Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

18.4. Изменения в культурной жизни. Церковь в независимой Украине


Во времена перестройки все советское общество сделало определенные шаги в своем культурном и идеологическом развития, что подготовило предпосылки для дальнейшего прогресса. Происходил процесс нарастания гласности, что способствовало дальнейшей демократизации, плюрализма идеологических и художественных позиций, ухода от той единой государственной идеологии, которая обуславливала однозначность оценок общественных явлений, духовного наследия и отображения художественно-художественными средствами мира. Культурный процесс во второй половине 80-х годов влиял на процессы общественно-политической жизни, заставляя людей задуматься над вопросами его нравственности, гуманности и соответствия общечеловеческим ценностям. К общественно-политических процессов приобщились творческие союзы Украины, которые обсуждали острые вопросы современности, изучали деформационные явления прошлого, истории украинского народа, его традиции и обряды, что фальсифицировались или замалчивались ранее. Поднимались вопросы относительно национально-языкового статуса республики и ее русификации В 1989 г. образуется Общество украинского языка имени Т. Г. Шевченко, которое в октябре 1991 г. получило название Всеукраинское общество «Просвита» имени Т.шевченко. В конце 80 - начале 90-х годов ликвидируются деформации в национально-языковой жизни, растет сеть украинских школ, учебных заведений для национальных меньшинств. Увеличивается выпуск украинских газет, книг, передач на радио и по телевидению и др. Тенденции модернизации оказывались во всех сферах культуры и науки.
Утверждение независимости мало способствовать продолжению и усовершенствованию этих процессов. В суверенном государстве национально-духовное возрождение было возможно лишь на основе радикальной демократизации всего культурного процесса с учетом национального состава населения, разнообразия регионально-политических и регионально-культур-ных особенностей, религиозной неоднородности. В решении всех задач нового этапа культурного развития в Украине ведущую роль должно играть дальнейшее реформирование системы народного образования, что всегда была одной из основных звеньев духовной жизни общества. Она требовала дальнейшего совершенствования.
Уже с 1991/92 учебного года, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (1991 г.), начинается разнообразия форм школьного образования, что учитывало интересы, склонности, способности детей. В Украине расширяется сеть учреждений с углубленным изучением отдельных дисциплин, открывается все больше лицеев, колледжей, гимназий, в которых наряду с изучением общеобразовательных предметов в объеме средней школы решались и другие задачи.
В 1992/93 учебном году в Украине работало 4,3 тыс. национальных школ, 179 гимназий, 130 лицеев, 11 авторских школ, 5 колледжей, 17 частных школ, в которых за национальными программами обучалось свыше 150 тыс. учеников. Однако в условиях ухудшения жизненного уровня большинства населения новые типы школ, в основном платные, были доступны только для богатых граждан, и в конечном итоге общая масса подрастающего поколения от этих преобразований не получила значительного улучшения знаний и воспитания.
Несколько улучшился уровень знаний определенной части учеников в результате отказа от догматической единообразия учебных программ, учебников и методик. Это способствовало творческим поискам педагогов, раскрытию их способностей и талантов, урізноманітнювало учебно-воспитательный процесс. Были сделаны заметные шаги в гуманизации науки и образования.
Наметились значительные сдвиги в реализации государственного статуса украинского языка. В 1993 г. в первые классы украинских школ пришло 66% детей. Возросло количество учеников нацменьшинств, которые учились на родном языке: в 1992/93 учебном году 25,3 тыс. детей обучалось румынском языке, 18,8 тыс. - венгерской, 6,4 тыс. - молдавском, 0,6 - польском, 0,3 тыс, - крымскотатарском.
В целом же образование в независимой Украине находилась в состоянии упадка. Экономический кризис, безработицу и обнищание населения не давали возможности обеспечить потребности народного образования. К концу 1997 г. учителя нерегулярно получали зарплату, которая к тому же была мизерной. Учительство оказалось одной из наименее защищенных слоев населения и поэтому время от времени прибегает к забастовок и демонстраций. В 2003 г. заработная плата учителям подняли почти на 30%, однако она все еще была далека от минимальной потребительской корзины.
Сделаны также первые существенные шаги на пути перестройки высшего и среднего специального образования: реорганизуется структура с целью приближения ее к нынешней практики общественной и социально-экономической жизни, сокращаются масштабы подготовки специалистов по заочной и вечерней формы обучения. Наряду с государственными создаются учебные заведения, которые базируются на других формах собственности, - региональные, частные. Введена контрактная (платная) система обучения. Однако последнее расширяет возможности для получения высшего образования выходцам из обеспеченных семей, а для обучения молодежи из малообеспеченных семей они значительно сузились. А это ослабляет интеллектуальный потенциал украинского народа.
Растет сеть новых, необходимых для социально-экономического развития государства высших и средних специальных заведений: возобновила деятельность Киево-Могилянская академия, открылась в Киеве национальная академия управления, в Донецке и Сумах - финансовые академии и т.д. В Украине разворачивается работа по аккредитации вузов, преобразование части их на университеты, перехода их на украинский язык обучения. Введены вступительные экзамены по украинскому языку. Однако через экономические неурядицы в государстве сужается финансирования высших учебных заведений, в 1,5-2 раза увеличена нагрузка на преподавателей вузов при уменьшении зарплаты и стипендий студентам. Материальное обеспечение преподавателей украинских вузов является худшим в мире. Все больше это негативно влияет на кадровый состав вузов. На середину 90-х годов расходы на поддержку одного специалиста в вузах развитых стран в 5-6 раз больше, чем в Украине. И все же с конца XX в. положение стало немного улучшаться: введено достаточно приемлемую научную пенсию, а в 2002-2003 годах более чем на 30% выросла заработная плата.
Сложным остается положение украинской науки. В доперестроечные времена ведомственные интересы, бюрократизация несколько затормозили научный прогресс. В 80-х годах пагубно влияло на состояние науки увлечение многих научных заведений только прикладными исследованиями. И все же украинская наука, кроме гуманитарных ее отраслей, развивалась в целом динамично, на уровне мировых достижений. Среди научных учреждений Украины ведущим центром и в годы независимости осталась Академия наук, которая в 1994 г. была провозглашена национальным (НАН Украины). Однако и здесь чувствовалась недооценка фундаментальных исследований. К тому же более 90% новых технологических разработок не внедрялись в производство.
В научной сфере в целом по Украине большие трудности создают низкий уровень ее финансирования, кризис производства и мизерный спрос предприятий на научные разработки. Это повлекло за собой недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение научных учреждений, в которые почти не поступают современные приборы и вычислительная техника. Отдельные институты потеряли 50-60% своих работников, которые выехали за границу или перешли в другие сферы деятельности. Уже в 1994 г. было известно, что в западные страны из Украины выехало до 30 тыс. ученых, преимущественно из естественных и прикладных наук. В результате падения престижа научного труда наблюдается снижение профессионализма ученых, нежелание молодежи поступать в аспирантуру и отсутствие там конкурса. Такое положение не дает надежды на скорый выход Украины из кризиса, хотя немало ученых работают в этом направлении.
В середине 90-х годов постепенно меняется отношение к фундаментальных исследований в институтах НАН Украины, развиваются ее связи с некоторыми зарубежными научными учреждениями. В 1996-1997 гг., после создания в структуре правительства Украины специального министерства по делам науки во главе с академиком В.Семиноженком, деятельность многих научных учреждений активизируется. Динамичнее развиваются гуманитарные науки, создаются новые институты, новые направления исследований. В частности, основан институт украинского языка, институт востоковедения имени А. Крымского, институт мировой экономики и международных отношений, институт социологических исследований и др., преимущественно в составе НАН. В 2001-2003 гг. происходит некоторый рост финансирования научных исследований, новых разработок космической отрасли и др.
Развернута работа по написанию фундаментальных трудов по истории Украины, истории украинской культуры, укрепляются связи научных заведений гуманитарного направления с диаспорой, которая частично вернулась на историческую родину и включилась в государственное и культурное строительство (В. Гаврилишин, Б. Кравченко, И. Прицак, Т. Гунчакта др.). Активизировалась работа научных институтов под руководством академиков И. Кураса и В. Смолия.
По-новому заработала Всеукраинская аттестационная комиссия (ВАК) Украины, создана национальная система аттестации научных кадров. Итак, появились первые признаки выхода украинской науки из глубокого кризиса.
В условиях национального духовного возрождения, отказа от единой государственной идеологии в общественной жизни происходило обновление украинской литературы и искусства. В начале 90-х годов большинство художников отказалась от признания в художественном творчестве метода социалистического реализма как единого, что имеет право на существование. Утверждается плюрализм, многообразно воспроизведения мира, в том числе и средствами авангардного искусства. Происходит переоценка общественных идеалов и исторических явлений. Политизация общества во второй половине 80-х годов втянула литераторов и художников в бурный круговорот национально-освободительных процессов. Это продолжалось и в 90-х. Прозаики-романтики и поэты-лирики становились ярыми политиками, которые боролись за идеалы украинской государственности и реформирования общества. И поэтому в этот период центральное место принадлежит публицистике. Следует отметить наполненную высоким общественно-политическим содержанием творчество В. Гончара, Г. Винграновского, И. Драча, И. Дзюбы, Л. Костенко, Г. Лубкивского, П. Мовчана, Б. Олийныка, С Плачинды, Д. Павлычко, В. Яворивского и др. Широко развернул публикации с подзабытой наследия академик М. Жулинский. Однако негативно влияет на творчество литераторов раскол их национальной организации в 2003 г.
Конец 80 - начало 90-х годов характеризовался проведением мероприятий, направленных на повышение творческой активности интеллигенции, усиления ее роли в государственно процессе. Это торжества по поводу юбилеев выдающихся ученых, литераторов, художников (Г. Грушевского, Б. Хмельницкого, И. Мазепы, Л. Украинки, Т. Шевченко, Б. Лепкого и др.), форумы интеллигенции Украины (1991 г.), украинцев мира (1992, 2001 гг.), фестивале современной украинской песни «Червона рута» и др. Усиливается влияние творчества художественных коллективов украинской диаспоры, которая органично вливается в систему украинских национальных духовных ценностей. Бесспорно, определяющее место занимает творчество художников «материковой» Украины, однако ценности диаспоры в условиях независимости и национально-культурного возрождения вызывают значительный интерес. Выдаются произведения В. Барка, И. Багряного, В. Самчука и др., проводятся выставки мастеров изобразительного искусства в крупнейших библиотеках Украины - имени В. Вернадского НАН Украины в Киеве, имени Короленко в Харькове и др., открываются залы зарубежной украинистики. Необычайную популярность получила «Энциклопедия русской». Кубийовича.
Постепенно возвращаются в Украину культурные ценности, которые по тем или иным причинам оказались за границей. Создана и активно действует соответствующая национальная Комиссия при Кабинете Министров Украины, ее усилиями была возвращена часть архива В. Довженко из России, архивы В. Барка и отдельные труда украинской художницы Л. Морозовой из США, часть художественных произведений художника М.Андрієнка и т.д. Однако много сокровищ украинской культуры и ее исторических памятников - казацкие клейноды, скифское золото и др. - все еще находится вне государства.
Позитивные процессы происходят в народном искусстве. Возрождается интерес к украинским вышиванок, полотенец, ковроткачества, ху-дожніх изделий и гончарства. Но особый интерес вызывает развитие писанкарства, которое преследовалось по советских времен и сохранилось лишь в Прикарпатье и отдельных селах Восточной Украины. Достижения в этой сфере народного творчества были отмечены на международной научно-практической конференции «Писанки - символ Украины» (2001 г.).
Противоречивые, а порой и тревожные процессы происходят в сфере периодической прессы и книгоиздательства. В первой половине 90-х годов в Украине появилось огромное количество новых газет и журналов. В 1994 г. зарегистрировано 892 периодических издания общегосударственного характера и 2015 - местного. Однако их тираж быстро падает (за 1995 г. - в 8 раз). Это связано с обвальным падением доходов населения и подорожанием печатной продукции.
Резко уменьшается количество украинских органов прессы - с 1992 по 1994 г. с 60 до 27%. В то же время русскоязычных газет стало вдвое больше. Происходит коммерциализация прессы, падает ее интеллектуальный и профессиональный уровень. Но самым катастрофическим был состояние книгопечатания, где в связи с чрезвычайно высокими ценами в десять раз уменьшились тиражи изданий. Все меньше выдается книг языке коренного населения. То есть произошла повальная русификация и американизация книжного рынка. В 1993 г. из общего количества книг почти 94% издана на русском и только 6% - на русском. При этом среди русскоязычных изданий преобладают не произведения классической художественной литературы, а развлекательное чтиво«».
Созданное в 1994 г. министерство по делам прессы и информации все еще действует недостаточно результативно, хотя принимаются меры для укрепления материально-технической базы издательств и телевидения. С большими трудностями возрождается кинематография, которая почти потеряла национальный характер. В 90-х годах создано несколько фильмов, которые получили признание не только в Украине, но и за рубежом. В частности, в 1990 г. впервые в истории украинского кино фильм «Лебединое озеро. Зона» получил награды престижного кинофестиваля в Каннах. Однако по сравнению с советскими временами киностудии выпускают гораздо меньше фильмов. На телеэкранах преимущественно пропагандируется насилие и порнография.
Развитие театрального искусства в значительной степени связан с новаторского деятельностью режиссеров. Это такие выдающиеся деятели, как и. Бор, Р.Віктюк, С. Донченко, С. Моисеев, В. Петров и В. Шарварко. Мировую славу завоевали постановки Р.Віктюка. Несмотря на все трудности развивается песенное творчество, хотя и здесь коммерциализация и экономический кризис значительно усложняют ситуацию. Плодотворно работает большая группа композиторов и певцов, опытных и молодых, которые демонстрируют свои достижения не только на фестивалях и концертах, но и по телевидению и радио. Это композиторы О. Билаш, И. Карабиц, В. Морозов, исполнители О. Билозир, И. Бобул, Г. Кириченко. П. Дворский, В. Шпортько, С. Ротару, В. Зіикевич, П. Зибров, В. Белоножко, Л. Сандулеса и многих других мастеров классического и эстрадного искусства.
Значительные сдвиги заметны и в культурной жизни национальных меньшинств Украины. Развивается система национальных школ, библиотек, прессы, радио и телевидения, театров и творческих коллективов. Налаживается подготовка кадров национальной интеллигенции, создан ряд культурно-образовательных обществ. В частности, только общество еврейской культуры объединяет ныне 36 еврейских организаций в 75 городах Украины.
Возрождение духовности украинского народа в значительной степени пов'я-зане с возрождением религии и церкви, достижением реальной свободы совести. В 1991 г. в Украине действовали три организации христианских церквей: Украинская православная церковь (УПЦ), подчинена Московскому патриархату на правах так называемой автономии, Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) с центром во Львове и Украинская автокефальная пра-вославна церковь (УАПЦ), которая признавала верховным иерархом митрополита Мстислава (Скрыпника), резиденция которого находилась в США. За УПЦ, которую возглавлял митрополит Филарет (Денисенко), выступали властные структуры на востоке и юге Украины, УАПЦ поддерживала часть интеллигенции и населения Приднепровья, УГКЦ - большинство населения и местные власти Галичины. Правительство Украины и некоторые депутаты Верховной Рады в 1991-1992 гг. пытались добиться согласия Московского патриарха Алексия II на превращение УПЦ Московского патриархата в Украинскую автокефальную церковь. В ответ он лишил Филарета сана и поставил на его место Владимира (Сабодана), митрополита Ростовского. Однако в июне 1992 г. по инициативе Филарета создается Украинская православная церковь - Киевский патриархат (УПЦ-КП). Произошел массовый переход священников УПЦ-МП в УПЦ-КП на Волыни и Киевщине. После длительной борьбы и реорганизаций, с приходом Л.кучмы на должность Президента, правительственные круги Украины предоставляют определенную поддержку УПЦ-КП. Одновременно правительственная политика направляется против расширения влияния УГКЦ. В целом в Украине в 1988-1992 гг. между конфессиями шла непримиримая борьба за помещение церквей и церковное имущество. Особенно острым было противостояние верующих УГКЦ и РПЦ. Униаты захватывали храмы РПЦ, выгоняли священнослужителей и верующих, прибегали даже к террору. Имели место масштабные межконфессиональные конфликты не только в Галиции, но и в Киевской и Винницкой области между УАПЦ и РПЦ. В результате РПЦ почти вытеснили из Западной Украины и ослабли ее позиции на Правобережье.
Этим воспользовались и значительно активизировали свою деятельность секты баптистов, евангелистов, РУН-веры, сатанистов, а также кришнаизм и буддизм. Осенью 1993 г. секта «Белого братства», большинство членов которой прибыла из России, даже попытались захватить Софиевский собор в Киеве. Рядом с этой реакционной организацией были созданы еще несколько агрессивных, антигуманных сект. И хотя украинское законодательство запрещает деятельность иностранных миссионеров на территории государства, однако многие из них закупали эфирное время на радио и телевидении и пропагандировали свои идеи.
Несмотря на все трудности, дрязги и посягательство иностранных государств на украинские церковные конфессии, законодательство Украины в церковной сфере отмечается демократичностью и толерантностью, и это способствует постепенному религиозной замиренню в государстве. В 1996-1997 гг. уже не было серьезных конфликтов между конфессиями даже на уровне небольших приходов. Влияние церкви в украинском обществе усиливается. В 1995 г. наибольшим авторитетом пользовалась УПЦ-МП, которая охватывала 6132 религиозные общины. УПЦ-КП распространяет свое влияние на 1753 прихода УАПЦ - 616, УГКЦ - 3032, римско-католическая церковь - 651, союз евангельских христиан - 1420, а «пятидесятники» -- на 680 приходов.
В 90-х годах растет не только количество верующих и их общин, но и конфессий. В конце 1994 г. в республике насчитывалось 64 различных конфессии, что почти вдвое превышало их количество в 1991 г. Развитие многочисленных религиозных течений предоставляет населению возможность свободного выбора духовных идеалов. Однако в 1996-1997 гг. усиливаются православные конфессии. В условиях демократии независимой Украины религиозная жизнь значительно активизировалось. В то же время вследствие глубокого раскола в православии и существования в нем нескольких течений возникло опасное для украинской церкви противостояния. Политическая ситуация диктует необходимость объединения православных конфессий в единое целое и создания единой национальной церкви.
Новое независимое Украинское государство в 2001 г. отпраздновала свое первое десятилетие. Ступив на путь реформ в середине 80-х годов, украинский народ в 1991 г. получил государственную независимость. Состоялся новый этап украинского национального возрождения, и в Украине развернулось государственно созидательный процесс. Однако народ оказался недостаточно подготовленным к этому. Обновление социально-экономического, общественно-политической и культурной жизни в Украине происходит с большими трудностями: чувствуется консерватизм, отсутствие компетентности. Желаемых результатов не достигнуто, хотя начало XXI в. сказался некоторым ростом экономики и культуры. Вместо выхода из кризиса в 80-х годах произошел экономический обвал. Хозяйство, особенно сельское, находится в кризисном состоянии, общественно-политическая жизнь характеризуется острой борьбой между ветвями власти, а также между различными политическими силами. Чувствуется отсутствие единства в обществе, его недостаточная зрелость. С большими трудностями осуществляется возрождения в области духовной жизни, культурного развития, которое больше похоже на закат. Украина нуждается в глубоких реформ, стимулирования государственных процессов, новых людей в руководстве, способных победить коррупцию, вызывать доверие и новое морально-политический подъем в обществе. Необходимо единство всех политических сил и партий, чтобы Украина стала развитым европейским государством.



Назад