Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

12.2. Общественно-политическая жизнь. Москвофилы и народовцы


Против этого экономического, политического и духовного наступления поляков украинцам приходилось вести оборонительную войну, отстаивать свои позиции и приобретать новые.
Поражение революции 1848 г. привела к падению политической активности всех социальных и национальных групп в Австрийской империи. Украинцы были разочарованы неблагодарностью австрийского правительства и его нежеланием выполнить их скромные требования относительно раздела Галичины на Восточную и Западную в ответ на свою лояльность. После того как в 1851 г. распалась Главная Русская Рада, политическая жизнь в Галичине замерло почти на десятилетие.
Наряду с этим разочарование в результатах национального движения 1848-1849 гг., необходимость борьбы с польскими колониальными намерениями и попытками укрепило москвофильский движение. Москвофилы появились в начале 40-х лет. их руководство находилось в составе церковной верхушки, часть которой стала ориентироваться на могучую Россию, пропагандировать необходимость присоединения к ней украинской части Галиции. Вместо созидания собственного письменности и культуры на основе народного языка они требовали принять готовую развитую русский язык с ее художественной литературой. В этом их поддерживали слов'янофільські круги России. Они присылали москвофілам литературу, уверяли в необходимости объединения всех русских племен. Эти украинские консервативные круги, которые получили название «твердых русинов», или москвофилов, в действительности не верили в собственные силы, возможности своего народа, от которого были далеки. Они не давали крестьянам никакой помощи в тяжелой социальной борьбе с остатками крепостничества, не использовали возможностей для дальнейшего развития и распространения украинской культуры. Москвофилы не сумели создать четкой программы политической деятельности, не использовали парламентскую трибуну для защиты интересов украинцев.
В конце 60-х годов, после соглашения Польши с Австрией, когда стало окончательно понятно, что правительство ничего не сделает для удовлетворения просьб украинцев, москвофилы оказались в состоянии отчаяния, их движение раскололся на несколько частей. Одна провозгласила себя полностью русскими, а их газета «Слово» заговорила о национальном единстве с российским народом. Этот развал москвофільського движения привел к созданию нового течения в украинском общественной жизни, получившая название народовської. До нового движения входили молодые учителя, юристы, писатели, студенты. На первых этапах своей деятельности они ставили целью развивать в духе национального возрождения культурной работу, продолжая направление Маркияна Шашкевнча. Организационным центром движения были журналы «Вечерницы», «Цель», «Нива», «Русалка», которые за неимением средств не были долгожителями, но актуально, жизненно ставя проблемы культурного развития народа, находили широкий отклик у общественности, особенно среди молодежи. их поддерживали студенческие и ученические организации, которые звались Общинами. Общины имели характер образовательных организаций: собирали библиотеки, выписывали газеты, проводили лекции и дискуссии по литературе и истории, вечера, концерты, создавали хоры. Члены Общин носили казацкий одежду и высокие смушеві шапки. В 60-х годах в литературном органе народников «Правде», созданном при значительной финансовой поддержке украинцев из Приднепровья, писатели И. Нечуй-Левицкий, П. Кулиш и другие, как и западноукраинские литераторы, печатали свои литературные произведения, и «Правда» стала органом всеукраинского объединения. Создавались культурологические общества: «Русская беседа», которая занималась делами театра, «Просвещение», которая выдавала популярную литературу, организовывала читальни, охватив широкие слои крестьянства. В 1873 г. по помощи меценатов из Приднепровья организуется общество имени Т. Г. Шевченко, которое имело своей целью поддерживать развитие украинской художественной литературы.
Народовцы вели дискуссии с москвофилами по вопросам языка, орфографии, но не ставили задач подъем политической, экономической жизни народа, не учили украинцев пользоваться конституционными свободами и правами в борьбе с польскими и австрийскими органами власти, чиновниками и помещиками. Среди украинского крестьянства распространенными были монархические настроения, надежды на то, что император Франц-Иосиф много сделает для улучшения их судьбы, не зная, что «цисар» как раз и не был их сторонником. И эти взгляды не разоблачались, не критиковались. Движение народников в 60-70-х годах характеризовалось ограниченностью, консервативностью в политических вопросах, сужался лишь в отдельных проблем Галичины (так называемое рутенство). Поэтому и политическая активность масс была чрезвычайно низкой, проявлением чего была поражение украинцев на выборах в галицкий сейм, когда они провели всего двух своих депутатов. Остальные депутатских мест была захвачена поляками, которые утверждали, что лишь они представляют всю Галицию.
Чтобы не допустить дальнейшего и укрепления положения поляков, народовцы поворачиваются лицом к политической жизни. Новое направление деятельности они начинают, пользуясь конституционными правами по созданию политических газет «Родина» и «Дело». Первая считалась органом крестьян, вторая - интеллигенции. «Дело» - самая крупная, самая старая и самая авторитетная ежедневная газета в истории Галичины. Первым ее редактором был один из авторитетных публицистов и политиков, организатор культурного процесса в Галичине В.Барвінський, который поддерживал постоянные контакты с Костомаровым и Драгомановым. Он начал взвешенный, объективный курс газеты, ее тесную связь с конкретными экономическими делами народа. Наряду с этим народовцы вводят эффективный метод укрепления связей с массами - крестьянские веча (огромные митинги), на которых обсуждались проблемы общественно-политического и социально-экономического развития Галичины и принимались важные решения.


Назад