Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

14.1. Международное и внутреннее положение. НЭП


Почти семь лет войны и революций привели к тому, что территории бывшей Российской империи превратились в руины. Но в особенно трудном положении находилась Украина. В результате вооруженной борьбы, террора, эпидемий и вынужденной эмиграции она потеряла около 3-4 млн. человек, производство сократилось примерно в девять раз. Промышленность была разрушена, валовой сбор зерновых составил 25% от довоенного. В республике чувствовалась социально-политическая нестабильность, нарастало недовольство рабочих, крестьян и интеллигенции, которые в значительной мере определялось политикой военного коммунизма. Она отрицала частную собственность, рыночные, товарно-денежные отношения, подрывала материальную заинтересованность производителей в результатах своего труда, продолжала после окончания гражданской войны разваливать экономику. Все больше становилось очевидным то, что окончательно измученный общество не готово к коренных социальных преобразований, которые планировались большевиками. Создание благоприятных внешних и внутренних условий для восстановления и развития экономики - это была насущная необходимость того времени. К тому же реальная международная обстановка свидетельствовала о беспочвенность надежд руководства РКП (б) на мировую революцию.
В начале 20-х годов основная часть украинских земель входила в состав УССР. Площадь их составила 452 тыс. кв. км, а численность населения по переписи 1920 г. составляла 25,5 млн человек. Из них на селе проживало 20,9%, в городе - 4,6 млн человек. Значительную часть украинских земель захватила Польша - Восточную Галицию, Холмщину, Подляшье, Посяння, Западную Волынь и северо-западные районы Полесья. Принудительно включены в Польскую государство Восточная Галичина, Западная Волынь и полесские районы образовали новый географический район - Западную Украину. Проведенный в 1931 г. перепись показала, что на этой территории проживало 8,9 млн человек, в том числе 5,6 млн украинцев и 2,2 млн поляков.
Во время распада Австро-Венгрии Румыния захватила одну из ее провинций - Провинции с центром в Черновцах. Большинство населения в ее северной части составляли украинцы. Почти одновременно румынское правительство оккупировал Бессарабскую губернию, в северной части которой (Хотинщина) тоже преобладало украинское население.
Тогда же Закарпатье было захвачено Венгрией, а после ликвидации в ней советской власти перешло к Чехословакии. Имея формальный статус самостоятельного государства, Украина фактически была автономной республикой в составе РСФСР. Организационная структура РКП (б) отмечалась глубокой централизацией, и ЦК КП (б) У пользовался только правами областного или губернского комитета. Самим своим существованием РКГІ (б) с 1925 г. - ВКГІ (б)) превращала конгломерат советских республик в единую страну. Однако официально Украина в начале 20-х годов именовалась государством. В частности, 29 декабря 1920 г. представители РСФСР В.ленин, Г.чичерин и представитель УССР Х.раковский подписали в Москве договор о военном и хозяйственный союз между Россией и Украиной. В преамбуле подчеркивались независимость и суверенность обоих государств и необходимость сплочения сил для обороны и хозяйственного строительства. РСФСР и УССР объединили семь наркоматов: военных и морских дел, совета народного хозяйства, внешней торговли и др. И все это рассматривалось под углом зрения мировой пролетарской революции Однако жизнь требовала налаживания контактов с соседними государствами, решение вопроса дипломатического признания УССР и других советских республик.
Активную деятельность в этом направлении развернул председатель СНК УССР и одновременно нарком иностранных дел Х.раковский. 14 февраля 1921 г. представители УССР Ф. Кон и Ю. Коцюбинский подписали первый мирный договор - с Литвой. 18 марта Россия и Украина заключили Рижский мирный договор с Польшей. Вскоре Украина установила дипломатические связи с Латвией и Эстонией, а в начале 1922 г. подписала договор с Турцией.
Весной 1922 г. в Генуе (Италия) состоялась конференция глав правительств европейских государств для урегулирования экономических и финансовых проблем послевоенной Европы. Приглашена туда была только Россия. В состав российской делегации включили X. Раковского. Благодаря его дипломатическому таланту во время Генуэзской конференции в городке Раппало удалось подписать мирный договор с Германией, которая после поражения в Первой мировой войне потребовала определенных договоренностей. Действие договора позже была распространена на Украину и другие советские республики.
Сложными, а часто и враждебными оставались отношения РСФСР и УССР с Польшей. Советские правительства не признавали аннексии Польшей Западной Украины, хотя по условиям Рижского договора соглашались с этим. В 1923 г. Антанта приняла окончательное решение передать эту территорию Польши. Акция Антанты была юридическим признанием положения, что фактически сложилось давно. Однако, правительства РСФСР и УССР протестовали против того, что Антанта, громко декларируя право наций на самоопределение, свободу украинского населения проигнорировала При этом X. Раковский справедливо отстаивал право людей, которые жили на этой территории, самим решать свое будущее и статус своих территорий.
После образования СССР Украина потеряла право на государственные сношения с внешним миром, ее посольства и консульства в тех странах, где они существовали, были объединены с российскими, а наркомат иностранных дел УССР ликвидирован. В межвоенный период в эмиграции продолжал функционировать правительство УНР. Сначала он находился в Польше, затем - в Париже и Праге. Председателем Директории оставался Степан Петлюра. 25 декабря 1926 г. его убил в Париже агент советской разведслужбы. Должность председателя УНР обнял А. Левицкий. В эмиграции в оппозиции к правительству УНР оставались украинские партии эсеров и социал-демократов, которые выступали против политики Петлюры еще в 1919 г. Эти партии активно действовали в Чехословакии, Польши, Франции и Австрии. Социал-демократы сотрудничали с Социалистическим Интернационалом. Политическими центрами эсеров были Вена и Прага. Шаповал вместе с Винниченко основали в Праге журнал «Новая Украина», который с патриотических позиций украинского социализма рассматривал положение в Украине и перспективы борьбы за ее независимость. Однако добиться сплочения украинских политических сил в единый блок он не смог. И деятели украинского освободительного движения даже в эмиграции не склонялись к объединению. В Вене также действовал украинский социологический институт, который возглавлял Михаил Грушевский (до 1924, p. когда вернулся в Киев). В 1923 г. в Праге группа украинских эсеров основала Украинскую радикально-демократическую партию, которая сотрудничала с эмигрантским правительством.
Следует отметить, что в поисках утверждения украинской государственности своеобразную попытку осуществить это в союзе с советской властью сделал лидер УСДРП В. Винниченко. Он обратился к правительству УССР и лидеров РКП (б) с предложением сотрудничества. Получив согласие, Винниченко приехал в Москву, а потом в Харьков (столице УССР с 1919 г.), вступил в КП (б) У, был введен в ЦК КП (б) У и занял пост заместителя председателя Совнаркома УССР. Это была еще одна попытка социалистов разных оттенков объединиться для практического строительства социализма в Украине, но при условии признания реальной ее государственности.
Винниченко выставил требование: руководство правительством УССР передать лицу украинской национальности, устранив с этой должности болгарина X. Раковского. Он пытался и в УССР создать правительство из украинцев и предоставить республике в условиях советской власти определенный уровень независимости. Однако Г. Пятаков и другие руководители РКП (б) выступили против этого, и Винниченко безвозвратно уехал в эмиграцию.
После окончания гражданской войны положение Советской страны неуклонно ухудшалось. В Украине вспыхивали все новые антисоветские восстания. Украинские крестьяне протестовали против принудительного изъятия продовольствия и связанной с этим запрета торговли. Разворачивался партизанское движение, который рассматривался властями как политический (кулацкий) бандитизм. Усугублялись кризисные явления в экономике, возникшие во время гражданской войны в условиях военного коммунизма.
Их проявлениями были уменьшение в стране общего количества продовольствия, сокращение обрабатываемой площади земель, закрытие предприятий, миграция значительного количества рабочих из городов в деревни. В политической жизни страны чувствовалось приближение новой гражданской войны -- теперь уже крестьянства против советской власти и коммунистической партии. Массовое недовольство рабочих привело к резкому сужению социальной основы советской власти и ее создателя и руководителя - компартии. Создана преимущественно из крестьян, Красная Армия тоже начала бунтовать, проявлением чего было восстание матросов в Кронштадте, в недалеком прошлом военной опоры большевистской партии.
Ленин понимал, что дальнейшее проведение политики военного коммунизма приведет к крестьянской войны. Поэтому на X съезде РКП (б) (март 1921 г.) он доказал необходимость отмены этой политики и замены продразверстки налогом, который имел «твердые» размеры, известные крестьянам заранее. Все то, что крестьянин производил свыше этот налог, он мог продавать на рынке. Новая экономическая политика (нэп) предусматривала свободную внутреннюю торговлю, передачу мелких предприятий в аренду и частную собственность, иностранные концессии. Вводился хозрасчет на государственных предприятиях, прекращалось основания новых коммун, колхозов и совхозов. Но «командные высоты» - крупная промышленность, банки, транспорт, внешняя торговля - оставались в собственности государства. Ленин надеялся, что при сохранении диктатуры пролетариата нэп обеспечит победу социалистических элементов над капиталистическими.
Решение коммунистической партии были обязательными для Украины, и поэтому Всеукраинский центральный исполнительный комитет, который имел законодательные функции в период между съездами Советов Украины утвердил ряд соответствующих законов. Размер продналога составил 117 млн пудов зерна вместо 160 согласно продразверсткой.
Введение нэпа совпало с сильной засухой на юге Украины, а также в некоторых регионах РСФСР, особенно в Поволжье. Неблагоприятные погодные условия, сокращение производства продовольствия в результате хозяйственной руины, предыдущие реквизиции в ходе проведения продразверстки привели в 1921-1923 гг. до голода Правительство РСФСР прибег к мобилизации внутренних средств и обратился к международной общественности с просьбой о помощи. Однако помощь предоставлялась лишь голодающим Поволжья. Голод в Украине долгое время замалчивался, а эшелоны с продовольствием из Киевской и Полтавской направлялись только в Поволжье, вместо того, чтобы отправить хоть часть их в голодающие южные губернии Украины. Лишь весной 1922, p. когда там вымирали уже целыми селами, стала предоставляться продовольственная помощь и голодающему населению юга Украины. Много тысяч людей в Российской Федерации и в Украине были спасены благодаря помощи международной общественности, особенно Американской администрации помощи (АРА).
Несмотря на все, нэп имел успех. В 1923 г. удалось покончить с голодом. Росло производство сельскохозяйственной продукции, возрождалась промышленность, заводы возвращались рабочие. Укреплялась финансовая система и спадал повстанческое движение. Крестьяне положительно восприняли нэп и начали отворачиваться от повстанцев. Прекратились массовые расстрелы и была объявлена амнистия останкам повстанцев. Эмигрантам гарантировалось возвращение в Украину. Однако политические репрессии, хотя и в значительно меньших объемах, оставались.
Особенно быстро росло сельскохозяйственное производство, которое базировалось на мелком индивидуальном товарном крестьянском хозяйстве, что мало теперь в пользовании большие наделы земли, полученные в 1917 г. В 1925-1926 гг. производство зерна в Украине почти достигло довоенного уровня. Быстро росло животноводство. Повышался жизненный уровень крестьян, большинство из которых никогда так хорошо не жили, как в эти годы. Тогда же был в основном восстановлен довоенный объем промышленного производства.
В 1922 г. в РКП (б) развернулась дискуссия о путях и методах объединения советских республик. Генеральный секретарь ЦК РКП (б), нарком по делам национальностей Сталин, который возглавлял специальную комиссию по этому вопросу, выдвинул проект «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», который предусматривал включение их в Российской Федерации на правах автономии, собственно поглощения всех национальных республик. Предложение Сталина, централіста, обрусілого грузина, большего великодержавника, чем российские великодержавные шовинисты, вызвала возмущение среди большевиков-нерусских. Весь состав ЦК КП Грузии в знак протеста подал в отставку. М. Скрипник и другие украинские коммунисты квалифицировали ее как плохо скрытый шовинизм. Выступил против этого и X. Раковский. В октябре 1922 г. Политбюро ЦК КП (б) У приняло по докладу председателя ВУЦИК Г. Петровского резолюцию, в которой настаивало на сохранении независимости УССР и установлении добрососедских взаимоотношений между советскими государствами на основе ранее достигнутых соглашений. Ленин через тяжелую болезнь в дискуссии участия не принимал. Однако, имея горький опыт борьбы с национальными революциями, понимая, что осуществление идеи Сталина разрушит поддержку большевиков, которую они имели в национальных регионах, он впоследствии резко выступил против позиции Сталина и объявил «смертельную» борьбу великорусскому шовинизму. Ленин понимал и то, что эта идея создаст среди колониальных народов мира негативное мнение о советскую систему. А именно на движение колониальных революций, их борьбу на поддержку мировой социалистической революции он в это время возлагал большие надежды. Ленин выдвигает идею создания союза равных республик. В письме к Л. Каменева он пишет: «...Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе наравне с ними входим в новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии».
Эти предложения Ленина для национальных республик были более приемлемы, чем план Сталина. В декабре 1922 г. VII Всеукраинский съезд Советов одобрил идею создания Союза. 30 декабря 1922 г. i съезд Советов СССР в основном утвердил декларацию о создании Союза и Союзный договор. Съезд поручил центральным исполнительным комитетам (ЦИК) союзных республик дополнительно рассмотреть Договор и Декларацию, после чего ЦИК СССР имел окончательно утвердить тексты этих документов и ввести их в действие.
Союзный договор провозглашал, что независимые советские республики добровольно вступают в государственный союз и передают некоторые свои полномочия органам центральной власти. К компетенции союзного правительства входили внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, железнодорожный транспорт, почтово-телеграфная связь, образовывались соответствующие общесоюзные наркоматы. Вопрос финансов, продовольствия, труда вошли в компетенции и союзного и республиканского правительств, - для чего создавались союзно-республиканские наркоматы. В сферу деятельности республиканских правительств были отнесены внутренние дела, юстиция, образование, земледелие и социальное обеспечение.
Окончательное юридическое оформление СССР произошло на II съезде Советов СССР (январь 1924 г.), который принял Конституцию, которая состояла из двух частей - Декларации и Договора об образовании СССР. В Конституцию вводился пункт о праве каждой союзной республики на свободный выход из Союза, а также о том, что территория союзных республик не могут быть изменены без их согласия. Однако реальная власть в республиках принадлежала единой Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) -- ВКП (б), и поэтому в условиях ликвидации оппозиции суверенные права оставались в основном фиктивными. Сталин сумел навязать ВКП (6) и стране так называемый классовый подход к национальному вопросу, а фактически - национальный нигилизм. От XII съезда РКП (б) (1923 г.) и до XIX партийной конференции КПСС (1988 г.) это вопрос не рассматривался на партийных форумах СССР.
Существуют различные оценки актов 1922-1924 гг. Советские историки всегда подчеркивали, что образование СССР - великое достижение национальной политики компартии, которое отвечало интересам украинского народа.
Подавляющее большинство историков диаспоры, а сейчас и в Украине, считают это трагедией украинского народа. Отдельные историки пытаются придерживаться компромиссной позиции. В Частности, О. Субтельный, отмечая негативные последствия объединения, в то же время справедливо обращает внимание то, что «...Украинская Советская Социалистическая Республика стала четко очерченным национальным и территориальным целым, с собственным административным центром и аппаратом. Таким образом, украинцы наконец получили территориально-административные рамки, отражавшие их национальную самобытность, то есть то, чего они не имели со времен казацкой Гетманщины XVII ст.». Автор уместно отмечает: «За царей украинский язык, культура, национальная самобытность жестоко преследовались. Не имели четкого определения границы Украины, а саму страну называли такими невыразительными понятиями, как Юго-Запад или Малороссия». Уступки, которые предоставлялись Украине, осуществлялись и по отношению к другим нерусских народов. Эти небольшие достижения на пути к национальных государств были теми завоеваниями, отталкиваясь от которых через несколько десятилетий осуществлялось создание суверенной государственности в республиках СССР.



Назад