Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

1.2. Первые государства. Праславяне


Древнейшее из известных нам военно-политических объединений на территории Украины создан киммерийцами в конце II тыс. до н.э. Это первый народ, название которого дошло до нас. О нем писал Гомер в «Одиссее». Большинство историков считает, что это одна из групп ираноязычного населения. На сегодня найдены лишь их захоронения под курганами, в которых находилась оружие, конская упряжь и предметы кочевого быта. Поселение их пока не известны.
Основной отраслью хозяйства было кочевое скотоводство, ведущее место в котором занимало коневодство. Киммерийцы освоили технологию производства бронзовых вещей, что позволило им создать хорошо вооруженные отряды конницы, которые осуществляли многочисленные походы, в том числе в Малую Азию. Война была для них одной из «отраслей хозяйства». У них были военная знать, цари, как они называли племенных вождей. Киммерийцы имели цивилизационные связи с Кавказом и Малой Азией. В VII в. это объединение распалось под ударами новой волны кочевников-скифов, которые пришли из Азии.
В IX-i в. до н.э. в горных районах Крыма и вдоль побережья Черного моря жили племена тавров, которые занимались скотоводством, рыболовством, а в долинах горных рек - мотыжным земледелием и виноградарством, их жизнь отмечалось консервативностью и замкнутостью. Для жилья они использовали пещеры и имели ограниченное количество примитивных орудий труда. Жили замкнутыми общинами. Во II в. до н.э. их завоевал понтийский царь Митридат VI Евпатор.
Скифы - это общее название племен Южной и Юго-Восточной Украины, которые пришли из Прикаспийских степей. Скифией греки называли страну, расположенную между Дунаем и Доном. Они занимались кочевым скотоводством, земледелием, имели развитую металлургию, вели активную внешнюю торговлю.
Социально-политическая структура скифского общества быстро эволюционировала. В нем происходит имущественное расслоение, возникает и обогащается родоплемінна знать, вожди, власть которых становится наследственной. Существовало патриархальное рабство. Особенно обогащалась верхушка скифского общества в результате жестоких грабительских войн. Внешнеполитические интересы, имущественное расслоение, соседство развитых греческих и малоазиатских государств способствовали развитию государственных тенденций. В конце VI в. в причерноморских степях формируется мощное скифское государственное объединение, в которое вошло и местное население степных и лесостепных регионов. Столица находилась на Нижнем Днепре вблизи города Каменка Днепровская. Скифией управляли цари. По своему характеру скифское государство была в значительной степени сходна с середньоазіатською деспотией, что эксплуатировала соседние племена, взимая с них дань.
В VI в. до н.э. скифы знакомятся и вступают в контакт с античными государствами Причерноморья, сближаются с местными племенами, и постепенно образуется сотрудничество и даже союз этих трех сил - скифы, греки, местные племена. При этом главной политической силой были скифы. Однако греки и местные лесостепные племена частично сохраняют экономическую и политическую независимость, что было своеобразной особенностью политико-экономического развития Причерноморья и Лесостепи.
Важным шагом в развитии скифского государства и всего местного населения тех времен был разгром скифами армии персидского царя Дария в конце VI в. до н.э.
Период упадка Скифы начался с ее поражения в 339 г. до н. э. в войне с Филиппом II Македонским. Негативную роль сыграла и эколого-демографический кризис, что была следствием истощения степей. Кроме того, на ПИ в. до н.э. приходится определенная орідізація (усиление сухости климата). Вторжение во II в. до н.э. сарматов с востока и кельтов с запада привело к окончательному разрушению скифской могущества. Часть скифов подчиняется сарматам, ассимилируется ними, многие из них погибает, небольшое количество отходит за Дунай. Значительная часть скифского населения переселяется в Крыму и позднее вместе с местным населением создает так называемую Пізньоскіфську государство со столицей в Неаполе (в пределах современного Симферополя). Эта елінізована рабовладельческое государство просуществовало до III в. н.э., ведя многочисленные войны, и в конце концов ними ослаблена была разгромлена готськими и гунськими завоевателями.
Во времена своего расцвета скифское общество делилось на несколько групп племен: скифы-пахари, что жили между Днестром и Днепром; скифы-кочевники и царские скифы, которые владели степными просторами Левобережья и Правобережья Днепра. На восток от Днепра в Лесостепи жили скифы-земледельцы, которых окружали покоренные ими народы, что платили им большую дань.
Скифские племена были тесно связаны с высокоразвитой средиземноморской цивилизацией, поддерживали широкие торговые связи греческими колониями в северном Причерноморье, предоставляя им продукты своего хозяйства - зерно, меха, рабов и закупая вино, посуда, украшения, ценное оружие. Таким образом, в Скифии и соседних с ней племен, среди которых были и праславянские, попадала продукция греческого ремесленного производства, изделия из золота и серебра, что частично дошли до нас благодаря археологическим исследованиям Чертомлыкского и Солохівського курганов, раскопанных вблизи Никополя (Днепропетровской обл.), Гаймановой могилы и Толстой могилы (Запорожская обл.).
Скифы имели достаточно сложные политеистические религиозные взгляды, в которых сочетались элементы верований племен земледельческого и скотоводческого общества. Главной богиней была Табити, повелителем небес - грозный Папай. Скифы верили в загробную жизнь, умерших хоронили в подкурганных могилах. При беднякам клали горшок с едой, примитивный инвентарь и каменные вещи. Богатых хоронили в глубоких могилах, которые имели форму дома, насыпая над ними высокие курганы. Умерших одевали в роскошную одежду, клали возле них ценное оружие, посуда, убивали и хоронили вместе женщину, лошадей.
Высокая для своего времени скифская материальная и духовная культура - это синтез достижений местных племен и передовых цивилизаций Востока, Кавказа, Греции. Скифское изобразительное искусство имело своеобразный характер, так называемый звериный стиль.
Сарматы, как и скифы, - ираноязычные племена, которые имели ряд общих или схожим рис. Хотя духовная культура скифского общества была выше, они смешались со скифами, ассимилировались с ними, но частично усвоили цивилизацию. Главная отрасль хозяйства - кочевое скотоводство. Война тоже была отраслью хозяйства. Сарматы были не единственными однородными племенами, а слабым союзом родственных и частично враждующих племен язигів, роксоланов, аорсів, аланов и др. Каждое из них пыталось господствовать на территории Украины. Только во II в. н.э. они объединились под руководством алан.
Для сарматского общества характерны процессы, аналогичные тем, что происходили в скифов: сарматская знать быстро обогащалась на торговле с греческими городами. Наряду с этим их торговые караваны доставляли из Китая шелк, из Индии - драгоценности и другие товары, что усиливало роскошь знати.
Сарматы совершали военные походы с целью ограбления соседних государств, перевозя трофеи к столице. Все историки подчеркивают чрезвычайно большую роль женщин в сарматському обществе: женщина участвовала в войнах наравне с мужчинами, охотилась верхом, занимала верховные родовые и племенные должности (матриархат). Археологи обнаружили, что женщин здесь часто хоронили с оружием.
Сарматское военно-политическое объединение было уничтожено в III в. н.э. на готском, а затем в IV в. еще и гунською нашествиями. Часть сарматов смешалась с славянами и другими племенами. Но подавляющее большинство осталось в степи, смешавшись с новыми волнами тюркоязычных кочевников. Так в причерноморских степях кончилось господства индоевропейских племен и на долгие века воцарились тюркские народы.
Выдающуюся роль в истории Украины сыграли античные города-государства Северного Причерноморья, начатые жителями древней Эллады в VII-VI вв. до н.э. Заселение Причерноморья происходило в условиях перенаселения Греции и формирования там рабовладельческого строя. Колонии учреждались организовано за счет безземельных крестьян, ремесленников и торговцев.
В истории этих государств можно выделить два этапа. Первый охватывает V! - середине i в. до н.э. и характеризуется независимостью и самостоятельностью, дальнейшим развитием эллинских традиций, мирными, а часто дружескими взаимоотношениями со скифскими и другими местными племенами. Второй этап приходится на i в. до н.э. - конец IV в. н.э. В этот период происходит активизация агрессивного давления кочевых и других племен, и греческие государства, ища помощи в Римской империи, все больше переходили под ее влияние и власть.
В процессе античной колонизации сформировались четыре основные центры. Первый сосредоточивался на побережье Днепро-Бугского лимана с крупнейшим городом Ольвія. ее выгодное географическое положение способствовало широким торговым связям с земледельцами Лесостепи, кочевниками и другими регионами Восточной Европы.
Второй очаг античной цивилизации сформировался в районе Днестровского лимана с крупнейшим городом Тира, что мало разносторонние связи с окружающими поселениями.
Третий центр - Крым с главным городом Херсонесом, что имел определенное влияние на экономическое развитие тавров и скифов, сарматов.
Четвертый район античной цивилизации сосредоточивался на Керченском и Таманском полуостровах. Самое примечательное город - Пантикапей. Значительную роль также играли Фанагория, Феодосия, Гермонаса (ныне станица Таманский) и др. В V в. до н.э. эти города были объединены в Боспорское государство.
Культура всех центров имела высокоразвитый характер, отвечала античному обществу древней Греции. Население греческих регионов в Причерноморье занималось земледелием, виноградарством, рыболовством, ремеслами, вело широкую торговую деятельность как с местными племенами, особенно скифами, позже - сарматами, так и с Грецией. На бывшую родину вывозили хлеб, мед, воск, скот, рыбу, кожу, меха, лес, рабов, а завозили вино, посуду, ткани, ароматические вещества, ремесленные изделия, предметы роскоши, особенно ювелирные украшения.
Политический строй и административно-территориальная структура античных государств соответствовали тем, которые царили в греческих полисах. Частично это были рабовладельческие демократические республики. Политическим, экономическим и культурным центром каждой из них был город, вокруг которого располагалась сельскохозяйственная округа. Наибольшими размерами среди этих рабовладельческих государств выделялось Боспорское царство, что мало монархическую форму. В античных государствах происходили глубокое классовое расслоение, имущественное неравенство, острые социальные конфликты, особенно между аристократией и демосом-народом, а также рабами и рабовладельцами, которые в отдельных случаях перерастали в восстание и военные конфликты. В частности, необычайной остротой и масштабам отмечалось восстание рабов в 107 г. до н. э. под руководством раба Савмака в Боспорском царстве, которое придушувалося за помощью соседней Понтийского государства. Следует однако отметить, что рабы никогда не были основными производителями продукции. Экономика античных городов базировалась на труда свободных граждан.
Греческие поселения были разгромлены нашествиями готов в НЕТ и гуннов в IV в.
Античные города-государства значительную роль в развитии цивилизации праславянского мира. Это были первые организованные города на территории Украины, центры культуры и торговли. Будучи составной частью античной цивилизации, они вместе жили и развивались в тесном взаимодействии с местным древнеславянским населением Причерноморья и более отдаленных районов, почти тысячелетия совершали на них влияние высочайшего на то время культуры. Не сливаясь с местным населением, которое часто конфликтовала с ним, они все же способствовали ускорению их социально-экономического, политического и культурного развития. Организация торговли и мореплавания на Черном море открыли племенам, живущим на территории Украины, путь к связям с Средиземноморье, Малой Азией.
I тыс. до н.э. - это поздний период праславянской истории. Продолжается процесс формирования праславянских племен: переселенческие движения разных этнических групп, их смешивания, ассимиляция, взаимовлияния и др. В этом частично участвовали племена лужицкого культуры, в определенной степени высоцкой и чернолесской.
До большого массива центральноевропейской лужицкого культуры входило много племен с разными традициями, верованиями, и среди них предки иллирийцев, германцев и славян. Общей чертой этих племен был похоронный обряд - кремация, который в конце бронзового века распространился почти по всей Европе.
Высоцкая культура - между Западным Бугом и Стиру - тоже связана с лужицькою, хотя имела несколько своеобразных черт. Это был массив праславянских мирных племен, живших патриархально-родовым строем и занимались земледелием и скотоводством; орудия производства производили преимущественно из камня, кремня, кости, а также бронзы, железа и имели достаточно развито гончарное производство. Погребальные обряды смешанные - кремация и тілопокладання. У умерших клали посуду с едой, орудия, реже - оружие. В детских захоронениях встречаются глиняные игрушки. Эта культура просуществовала почти четыре века и растворилась в других праславянских земледельческих культурах, появившиеся в середине i тыс. до н.э.
В первой половине i тыс. до н.э. на Правобережье и Левобережье Днепра жили племена чернолесской культуры их быт и производство во многом схожи с колен высоцкой культурой. Наряду с этим в них наблюдается высокий уровень металлургии бронзы и железа. Для борьбы с агрессией киммерийцев и других кочевников чорнолісці строили городища, окруженных земляными валами с деревянными стенами сверху. Среди них встречаются очень большие, такие как Чорноліське, длина валов которого достигала 6 км. Городища объединяли населения и становились племенными центрами.
Начиная с VI в. до н.э. значительная часть праславянских племен попала под влияние скифов - Лесостепное правобережья и побережья Ворсклы на Левобережье Днепра. Основным занятием было земледелие. Оно имело такой развитый характер, что большое количество зерна вывозилась в греческие города, а Ольвию даже называли «Торжиськом борисфенитов» (днепрян).
Подавлением скифов некоторые праславянские племена постепенно перемещаются на запад, вплоть до Закарпатья, и мирно сливаются с местными праслов'янськими племенами. Эти «переселенцы» принесли с собой много элементов скифской культуры, особенно в вооружении и украшениях. Характерным был погребальный обряд под курганами с массивными конструкциями каменных глыб внутри. Сотни их разбросаны на землях современной Хмельницкой, Тернопольской, Буковины. Племена праславянского мира жили также на Волыни, в верховьях Днестра, западного Буга, где ситуация была спокойной и поэтому изменения населения были незначительными. Здесь ощущался большее влияние лужицкого культуры с запада.
Праславяне середины и второй половины i тыс. до н.э. выращивали пшеницу трех видов (жесткую, мягкую и карликовую), рожь, ячмень, просо, бобы, рапс, лен, разводили лошадей, коров, коз, овец, свиней. Среди орудий труда преобладают железные серпы, каменные зернотертки и т.д. Почти каждое праслов'янське племя имело свою керамику, которая отличалась форме и орнаментацией.
I тыс. до н.э. было периодом формирования праславянского язычества. Появлялись новые религиозные представления и культ Даждьбога - бога Солнца, сына бога неба Сварога. С идеей неба и солнца связанные ежегодные праздничные костры во время весеннего равноденствия и летнего солнцестояния (Купала). Большинство праславянских культов и верований были связаны с земледелием. На многих праславянских поселениях найдены жертвенники в виде глиняных кругов, а рядом - кости животных (жертвоприношение), ритуальный посуда, культовые фигурки и др.
Таким образом, многоэтнический населения, которое проживало на территории современной Украины, прошло такие основные этапы развития: каменный, медно-каменный, бронзовый, ранний железный, создали соответствующие типы организации общественно-политической, экономической, духовной жизни. Это был период палеолитической и родовой общины, племен, рождения социально-классовой структуры, государственно-политических объединений, крупных миграционных процессов и периодического смешивания родов, племен, этнических групп. УІІ-i тыс. до н.э. происходит формирование праслов'янства, из которого в середине i тыс. н.э. вичленовується восточнославянский массив.
Украинский народ получил в наследство от своих предшественников устоявшуюся традицию хліборобсько-скотоводческого быта, взаимосвязи с европейской, средиземноморской и азиатской цивилизациями. От одного народа к другому, от старших поколений к новым передавались хозяйственные традиции, обычаи, культурные достояния и связи, сохранялась преемственность и неразрывность развития.


Назад