Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Группа учебных целей


Структура группы учебных целей. Рассмотрим способ формирования группы учебных целей. Начальное представление об этой группе дает матрица, которая приведена выше (стр. 173). Как видно из нее, цели данной группы могут быть выражены через такие категории (элементы) процесса познания, как знания, умения, навыки, эмоционально-оценочные нормы и способы творческой деятельности. Однако сами знания является взаимосвязанной совокупности представлений, понятий, суждений, теорий, научной картины мира. Поэтому цели учебной группы можно выразить через представления, понятия, суждения, теории, научную картину мира, умения, навыки письма, чтения и счета, через специфические для конкретного предмета навыки, в их взаимосвязи и взаємодоповненні и через эмоционально-оценочные нормы и способы творческой деятельности. Поскольку все упомянутые выше элементы познавательной деятельности человека определенным образом между собой связаны, следовательно, является определенной системой, то и группа учебных целей также является системой. Понятно, что основой такого упорядочения учебных целей в систему является конкретный учебный материал о природе, обществе, человеке.

Человечество приобретает знания, которые составляют фонд науки и которые должны быть переданы младшему поколению. Однако умственные возможности молодого человека, уровень его умственного развития, хотя он с возрастом и растет, недостаточны для того, чтобы усвоить весь тот научный багаж, который на настоящее время накопило человечество. Поэтому передается только та часть, которая составляет ядро науки о природе, обществе, человеке. Как раз она и адаптирована к возрастных и умственных возможностей учащейся молодежи. В то же время, весь фонд научных знаний используется профессионалами-специалистами с целью их применения в производственной практике, а также для углубления и расширения знаний об окружающем мире.

В нашей системе образования принята так называемая предметная структура содержания обучения. Это значит, что содержание обучения является суммой содержания всех учебных предметов. Конечно, учебные цели по каждому предмету свои, именно такие, которые отражают специфику этого предмета, однако их можно разделить на две части: общие и конкретно-предметные.

Общие цели обучения - это такие, в реализацию которых вносит определенный вклад каждый учебный предмет. Это прежде всего цели обучения, связанные с формированием научной картины мира и теми методами исследования, которыми пользуются все науки.

Чем является цели обучения конкретному предмету, которые выражают специфику самого предмета? Они имеют иерархическую структуру. Самый высокий уровень - уровень общества, далее - уровень школы, затем - уровень предмета, существуют еще более низкие уровни. Понятно, что на низших уровнях они выражаются в категориях выражение опыта: знаниях, умениях, навыках, эмоционально-оценочных нормах, способах творческой деятельности.

Однако, с другой стороны, каждое общество, поставив на вершину интересы личности, заботится о себе, о своем развитие хотя бы потому, что оно само по себе является и тем фоном, и теми условиями, при которых человек становится Человеком. Это означает, что в содержание образования входит и тот общественно-исторический опыт, который состоит на данный момент. Поэтому цели обучения группы, что рассматривается на самом высоком уровне иерархии выраженные в обобщенной форме. Они являются лишь ориентиром и основой для развертывания их на более низких уровнях иерархии.

Каждый учебный предмет раскрывает свою предметную сферу действительности. Под ней понимают сферу, класс объектов, что рассматривается в рамках данного контекста. Им может быть особое мнение, фрагмент научной теории.

Например, предметной сферой математики вся действительность. Фактически нет ни одной области материи, в которой не проявлялись бы закономерности изучаемых математикой. В то же время математика изучает свою предметную сферу не во всей совокупности его свойств - это предмет науки вообще, а только в одном аспекте: в аспекте форм и отношений, абстрагированных от их содержания.

Химия - наука, изучающая соединения атомов, свойства и превращения этих соединений. Этим самым и означенная предметная область химии.

Физика исследует энергетически-структурный аспект строения и свойств материи.

Итак предметной сферой физики весь опознан ряд материальных образований - от элементарных частиц до самых грандиозных, известных человеку организаций материи. Исследуемые физикой явления и закономерности играют важную роль в понимании строения материи на всех уровнях ее организации, поскольку именно энергетические взаимодействия и взаимосвязи между типом взаимоотношений, который является основой существования материальных систем. Физика исследует (монопольно) строение материи на уровне атомов и на уровне элементарных частиц, что является основанием для того, чтобы вести речь о физическую картину мира.

Предмет биологии, как и любой другой объектной науки, определяется своей предметной сферой: биология изучает живую природу во всей совокупности его свойств.

Мы привели только несколько учебных дисциплин и их предметных сфер. Понятно, что детализация и конкретизация содержания обучения вообще связанные с конкретизацией и детализацией предметных сфер.

Очевидно, что любая предметная сфера действительности может быть описана многими характеристиками. Раскрытие их, а также раскрытие различных аспектов, разных сторон предметной сферы расширяет наши знания об этой сфере окружающей действительности.

Учебные цели на уровне школы не имеют конкретного и точного выражения, как этого требует теория целей, а представленные в виде модели выпускника школы и функций школы.

Предметный уровень целей учебной группы. Рассмотрим, чем есть цели учебной группы на уровне конкретного учебного предмета, при этом подчеркнем, что сама предметная сфера действительности, которая представлена данным учебным предметом, определяет смысловое наполнение всех категорий опыта. И эта предметная сфера описывается основами конкретной науки.

Конкретно-предметные цели учебной группы выражают систему знаний по конкретному предмету. А поскольку последняя имеет свойство иерархии, то и эти цели тоже имеют иерархическую структуру, т.е. имеют равные, еще ниже уровня конкретного предмета. Например, предметная область физики - это взаимодействие, движение и строение тела. Содержательные характеристики предметной области физики имеют следующие четыре аспекта:

I. Физические явления, процессы, состояния, виды материи.

II. Экспериментальный характер физики.

III. Физика - основа современной техники.
IV. Физика и материальное единство мира.

По каждому из этих аспектов можно определить знания, умения, навыки, эмоционально-оценочные нормы, способы творческой деятельности, используя матрицу, что приведены ниже. На ней показано, как соотносятся элементы усвоения (знания, умения и т.д.) со структурными элементами предметной сферы.

Таблица 5.2.

 

 

Структурные элементы предметной области

 

Элементы процесса усвоения

И

II

III

IV

Знания

А,

А2

Аз

А4

Умение

в,

В,

в,

Вд

Навыки

с.

с2

Св

с4

Способы творческой деятельности

о,

о2

Ос

 

Эмоционально-оценочные нормы

Е,

Е2

Ез

Е4

 

Например, А, значит: обеспечить учащихся знаниями физических явлений, процессов, состояний, видов материи, В, - сформировать экспериментальные умения и навыки, Т)2 - используя экспериментальный характер физики, развить творческие способности учащихся и т.д. Аналогично расшифровываются и другие цели.

Перейдем далее на еще более низкий уровень конкретизации в определении целей учебной группы. Следует отметить, что существует несколько способов представления целей учебной группы на низших уровнях иерархи. Один из них описывается таксономією Блума (следующий параграф), два другие рассмотрим ниже.

Как известно, знание - это система, элементами которой являются представления, понятия, суждения, теории, научная картина мира. Эти элементы взаимосвязаны и составляют единое целое, которое именуется просто "знание". Его дополняют умение, ведь в любом объекте человеческой деятельности воплощена и деятельность, которая в свое время привела к появлению этого объекта, то есть воплощены те умения (а значит, и способности), которыми обладали те, кто этот объект создавал. Вместе с тем в этом объекте воплощена и деятельность по его применения в человеческой практике.

Все это имеет прямое отношение и к знаниям. Знания - продукт деятельности человека из познания определенного объекта (предмета) изучения. Поэтому для человека представляет определенный интерес не только сам факт той или иной зависимости или закономерности, но и умение установки этих фактов, и умение применения их в практике.

Процесс определения целей учебной группы для любой темы или раздела можно разделить на две фазы: первая - выделить, какие представления, понятия, теории и другие элементы познания необходимо учащимся усвоить. Вторая - эти представления, понятия, теории и т. п. необходимо соотнести с конкретными уровнями усвоения. Этой цели служит матрица, горизонтальными строками которой являются конкретные представления, понятия, суждения и т.п., а столбиками - уровне усвоения. В квадратиках, возникающие на перекрестке горизонтальных строк и вертикальных столбцов, получим конкретные цели обучения.

Данный способ определения целей обучения основывается на том, что процесс усвоения знаний (в широком понимании этого слова) имеет ступенчатую, уровневую структуру, то есть усвоение происходит по уровням. Напомним, что выделяют пять уровней усвоения знаний: понимание, распознавания, репродуктивный уровень, производительный и творческий, или четыре уровне знаний (все, кроме первого).

Понимание - процесс и результат познавательной деятельности. Его психологической основой является сравнение неизвестного с известным, установление связи новых знаний со старыми, ранее усвоенными, подведение нового понятия под старое.

Распознавание предусматривает воспроизведение информации, но не самостоятельно, а с опорой на внешнюю подсказку.

Репродуктивный уровень предусматривает самостоятельное воспроизведение знаний, а также умение их применять в обычной, типичной ситуации, то есть в ситуации, что вытекает непосредственно из содержания материала, который изучается.

Продуктивный уровень предусматривает воспроизведение знаний с элементами преобразования, а также применение их в ситуации видоизмененной, но близкой к типовой.

Творческий уровень усвоения содержит воспроизведение знаний с элементами кодирования, трансформации, а также применение знаний в нетипичной, нестандартной ситуации.

Следовательно, первым шагом в определении учебных целей является анализ предметной области знаний, ее аспектов. Далее в каждом из этих аспектов определяется, какие представления, понятия, суждения, умозаключения, теории должны быть сформированы и освоены. Второй шаг заключается в том, что все сформулированные выше цели обучения соотносятся с уровнями усвоения знаний, ведь известно: эти представления, понятия и т. п. могут быть включены в различные виды деятельности, то есть деятельности, для которых преобладающим уровнем усвоения есть, например, репродуктивный уровень усвоения или же производительный уровень, или уровень распознавания. Одно и то же понятие, например скорость, может быть включено в репродуктивную, или продуктивную, творческую деятельность. Поскольку нам неизвестно, кто из учеников и на каком уровне усвоит это понятие, то, разумеется, следует предусмотреть усвоения данного понятия на всех уровнях. Тем самым мы определяем не только элементы усвоения, но и ту деятельность, в которую они должны быть включены.

Далее следует этап раскрытия конкретного содержания каждой цели, представленной в данной матрице обозначением, что стоит в квадратике.

Второй способ определения целей учебной группы тоже имеет матричную форму с той лишь разницей, что в столбце "Элементы знаний" расположены элементы содержания материала (чем есть элементы содержания материала, будет видно из следующего параграфа).



Назад