь. Большое значение для формирования положительных черт характера имеет система требований, которая постоянно усложняется со стороны взрослых.

Способности - индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают успех в деятельности и легкость владения ею. Задатки - это генетические анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые являются индивидуально-естественной предпосылкой формирования и развития способностей.

Мировоззрение - система взглядов на мир, характеризуется научностью, системностью, логической последовательностью, доказовістю, степенью согласованности и конкретности, связью с деятельностью и поведением.

Убеждение - важный осмысленный мотив поведения, который предоставляет всей деятельности человека особую значимость и направленность. Это система устоявшихся принципов.

Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план ее самовоспитания.

Итог. Кроме рассмотренных в предыдущих параграфах категорий, в которых выражаются цели обучения, стоит добавить еще и такие: взгляды, убеждения, идеалы, способности, мировоззрение, характер, темперамент, способности, интересы.



Назад