Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Политехнические цели обучения


Подвижность функций рабочего. Высокая подвижность трудовых функций современного рабочего требует расширения и углубления содержания политехнического образования школьной молодежи путем глубокого анализа проблем экономики, экологии и управления и ввода их в содержание образования и обучения.

Необходимость политехнического образования школьников обусловлена действием двух факторов, а именно: необходимостью ознакомления молодежи с производством как важным боком окружающего мира, а также с действием закона перемены труда, постоянно ставит значительное количество работников перед проблемой освоения новой профессии вследствие объективной изменения в структуре производства. Всякая подвижность трудовых функций современного работника связана не только с переходом к другому виду труда, но и постоянным изменением условий деятельности на каждом рабочем месте.

Рассмотрим матрицу, которая иллюстрирует передаче молодому поколению того социального опыта, который был накоплен предыдущими поколениями. Первый ее столбец иллюстрирует тот факт, что школа должна обеспечить передачу знаний, умений и навыков, эмоционально-оценочных норм и способов творческой деятельности в производственной деятельности (стр. 173).

Относительно профессиональной школы, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, которые готовят специалистов для производственной сферы, то здесь все понятно. Каждый такой специалист действительно должен иметь прочные и глубокие знания своей сферы производства, владеть профессиональными умениями и навыками, быть подготовленным к творческих поисков и выработать свое эмоционально-оценочное отношение ко всем процессам, которые происходят в определенной сфере производства.

А как же быть с общеобразовательной школой? Не можно, конечно, ставить цель, чтобы на протяжении обучения в общеобразовательной школе ее выпускник получил знания всех конкретных современных производств и овладел соответствующими профессиональными умениями и навыками. Этого практически нельзя осуществить и в этом нет никакой нужды.

Но с другой стороны, не может выпускник общеобразовательной школы быть незнакомым с производством в целом, с основными направлениями его развития, хотя бы с элементами современных технологий.

Наука XX в. создала мощную базу для развертывания процесса создания и разработки новых технологий современного производства. XXI ст. - века технологізоване, и выпускник общеобразовательной школы должен свободно ориентироваться в современном производстве, в мире современных профессий. Только при таких условиях он сможет выработать свою жизненную программу, жизненную стратегию и с успехом реализовать ее.

В чем суть політехнізму? Техническая база крупной промышленности исключительно подвижная, в ней постоянно происходят существенные изменения - возникают новые отрасли производства, а старые существенно меняются: у них появляются современные машины, современное оборудование, осваиваются более современные технологические процессы и новые производственные технологии. Меняются содержание и характер труда рабочего.

Чтобы рабочие могли быстро овладевать техникой, постоянно совершенствуется, они должны иметь большой политехнический мировоззрение и владеть всесторонней подвижностью функций. За время своей трудовой жизни каждый человек 2-5 раз меняет вид трудовой деятельности и профессию. И чтобы легко вписаться в такие изменения, она должна быть к ним готова не только психологически, но и профессионально. В наше время смена труда рабочего, подвижность его функций существенно выросли. Благодаря автоматизации и компьютеризации производственных процессов современный рабочий, выведен из непосредственного процесса обработки, занимается поочередно и наладкой, и регулированием оборудования, и его управлением и контролем производственного процесса. Кроме того, на его рабочем месте меняется оборудование, внедряются новые технологические принципы. И все это требует еще большей подвижности его функций, изменения труда.

Цели политехнической группы. Теоретики политехнического образования пришли к выводу, что целью политехнического обучения является развитие тех сторон личности, благодаря которым она включается в процесс производства, то есть, целью политехнического обучения является формирование подвижности функций в труде, который изменяется по содержанию, и всестороннее развитие. Предметом политехнического обучения являются общие принципы всех процессов производства. Взяв эти соображения за основу, сформулируем цели обучения политехнической группы так:

- обеспечить учащихся знаниями научных принципов важнейших технологических процессов ведущих отраслей народного хозяйства;

- обеспечить учащихся знаниями ведущих направлений научно-технического прогресса, строения и принципов действия и правил эксплуатации самых распространенных средств производства;

- обеспечить учащихся знаниями основ экономики, экологии и управления производством;

- выработать умение видеть действие законов науки в промышленности, в производстве;

- выработать умение применять законы науки для решения практически и технически важных задач;

- развить конструкторские и изобретательские способности;

- подготовить выпускников школы к выбору одной из технических профессии;

- выработать вычислительно-измерительные, инструментальные, проектно-конструкторские и коммуникативно-управленческие навыки.

Итог. Основными целями политехнической группы являются:

  • обеспечение учащихся знаниями основ современного производства, ведущих направлений научно-технического прогресса;
  • умение применять знания для решения практически - и технически-важных задач;
  • видение действия этих законов науки в технике, в производстве;
  • подготовка учащихся к избрание одного из технических профессий;
  • развитие изобретательских и конструкторских умений.


Назад