Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Классификация целей обучения


Виды деятельности. Мы уже выяснили, что цели обучения могут быть выражены в таких понятиях и категориях, как знания, умения, навыки, способы творческой деятельности и эмоционально-оценочные нормы. Каждая из них, как мы убедились, не имеет простое значение, однако в своей совокупности они дают полное представление о том, чему должны учить. Но это только одна сторона дела.

Главная цель обучения и воспитания заключается в передаче молодому поколению накопившейся предыдущими поколениями человеческой культуры. Здесь под культурой мы понимаем совокупность средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно-исторической практики для развития общества. Культура, как понятно из ее определения, создана и проявляется в деятельности.

Если обучение и воспитание - это передача общественного опыта, то напрашивается вопрос: какого опыта или опыта каких видов человеческой деятельности. Очевидно, чтобы выяснить эти виды, необходимо обратиться к общественно-исторической практики человеческой цивилизации.

Первым видом деятельности является производственная деятельность. Чтобы жить, люди должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и т.д. Всего этого человеку в готовом виде никто не дает. Она сама производит одежду, сама выращивает хлеб и другие пищевые продукты, строит жилье, дороги, мосты, транспортные средства и т.п. Человек включен в систему общественного производства и является непосредственным участником производственной деятельности. И опыт, накопленный всеми предыдущими поколениями в этом виде деятельности, должна передаваться молодому поколению во всем его разнообразии и полноте. Без передачи опыта в производственной деятельности существования общества, его развитие, как и жизнь каждого конкретного человека в его современном виде, практически было бы невозможным.

Рассмотрим второй вид деятельности. Чтобы облегчить свою производственную Деятельность, человек вынужден совершенствовать средства труда, разрабатывать и использовать новые. Помощь в этом человеке предоставляет такой вид Деятельности, который связан с получением знаний о природе, обществе и о самом человеке. Используя полученные знания, человек создает механизмы, устройства, машины, сложные аппараты, которые существенно облегчают производственную деятельность человека. Этот вид деятельности называют наукой. Понятно, что он не ограничивается только получением тех знаний, которые человек применяет ли использует для облегчения своей производственной деятельности.

Законы, о которых шла речь выше, существуют и действуют в природе и обществе люди изучают и узнают их. Этим занимается наука. Она является результатом деятельности нашего разума, нашего сознания. Объективные законы природы и общества отражаются в сознании людей. Получаем будто два ряда законов: одни действуют в мире, который нас окружает, другие - в нашем сознании. Законы науки человек и пытается использовать в своей производственной практике.

Но человек - любопытное существо. Чтобы ориентироваться в окружающем мире, то есть все, что она видит, слышит, чувствует, человек должен уметь описать, объяснить, предусмотреть возможные последствия. А эту роль как раз и выполняет наука - система знаний о природе, человеке, обществе. Наука помогает человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, выработать свои взгляды на все, что происходит вокруг нее, использовать законы науки для улучшения и облегчения производственной деятельности человека.

Выясним третий вид деятельности. Человека не только интересует все то, что ее окружает. Человека интересует не меньшей степени она сама, ее память, мышление, воображение, внимание, сила воли, ее интересы, склонности, способности, ее умственные, физические, эмоционально-чувственные возможности.

Именно деятельность человека с изучения своих возможностей, с их применения, усовершенствование самой себя и является третьим видом деятельности, опыт, который необходимо передавать от старшего поколения к младшему.

Четвертый вид деятельности - это деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Деятельность, которая не только помогает! каждому ребенку накопить определенный фонд знаний о природе, обществе и саму себя, но и деятельность, результатом которой является формирование определенного отношения молодого человека ко всему, что ее окружает, И таких же, как она, к старшим, к родителям, наконец, к обществу, власти, государства.

Таким образом, передача социально-исторического опыта молодому |поколению охватывает четыре вида деятельности человека", производственную, получение знаний (науку), самосовершенствования, воспитательную.

Матрица целей обучения. На основе анализа категорий, в которых выражается опыт и виды деятельности, где этот опыт сконцентрировано, составим такую матрицу целей обучения

Таблица 5.1.

 

Элемент опыта

Вид деятельности

 

 

Производственная

Получение знаний

Самосовершенствование

Воспитательная

Знания

+

+

+

+

Умение

+

+

+

+

Навыки

+

+

+

+

Эмоционально-оценочные нормы

+

+

+

+

Способы творческой деятельности

+

+

+

 

 

Политехническая

Учебная

Развивающая

Воспитательная

 

 

Группа целей обучения

Как видно из этой матрицы, все цели обучения можно разделить на четыре группы: политехническое, образовательную, воспитательную, развивающую. Каждая из групп (вертикальные столбики) является определенной системой знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочных норм, что соответствует конкретному виду деятельности.

Итог. Разделение целей обучения обусловлен теми видами деятельности, в которых происходит передача социального опыта от поколения к поколению. Такими видами являются: производственная деятельность; деятельность по добыванию знаний (наука); деятельность по самосовершенствованию человека; деятельность по воспитанию.

Согласно этому цели обучения разделяют на следующие четыре группы: политехническое, образовательную (учебную), воспитательную, развивающую.



Назад