Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

18.3. Внешняя политика


Более плодотворным, чем внутренняя, была внешняя политика. Результаты декабрьского референдума 1991 г. международная общественность восприняла положительно. Уже на второй день о признании нового государства - Украины объявили Польша и Канада, 3 декабря - Венгрия, 4 декабря - Латвия и Литва. А 5 декабря к ним присоединились еще пять стран - Аргентина, Болгария, Боливия, Россия и Хорватия. Медлили с признанием США, которые долго демонстрировали свою поддержку попытке сохранить СССР М.горбачева. Для США дезинтеграции Союза была сигналом большой угрозы - распространение ядерных вооружений. Действительно, Украина становилась третьей в мире, после США и России, ядерной державой. И хотя украинское руководство неоднократно заявляло, что не собирается использовать ядерное оружие для обеспечения безопасности своего государства, администрация Джорджа Буша с недоверием отнеслась к появлению независимой Украины. Однако 24 декабря и США признали ее независимость. В целом признало Украину 68 государств, а на протяжении 1992 г. это сделали еще 64 страны мира.
Большое значение для Украины мало признания ее независимости со стороны России. Но правительство Бориса Єльцина, сделав это одним из первых, пытался сохранить за Москвой положение руководящего центра. В ряде соглашений в рамках СНГ - о силах общего назначения на переходный период (февраль 1992 г.), договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), и др. - предполагалось создание наднациональных органов, которые бы действовали, игнорируя руководящие органы стран СНГ. Это была попытка превратить СНГ на государство конфедеративного или даже федеративного характера. За 1992-1993 гг. руководящими органами СНГ принято около 400 соглашений, решений и других документов, с которыми Украина подписала только половину, что не угрожали ее государственному суверенитету.
Уже через несколько дней после провозглашения Акта о независимости Украины некоторые российские политики (в частности, мэр Москвы Г. Попов) заговорили о необходимости возвращения России ее исторических земель (Крым, Севастополь и др.). В мае 1992 г. Верховная Рада России заявила, что документы о передаче в 1954 г. Украине Крымской области не имеют юридической силы. В июле 1993 г. парламент России принял незаконное решение о предоставлении Севастополю, который находится на территории Украины, статуса города Российской Федерации.
Руководство Украины в отношениях с Россией соблюдалось взвешенной тактики переговоров. Однако проблемы Крыма оно считало внутренними. В отдельных случаях (в вопросе о Севастополь) украинская сторона обращалась к ООН. В ответ Совет Безопасности ООН признала безосновательными решение парламента России относительно Севастополя. Таким же определил его и Єльцин. Однако он перенес остроту проблемы на Черноморский флот. Имея главную базу в Севастополе, флот насчитывал здесь около 300 кораблей, преимущественно устаревших конструкций (самые современные суда Россия ранее вывела из акватории Черного моря).
В июне и августе 1992 г. Л. Кравчук и Б. Єльцин после долгих дискуссий достигли договоренности об установлении двойного контроля над Черноморским флотом на пять лет. Эта договоренность продемонстрировала победу российской стороны, однако снизила напряженность между двумя странами. В сложных длительных переговорах Россия неоднократно шантажировала Украину угрозой перекрыть поставки нефти и газа.
Непростыми оставались взаимоотношения с другой великой державой - США. Большое значение для улучшения взаимоотношений с ней и Атлантическим пактом мало решения проблемы ядерных вооружений Украины. Начиная с Декларации о государственном суверенитете, она неизменно подчеркивала свое желание стать в будущем неядерной государством. Однако уничтожение ядерного оружия требует значительных средств. По подсчетам экспертов, полная ликвидация ядерного оружия в Украине должна была обойтись в 2,8 млрд. долларов. Столько же стоили 9 т. урана и плутония, которые содержались в тактических ракетах, вывезенных по договоренности с США и Российской Федерацией в России. Однако Россия отказалась выплатить эту сумму. А ее решение Верховной Рады о том, что постановления Президиума Верховного Совета СССР в 1954 г. о выводе Крыма из состава России не имеют юридической силы, обострило украинско-российские отношения. Украинское государство вынуждена была изменить подход к этому вопросу и заявила, что уничтожит свое атомное оружие при условии предоставления ему гарантий безопасности и финансовой помощи на ее ликвидацию. США и Россия восприняли это негативно. Начались сложные переговоры. И все же вскоре был найден компромисс. 14 января 1995 г. США, Россия и Украина подписали в Москве соглашение, согласно которому украинское правительство должно получить компенсацию за высокообогащенный уран, который находился в боєзарядах, размещенных на ее территории, и все они должны были быть вывезены в Россию для разукомплектования. Россия же должна была предоставить Украине уран для атомной энергетики. Президент США Билл Клинтон пообещал предоставить техническую и финансовую помощь для демонтажа этого оружия.
В ноябре 1994 г. Верховная Рада приняла решение о присоединении Украины к договору О нераспространении ядерного оружия» при условии предоставления гарантий безопасности со стороны ядерных держав. 5 декабря 1994 г. в Будапеште президенты России и США и премьер-министр Великобритании предоставили Украине гарантии безопасности. Отдельные документы о предоставлении Украине гарантий безопасности одновременно подписали главы Китая и Франции.
Ликвидация Украиной атомного арсенала смягчила международный климат и укрепила доверие к ней в Европе, поднесла ее авторитет в мире, расширила возможности взаимовыгодных акций и контактов украинских внешнеполитических ведомств.
В первой половине 90-х годов Украина определила свою внешнеполитическую концепцию: внеблоковый, безъядерный курс, интеграция в Европу при тесном сотрудничестве со странами СНГ, независимость, равноправии и взаимовыгодности в отношениях со всеми странами, отказ от войны как средства разрешения международных споров. В частности, в феврале 1992 г. президент Леонид Кравчук подписал Хельсинский заключительный акт, в котором одним из важнейших принципов является положение об отсутствии территориальных претензий друг к другу стран Европы и о нерушимости государственных границ. В марте 1992 г. по инициативе украинской дипломатии была подписана декларация о неприменении силы в отношениях между странами - участницами СНГ. От середины 90-х годов во внешней политике Украины усиливаются рациональность и прагматизм, стремление повысить отдачу от нее для экономического развития государства.
Разворачивается активная деятельность украинской дипломатии, направленной на разработку и утверждение взаимовыгодных и дружественных двусторонних договорных взаимоотношений с отдельными государствами разных континентов. Одной из первых двусторонних межгосударственных соглашений стал подписанный в Киеве 6 декабря 1991 г. «Договор об основах добрососедства и сотрудничества» между Украиной и Венгерской Республикой. К 1997 г. такие и подобные соглашения были подписаны с Казахским, Грузинской, Польском и другими республиками. После долгих переговоров между президентами Л. Кучмой и Б.Єльциним в 1997 г. удалось найти компромиссное решение многих экономических, военных и политических проблем во взаимоотношениях с наиболее важным соседом и партнером - Российской Федерацией. Произведено и взаимоприемлемые принципы распределения Черноморского флота, статуса города Севастополя, где морская база этого флота передается России в аренду на выгодных для нее условиях и др. В ходе переговоров удалось также добиться выгодных взаимодоговоренности об экономических взаимоотношениях двух государств, широкомасштабный договор об основных направлениях сотрудничества.
Большое значение внешнеполитические ведомства Украинского государства предоставляют развития экономических отношений со многими странами мира, особенно с США, Германией и Францией. Правда, украинская промышленная и сельскохозяйственная продукция с трудом пробивается на рынок этих стран и в то же время с гораздо более высокой эффективностью - в страны СНГ. Наиболее выгодным экономическим партнером была и остается Россия, на долю которой приходится более половины украинского экспорта. У1991-1997 гг. в основном завершено создание национальной дипломатической службы. Министерство иностранных дел, которое в 1994 г. возглавлял А.Зленко, мало ограниченный штат (на середину 1992 г. - 200 человек), но действовало самоотверженно и эффективно.
Украинская внешнеполитическая служба в процессе развития преодолевала большие трудности: отсутствие достаточного количества подготовленных дипломатических кадров, государственных ассигнований, помещений посольств. Последнее было особенно чувствительным, поскольку все зарубежные представительства СССР вместе с их имуществом были присвоены Россией. Однако все эти проблемы постепенно решались, и в этом большую помощь оказала украинская диаспора.
К 1997 г. Украина установила тесное сотрудничество с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским Союзом. И хотя для полноправного членства ей необходимо выполнить еще ряд требований, этот первый шаг является достаточно весомым.
Укрепляются отношения равноправного и выгодного для обеих сторон партнерства Украины и НАТО, проводятся совместные военные маневры, согласовываются некоторые направления политики. В 1997 г. Украина добилась поддержки НАТО в осуществлении ряда совместных проектов по производству современной военной техники, в том числе совершенных военно-транспортных самолетов, спроектированных украинскими учеными.
И несмотря на определенные достижения украинского дипломатического ведомства, за первое десятилетие независимости проблем хватает: наращивание инвестиций иностранного капитала в экономику Украины (при необходимых 40 млрд. долл. в 1997 г. вложено лишь 2 млрд.), расширение экономических и политических связей со странами Востока, особенно Японией, и Латинской Америкой, со странами мусульманского мира.
Собственно, эти и некоторые другие задачи решались в конце 90-х годов XX ст. ! в начале XXI в., когда появились новые противоречия в отношениях с США и объединенной Європою, возникали новые направления и партнеры, новые геополитические реальности и коррективы. После террористических актов 11 сентября 2001 г., осуществленных боевиками мировой террористической организации мусульманских фундаменталистов «Аль-Каида», США разворачивают военные действия в Афганистане, Ираке, угрожают Северной Кореи и Ирана. Это меняет геополитическую ситуацию. Прежде всего следует отметить некоторое «похолодание* в украинско-американских отношениях. Особенно негативную реакцию правительства Джорджа Буша (младшего) в США вызвали их подозрения, что Украина продавала правительства Саддама Хусейна (Ирак) новейшую противовоздушную технику (так называемые «кольчуги») и другие виды современного оружия. Европейские страны высказывали критические замечания по поводу нарушения демократических норм в Украине, особенно в связи с убийствами журналистов, ограничением свободы прессы и др.
В то же время все более активизировались и углублялись партнерские связи Украина-НАТО, что нашло свое выражение в совместных маневрах и консультациях. В конце 90-х годов Украина направляет небольшие военные подразделения для участия в миротворческих акциях в Косово, Македонии, отдельных африканских странах. И особое значение приобретает участие украинских войск в Ираке в 2002 г., где армия США развернула боевые действия против режима Саддама Хусейна и оккупировала страну. Эта акция несколько укрепила авторитет Украины на мировой арене и улучшила украинско-американские отношения. Одновременно украинское руководство предприняло ряд шагов по укреплению связей с Россией, особенно после прихода В. Путина на пост президента России. Новый российский лидер осуществляет более взвешенную политику в отношениях с внешним миром, особенно США, европейскими странами и Украиной. Впервые для укрепления связей с ней в 2002 г. в России по его инициативе состоялось проведение «года Украины», а в 2003 г. -- в Украине - «года России». Отдельные осложнения, такие как в октябре - декабре 2003 г. проблема Тузлы (остров в Азовском море, принадлежность которого Украине была подвергнута российским руководством сомнения), налаживались путем переговоров
В 2004 г. в Киеве был подписан украинско-российский договор, который уладил все пограничные споры и недоразумения. Это способствовало укреплению атмосферы доверия между Украиной и Россией и в целом по СНГ. В этих условиях появилась возможность заключить договор о создании так называемого единого экономического пространства, который должен привести к постепенной ликвидации барьеров на пути перемещения товаров, услуг, рабочей силы между Беларусью, Россией, Казахстаном и Украиной. Этим договором четыре страны должны были сделать большой шаг на пути экономической интеграции, что будет способствовать ускорению их экономического развития. И все же, к 2002 г. украинско-российская торговля снижала темпы, хотя Украина потребляет больше всего энергоносителей, что идут из России. Наряду с этим в 2000-2003 гг. она расширила свои торговые отношения с Польшей, Германией, Италией и некоторыми странами Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. Однако расширение торговых связей со странами ЕС было для Украины наиболее выгодным.
Во внешнеполитических отношениях с ЕС в 2003-2004 гг. определенным успехом следует считать решение проблемы вступления Украины во всемирную торговую организацию и налаживание совместной деятельности с ФАТХ (Международная организация по борьбе с отмыванием " грязных» денег).
Наряду с этим ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы) в конце 2003 - начале 2004 гг. достаточно остро критикует проведения реформы Конституции Украины как такой, что не должна осуществляться накануне президентских выборов (2004 г.), а также методы ее проведения. Европейское сообщество затягивает также предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой. Лишь в начале 2006 г. такой статус был предоставлен США и странами ЕС.



Назад