Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

15.1. Польская политика относительно Западной Украины


Получив поддержку стран Антанты и решения Парижской мирной конференции о временную оккупацию Галичины, Польша проводила политику, направленную на окончательное и полное ее присоединения. Был введен жестокий оккупационный режим, отменен Галицкий районный сейм, ликвидированы органы самоуправления. Оккупанты запретили даже названия «Западная Украина» и «Восточная Галичина», введя вместо них «Малопольську Всходню». Украинцы, немцы, евреи были устранены с административных должностей, а многие - из государственных учреждений.
Пытаясь завершить аннексию Галичины, польский правительства 1921 г. провел перепись населения, включая и западноукраинское, в 1922 - всеобщие парламентские выборы. Украинцы бойкотировали эти акции, развернув саботажницький движение и начали организовывая партизанские отряды. Создана в 1920 г. Украинская военная организация осуществила ряд террористических актов.
Находясь в Вене, эмиграционное правительство ЗУНР под руководством Есть. Петрушевича посылал великим державам ноты протеста против польской оккупации и проекты восстановления независимости Галичины. Однако в марте 1923 г. они окончательно признали Восточную Галичину частью Польской Республики, которая обещала предоставить Западной Украине автономию и возможность свободного развития. Как показали последующие события, Польша в очередной раз сделала обманное дипломатический маневр. Этим решением Антанты украинцы были оставлены на милость врагов их. Все польские политические партии, за исключением компартии Польши, выступали за закрепление польского господства на аннексированных землях, прибегая то к принудительной ассимиляции и террора, то к гибких и умеренных методов.
С 1923 по 1926 год правительство национальных демократов (ендеків), укрепляя социальную базу польского колониализма и осуществляя политику ассимиляции украинцев, переселил в Галиции и Волыни более 300 тыс. военных и гражданских колонистов («осадників), которым, несмотря на земельный «голод» в украинском селе, выделил большое количество лучших земель и щедрые субсидии. Те, кто не имел склонности к сельского хозяйства, занимали привилегированные должности полицаев, почтовых, железнодорожников. Это вызвало острое недовольство среди украинцев. Правительство Польши брал курс на колонизацию. В 1923 г. запрещается употребление слова «украинец», «украинский», а вместо них вводилось - «русин», «русский». В 1924 г. правительство запрещает в государственных учреждениях и органах самоуправления украинский язык, а украинские школы превращаются в двуязычные («утраквістичні») с преобладанием польского. В Львовском университете ликвидируются украинские кафедры, а на обучение почти не принимается галицкая молодежь. Все это свидетельствовало о том, что к середине 20-х годов правительство и подавляющее большинство польских партий проводили по отношению к украинской меньшинства политику конфронтации и колониального гнета.
В 1926 г. правительство Ю. Пилсудского сделал несколько попыток улучшить отношения с украинцами. При этом подразумевалось привлечь галичан к осуществлению идеи так называемого «прометеїзму». Суть его заключалась в том, что исторической миссией Польши является освобождение народов Советского Союза, прежде всего, украинского и белорусского, от московского господства и объединение их с Польшей на федеративных началах. Однако произошло лишь некоторое улучшение положения волынских крестьян, среди которых распределили определенную часть правительственных земель. Наряду с этим усиливается наступление польских националистов и фанатичных католиков на православную церковь на Волыни. Православное волынское крестьянство этим возмутилось, и все акции по примирению были сведены на нет. Идея «прометеїзму» встретила упорное сопротивление части чиновников, а также польских националистов и была быстро забыта, хотя за ней скрывалась попытка подготовки нового похода на Киев.
Экономический кризис 1929-1933 гг., которая больно ударила по украинскому крестьянству, еще больше обострила конфронтацию между украинцами и польским колониализмом. Особенно ухудшились отношения между галичанами и польскими колонистами. Летом 1930 г. прокатилась волна крестьянских стихийных нападений на польские имения, их поджогов и разгрома. Было зарегистрировано около 2200 актов «саботажа». В ответ правительство осуществило жестокие акты наказания: в села Галичины вводились подразделения польской полиции и кавалерии для «пацификации» (умиротворения). Они разрушали украинские общественные центры, библиотеки, конфисковывали имущество, жестоко избивали крестьян, а то и убивали их. Было разгромлено 500 сел, арестован 2000 человек, преимущественно молодых, треть их приговорили к различным срокам тюремного заключения.
В настоящее время Пилсудский распустил парламент, посадил под арест украинских депутатов, а их избирателей, прибегая к террору, заставляли голосовать за польских кандидатов в депутаты. Все это углубило польско-украинское противостояние, привело к росту экстремизма с обеих сторон. В этих условиях умеренные польские круги, правительство Польши и либеральное украинское национально-демократическое объединение (УНДО), некоторые кооперативные лидеры пошли на взаимные уступки и заключили ограниченное соглашение, известную под названием «Нормализация», которая обязывала украинцев поддерживать интересы польского государства, голосовать за бюджет, за что украинцы должны были получить небольшие уступки. Однако ненависть и недоверие в украинском обществе были такими глубокими, что сделка вызвала лишь раздражение и критику и была сорвана.
Во второй половине 30-х годов усиливается польский шовинизм и его агрессивные акции против украинцев. Толпы поляков разоряли украинские учреждения, преследовали и травили украинцев. Особой жестокостью отличались полувоенизированные отряды польских «стрелков», которые преследовали и громили украинские организации, особенно культурні. их поддерживали военные круги и католические религиозные деятели.
На Волыни продолжил наступление на православную церковь - основную опору украинской самобытности в крае. Велась пропаганда окатоличивания православных украинцев. Греко - ли римокатоликам власти передали 150 православных церквей, а 190 по-варварском разрушили. Из 389 православных церквей, которые действовали на Волыни в 1914 г., к 1939 г. уцелела лишь 51. Аналогичные методы применялись на соседней Холмщине и Полесье, где вооруженные банды терроризировали местных жителей, заставляли их перейти в католичество. Но подавляющее большинство верующих хранила верность православной церкви.



Назад