Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

12.4. Буковина. Закарпатье во второй половине XIX - начале XX вв.


В 1774 г. Буковина, которая входила в состав Молдавского княжества, была оккупирована Австрией. Это мотивировалось тем, что эта территория до XIV в. принадлежала к Галицкого княжества. В 1786 г. она была присоединена к Галиции и в таком состоянии находилась до 1849 г. когда выделилась в отдельную провинцию.
Среди украинцев Буковины и Закарпатья преобладали крестьяне. Элитную национальную и социальную группу составляли румыны в Буковине, мадьяры - в Закарпатье. В экономической жизни обе провинции отмечались медленным развитием, хотя австрийское правительство во времена правления «просвещенных» монархов, особенно Иосифа II, способствовал некоторому прогрессу в этих провинциях. Личная зависимость крестьян от помещиков была почти полностью отменена, но они продолжали отрабатывать барщину по земле и пастбищах. Положение их на Буковине было очень тяжелым через то, что экономическое угнетение дополнялось национальным, потому что крестьяне были украинцами, а помещики - румынами. В буковинских городах преобладали румыны, австрийцы, в закарпатских - мадьяры и австрийцы. Промышленность развивалась крайне медленно.
Во время революции 1848 г. вместе с галицкими депутатами до имперского парламента были избраны и буковинские, среди которых радикализмом, энергией, непримиримостью к помещиков выделялся Лукьян Кобылица. В своих революционных выступлениях он выступал за автономию Буковины и передачу земли крестьянам. А впоследствии возглавил всенародное восстание, которое было жестоко подавлено правительственными войсками.
В 1861 г. Буковина была признана «коронным краем» Австрии (воеводством) с двойными административными органами: первый - центральное правительство империи Габсбургов, от имени которой управлял краевой президент (в его ведении были старосты и начальники уездов), второй орган - автономная управа, состоявшая из краевого сейма-парламента, во главе которого стоял маршал, высшее лицо местной самоуправству, и краевого отдела - исполнительного органа. Фактически автономные органы власти находились в руках румын и австрийцев, а украинцы, для которых вроде бы вводилась автономия, долгое время не могли добиться даже признание украинского языка правительственной.
И все же автономия способствовала оживлению экономического, общественно-политического и культурного развития. От 70-х годов усиливается борьба украинцев против румынизации и германизации, создаются украинские культурно-национальные организации. Так, в 1869 г. было основано общество «Русская беседа», которое впоследствии стало литературным. Оно просуществовало до 1940 г. и сыграло значительную роль в национальном возрождении края. Однако некоторое время в нем преобладали москвофилы, что отстаивали «единую загальноруську язык». В 1870 г. в Черновцах было создано политическое общество «Русский совет», которое способствовало активизации украинского национального движения, а в 1875 г. - немецкий (австрийский) университет с кафедрой украинского языка.
В 80-х годах руководство всеми делами постепенно переходит в руки народников, потому что Москвофильский движение пугал и отталкивал австрийское правительство. Румыны в Буковине стремились присоединения ее к Румынии. В этих условиях австрийское правительство использовал украинцев, особенно народников, как противовес румынам, поддерживал их, предоставляя определенные права, в том числе на университетское образование. Популярные лидеры галичанин С. Смаль-Стоцкий, профессор Черновицкого университета, политический деятель М. Вася и другие умело использовали эти обстоятельства в интересах развития украинского национального движения, для основания обществ и кооперативов, количество которых в 1914 г. достигает 590. Вскоре в крае появились отделения галицких партий-совета кал и в и социал-демократов. Буковина поддерживала постоянные контакты с Галичиной, Приднепровьем, ее часто посещали авторитетные галицкие политики Я. Головацкий, О. Барвинский и др. Таким образом, благодаря сбалансированной политике Вены на Буковине была значительно уменьшена национальная напряженность и стал ощутимым политический и экономический прогресс.
Еще в XVI ст. Закарпатская Русь была разделена между Австрией, Турцией и Венгрией. Ужгородщина, Пряшівщина принадлежали Австрии, восточное Закарпатье - Венгрии (Семигороду).
Революция 1848 г. охватила и Закарпатья. Венгерские повстанцы агитировали за вступление закарпатской молодежи к их отрядов, а когда те отказывались, силой забирали их. Происходили акции насилия венгров над закарпатскими украинцами. Обострение революционных процессов привело к усилению требований венгров поддерживать их борьбу. В то же время Главная Русская Совет требовала сохранять лояльность к Австрии. Много украинцев, боясь террора, убегали в Галиции. А закарпатские крестьяне в ответ на террор начали создавать партизанские отряды и бороться против венгров. В ответ на желание закарпатцев правительство Австрии сразу после революции выделил из состава Угораіини «Русский дистрикт» (Закарпатскую провинцию) с центром в Ужгороде, а один из выдающихся политических деятелей Закарпатья А.Добрянський был назначен наместником.
А. Добрянский поставил на все административно-государственные должности украинцев, способствовал развитию украинской культуры, образования, основывая литературные общества: «Пряшевське литературное общество» и в Ужгороде - «Общество Василия Великого», в которых принимали участие писатели-патриоты В. Духнович, Е. Фенцик, Д. Балудянський и др. Издается много книг на русском языке. Однако в 50-х годах стало распространяться москвофільство, которое поддерживалось российскими благотворительными обществами. Оно, как и в Галичине, насаджувало свое «язичіє» - искусственную книжный язык, который бессистемно сочетала элементы разговорного русского и украинского.
В 1867 г. Австрия потерпела тяжелое поражение в войне с Пруссией. Воспользовавшись этим, венгры отвоевали право на самоуправление: создавалась Австро-Венгерская империя (дуалистическая). Венгры развернули преследование закарпатцев, проводя акции мести. Это еще больше толкало украинцев к москвофилов, вызвало упадок их экономической и культурной жизни.
В 1870 г. Закарпатье посетил м . драгоманов, а впоследствии в своих произведениях отразил унылую жизнь закарпатских украинцев, назвав их «ранятся братьями».
В конце XIX в. быстро развивается официальное «мадяризация» населения. Часть интеллигенции ассимилировалась, став так называемыми «мадяронами». В этот процесс, в противовес Галичине, включилась и греко-католическая церковь, которая имела епископства в Пряшеве и Мукачево. Поскольку Закарпатье отделялось уже от Галичины рубежом, бдительно охранялся, а контакты с ней были традиционно слабыми, здесь, в отличие от Буковины, не смогли развиться украинофильские течения. Как следствие, украинские приходские школы приходили в упадок, закрывались газеты. Если в 1881 г. действовала 351 школа с украинским языком обучения, то в начале XX ст. - не было никакой. К тому же в конце XIX в. было несколько неурожайных лет, и население голодало. В связи с быстрым естественным приростом населения крестьянские наделы дробились. Выходом из этого положения была интенсивная эмиграция в Америку, которая развернулась в 80-90-х годах XIX и в конце XIX ст. Закарпатье было одним из самых заброшенных регионов Украины. Борьбу против мадьяризации, за экономический и духовный прогресс в начале XX в. вела лишь горстка молодых народников во главе с Августином Волошиным и Юрием Житковичем.


Назад