Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

ВСТУПЛЕНИЕ


XX - начало XXI вв. - время выдающихся исторических процессов, мощных социальных, национальных и демократических революционных изменений во всем мире. Это следствие направляющего действия законов диалектики общественного развития. Особенно бурно развивались национально-освободительные движения, распадались колониальные империи, все новые и новые национальные государства выходили и выходят на мировую арену. Осуществляется объективная закономерность общественного развития народов - утверждение их национальной свободы и государственности.
В последнем десятилетии XX в. успешно осуществил свою вековечную мечту о государственность и многострадальный украинский народ, путь которого к независимости устлан миллионами жизней его лучших сынов и дочерей.
Многочисленные национально-освободительные движения и восстания, национальные революции в Украине заканчивались преимущественно поражениями и огромными потерями отважных их участников и триумфом соседних колониальных государств - вековечных врагов национальной свободы украинцев.
Это характерная черта истории украинского народа, и она, эта история, фальсифицировалась и замалчивалась колонизаторами. Александр Довженко с болью писал, что Украина - единственная страна, где свою историю не изучают в высшей школе, а народ лишают своего прошлого.
Творческое переосмысление сфальсифицированной в недалеком прошлом истории Украины, истинное ее раскрытия неразрывно связаны с восстановлением украинской государственности на рубеже 80-90-х годов XX ст. В 90-х годах появляется литература, в которой объективно освещалось историческое бытие украинского народа, в учебные программы всех образовательных учреждений государства вводится новая дисциплина - история Украины. Меняется «статус» отечественной истории: она становится одной из ведущих социо-гуманитарных дисциплин.
В подготовке новых поколений украинской интеллигенции, возрождении исторической памяти народа, осознании уроков истории, национальном и гуманистическом воспитании молодежи важную роль призваны играть научно обоснованные высококачественные в методическом отношении учебники.
Создание обобщающих научных трудов и учебных пособий по истории Украины началось с XVII ст. Этот процесс развивался, отражая рост и углубление исторической науки. Расширялась ее источниковедческая база, менялся подход к исторических исследований и совершенствовались методы, накапливались факты и нарастала «масса» научной продукции, увеличивалось количество заведений исторической науки и ученых, которые занимались этой деятельностью. Используя достижения философской, социологической, исторической и других наук, ученые конца XIX - начала XX в. совершенствуют методы исследований, освещая события не только на фоне общеукраинском, но и мировом, и хотя во многом этому помешала чрезвычайная заполитизированность советской исторической науки, оторванность украинских ученых от творчества историков диаспоры, все же даже в советские времена продолжалось проработки новых источников и проблем как базы дальнейшего развития исторической науки.
На основе монографий, статей и других наработок уже в конце XIX - начале XX в. появлялись новые учебники. Представители различных школ и направлений исторической науки выдали немало ценных монографий, учебников, учебных посібників. их авторами были М. Грушевский, Д. Дорошенко, Н. Полонская-Василенко, И. Крипякевич. Во времена перестройки современного Украинского государства изданные произведения коллектива института истории Украины НАН Украины под руководством академика, Смолия, Киевского университета под руководством Л. Мельника, Львовского университета под руководством Ю. Зайцева и др. Внимания заслуживают издания отдельных авторов: учебник. Рыбаки и В. Калениченко (издано три тома), пособия В. Бойко, В. Борисенко, В. Даниленко, С Нальчикского, В. Литвина, Ю. Терещенко, В. Светличной и др.
Для учебной литературы, которая появилась в последнее время, характерные новизна подходов, объективность, попытка заполнить пробелы в освещении исторических процессов в Украине. И все же значительная ее часть более соответствует переходном состояния, в котором находится процесс переосмысления истории Украины. Нужны новые пособия, где бы освещались различные подходы и оценки, выдвигались новые аргументы.
Наряду с ростом числа вузовских учебников и пособий появляются, и школьные, которые имеют много положительных черт и преимуществ перед предыдущими. Однако некоторые из них отличаются определенной усложненностью материала, «академичностью» формулировок, постановкой дискуссионных вопросов и иногда напоминают вузовские.
А они должны быть популярными, доступными - этого требуют особенности детской психики, уровень подготовки учащихся. Лишь яркий, захватывающий материал подаст детскую душу, вызовет эмоциональное восприятие, патриотическое желание знать все о Украину и любить ее.
Вузовские учебники должны отличаться от школьных теоретическим уровнем и научностью. Исторические процессы, события, явления следует рассматривать на основе закономерностей исторического развития украинского народа. Ведь распространение общеимперских взглядов на историческое прошлое, что было характерным для недавних времен, только искажало историю нашего народа, придавало ей провинциального характера. Только научный метод преподавания в высшей школе истории Украины, знание ее закономерностей дают возможность осознать и объективно оценить такие сложные вопросы прошлого, как происхождение украинского этноса, его государственных образований, формирование нации, роль в ее жизни геополитического фактора, влияние колониальной политики империй на особенности экономического, социального и культурного развития украинцев, их менталитета, возникновение и развитие национальной идеи, особенности создания государства и др.
Следует отметить, что глубокое осознание студентами этих и других вопросов отечественной истории растет после ознакомления их с курсами некоторых социально-гуманитарных дисциплин (философии, политологии, права, экономики и др.).
Вузовская программа не копирует школьную, а, опираясь на ее знания, способствует осуществлению исторического, логического, теоретического анализа явлений и фактов в проблемном и хронологическом измерениях, завершает в основном формирование исторического мышления, исторического образования.
Методологические принципы освещения исторического процесса в предложенном пособии характеризуются отходом от стереотипов и ура-патриотических мифов, региональной ограниченности, попыткой честно, объективно и бескомпромиссно стремиться к отражение истины. Эффективными принципами познания и понимания исторической реальности есть законы диалектики, учета цивилизационных взаимовлияние народов, взаимоотношений социальных групп в обществе. Следует согласиться с мнением академика В. Смолия о том, что в обществе не существует отдельно взятого фактора, который бы определял развитие исторического процесса, а существует много экономических, политических, идеологических, этнографических и конфессиональных факторов, которые в комплексе предопределяют эволюцию отдельных народов и человечества в целом.
Правы ученые (в частности академик. Ковальченко), которые утверждают, что исторический процесс необходимо рассматривать как единство объективного и субъективного, возможного и действительного, закономерного и случайного, социального, этнического, индивидуального и коллективного.
Следует отметить, что в недавнем прошлом абсолютизировалась роль производственных сил и отношений, характерных черт социально-экономических формаций. В современных условиях их некоторые игнорирует. Однако умаление или полное исключение их из числа факторов, которые определяют уровень и направленность исторического процесса, сделает невозможным его глубокое и правильное понимание. Такой же порочной будет недооценка геополитических условий развития украинского этноса, влияний мировых и этнических цивилизаций.
Большую роль в истории играют народные массы, которые создают все необходимое для жизни общества и его защиты. Для XX в. характерным является рост уровня образованности, зрелости, политического опыта масс. Именно политический опыт народа Украины, его элиты, как и руководства СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов, способствовали тому, что распад Союза и возникновение независимого Украинского государства носили мирный характер. История народа Украины рассматривается как постепенный, последовательный, непрерывный и нарастающий процесс с определенными зигзагами и отступлениями.
Наряду с этим важным, а часто и решающим фактором на определенных этапах исторического развития была деятельность талантливых руководителей, которые пользовались широкой поддержкой масс, сумели их объединить и возглавить.
В предлагаемом пособии дается очерк общеукраинского исторического процесса, формирования и развития всего украинского народа и его государственных объединений. Наряду с этим в нем содержится материал по истории регионов Украины, акцентируется внимание на важных исторических событиях и особенностях их развития. Определенное внимание уделяется национальным меньшинствам и их роли в жизни Украины.
Представление о типичной хозяйственную, культурную и государственную деятельность каждого человека можно сформировать, изучая те разделы труда, в которых раскрывается экономическую и культурную жизнь народа на том или ином этапе его развития. В пособии рассматриваются вопросы политического, социального, экономического и культурного развития украинского народа. Поскольку в духовной жизни украинцев религия и христианская церковь играли ведущую роль им отводится особое место.
Украинский народ на всех этапах своего развития, а особенно во времена полной и даже частичной государственности, имел широкие международные взаимосвязи, осуществлял значительный цивилизационное влияние на соседние государства и народы, и сам его испытывал. Поэтому в предложенном пособии освещаются разнообразные, культурные влияния, связи, с ближайшими соседями Украины. Дается характеристика украинской элиты на разных этапах, особенностей ее эволюции, изменений, возникновение и упадка. Наряду с этим освещается жизнь и деятельность крестьянства, интеллигенции, рабочего класса и взаимоотношения между ними. Этим подчеркивается важность социального фактора в жизни отдельного человека и общества в целом, в частности, возникновение таких своеобразных явлений в украинской истории, как казачество, гайдаматчина, опришковство.
Раскрывая и оценивая исторические явления и факты, автор отводит значительное место государства, осуществлению украинской идеи, консолидации и развитию украинской нации, ее социально-экономическом, политическом, духовном прогресса. Выразительными изменениями в этих процессах, в геополитическом положении Украины определялась периодизация курса, в частности, разделяя его на две части: И - от древнейших времен до конца XVIII в. (именно в конце XVIII в. надолго прерывается украинская государственность); II - от начала XIX в. до наших дней, когда происходил процесс национального возрождения, следствием которого государственность украинской нации. Темы курса охватывали отрезки времени, в которые происходили значительные преобразования в важнейших сферах жизни Украины.
Предложенный курс предназначается для студентов высших учебных заведений. Главная его задача - представить системный изложение истории Украины с точки зрения новых подходов, которые в основном делятся современной исторической наукой. Пособие также может быть полезен для преподавателей различных типов учебных заведений для разработки лекционных курсов с учетом профиля и особенностей студенческой аудитории.
 


Назад