Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

15.4. Культурная жизнь. Церковь


Культурная жизнь Западной Украины проходило под влиянием национально-освободительной борьбы украинцев и часто было ее составляющей, Польские чиновники ставили целью колонизировать украинцев, используя прежде всего учреждения образования. Украинские организации отстаивали свою систему образования. Чтобы стать современной нацией, иметь в ее структуре все возрастающую долю образованных людей и интеллигенции, украинцы пытались сохранить и расширить народную и высшее образование.
Поляки избрали тактику некоторого расширения народного образования, особенно начального, но превращение школ на двуязычные преимущественно с польским языком преподавания («утраквістичні»), а также уменьшение украинских школ. Как следствие, в Галичине их численность сократилась с 2426 в 1921-1922 учебном году до 352 - в 1937 - 1938, а на Волыни в соответствии с 443 до 8. Были приняты законы, которые серьезно затрудняющие доступ детям крестьян в средних и высших школ. Сразу после оккупации Галичины поляки ликвидировали украинские кафедрой Львовского университета, а обещание правительства Польши создать украинский университет так и не выполнялась. Были полонизированные высшие учебные заведения Львова: Политехника, Академия ветеринарной медицины, Академия внешней торговли. Польское руководство прилагало большие усилия, чтобы не допустить роста украинской интеллигенции: она должна формироваться с той молодежи, которая прошла национально-освободительную революцию и войну с Польшей и могла иметь лишь антипольские настроения.
Поэтому борьба за открытие в Львове украинского университета набрала ожесточенного характера и стала делом большинства западноукраинского населения. Осуществление этого замысла было обеспечено патриотической позицией многих украинских профессоров и ученых, объединенных в научном обществе имени Т. Шевченко (НОШ). Открылся университет 7 марта 1920 г. в помещении Ставропигийского братства и сразу же был закрыт польскими властями. В ответ украинцы проводили обучение подпольно. В следующем учебном году тайно работали три факультета - философский, юридический и медицинский с 54-мя кафедрами, на которых учились 1258 студентов. На университет сыпались репрессии. Было арестовано 100 студентов, большинство из них отсидели в тюрьме более года. Ректора университета. Щурата продержали под арестом три месяца. Но университет продолжал работать. Современники дали ему название «катакомбного». Устойчивость этого учебного заведения объясняется тем, что он родился на гребне всеобщего сопротивления оккупации как закономерное продолжение революции 1918-1919 гг.
Несмотря на разные политические предпочтения, студенты совместно отстаивали свой университет, находясь в единых антипольских рядах. Просуществовав почти четыре года, он продемонстрировал волю украинцев к знаниям, их устойчивость, возможность объединенной совместной борьбы против польского колониализма независимо от политических взглядов. Международная общественность поддерживала университет. Высшие учебные заведения центральноевропейских государств - Чехословакии, Австрии и Германии, принимая украинских студентов на обучение, причисляла им курсы «катакомбного» вуза. Почти такой же путь прошла во Львове и Украинская политехника. Потребность украинцев в средних образовательных учреждениях пыталось удовлетворить общество «Родная школа», которое до 1938 г. учредило 40 гимназий, лицеев и профессионально-технических школ. Значительную часть затрат на эти мероприятия покрывали взносы его членов, количество которых возросло от 5 тыс. в 1914 г. до 100 тыс. в 1938 г. Удовольствие общекультурных потребностей оставалось в сфере деятельности общества «Просвита», которое в 1939 г. насчитывало более 360 тыс. человек. Оно удерживало широкую сеть читален, публиковало учебные материалы, открывало детсады и др. Продолжали действовать довоенные организации сельской молодежи «Сокол», «Луг» (ранее «Сич») и городской - «Пласт», которую польское правительство в 1930 г. запретил, считая ее рассадником украинского национализма.
Главным центром украинской науки было НТШ, которое насчитывало в 30-х годах, более 200 ученых. Это литературоведы М. Возняк, К. Студинский, В. Щурат, историки И. Кріп'якевич, С Томашевский, филолог и искусствовед І.Свєнціцький, математик. Левицкий и др. НТШ играло важную роль в развитии истории, этнографии, археологии и литературоведения. Оно поддерживало тесные связи с ВУАН. Членами общества стали такие ученые, как А. Крымский, Д. Яворницкий и др. В свою очередь, академиками ВУАН были избраны Г. Возняк, В. Гнатюк, К. Студинский, В.Щурат. Однако после трагических событий в СССР в 1933 г. эти связи прервались, а западноукраинские ученые в знак протеста против террора и голодомора в Украине отказались от своих академических зарплат. Президиум ВУАН исключила их из Академии.
Западноукраинская художественная литература обогатилась за этот период многими новыми именами талантливых поэтов - Г. Купчинского, О. Бабника, Б. Кравцива, Б. Антонима, выдающихся прозаиков - Б. Лепкого, В. Самчука, И. Вильде, Н. Королевы и многих других. Выдавались литературные журналы, сборники, произведения. Большой вклад в развитие украинского изобразительного искусства сделали художники и скульпторы - И. Труш, А. Монастырский, О. Кульчицкая. В Западной Украине существовали также польские и еврейские культурные очаги. Центром польской науки был Львовский университет, однако между польскими и украинскими учеными, царило отчуждения.
Церковь Западной Украины имела несколько конфессий. Самой богатой и влиятельной была греко-католическая, которая насчитывала 4 млн верующих. Она имела целую сеть молодежных организаций, женских обществ, даже свою политическую партию. В 1928 г. основала единственный украинский высшее учебное заведение в Польше - Богословскую академию во Львове, ректором которой был И. Слепой. Было основано также три новые семинарии.
Своими достижениями в межвоенный период греко-католическая церковь в значительной мере обязана митрополиту Андрею Шептицкому, влиятельным деятелю западноукраинского общества, который твердо направлял деятельность церкви на сохранение ею украинского характера, восточных обрядов, на поддержку национальных стремлений украинцев. Это способствовало росту его популярности. Митрополит Андрей Шептицкий имел значительное влияние на политическую жизнь. В начале 30-х годов он энергично протестовал против «пацификации», осуждал националистический экстремизм, террористические акты ОУН, а также остро критиковал коммунистов.
Православная церковь, которая насчитывала около 2 млн прихожан, не имела протекции Рима, как униаты, и польские правительственные круги совершали по отношению к ней репрессивную политику. В 1924 г. она под давлением правительства разорвала связи с московским патриархатом и провозгласила автокефалию. Распространялось использования украинского языка в церковных обрядах, религиозных публикациях, семинариях. Обеспокоен правительство начал насаждать польский язык в церковной службе, а затем перешел к насильственного обращения православных в католическую веру, что сопровождалось массовым уничтожением православных церквей. Украинцы редко отрекались своей веры, и достижения поляков были мизерными.



Назад