Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

18.2. Социально-экономическая ситуация


Находясь в составе единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса, Украина достигла существенных результатов в развитии экономики, особенно промышленности. Однако за ее высокими показателями скрывались серьезные дефекты, которые в условиях независимости оказались чрезвычайно болезненными. Большое количество предприятий имела гигантские размеры и удовлетворяла своей продукцией большую часть потребностей СССР. Общесоюзным министерствам были подчинены более 2 тыс. предприятий. После распада Союза они оказались никому не нужными: сразу начались трудности с финансированием и материально-техническим снабжением и сбытом продукции. К тому же экономика УССР была глубоко милитаризованная: здесь находилось 30% военно-промышленного комплекса СССР. Его продукцию сразу после получения независимости без соответствующего аппарата, связей, традиций экспортировать было невозможно. Эти предприятия тоже оказались «иждивенцами».
Промышленность Украины производила не более 20% завершенных, готовых к использованию изделий. Основная часть ее продукции - это полуфабрикаты, комплектующие изделия, предназначенные для завершения производства в других республиках. Выход с налаженной системы хозяйственных связей осуществило не российское, а украинское руководство, которое стремилось укрепить независимость государства переориентацией экономики на Запад. Однако эта новая экономическая стратегия дорого обошлась Украине, потому что ее продукция булатам неконкурентоспособной, а прекращение традиционных связей с Россией и другими республиками оставило сотни предприятий без потребителя и финансирования. Это вызвало обвальный спад производства. Негативную роль сыграло и то, что Украина имела ограниченные запасы газа и нефти, завозя их с Востока, Севера СССР по ценам, в десятки раз уступали мировым. После завоевания независимости она потеряла энергосберегающие технологии, а потому стоимость энергоносителей в продукции украинских предприятий значительно возросла, повысились совокупные издержки производства, резко уменьшился национальный доход. К тому же добыча в Украине угля резко сократился: с 165 млн. в 1990 г. до 90 млн в 1994 г. А это, как и сокращение использования атомной энергии после Чернобыльской катастрофы, в целом подрывало энергетический баланс государства. В результате нехватка энергоносителей и энергоснабжения стали наиболее узким местом украинской экономики и значительно углубили ее кризисное состояние.
Негативно отразился на экономике Украины и выход из рублевой зоны и сохранение «прозрачных» границ. Это все, а также искусственно заниженный курс рубля относительно рубля и доллара позволил за бесценок вывозить из Украины огромные богатства. В такой сложной ситуации руководство Украины в начале 90-х годов провозглашает курс на создание товарно-рыночных отношений как основы экономики независимого государства. За примером и под влиянием правительства Бориса Єльцина реформы осуществляются на принципах «шоковой терапии».
Россия начала рыночные реформы по либерализации цен в начале 1992 г., что вызвало резкое их рост и в Украине: по 1992 г. на газ - в 100 раз, на нефть -- в 300, а это в свою очередь привело к росту цен на другую продукцию, падение производства и гиперинфляции. Резко снизились бюджетные поступления и возросли бюджетные расходы. Дефицит покрывался за счет выпуска не обеспеченных продукцией бумажных денег. За 1992 г. в Украине деньги обесценились в 21 раз, за 1993 г. - в 103. Таких масштабов инфляции не было ни в одной стране мира. Лишь в начале 1994 г. удалось снизить ее темпы и довести до 5,7% на местах, но это было достигнуто мерами, которые повлекли за собой резкий спад производства. В первом квартале 1994 г. объем производства промышленной продукции сократился на 38,4% против соответствующего периода 1993, p. и в последующие годы Украина оказалась в состоянии глубокого хозяйственной руины.
Внедренные в 1992 г. купоны многоразового использования рассматривались как предшественники полноценной национальной валюты - гривны. И ситуация в экономике, неуклонно ухудшалась, сделала это невозможным. Курс купоно-карбованца быстро падал. В условиях инфляции растет бартеризація внешней торговли. Экспортные поставки по бартеру осуществлялись по сниженным ценам, а импортные - по завышенным. Задолженность Украины на внешнем рынке на середину 1994 г. составляла около 7 млрд. долларов, из которых больше всего приходилось на Россию и Туркменистан за поставку энергоносителей. Росла «теневая экономика», вывоз капиталов за границу: в конце 1994 г. в распоряжении отечественных собственников на территории Украины хранилось от 2 до 4 млрд. долларов, а за ее пределами - от 10 до 20. К этому привело введение директивных цен, ограничения доходов, введение фиксированного курса рубля относительно доллара и др.
Чтобы сократить эмиссию не обеспеченных товарной массой денег, правительство начал поднимать налоги с прибыли. В конце концов была установлена ставка подоходного налога в 90% -- самая высокая в мире. Это привело к росту «теневой» экономики, которую «хоронили», чтобы не платить налогов. Наряду с причинами объективного характера сыграли свою роль и отсутствие политической воли к реформированию, непонимание его необходимости частью руководства Украины, особенно премьера В. Фокина и президента Л.Кравчука. Следует подчеркнуть, что в 1991-1992 гг. была необходимость и широкие возможности построить новый крупный нефтяной терминал в районе Одессы, что создало бы условия для альтернативного обеспечения нефтью с Ближнего Востока. Но эта возможность не была использована. Верховная Рада и правительство тормозили приватизацию государственной собственности. В 1992 г. через выкуп трудовым коллективам было передано лишь 22 государственных предприятия из запланированных 1005. Почти такими темпами шла приватизация и в последующие годы.
Не удалось развернуть и эффективную борьбу с коррупцией и взяточничеством. Резко ухудшилось жизненный уровень населения. В первом полугодии 1993 г. он снизился по сравнению с 1989 г. в 17 раз. Обострение экономической ситуации в государстве вызвало острые социальные протесты рабочего класса: в феврале-марте 1992 г. состоялась забастовка горняков Криворожского бассейна, который поддержали шахтеры Донбасса; в сентябре того же года развернулось забастовка горняков всех угольных и железорудных бассейнов, авиадиспетчеров, машинистов поездов. Участники этих массовых забастовок выдвигали экономические и некоторые политические требования, большинство которых правительство в конце концов удовлетворил. Мощный забастовку всколыхнул Украину в июне-ноябре 1993 г., охватив весь Донбасс и некоторые другие регионы. В нем принимали участие забастовочные и рабочие комитеты, некоторые профсоюзы, а также руководители предприятий, районных, городских и областных советов. Выдвигались требования предоставления Донецкой области автономии, проведение референдума о недоверии Верховной Раде и Президенту, вступления Украины к Экономического Союза стран СНГ. 17 июня 1993 г. Верховная Рада приняла постановление: провести Референдум о доверии Президенту и Верховной Раде. После этого координационный комитет участников забастовки вступил в переговоры с правительственной комиссией, которые завершились подписанием соглашения, которая удовлетворяла большую часть требований забастовщиков. Эти выступления показали, что национально-демократические парты, правительство, Президент Л. Кравчук потеряли авторитет, и поэтому этот процесс завершился
Кризисные явления перевыборов Верховной Рады и Президента. Попытки выхода из кризисного состояния экономики Президент и его правительство пытались осуществить путем приватизации отдельных хозяйственных объектов, структурной перестройки экономики, сосредоточение усилий на развитии отдельных отраслей, предприятиях, которым предоставлялись налоговые, кредитные и иные льготы. Однако результаты были мизерными. Сказывались отсутствие у Леонида Кравчука четкой социально-экономической программы, неумение обеспечить выполнение главных задач и проектов.
В 1994 г. новоизбранный президент Леонид Кучма провозглашает новую социально-экономическую политику. Вместо формулы «сначала стабилизация - потом реформирования» вводится другой подход - ускорение реформирования как основной путь выхода из кризиса, а также достижения стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения. Предполагалось ослабить налоговый пресс, осуществить частичное регулирование государством цен, расширить частный сектор как основу создания рыночной экономики, либерализовать внешнеэкономические отношения, усилить социальную защиту и обеспечить повышение зарплат, пенсий и стипендий.
Выполнение этих проектов правительство начинает решительно и осуществляет некоторые меры по повышению доходов населения и уменьшению темпов инфляции. Но сразу же оказалось, что этот путь имеет существенные недостатки: либерализация цен и методов управления оказалась невозможной без вмешательства государства. Поэтому в 1995 г. этот курс подвергается некоторой корректировке с целью расширения роли государства в восстановлении и развитии экономики. В 1997 г. по случаю годовщины Конституции Президент объявляет о новых мерах, направленных на совершенствование управления экономической и социальной сферой страны, на поиски и внедрение такой модели развития, которая бы соответствовала условиям Украины. Предполагалось ускорить приватизацию, расширить легализацию теневой экономики, активизировать инвестиционный процесс, обеспечить улучшение деятельности социальной сферы. Однако это не дало желаемых результатов, хотя и способствовало укреплению частного сектора. На 1 января 1999 г. приватновласницькими уже были 61,8 тыс. предприятий, из них с 1994 по 1999 г. изменили форму собственности 50,3 тыс. В 2001 г. частнособственнические предприятия произвели более 70% общего объема промышленной продукции. Некоторые достижения в промышленности дали возможность в 1996 г. ввести украинскую денежную единицу - гривну, что способствовало определенной стабилизации валютно-финансового положения.
Однако недостаточно учитывался негативное влияние на украинскую экономику лавины дешевой и качественной импортной продукции, что стало возможным в результате либерализации внешней торговли. Тысячи украинских предприятий, не выдержав этого натиска, прекратили или сократили производство. Особенно ухудшается ситуация в машиностроительной промышленности, больше всего в сельскохозяйственном машиностроении. В частности, его доля в структуре промышленного производства уменьшилась с 30,7% в 1990 г. до 13,8% в 1999 г. Значительно сократилось производство товаров легкой и других отраслей промышленности.
Поэтому социальная ситуация осталась сложной: массовая безработица, эмиграция, невыплата зарплаты и пенсий, уменьшение доходов населения, рост цен, инфляция, что вызвало недовольство, протесты и забастовки.
С начала XXI в. украинская промышленность оживляется. В 2003 г. увеличилось производство промышленной продукции почти на 15%. Это обеспечило значительное повышение доходов государства. Продукция украинской металлургии все больше проникает на рынки европейских и ближневосточных государств, России, в азиатские и латиноамериканские страны. Растет экспорт изделий авиационной, ракетной, военной промышленности. Однако сельскохозяйственное машиностроение оставалось в состоянии упадка.
В начале XXI в. происходят и некоторые положительные изменения в социальной сфере: небольшое повышение пенсий, денежной помощи инвалидам, а также зарплаты работникам «бюджетной сферы - учителям, медикам и др. Однако наряду с этим продолжается дифференциация общества: «вымывание» среднего класса и формирование социальной группы, которая сосредоточила в своих руках огромные богатства. Как следствие, основная масса населения оказалась за чертой бедности.
В аграрном секторе экономики также назрели реформы, которые имели бы вывести сельское хозяйство Украины на уровень передовых стран. Осуществляются первые шаги на этом пути. Уже в принятом в 1990 г. Земельном кодексе УССР признавалась необходимость введения частной собственности на землю. Начиная с 1991, p. земля объявляется объектом реформы.
В декабре 1991 г. Верховная Рада утверждает Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», по которому из части колхозных владений создавался земельный фонд, из которого имели право получать земельные наделы все, кто изъявлял желание организовать фермерское хозяйство. В январе 1992 г. Законом «О формах собственности» была провозглашена равноправие всех форм собственности на землю: государственной, частной, коллективной. И не указывалось, как колхозник мог выбрать ту или иную ее форму.
И все же колхозы и совхозы оставались основными производителями сельскохозяйственной продукции. Правда, до 1995 г. состоялось паевания 8,8 тыс. колхозов (94% общего количества). Однако это мало что изменило, поскольку взаимоотношения государства и хозяйства запишалися почти без изменений, как и формы собственности на землю.
Чрезвычайно медленно формировалось фермерство. Власти на областном и районном уровнях тормозила выделение фермерам земельных участков. Поэтому среди крестьян не много было желающих стать фермером. К тому же люди старшего возраста, которые составляли большую часть села, считали, что только колхозы способны оказать им помощь в пенсионном возрасте. Наконец, организация частных хозяйств средних и небольших размеров нуждалась в дешевых кредитов, которых правительство не выделяло, соответствующей техники, которая не производится в Украине. Поэтому в 1995 г. действовало лишь 32 тыс. фермерских хозяйств, и тенденция к росту их количества в 1996-1997 гг. была едва заметной.
Экономическая политика государства в отношении сельского хозяйства характеризовалась не только просчетами, но и прямым взыском села. Государство часто не рассчитывалась с колхозами за поставленные ей зерно, животноводческую продукцию и т.д. И эта задолженность росла, что усложняло и без того напряженную ситуацию в аграрном секторе.
Нарастала также непаритетність отношений между промышленностью и сельскохозяйственным производством. Цены на промышленную продукцию росли гораздо быстрее, чем на сельскохозяйственную. В частности, в 1992 г. по сравнению с 1991 г. на сельскохозяйственные товары они увеличились в 20 раз, а на промышленные, которые потреблялись аграрным сектором, в 38. Это вопрос и в дальнейшем не находило своего решения. В то же время в 1994-1997 гг. правительство, министерство сельского хозяйства на период весенних полевых работ и уборки урожая прилагали часто невероятных усилий, выделяя селу топливо и другие необходимые материалы.
В отдельных случаях государственная власть планировала меры, направленные на серьезную финансовую поддержку села. Однако бездействие отдельных его органов все сводила на нет. Так, в 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление «О мерах по оздоровлению экономики сельского хозяйства Украины», которой сельскохозяйственным производителям предусматривалось выделение 338 млрд. руб. Однако эти финансовые средства не имели конкретного отраслевого направления и в результате бесконтрольности за их продвижением к производителя в большей своей части осели в банках. Такое же случалось и в дальнейшем, и крестьяне, как и раньше, зависели от произвола различных ведомств, по 2-3 года не получали зарплаты, а хозяйства с 1991 г. почти не обновляли свою технику.
Наряду с экономическими неурядицами на сложную ситуацию в сельском хозяйстве влияли и природные катаклизмы. Тяжелые климатические условия, сложившиеся в 1992 г. на Юге (засуха) и Среднем Поднепровье (повышение уровня грунтовых вод), в Закарпатье (наводнения), в 1993, 1994, 1998 годах - сильные наводнения во многих регионах, в 2003 - засуха по всей Украине повлекли за собой большие потери. Пострадавшим регионам государство оказало незначительную материальную помощь. Но стихийные бедствия негативно сказались на состоянии производства и потребления сельскохозяйственной продукции. В 2003 г. резко выросли цены на хлеб и другие продукты, что больно ударило по пенсионерам. Сельскую экономику подрывал бесконтрольный импорт продуктов.
Наряду с этим развивалось сотрудничество сельских тружеников Украины с фирмами разных стран мира, имеющих высокий уровень сельскохозяйственной технологи и производительности труда, в частности Австрии, Канады, Нидерландов, Германии, США, Франции. Специалисты этих стран помогали внедрять новые технологии производства кукурузы, сахарной свеклы, сои, овощей и других культур. Польза от таких контактов, несмотря на злоупотребления отдельных иностранцев доверчивостью украинских крестьян, была неоспоримой. Б целом же ситуация на селе в 90-х годах оставалась сложной, что было результатом недостаточно продуманной аграрной политики, невиваженості отдельных мероприятий, структурной и психологической неподготовленности к переориентации сельскохозяйственного производства и социально-экономических отношений.
В то же время растут личные хозяйства крестьян. В конце 90-х годов они занимали 10% общей площади пашни, а производили 39% валовой продукции страны, в том числе картофеля - 85%, овощей - 57%, мяса - 39%, молока - 36%.
В начале XXI в. в сельскохозяйственном секторе экономики Украины произошли определенные изменения: завершился первый этап земельной реформы - разгосударствления земли, переход ее в руки юридических лиц. Все шире развертывается процесс формирования ее хозяина: в конце 2003 г. 55% работников сельского хозяйства получили, в соответствии с соответствующими документами, свои наделы земли (паи). К тому же в 2004 г. Верховная Рада утвердила постановление о частной собственности на землю, что отвечало потребностям товарно-рыночных отношений.
Однако это не обеспечило значительного прироста сельскохозяйственной продукции. Наоборот, продолжается сокращение производства, снижение уровня производительности труда, а в связи с этим и падение рентабельности коллективных хозяйств. Особенно болезненной проблемой остается невозможность обновления техники. Как следствие, в 1999-2001 гг. почти 85% хозяйств запишалися нерентабельными. В 2002 г. впервые за годы независимости украинские крестьяне собрали высокий урожай - около 40 млн т зерновых. Это было связано с благоприятными климатическими условиями и помощью государства. Но вследствие недобросовестных действий и афер посредников-торговцев, неумелого руководства чиновников цены на зерно катастрофически упали, и хозяйства фактически не получили ожидаемых прибылей, не смогли рассчитаться за кредиты и выплатить долги. Село продолжало падать, и в 2003 г. оно не получило достаточной финансовой и технической помощи. Только в бюджете 2004 г. впервые были выделены значительные суммы (около 15 млрд. грн) на помощь сельскому хозяйству. Однако к проблемам в зерновом хозяйстве добавились проблемы в животноводстве, связанные с уничтожением большого количества дойных коров.
Чрезвычайно обострилась социальная проблема на селе. Большинство крестьян не имели возможности получить работу и достойную заработную плату. В то же время без необходимой техники, приобретение которой им не под силу дороговизны, они не могли обрабатывать выделенные им земельные паи и получать прибыль. Много крестьян передали свои паи в аренду, но это были мизерные деньги.
Чрезвычайно усложнилась обеспечения крестьян газом и электроэнергией, водой и транспортом. Торговля пришла в упадок, закрылись тысячи магазинов и ресторанов, чайных. На их месте во многих селах в конце 90-х годов появились частные торговые заведения. Однако через мизерные доходы значительной части сельских жителей частники завозят в сел ограниченный ассортимент товаров, к тому же нерегулярно. Да и цены на товары значительно выше, чем в городах и райцентрах. Дошло до парадоксов: в селах, где впрошується зерно, печеный хлеб дороже, чем в городах.
В кризисном состоянии находится сфера бытового обслуживания: ремонт электроприборов, телевизоров, радиотехники, одежды и обуви. Во многих районах в связи с дороговизной горючего почта доставляется только один раз в неделю. Упадок автобусное сообщение, особенно районных и областных центров с селами, а это привело к ухудшению медицинского обслуживания сельского населения.
С начала XXI в. правительство Украины в отдельных сложных случаях берет под свой контроль ремонт энергосетей, мостов, путей сообщения, разрушенных в результате стихийных бедствий. Однако в целом большинство крестьян все еще находилась в худших социальных условиях, чем городские жители. Как следствие, в поисках работы сельские жители переселяются в города или выезжают за границу, где выполняют наименее квалифицированную и тяжелую работу.



Назад