Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

12.5. Культурная жизнь


Униатская церковь продолжала и во второй половине XIX - начале XX в. играть значительную роль в общественной жизни Галиции. Характерной чертой ее развития в эти годы была борьба с католиками, которые продолжали попытки окатоличить (латинізувати) общественность. Униатство твердо стояла в обороне независимого национального и культурного процесса, а собор святого Юра, где находился униатский митрополит Галичины, был символом украинской самостоятельности в духовной жизни. Все попытки поляков покорить униатского митрополита польском епископу закончились поражением.
Во второй половине XIX в. среди духовенства выделялось несколько групп, которые высказывали противоречивые взгляды по вопросам проведения обрядов и др. И несмотря на все церковь принимала активное участие в жизни общества. В 70-80-х годах она вела широкую пропаганду трезвости, влияла на подъем образовательного уровня населения. Таким униатство было до начала XX века., когда его возглавил Андрей Шептицкий, что значительно укрепил единство церкви, ее роль в культурных и общественно-политических процессах Галичины.
Буковинская православная церковь указом императора Австрии была передана в состав Сербской православной церкви. Однако в 1873 г. австрийский правительство создало Буковинскую митрополию. После этого значительную часть книг для религиозных отправлений и учебников для религиозных заведений было издано на русском языке.
В это же время униатская церковь Закарпатья пыталась сохранить независимость и самостоятельность, защищаясь от попыток венгров окатоличить ее. Однако давление усиливалось. В среде закарпатского духовенства, как и всей интеллигенции, произошел раскол. Часть мадяризувалася, некоторые все больше склонялся к москвофильства. На Закарпатье ширился православия. В ответ начиная с 70-х годов правительство назначал на должности епископов лишь «мадяронів». Как следствие, униатская церковь стала проводником мадьярского влияния в крае. Страшные нищета народа, мадяризация школы, церкви, всей культуры привели закарпатский край до чрезвычайного духовного упадка.
С 1869 г. по всей империи вводится обязательное обучение детей от 6 до 14 лет. Однако много детей не посещали школу через материальные лишения. Наряду с этим не хватало квалифицированных учителей, помещений и средств. Поэтому большая часть западноукраинского населения оставалась неграмотной. К тому же обучение во многих школах велось на польском языке, и крестьяне неохотно посылали своих детей в школы с чужим языком. И несмотря на все закон об обязательном обучении способствовал развитию народного образования. Но с преобразованием Австрии в Австро-Венгрию в 1867 г. развернулась мадяризация Закарпатского края, которая и привела к истреблению русского народного образования.
В Галичине существовали 5 и 6-классные средние школы-гимназии, которые в 1849 г. были реорганизованы в 8-классные, и тогда же началось создание реальных средних школ. Однако с 1867 г. в украинских средних образовательных учреждениях на румынском языке становится польская. После долгой борьбы, в 1874 г., было разрешено преподавать на русском, а в конце XIX в. при польских гимназиях стали организовываться параллельные украинские школы и классы. На Буковине еще в XVIII в. действовали средние школы - в Черновцах и Сучаве. В середине XIX в. создается клерикальна семинария, в которой обучение велось на русском и румынском языках. В 60-х годах XIX в. в Черновцах создаются реальные школы. В 1871 г. была основана украинская учительская семинария. Во всех буковинских средних школах преподавался русский язык как предмет обучения.
Высшее образование в Западной Украине была представлена Львовским университетом (1784 г.), в котором сначала языком преподавания была латинская, а в середине XIX в. - немецкий. В 1849 г. в нем впервые основывается кафедра украинского языка и литературы. В 1871 г. после долгой борьбы было отменено ограничение в языке преподавания, но университет на это время уже полонізувався. В 1884 г. была основана кафедра истории Украины, которую занял Г. Грушевский, а в 1900 - кафедра украинской литературы (К. Студинский). На Буковине университет основан в 1875 г. в Черновцах с немецким языком преподавания, но были и кафедры с украинским языком обучения: украинского языка и литературы, церковнославянского, практического богословия, В 1844 г. во Львове был основан политехнический институт. В основном высшие учебные заведения были центрами науки. Здесь создавались лаборатории, общества. В частности, при Львовском университете в 1873 г. было создано научное общество имени Т. Г. Шевченко (НОШ). В естественных науках плодотворно работали математики В. Левицкий, Г. Зарецкий, химики Бы. Радзішевський, Е. Линнеман, геологи Ф. Ціркель, Ю. Тікаревський и др., в области гуманитарных наук - И. Франко М. Павлик, С. Подолинский.
В острой борьбе различных стилей, направлений развивалась украинская литература на западноукраинских землях. Здесь расцвел могучий, многогранный талант Франка, что достиг высот мирового уровня, а также талант Федьковича, Кобринской, Ковалева и многих других.
Под влиянием достижений украинского театра на Приднепровье развивалось и театральное искусство Западной Украины. В 1864 г. во Львове был основан украинский профессиональный театр при обществе «Русская беседа», который возглавил О. Бачинский. Он познакомил Галицию и Буковину с лучшими достижениями театрального искусства Украины, России и европейских стран. В его становлении и развитии принимал участие Г. Кропивницкий, который находился в середине 70-х годов во Львове.
Развитие музыки на западноукраинских землях в определенной степени стимулировался драматическим театром. Значительное распространение получил хоровое пение (хоровые общества «Торбан» и «Львовский боян»). Массовыми стали собирание, изучение и пропаганда музыкального фольклора. С народными песенными источниками связано творчество одного из первых украинских композиторов-профессионалов Галичины М. Вербицкого, а также И. Лавровского, композитора из Буковины. Воробкевича. Композитор В. Матюх работал в основном в вокальных жанрах и хоровом искусстве, как И. Сичинский и О. Нижинківський. Композитор В. Вахнянін создал несколько оперных произведений.
В творчестве западноукраинских художников, которые получали образование в Вене, Кракове, Мюнхене и других культурных центрах Европы, выразительным был влияние европейских художественных школ. Однако они связывали творчество с жизнью своего народа. К ним принадлежат К. Устиянович, Т. Копистинський, И. Труш, на Буковине - Ю. Пигуляк и М. Ивасюк. В 1899 г. Ивасюк организовал в Черновцах первую художественную школу. Живописец Г. Рошкович выполнил много росписей церквей в Закарпатье.
Архитектура Западной Украины находилась под влиянием европейской и отражала развитие строительной техники и новых конструкций, использовала новые материалы. В городах Галичины и Буковины появилось немало примечательных сооружений: во Львове - здания политехнического института (арх. Ю. Захарович), Галицкого краевого сейма (арх. Ю. Гохбергер), в Черновцах - дом-резиденция митрополита Буковины (арх. И. Главка), на Закарпатье - охотничий дворец графов Шенборнов, дом Ужгородской синагоги и др.
Как в Приднепровье, так и в Западной Украине вторая половина XIX века является периодом значительных достижений. В этом заслуга как всего западноукраинского народа, так и его интеллигенции. Росли, хотя и очень медленно, письменность, высшее образование, наука, художественная литература и искусство. Однако при этом следует отметить, что элитарная культура интеллигенции Львова, Черновцов, Мукачево и других крупных городов резко отличалась своим уровнем от духовной жизни крестьян Прикарпатья, Карпат и Закарпатья. И все же в эти времена черты национального характера, национального сознания, менталитета западных украинцев были воплощены в творчестве их выдающихся представителей. Был сделан новый шаг в дальнейшем развитии духовной жизни и одновременно заложен фундамент будущего продвижения.


Назад