Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

15.3. Национально-освободительная борьба


В ответ на антиукраинскую колонизаторскую направленность деятельности правительства и шовинистически настроенных общественно-политических объединений Польши украинцы вели активную национально-освободительную борьбу. В первые годы после войны ЗУНР с Польшей силы, что творили национальную революцию в Западной Украине, не смирились с польской оккупацией и продолжали борьбу.
Радикальная молодежь создала в 1920 г. в подполье Украинской военной организации (УВО), которая развернула террористическую деятельность. В ней определенное время имели значительное влияние левые, и УВО долго не становилась на путь анти советской борьбы. Появляются просоветски настроенные партизанские отряды. Советская Украина с ее украинизацией, как приоритетной политикой, производит впечатление, что она - родина всех украинцев. Этому способствовали и протесты СССР против оккупационного режима в Восточной Галичине и на Волыни, а также изобретательная деятельность украинских дипломатов из советских внешнеполитических представительств в городах наибольшего сосредоточения украинских зарубежных общин. Умеренная украинская газета «Дело», орган УНДО, писала: «На берегах Днепра кладут устои того национально-государственного доме, который объединяет в себе все части разобщенном и розшматованої теперь земли».
Подобные настроения в 20-х годах объясняют растущее желание различных слоев западноукраинского населения к перемещению в УССР. Это было стремление украинской интеллигенции, других социальных групп к объединение национальных сил во имя созидательной работы. Определенные некоторые возможности для этого существовали только в УССР. Растущий поток переселенцев, преимущественно из Галичины, прибывал к Харькова, Киева, других городов и активно включился в общественно-экономическое, общественное и военное жизни УССР. Настоящий ренессанс украинского языка и культуры, атмосфера всеобщего подъема оказывали положительное влияние на западноукраинское населения.
В 30-х годах контрукраїнізація, насильственность во времена форсированной индустриализации и коллективизации, голодомор, массовые репрессии затормозили и предоставили обратного направления его симпатиям значительной части западноукраинского населения. Сближению и объединению национальных сил украинцев был нанесен огромный ущерб. Галичане, которые переехали в УССР, погибли во время репрессий. В западноукраинском лагере обостряются разногласия и противоречия, хотя в борьбе против оккупантов силы национального освобождения часто стремились одной цели - объединить украинцев в независимом государстве.
Особенно обострились противоречия в конце 20-х годов, после того как завоевание Восточной Галиции окончательно санкционировалось странами Запада. Оказалось несколько групп противоречий: между коммунистами и их оппонентами, между радикальными националистами и центристскими партиями, католиками и греко-католиками, с одной стороны, и православными - с другой, между политиками, традиционно склонными к сотрудничеству с колонизаторами, ранее австрийцами, теперь - поляками, и заядлыми к колониального гнета деятелями. Менялся состав антиколонізаторських сил и их структура.
Участники национально-освободительной западноукраинской революции, накопив опыт и революционное закалка, теперь были основной силой в галицком обществе. Среди них была группа борцов, которая воспитывала новые поколения, что, вступая в жизнь, занимали свое место в антиколоніальному руси. Старшие и младшие поколения втягивались в разные струи борьбы: центристский, умеренный, где применялись легальные формы деятельности; коммунистический, склонен к подготовке и проведению различных революционных действий; крайний радикальный националистический, который прибегал как к массовых революционных акций, так и к индивидуальному террору.
Левый, центристского и правого направления политической деятельности украинцев охватывали 12 партий. Среди них самым многочисленным и самым влиятельным было Украинское национально-демократическое объединение (УНДО), прямой наследник довоенной Национально-демократической партии - ведущей до и во времена польско-украинской войны 1918-1920 гг. Эта либеральная партия украинской интеллигенции, духовенства и частично крестьянства выступала за конституционную демократию и независимость Украины, но считала необходимым достичь этого путем реформ. Эта партия имела гибкую тактику, шла на компромиссы, пытаясь нормализовать польско-украинские отношения. Но репрессии и традиционно непримиримая шовинистическая политика польского правительства и экстремизм украинских националистов осложняли и срывали эти попытки. Объединение контролировало много украинских финансовых, кооперативных, культурных учреждений и организаций (Ревизионный союз украинских кооперативов - 450 тыс. человек, «Просвещение» - 400 тыс, «Сокол» - 2 тыс). На выборах до польского сейма УНДО собирало до 600 тыс., голосов, завоевывая огромное большинство украинских мандатов.
До левого центризма следует отнести Радикальную партию, которая существовала с конца XIX ст. Она склонялась к европейского социал-демократизма, а ее программа призвала к справедливого разделения земли среди крестьян, ограничение частной собственности, отделение церкви от государства и создание украинцами независимого государства. В 1926 г. она объединилась с партией социалистов-революционеров, которая действовала на Волыни, Полесья и Холмщине, и вместе они создали Украинскую социалистическую радикальную партию. В 30-х годах партия радикалов насчитывала около 20 тыс. членов, в основном крестьян, сельскохозяйственных рабочих и группу интеллигенции. В конце 20-х годов на выборах в сейм она получила поддержку 300 тыс. избирателей, а с 1930 г. стала членом II Интернационала. Она имела свою молодежный союз «Каменщики», которая насчитывала до 7 тыс. членов. В начале 20-х годов ориентировалась на сближение с коммунистами, за что была запрещена. В 1929 г. УСДП возобновила свою деятельность, но уже независимо от коммунистов, придерживалась взглядов европейской социал-демократы и осуждала сталинские методы строительства социализма. Под ее руководством работали культурное общество «Рабочая община» и профсоюзные организации. Партия издавал журналы «Вперед» и «Профессиональный вестник». В Западной Украине действовали и некоторые соглашательские организации, в частности Украинская католическая народная партия, которая с 1931 г. стала называться «Украинская народная обнова» (УНО). Она опиралась на греко-католическое духовенство, была лояльна по Польше и проповедовала польско-украинское сближение и сожительства в Галичине. Используя некоторые возможности оппозиционной колонізаторському режима деятельности, украинские общественные и политические центристские организации пытались хотя бы немного улучшить положение украинцев. Однако безуспешно. Это вело к усилению радикальных форм борьбы.
В Западной Украине достаточно активно распространялись идеи марксизма, и в 1919 г. возникает коммунистическая партия Восточной Галиции, в 1923 г. переименована в коммунистическую партию Западной Украины (КПЗУ). Она была составной частью коммунистической партии Польши (КПП), где имела автономные права. КПЗУ ставила задачу путем социалистической революции украинских и польских трудящихся осуществить их социальное и национальное освобождение. Выдвигалось лозунг присоединения Западной Украины к УССР. «Демократические правительства» Польши преследовали коммунистов и загнали КПЗУ в подполье. В связи с этим она создает формально непартийные легальные организации, в частности, в 1926 г. организует Украинское сельско-рабоче социалистическое объединение «Сельроб», которое охватило своим влиянием достаточно широкие массы, особенно на Волыни. В 1928 г. на выборах в сейм «Сельроб» набрал 240 тыс. голосов и в конце 20-х годов в его рядах насчитывалось около 10 тыс. членов. Это объединение организовало несколько массовых забастовок и крестьянских выступлений. Но внутри партии происходили непрерывные конфликты, обострялись фракционные разногласия.
Однако самым большим недостатком КПЗУ было сектантство: все некоммунистические партии, даже социалистические, она причисляла к фашистским. Эти негативные явления в деятельности партии в значительной мере определялись давлением со стороны высших партийных инстанций. К ним принадлежали компартия Польши, в состав которой входила КПЗУ и КП (б) У, которая обеспечивала ее связи с ВКП (б) и возглавляемым ею Коминтерном. И несмотря на все КПЗУ старалась действовать с учетом ситуации в Западной Украине и интересов всей Украины. В марте - апреле 1927, p. когда в УССР появились первые признаки контрукраїнізації, которую замаскировано разворачивал Каганович, КПЗУ открыто и последовательно поддерживает Шумского и других коммунистов-патриотов. К ее патриотической «независимой» деятельности со все большим подозрением присматриваются в Харькове и Москве. Это также вызвало беспокойство в польской коммунистической партии.
В этих условиях большинство лидеров КПЗУ все больше склоняются к решению как социальной, так и национальной проблем, пытаются достичь единства действий антиколонізаторських сил. Оставаясь противниками лидеров Организации украинских националистов, они с уважением и пониманием относились к ее рядовых членов, ища контактов с ними.
В Москве это вызвало раздражение и недоверие. Против западноукраинских коммунистов разворачивается клеветническая кампания. Существование КПЗУ становилось при этих условиях проблематичним. ее руководители вскоре были репрессированы сталинской группой, а партия распущена. Тем самым сталинская клика своими волюнтаристскими хищническими действиями развалила уже почти готовую и такую необходимую единство национально-освободительных сил, что могла принести национальному освобождению Западной Украины неоценимую пользу. К тому же, на долгие годы левые патриотические силы были вычеркнуты из ее общественно-политической жизни, а монопольное положение в нем перешло к «интегрального» национализма.
Наступление польской реакции («пацификация») в конце 20-х годов и разгром украинского национального возрождения в конце в УССР, мировой экономический кризис создали благоприятные условия для развития праворадикального национализма в Западной Украине. Широкие массы украинского населения чрезвычайно остро ощущали необходимость своей государственности. Однако, голосуя за центристские партии с их парламентаризмом и компромиссами, они не видели практических результатов в изменении своего колониального положения. Радикальный национализм со своей стратегией национальной революции и тактике террора воспринимался частью населения, особенно молодежью, как необходимый. Революционная националистическая молодежь, демонстрируя свою готовность к самопожертвованию в борьбе за государственность Украины, вызвала все большую симпатию.
В середине 20-х годов все больше привлекает к себе симпатии молодежи Украинская военная организация (УВО), которая вела борьбу с оккупантами, совершала террористические акции и саботаж против особо ненавистных польских колонізаторів. ее руководитель. Коновалец, готовясь к созданию новой организации на более широкой основе, придавал важное значение разработке идеологии всего националистического движения, ее разрабатывал в основном Д. Донцов. В 1926 г. во Львове вышла его книга «Национализм». Главный постулат: нация - это абсолютная ценность, и нет более высокой цели, чем получение независимого государства. Изложенная в этой книге и в ряде статей концепция была правонаціоналістична, достаточно распространена в Европе (Венгрия, Румыния, Югославия). Она получила название «интегральный национализм». Автор отвергал все общепризнанные закономерности исторического развития. Для него имел смысл «лишь один закон - «закон борьбы... закон вечного соперничества наций». Таким образом осуществлялось навязывания «единой нормы поведения», отстаивалась необходимость «единой организации с единственным вождем». А это означало нетерпимость к плюрализма мнений, организаций, возражения произведенных передовыми странами норм демократы, многопартийности и компромиссности. Донцов понимал историческое развитие как «вечный гон народов к экспансии и підбою», делил их на тех, кто подчиняет, и тех, кто подчиняется. Поскольку украинскому народу были нанесены тяжелые исторические обиды, но он выжил и развивается, то это свидетельствует о его «исключительность», которая противопоставлялась другим. Он призвал своих сторонников быть сильными личностями, которые имеют ни перед чем не останавливаться для достижения своих целей. Народ надо заставить действовать как единое целое, которым руководят только интегральные националисты. Он считал необходимым разрыв украинской нации со своими традициями, с достижениями политической мысли таких национальных мыслителей, как Г. Костомаров, П. Кулиш, Г. Драгоманов, И. Франко М. Грушевский и др. Вместо их вдумчивых теоретических поисков предлагалась агрессивность ко всем, кто не соглашался с его идеями, с позицией интегральных националистов. Донцов призвал молодежь к славных дел, к «героического погибаю», и в то же время становился на неоправданный путь неверия в свой народ и поиски внешних факторов. И это сочеталось с проповедью необходимости украинскому народу, как представителю сильной расы, пытаться стать господствующим народом. Правда, конкретно не указывалось, над которыми народами господствовать: «Живут и царят лишь расы, которые не знают сомнений, которые не задумываются над правом на существование за счет слабых и бездарей, которые полагаются не на обстоятельства, но на негнуту силу расы, для которых и розріс и их идея является догмой абсолютной...» Это уже была подмена общечеловеческих духовных ценностей и морали правом и культом силы и насилия, от которых так много страдал украинский народ.
Эта теоретическая платформа могла лишь оттолкнуть от украинского националистического движения европейские и американские либеральные демократии. Зато она привлекала все более пристальное внимание фашистских режимов Германии и Италии и самое главное - она перекрывала путь к единству всех украинских политических сил, которые выступали за национальную свободу Украины и ее государственность. А без такого объединения, как свидетельствует исторический опыт, о независимую Украину не могло быть и речи. Итак, идеология интегрального национализма была тоталитарной, в ней ощущалось влияние фашизма. И его нельзя оторвать от идей своего времени: тоталитарные режимы существовали в конце 20-х годов в Италии, СССР, Венгрии, демократия перерастала в тоталитаризм в Германии и Польше. В то же время историки недостаточно подчеркивают то, что эти взгляды порожденные пригнобленою нацией, которая исчерпала все возможности демократических форм борьбы за свою независимость. Оставалось одно: борьба глубоко законспирированных, строго централизованных организаций с использованием жестоких методов. Это порождение отчаяния нации, что терпела поражения в борьбе с сильными соседями, которых не преодолеть в открытой войне. Нельзя исключать и того, какая на фоне поражений предыдущих методов борьбы новая идеология, стратегия и тактика интегрального национализма многим, особенно молодым, казалась эффективным достижением, давала надежду и вдохновение, и хотя нельзя оправдать террор и тоталитаризм интегрального национализма, и его можно понять, учитывая состояние Украины в конце 20-х - начале 30-х годов.
В январе - феврале 1929 г. была основана Организация украинских националистов (ОУН), которую возглавил Есть. Коновалец. Под его руководством она укреплялась и развивалась. Благодаря героизму многих оуновцев рос его авторитет среди молодежи. Однако главным методом их борьбы был террор, жестокий и кровавый. К сожалению, отдельные украинские партии, хотя и резко критиковали ОУН за жестокость, в то же время контактов с ней не чурались. Для расширения своего влияния она проникала в разные хозяйственные, политические структуры и молодежные организации и сумела привлечь на свою сторону большую часть молодежи, особенно студентов.
Практическая деятельность ОУН сводилась к постоянных вооруженных акций против оккупантов, пока революционное кипения масс не достигло такого накала, которое должно было взорваться всенародным восстанием. С этой целью организовывались многочисленные террористические акты, которые особенно усилились, когда краевым проводником ОУН на западноукраинских землях стал Степан Бандера (1933). В начале 30-х годов, кроме актов саботажа, нападений на банки, почтовые отделения с целью экспроприации средств для борьбы, было совершено 60 покушений и убийств. Наибольший резонанс имели убийства сотрудника советского консульства во Львове (1933), p. а также министра внутренних дел Польши Бы. Перацкого (1934 г.). Следствием убийства Бы. Перацкого был арест большой группы деятелей ОУН и среди них Степана Бандеры. Арестованы держались мужественно, защищали и пропагандировали свою борьбу и получили широкую общественную поддержку в Галичине и популярность во всей Западной Украине. Поэтому смертную казнь, приговор которой они встретили с достоинством, им заменили пожизненным заключением. Вместе с членами провода большие сроки тюремного заключения получили десятки рядовых оуновцев. Все украинские партии, руководитель греко-католической церкви. Шептицкий осудили террор ОУН. Она же продолжала свою борьбу. В 1938 г. Есть. Коновалец был убит в Роттердаме (Голландия) советским разведчиком. Преемником становится его первый заместитель А. Мельник, который корректирует тактику ОУН, ориентируясь на фашистскую Германию как главный фактор решения проблемы независимости Украины. Германия - враг Польши и СССР - казалась ему естественным союзником ОУН. Поэтому будущую деятельность зарубежной части ОУН он тесно связывает с политикой Гитлера, надеясь, что фюрер фашистской Германии поможет обрести самостоятельность Украины. Пребывание нового лидера ОУН за рубежом вызвало недовольство. Назревали внутренние противоречия, расколы, но организация продолжала работать, что имело очень важное значение в условиях надвигающейся Второй мировой войны.



Назад