Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

11.5. Духовная жизнь Украины в XIX ст.


XIX века - период высокого развития украинской культуры, которую творили широкие народные массы и патриотически настроенная украинская интеллигенция. Однако православная церковь Украины, перейдя под власть Петербурга, уже не играла значительной роли в развитии украинской культуры. Переход к Российской империи монастырских и церковных земель в 1736 г. был ударом по украинской церкви, взорвал ее материальные возможности. Особенно больно это отразилось на положении Киево-Могилянской академии, которая содержалась за счет выделенных ей земель.
Церковная верхушка, ее влияние на духовную жизнь народа в значительной мере зависели от митрополита. Учитывая это, царизм вел такую линию, которая препятствовала украинцам занимать эту должность. С конца XVIII до начала XX века. Киевскую митрополичью кафедру возглавляли преимущественно россияне, которые совсем не интересовались жизнью этого края.
Одновременно, начиная с конца XVIII в., российский правительстве Петербургское православное руководство значительные усилия направляют на обращение униатов Правобережной Украины в православную веру. На землях, отошедших за разделами Польши к Российской империи, создавались русские православные школы, как духовные, так и государственные, позже частные, где обучение велось на русском языке по российским учебникам. Осуществлялись административно-репрессивные меры, насильственное закрытие униатских церквей, превращение их в православные. В начале XIX в. на Правобережной Украине в православие перешло 2300 церквей, и на конец века там осталось небольшое количество униатских приходов (с 5000 - около 200), а их поместья были конфискованы.
Во времена Александра i, который сам увлекался католицизмом и окружил себя польскими аристократами (А. Чарторыйский и др.), положение католиков и униатов значительно улучшается. Но за Николая И снова начинаются гонения, борьба за полное искоренение греко-католической церкви. В 1839 г. был провозглашен «Акт злуки» униатов с православными, которым уния полностью ликвидировалась в пределах Российской империи. Этим самым было совершено насилие над людьми, которые более 200 лет принадлежали к униатской церкви и привыкли считать ее своей. В XIX в. русская церковь вела упорную борьбу с проявлениями украинской национальной самобытности: запрещались и преследовались попытки читать проповеди на русском языке, строить церкви в украинском стиле и др. Священники предназначались, а не избирались, что часто вносило отчуждения в отношениях между ними и паствой. Это способствовало распространению сектантских течений. Крупнейшей в Украине была секта баптистов (штундистов). Церковь и полиция преследовали их до 1905, p. хотя это мало помогало. После революции 1905-1907 гг. они легализовались.
Охлаждение к церкви среди интеллигенции нарастало, начиная от Г. Сковороды. Распространение во второй половине XIX в. революционных социалистических идей подрывало влияние религии. Становилось «модным» безразличное отношение к ней. Однако значительная часть крестьян, рабочих и ремесленников оставались верными своей религии. Были попытки переложить на современный украинский язык религиозные книги, в частности Библию. Над этим работали П Квитка-Основьяненко, Г. Максимович, П. Кулиш и другие. Однако Синод запрещал это делать, и только в 1906 г. были опубликованы переводы Священного Писания.
Начальное образование в Восточной Украине в начале XIX в. была в упадке, Помещикам грамотные крепостные были не нужны, и они не тратились на содержание народных школ. Государство тоже этим почти не волновалась. Подавляющее большинство школ принадлежала церквам и местному населению (приходские школы). Но появились и уездные школы, создавались также школы «кантонистов» - для детей солдат. В середине XIX в. в обществе распространяются передовые идеи. Прогрессивные педагоги М. Пирогов, а позже - К. Ушинский поднимают вопрос о всенародной школу, обучение в которой велось бы на родном языке.
Реформа образования 1864 г. дала значительные свободы для создания школ разных типов: ведомствами, духовенством, частными лицами, обществами. Программы приспосабливались к местным условиям. До руководства школами допускались представители городского самоуправления и земств. Однако обучение велось только на русском языке, особенно после валуевского «указа» 1863 г. С 70-х годов XIX в. в развитии народного образования возрастает роль земств, которые организовали широкую школьную сеть, заботились о учительские кадры, выделяли средства на содержание школ. В начале XX ст. 84% средств на школы выделяли земства, 14% - министерство образования, 2% - духовное ведомство. В 1837 г. в Восточной Украине существовало 17 тыс. начальных школ. Однако они охватывали лишь треть детей. Не все дети крестьян и рабочих посещали школы через трудное материальное положение. Поэтому уровень грамотности трудящихся, особенно крестьян, был низким. В конце 90-х годов в разных губерниях Украины процент грамотных колебался от 15,5 до 27,9.
Среди начальных школ отдельное место принадлежит воскресным школам, которые появляются в связи с общим освободительным движением конца 50 - начала 60-х годов. Учениками были и дети, и взрослые. Учителями были студенты, учителя гимназий, профессора университета. Школы имели благотворительный характер, - учителя зарплаты не получали. Царизм закрыл эти школы в 1862 г. Среднее образование в конце XVIII в. была сосредоточена в главных народных училищах, программа которых отвечала низшим классам более поздних гимназий. Наряду с ними в губернских городах существовали частные пансионы. В 1804 г. учреждаются гимназии с четырехлетним обучением, а в 1828 - с семилетним.
С 1849 г. в связи с революционными событиями царское правительство начал ограничивать вступление желающих к гимназий, пытаясь сделать это привилегией «высших» социальных групп общества. В конце XIX в. в результате определенных изменений, произошедших в Российской империи, уже существовали гимназии, прогимназии с изучением латинского и греческого языков и реальные училища, где преобладали естественные науки. Наряду с государственными существовали частные гимназии, а также лицеи, духовные семинарии, преимущественно для детей священников, кадетские корпуса - для сыновей военных чинов, средние фельдшерские, коммерческие, сельскохозяйственные, музыкальные школы. Все они давали право поступления в вузы.
Первым университетом был Харьковский (1805 г.), вторым - Киевский (1834 г.), третьим - Новороссийский (1864 г.). В течение XIX в. из стен этих заведений вышло много ученых во всех областях науки. С 60-х годов в среде студенчества начинает преобладать демократическая молодежь, среди которой распространялись революционных и национально-освободительные идеи. В 1863 г. университетам предоставляется широкая автономия, которая была отменена в 1883 г. В середине 90-х годов в них обучалось свыше 4 тыс. студентов. В Киеве существовала Духовная академия (бывшая Киево-Могилянская).
Наряду с этим во второй половине XIX в. был открыт ряд вузов - технологический, ветеринарный - в Харькове, политехнические -- в Киеве и Одессе, горный - в Екатеринославе, Высшие женские курсы - в Киеве, Харькове и Одессе. Близкими к вузов были лицее - в Одессе и Нежине. В этих вузах преподавание велось на русском языке, за исключением периода революции (1905-1907 гг.).
В высших учебных заведениях, преимущественно в университетах, а также специальных вузах достаточно плодотворно развивалась наука. Значительную роль в налаживании обмена информацией между учеными, координации творческих поисков играли многочисленные научные общества, которые возникли в 70-90-х годах: Харьковское, Киевское и Одесское общества естествоиспытателей, Харьковское математическое общество, Киевское физико-математическое и историческое общества Нестора-летописца, историко-филологические общества при университетах и др. Все они издавали свои периодические органы, доступны и интересны ученым и широкой общественности. В вузах работали талантливые ученые из разных областей науки: математики - О. Ляпунов, В. 1м-шенецький (Харьков), В. Єрмаков (Киев), Есть. Сабинин, С Ярошенко (Одесса); физики - М. Условий (Одесса), М. Авенариус (Киев), М. Пильчиков (Харьков); химии - М. Бекетов (Харьков), М. Каяндер, Я. Михайленко (Киев); геологии - К. Феофилактов (Киев); топографы - А. Краснов, Н. Чебан, И. Леваковський (Харьков), П. Броунов (Киев); биологии - И. Мечников (Одесса), 0. Ковалевский (Киев); медицины - Ю. Шимановский, В. Подвысоцкий (Киев); экономической науки - С. Подолинский, Г. Зибер (Киев).
Значительные изменения претерпела имела историческая наука, достижение которой связаны с блестящей плеядой ученых - М. Костомарова, В.Антоновича, Г. Драгоманова, Д. Багалея, Д. Яворницкого, О. Лазаревского, В. Єфименка. Вершиной украинской исторической науки был научное наследие академика Михаила Грушевского. Плодотворно развивались языкознание, литературоведение, фольклористика и этнография, юридические науки, философия.
Украинская художественная литература, развиваясь в сложных общественно-политических условиях, достигла высокого уровня развития, ее рост в значительной мере обусловлено влиянием гениального творчества Т. Шевченко, демократических, революционных и национально-освободительных идей. Высокой зрелости достигают все ее жанры - проза, поэзия, драматургия, публицистика и др. Выдающиеся достижения украинской литературы связанные с именами И. Котляревского, Г. Цветки-Основьяненко, Есть. Гребенки, Л. Глебова, Г. Вовчка, С Руданского, И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, П. Грабовского, И. Манжуры, Г. Коцюбинского, Л. Украинки, Б. Гринченко, П. Кулиша, В. Самойленко, О. Конисского, О. Пчилки, В. Винниченко и многих других.
Высокого уровня развития достигли украинская драматургия и театр. Этому способствовали подвижническая творческая деятельность выдающихся писателей и мастеров сцены. Украинская драматургия опиралась на давние традиции, творчество И. Котляревского и Т. Шевченко. Особенностью развития было то, что ведущие драматурги в то же время были организаторами и руководителями театральных трупп. Во второй половине XIX в. украинская драматургия обогатилась десятками пьес, многие из которых имели значительную общественно-пуль-турна и художественную ценность. Это драматургическое наследие М. Кропивниць-кого, Г. Старицкого, и. Карпенко-Карого (Тобилевича) и других. Украинский драматический театр был, по сути, под запретом и все же боролся и действовал. Своей творческой деятельностью, умением быть близкими народным массам характеризовались как любительские труппы, так и профессиональные театры. Первую профессиональную украинскую труппу создал в 1882 г. М. Кропивницкий. Подготовку музыкальных и вокальных сил трупы осуществлял выдающийся украинский композитор Николай Лысенко.
Как и театральное творчество, украинская музыка развивалась в условиях репрессий и преследований. Большим достоянием украинского искусства является творчество композиторов С Гулака-Артемовского, П. Нищинского, П. Сокальского. Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество М. Лысенко, крупного украинского композитора, который стал основоположником украинской классической музыки.
В XIX в. происходит дальнейшее развитие изобразительного искусства и архитектуры. В украинской живописи четко обозначились все жанры, и много украинских мастеров овладели ими. Искренней любовью к украинскому народу, его истории, быта проникнута творчество Л. Жемчужникова, И. Соколова, К. Трутовского. Выдающимися мастерами бытового и других жанров были академик М. Пимоненко, С Кишиневский, Г. Ладыженский и другие.
Украинская тема занимала видное место в творчестве И. Репина. Выдающимся явлением украинского исторического жанра стало его грандиозное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К теме героической истории украинского казачества прибегали С. Васильковский, О. Сластен, О. Мурашко и другие.
Быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства, рост старых городов и появление новых способствовали прогрессу строительной техники, появление новых материалов и конструкций. В архитектуре преобладала смесь разных стилей. Выдающимися зданиями украсились: Киев - городская дума (арх. О. Шилле), гостиница «Континентапь», Политехнический институт, Первая гимназия (арх. В. Шретте), Владимирский собор (арх. І.Штром, П.Спарро, О. Беретти); Харьков - помещения коммерческого училища, земельного банка (арх. О. Бекетов); Одесса - оперный театр (арх. Ф. Фельнер, Г. Гельмер), новая биржа (арх. О. Бернардацци).
Пореформенный период развития Украины (до 1917 г.) характеризовался прежде всего бурным ростом экономики. Благодаря новым европейским технологиям она превратилась в один из наиболее экономически развитых регионов Российской империи и Европы. Общественно-политическая жизнь Украины характеризовалось усилением роли интеллигенции, ее деятельностью в направлении осуществлению национального возрождения, подъему национального самосознания масс, их политической активности, ее активность в значительной мере способствовала широкому развитию украинской культуры, впечатляющие достижения которой позволяют говорить о XIX в. как о классическую эпоху в развитии украинского искусства, литературы и науки.
Возросло и значение рабочего класса, который сыграл значительную роль в революции 1905-1907 гг., в ослаблении самодержавия, промышленном перевороте, развитию мощной индустрии Востока и Юга Украины. И несмотря на все самой многочисленной социальной группой общества оставалось крестьянство, в своем большинстве бедное, безземельне ли малоземельне. Это вело к усилению его радикализма и революционности, было основой будущих революций и войн.


Назад