Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

11.3. Общественно-политическая и общественная жизнь. Антиукраинская политика царизма


Осуществление царизмом ряда реформ либерального характера способствовало расширению местного самоуправления и росту общественной активности. Значительную долю административной власти на местах получили земское собрание, состоявшее из депутатов, избранных на собраниях крупных землевладельцев, городского населения и крестьян. В результате, в соответствии с заключенными избирательных законов, власти обеспечивалась дворянам и богатым купцам и предпринимателям. Земские управы постоянно занимались делами местной промышленности и торговли, дорогами, образованием, здравоохранением и др. Деятельность земств контролировали губернаторы и министр внутренних дел, которые могли запретить любую их акцию или постановление, что ограничивало возможности этих органов. При выборах городских дум благодаря особенностям закона фактическая власть находилась в руках буржуазии и дворянства. Деятельность городских дум была аналогичной деятельности земской. Несмотря на все ограничения, самоуправления сыграло значительную роль, беспокоясь о развитии культуры, медицины, сельского хозяйства и промышленности, дорожное строительство и др. Земская деятельность способствовала привлечению к общественных и общественно-политических дел значительного круга либерального дворянства, интеллигенции, воспитывала во многих его деятелей творческое отношение к государственной деятельности в будущем. Общественная и общественно-политическая активность интеллигенции в атмосфере реформ нарастала, направлялась на благо широких народных масс. Основное внимание обращалось на развитие народного образования, организацию школ, создание и издание популярной литературы и учебников. Ставилась цель нести знания, культурные достижения в народные массы, развить их политический кругозор, помочь им стать сознательными гражданами. К этому призвали члены Кирилл-Мефодіївського братства через свой журнал «Основа».
Уже в 1859 г. в Киеве и других городах началось движение за создание «воскресных школ». Они предназначались для городской молодежи, всех неграмотных. Обучение происходило в зданиях школ, гимназий и даже Киевского университета. Учителями были в основном студенты и гимназисты старших классов. Появление этих школ вызвала подъем в среде интеллигенции, которая открывал широкую и разностороннюю деятельность. П. Кулиш организовал в Петербурге издательство книг для народа и школьных учебников. Печатается «Букварь» южнорусский Т. Шевченко, «Грамматика». Кулиша, другие книги, специально подготовленные для народных школ. Н.костомаров организовал благотворительный сбор средств. Многие студенты пошли простыми народными учителями по селам, а также на должности сельских писцов, вели продажа книг на ярмарках, распространяли популярные издания, читали мещанам «Кобзаря». Много молодых людей отказывались от карьеры, научной деятельности, порой даже поривали со своими семьями, чтобы все силы отдать служению народу.
Однако были и трудности: отсутствие программ, отсутствие достаточного количества литературы и средств. Среди преподавателей воскресных школ происходили оживленные дискуссии о методах и программах обучения, пути развития этого движения. Для решения проблем молодежь начала объединяться. Так образовалась «Громада» в Киеве, которая охватывала студентов, учителей, молодых ученых. Членами «Общества» были В. Антонович, П. Житецкий, О. Левицкий, К. Михальчук, Т. Рыльский, П. Чубинский и много других. Эта деятельность сформировала в них чувства глубокого патриотизма, преданности украинскому народу. Общины возникли и в других городах Украины. Это было продолжение движения национального возрождения, разбуженного деятельностью предыдущих поколений интеллигентов, энтузиазмом национального возрождения первой половины XIX ст. Одной из особенностей движения второй половины XIX в. стало участие в нем группы польских интеллигентов во главе с В. Антоновичем. Они чувствовали моральную потребность в самоотверженному труду для развития культуры украинского народа, искупить исторические вины шляхетской Польши перед Украиной. Эта группа значительно укрепила украинское национальное движение.
Однако провинциальная администрация и помещики, преимущественно на Правобережье, подозрительно относились к культурно-просветительной деятельности в крестьянских массах. Засыпая русскую администрацию доносами, они добились запрета продажи украинских книг на Правобережной Украине.
Наряду с этим российская пресса, которая ранее благосклонно относилась к украинской литературы и национально-просветительной деятельности украинцев, охотно публиковала на своих страницах произведения на русском языке, исторические исследования, статьи в защиту украинского языка и литературы, с 1861 г. меняет свою позицию. На страницах газет и журналов великорусские националистические деятели, в том числе и славянофилы, утверждают, что украинского языка не существует, а есть диалект, и образование украинских народных масс на русском языке докажет только к их отчуждению от российского государственного жизни.
В это же время и поляки доказывают, что украинцы относятся к польскому народу, а украинский язык - это диалект польской. Польские публицисты изображали украинское национальное движение следствием чьих интриг, направленных на вред польским интересам, на ослабление авторитета поляков на Правобережье Днепра, который они считали польским краем.
Украинский журнал «Основа» стойко боролся против этих «теорий». М. Костомаров и П. Кулиш в своих статьях блестяще уличали как великорусские шовинистические домогательства и нетерпимость, видя в них темную наследство московских времен, так и самодовольные претензии поляков на украинские земли. Отвергая обвинения в сепаратизме, редакция журнала формулировала программу движения национального возрождения в очень скромных требованиях свободы развития украинской литературы и народной школы, подчеркивая свою лояльность Российского государства и отсутствие политических требований. Чтобы повлиять на российскую интеллигенцию, Г. Костомаров перенес дискуссию на страницы заграничного органа российских демократов журнала «Колокол», который выдавал А.герцен (начало 1860 г.). На страницах журнала М. Костомаров высказал тезис о свободе развития украинского языка, культуры и образования и повторил некоторые положения из программы и устава Кирилл-Мефодіївського братства об союз свободных, независимых славянских государств, пусть и под скипетром русского царя. Он закончил свою статью энергичной требованием: «Пусть же ни россияне, ни поляки не признают своими земель, заселенных нашим народом».
Особенно усилилось реакционную отношение к украинского национального движения после польского восстания 1863 г., которое дало российской реакционной прессе, во главе которой стоял влиятельный публицист Катков, повод заявить, что за польским восстанием взорвется некогда и украинское, если правительство не примет соответствующих мер. В прессе развернулась грубая антиукраинская кампания, печатались клевета, доносы на деятелей украинского движения. Российское общество охватил взрыв великорусского шовинизма. Российское правительство заподозрил, что в народе ведется социалистическая революционная пропаганда, что Украину охватили настроения сепаратизма.
Уже летом 1862 г. правительство начало репрессии. До середины 1863 г. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове и других городах, где действовали Общины, были произведены многочисленные аресты интеллигенции. Черниговская, Полтавская общины были полностью разгромлены. Много членов общин по приговору судов были высланы в далеких северных губерний России: П. Чубинский, О. Конисский, П. Єфименко и др. Значительное количество громадовцев была лишена работы, переводилась в другие города и губернии. Закрылась газета «Черниговский листок», прекратилась легальная работа всех воскресных школ и учебных заведений с украинским языком обучения.
В 1863 г. министр внутренних дел России П. Валуев издал циркуляр с запретом выдавать украинские книги, мотивируя тем, что «не было, нет и быть не может никакого украинского языка». Члены общины, оставшиеся на свободе, осторожно продолжали незначительную культурническую работу в подполье. Фактически национально-культурная деятельность в Украине прекратилась. В то же время усиливалась русификация украинского народа через армию, церковь, прессу, железные дороги, заводы, которые в своей деятельности пользовались на русском языке. Было еще раз доказано, что царская Россия - это тюрьма народов, а Украина - ее узник.
В 60-х годах XIX в. ускоряется рост прослойки украинской интеллигенции. Она формировалась преимущественно из обедневшего дворянства, духовенства, чиновничества, мещанства и в некоторой степени из крестьянства. Теперь она уже имела преимущественно демократический характер. Среди этой интеллигенции людей материально и служебно независимых было мало, и поэтому национальный в условиях опасности репрессий движение возрождался медленно. В начале 70-х годов российское чиновничество стало забывать валуевский циркуляр. Постепенно формировалась, хоть и была небольшой, национально сознательный направление в земствах и городских думах. В целом земства Восточной Украины развернули широкую культурной деятельности. Значительная часть странцев имела либеральные взгляды, оппозиционно относилась к самодержавию (в Черниговском и др. земствах), часто действовала совместно с громадовцами.
В 70-80-х годах часть украинской молодежи увлекалась социалистическими идеями, которые проникали с Запада, втягувалась в революционные российские народнические организации, которые игнорировали национальные интересы колониальных народов царской России. Это ослабляли громадівські силы, вредило их и без того незначительных работе, и все же новые силы интеллигенции в начале 70-х годов, воспользовавшись ослаблением репрессий, сумели возродить в Киеве широкий громадівський движение, которое поддерживала определенная часть странцев.
Возродилась «Громада» и в Киеве, самая большая и влиятельная в Украине. Однако она фактически делилась на две части: старый громадівство, которое сосредоточено только на культурницькій деятельности, и молодое, стремилось совместить культурническую работу с активной политической борьбой. Рядом с киевской общины сформировались в Харькове, Одессе, Чернигове, Полтаве, а также в Петербурге. Прочной была киевская община, которая объединила в своих рядах интеллектуальную элиту Украины того времени: В.Антоновича, Г. Драгоманова, П. Житецкого, Ф. Вовка, М. Ковалевского, Г. Лысенко, К. Михальчука, И. Нечуя-Левицкого, О. Русова, С Подолинского, Г. Старицкого и др.
В деятельности киевской «Общины» преобладало культурництво. Но группа ее деятелей во главе с М.Драгомановим пыталась развернуть и политическую работу, влияла на общественное жизни, поддерживая украинских деятелей в земствах и способствуя их деятельности. Наибольшего значения «Громада» предоставляла развитию науки и литературы. По ее инициативе в 1873 г. была создана Юго-Западная филиал Русского географического общества, к которой вступили выдающиеся украинские ученые. Общество вело активную работу по исследованию украинской этнографии, языкознания и литературоведения, истории, экономической жизни и выдало большое количество научных трудов. Когда о результатах своей работы общество проинформировало всемирный археологический съезд, который состоялся в Киеве в 1874 г., европейские ученые были приятно поражены их солидностью и размахом.
В Киеве снова развернулась широкая издательская деятельность: печаталась значительное количество научных работ, поэтических и прозаических литературных произведений, много популярных брошюр для народа. «Община» приобрела газету «Киевский телеграф», которая стала органом украинской интеллигенции. Политическая программа «Общины» требовала федеративного устройства России с широкой автономией для Украины. М. Драгоманов, С. Подолинский и др., склонялись к социализму. Еще более радикальными были взгляды одесской общины. Обе они сотрудничали с русскими революционными организациями народнического характера, но при этом сохраняли независимость. Народничество в Украине в эти годы ширилось, охватывая все больше молодежи.
Российский революционное движение, теория народничества базировались на идее ускоренного перехода к социализму через сельскую общину, минуя буржуазное общество, которое на то время в Европе жестоко эксплуатировало трудящиеся массы. Народничество состояло из нескольких течений, связанных преимущественно с деятельностью и учением П. Лаврова, Г. Бакунина, П. Ткачева. Иногда их теории называют крестьянским социализмом. Ближайшей целью движения было революционным путем уничтожения самодержавия, помещичьего землевладения, обеспечить Народу «землю и волю». С этой целью они пытались поднята крестьян на революцию, пропагандируя ее в крестьянских массах.
В составе народнических организаций, которые охватывали почти всю европейскую часть Российской империи, было много украинской молодежи, склонной к политическому радикалізму. им импонировала благородная цель движения, героизм, самоотверженность, склонность народников к жертвенности, их слава. В Украине в 70-80-х годах действовало много народнических групп, крупнейшие из которых сосредоточивались в университетских центрах Одессы, Киева и Харькова.
Массовое «хождение в народ» пропагандистов революции в Украине началось осенью 1873 г. Народники шли в сельские местности работать учителями, мастерами, ремесленниками, вели агитационную работу. «Хождение» происходило в большинстве губерний Украины. Пропаганда возбуждала революционную активность части крестьян, однако основная их масса, темная и забита, неспособна была ее воспринять, и народная революция не состоялась. Уже в 1874 г. жандармерия развернула репрессии, и сотни народников оказались в тюрьмах и на каторге. «Хождение в народ» закончилось поражением.
В поисках новых путей достижения своей цели народники объединили свои силы в единую организацию «Земля и воля» и продолжали борьбу. Они планировали развернуть широкую агитацию среди населения, организовать вооруженные бунты, захватить власть путем насильственного переворота. Украинские народники объединились в кружок «южных бунтарей», в который входили Л. Дейч, В. Засулич, Я. Стефанович, Г. Флоренко и др. Они имели достаточно тесные связи с организацией «Земля и воля». «Бунтари» использовали царистские настроения крестьян на Чигиринщине, где были довольно глубокими мятежные традиции, и решили выдать себя за посланцев царя. Я. Стефанович под вымышленным именем Дмитрия Найды, которого якобы прислал царь, начал создавать крестьянские жены для вооруженной борьбы против помещиков. Жандармы раскрыли этот заговор, арестовали всех крестьян и их руководителей. Я. Стефанович и его товарищи скрылись, а арестованные крестьяне были наказаны. Защищаясь от жестоких репрессий правительства, народники начали террор против власти. Они в конце концов создали глубоко законспирированную организацию «Народная воля» и 1 марта 1881 г. убили царя Александра II, имея надежду, что это повлечет за собой революцию. Однако этого не произошло.
В 80-х годах народовольцы несколько раз возрождали свою организацию, но мощный репрессивный аппарат царизма каждый раз ее уничтожал. Члены общины, особенно члены «молодых общин», помогали народовольцам, часто совершали совместные акции в Одессе, Єлисаветграді, Киеве, Киевской губернии и других городах. Отношение М. Драгоманова к народнического движения было неоднозначное. Он критиковал его за игнорирование национального вопроса, и исполком «Народной воли» вскоре включил в свою программу право наций на политическую независимость. Один из выдающихся лидеров Л. Желябов разделял федералістичні взгляды Драгоманова. Однако после казни Желябова и его друзей «Народная воля» уже не придерживалась этих взглядов. Драгоманов был близким в своих социалистических взглядах к идей народников, однако он остро критиковал их централизм и террор. Одновременно он выступал против заявления В. Антоновича, что народники - это «держиморды под красными флагами».
Новое подъема громадівства показало, какую огромную потенциальную силу имеет движение украинского национального возрождения. Царизм, местные реакционные силы, которые боялись социалистической пропаганды революционеров-народников, украинского «сепаратизма», начинают репрессии против общин. Было закрыто Юго-Западный отдел Географического общества в Киеве, приостановлено издание «Киевского телеграфа», начались аресты. Увенчивал эти меры указ императора Александра I!, подписанный в мае 1876 г., который в то время находился на курорте в немецком городе Эмс, о запрете печатать на русском языке книги, читать лекции, ставить украинские пьесы, выполнять прилюдно украинские песни и др. Не допускалось также завоз украинских изданий из-за границы. Предвидя этот удар, «Община» запроектировала перенести некоторые участки своей работы за границу. С начала 70-х годов активизировались связи с Галичиной. В 1872 г. за счет киевлян была восстановлена львовская газета «Правда», и ее сотрудниками стали В. Конисский, И. Нечуй-Левицкий, Г. Старицкий и др.
М. Драгоманов, которого в процессе репрессий освободили из Киевского университета, Ф. Волк, Г. Зибер и С. Подолинский эмигрировали за границу. Драгоманов начал издавать в Швейцарии журнал «Община» и другую литературу. Он был одним из самых выдающихся мыслителей и ученых Украины второй половины XIX в. За рубежом Драгоманов углубился в изучение достижений европейской науки, ознакомился с новейшими политическими теориями и начал дополнять программу «Общины». Он формулировал методологические основы общественных наук, подчеркивая, что они должны опираться на серьезные научные исследования. Украинским ученым он упрекал, что они лишь собирают литературу, материалы, а не творят системы: «это эрудиция, не наука». Он призвал украинское писательство, науку ориентироваться на европейские методы и направления, тесно сотрудн-цювали с общественным движением, не обходили политических проблем. Как и другие члены «Общества», Драгоманов был сторонником федерации России и Украины, ждал, что в недалеком будущем развалится российская монархия и российское государство будет существовать на принципах демократического автономізму и федерализма.
Наряду с глубоким реализмом и научностью М. Драгоманов увлекся утопическим социализмом - социалистической теорией Прудона и считал, что автономные общины соединятся в одну федерацию, уничтожат старую государственную машину, ее войско, введут общественную милицию.
В это же время в громадівському руси наступил кризис и определилось несколько течений, каждая из которых имела свою тактику. Старейший представитель движения национального возрождения Н.костомаров убеждал, что украинцы должны довольствоваться украинской литературой для домашнего обихода и составлять лишь учебники и книги для народа. Таким образом, он пытался успокоить царское правительство и доказать ему безвредность украинского движения. Однако царизм не верил, что среди украинцев нет сепаратизма. Громадівський движение, в свою очередь, тоже отрицал эту позицию организатора Кирилл-Мефодіївського братства. Группа В. Антоновича пыталась оказывать украинскому движению аполитичного, культурничества характера и с негодованием отвергала «политические крайности» М. Драгоманова и в конце концов лишила его полномочий их представителя за рубежом и отказалась финансировать его газету. По мнению В.Антоновича, целесообразнее было бы не распылять силы, а концентрировать их на культурницькій работе, укреплять украинские традиции.
В 80-х годах после убийства народниками Александра II в России воцарилась тяжелая реакция. В это время окончательно утвердилась в громадівському руси мнение сосредоточить все силы на культурной работе и создании научных основ украиноведения путем развития исследований в области истории, этнографии, археологии, языка, культуры украинского народа. Центром этой деятельности становится журнал «Киевская старина», основанный в 1882 г. Эта работа осуществлялась также в университетах, особенно в киевском. В 80-90-х годах громадовцами был создан большой творческий задел, который стал основой развития украинской культуры и науки в будущем: в истории - произведения В. Антоновича, Д. Багалея, Г. Грушевского, Д. Яворницкого и многих других; в литературе - творчество Л. Украинки, Б. Гринченко, Г. Коцюбинского, А. Крымского, И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного и др.
В конце 90-х годов общины организовывались в университетах, гимназиях, семинариях и других учебных заведениях. Они создавали свои библиотеки, пропагандировали и самообразовательную деятельность молодежи в духе повышения своей национального сознания, проводили собрания, совещания и собрания. Преследуемая в России украинская политическая мысль развивается в Галичине, где ее органами были печатные средства украинцев из России и при их участии журналы и газеты «Заря», «Правда», «Жизнь и слово», «Народ» и др. Приднепровские украинцы принимают участие в галичанському духовной жизни, особенно ощутимо влияли на развитие политической мысли и культуры. Антонович и М. Драгоманов. В 1894 г. новозасновану кафедру украинской истории Львовского университета занимает воспитанник В. Антоновича, выпускник Киевского университета Г. Грушевский, что сразу же начал осуществлять значительное влияние на национально-культурную жизнь Галичины.
В 90-х годах в Украине оживляется общественное и общественно-политическую жизнь. На это время сформировались уже два главных направления в подпольном политической жизни Украины: революционный социалистический и национальный. В России и Украине все больше распространяются социалистические идеи, в том числе марксистские. Создаются марксистские интеллигентские кружки, на которых кружковцы обсуждают основы, положения научного социализма Маркса-Энгельса, делают первые шаги к сочетание его с рабочим движением. Таким был кружок, организованный Ю. Мельниковым у1888 г. в Харькове и через год разгромлен жандармерией. Аналогичный характер имел кружок Ю Мельникова - Б. Эйдельман, который существовал в начале 90-х годов в Киеве, а также П. Точиського в Екатеринославе и др.
В Одессе в 1894 г. существовало уже десять марксистских кружков с участием большого количества рабочих.
В середине 90-х годов марксисты разворачивают активную пропаганду среди рабочих. Под влиянием созданного В. Ленин в 1895 г. в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» объединение марксистских групп и кружков в такие союзы происходит в городах Украины. Они распространяют марксистскую теорию и до начала ХХ в. марксизм превратился в господствующую революционную теорию в общественно-политической жизни Украины.
Развивался и национальное движение. Появляются новые общины, а также так называемые кружки «известных украинцев, Они были небольшие, но действовали энергично. В 1892 г. на могиле Тараса Шевченко было организовано «Братство тарасовцев», которое ставило своей целью создание независимой Украины. К братства входили І.Липа, братья Міхновські и др. Это были уже первые шаги на пути предоставления национально-культурном движения общественно-политического характера. В. Антонович осторожно, последовательно продолжает тактику движения громад, направленную на сосредоточение сил украинской интеллигенции лишь на культурницькій работе. В 1897 г. состоялся всеукраинский съезд представителей общин, на котором было основано непартийную объединения «Общая украинская организация». Это способствовало дальнейшему развитию громад руку Вскоре общины возникли во всех губернских и уездных городах, развернув там широкую культурной деятельности.


Назад