Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Цели розвивальної группы


О предметное и розвивальне обучения. Многочисленные исследования процесса обучения убедительно свидетельствуют, что производительность учебной работы учащихся, качество усвоенных ими знаний, умений и навыков зависят от воспитанности у них потребности и интереса к учебе, от развития их познавательных способностей.

Как известно, сущность процесса обучения сводится к вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками. Однако понятно, для того, чтобы ученики успешно овладевали этими знаниями, умениями, навыками, необходимо придерживаться определенных условий.

К ним относятся соответствие уровня развитых познавательных способностей. Если предположить, что ученики первого класса имеют, например, такой уровень развития общих и специальных способностей, который дает им возможность изучать интегральное и дифференциальное исчисление, то понятно, что и перед учениками, и перед школой и учителями стоял бы вопрос введения этого курса в учебный план или программу первого класса. Но в реальной практике это невозможно. И причиной этого является несоответствующий уровень умственного развития, то есть низкий развитие тех функций, которые являются условием этого усвоения.

Исследования и опыт работы учителей показывают, что чем в большей степени обучения обеспечивает развитие, тем выше качество этих знаний, тем выше их действенность. Поэтому организация обучения должна быть такой, которая бы предусматривала включение в процесс обучения тех умственных действий и функций, которые необходимы для того, чтобы ученики успешно овладевали этими знаниями, умениями и навыками. При этом обучение выполняет определяющую роль в развитии, а собственная деятельность учащихся - ведущую. Т.е. исходным для обучения является достигнутый уровень умственного развития, а собственная деятельность ученика должна обеспечивать ему смену, повышения этого уровня.

В организации процесса обучения выходят из положения Л. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Однако из Этого не следует делать вывод, что любое обучение обеспечивает умственное развитие. В одних случаях оно ускоряет, в других - задерживает. Поэтому обучения, с одной стороны, должна строиться на достигнутом уровне умственного развития, а с другой - оно должно быть таким, которое бы підіймало этот уровень, предусматривало бы его рост, изменение.

За традиционного, обычного обучения его организация такая, согласно которой единственным результатом обучения является знания, умения и навыки. Уровень умственного развития при этом может оставаться без изменений или даже снижаться ли расти.

Существует, однако, такое обучение, основным продуктом которого является рост уровня умственного развития и формирования системы знаний, умений и навыков. Это так называемое розвивальне обучения. Ему будет посвящен в нашем пособии целый раздел, а пока мы ограничимся таким утверждением: цели розвивальної группы не зависят от того, какой вид обучения будет организован, поэтому их можно сформулировать уже сейчас.

Цели розвивальної группы. Содержание понятий "розвивальне обучения" и "развивающие цели обучения" в определенной степени перекрываются, однако сводить друг к второго было бы грубой ошибкой.

Розвивальне обучения, по мнению специалистов-психологов, - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо сориентированы на закономерности развития. Для него характерно превращение ученика на субъекта обучения, который заинтересован в саморусі и способен к превращению того, кого учат, на того, кто учится.

Розвивальне обучение - это особое обучение и эта особенность обусловлена, во-первых, что в его основу положены закономерности умственного развития, и во-вторых, тем, что это обучение ориентировано на развитие ученика не косвенно, а прямо.

Когда утверждают, что обычное, предметное обучение развивает, то есть вносит позитивные изменения в память, мышление, в развитие воображения, речи, то имеют в виду не прямое, а опосредованное влияние обучения на указанные психические процессы.

Хотя нужно признать, что обучение может быть построено и так, что оно не только не развивает эти процессы, но и способствует их регресса. Так, в 1955 г. английский профессор Вернон, исследовав изменения умственного развития мальчиков в так называемых современных гимназиях, пришел к выводу, что за три года обучения коэффициент их интеллектуального развития снизился на 4 - 9 единиц. Факт, который ставит под сомнение утверждение, что любое обучение развивает.

Развитие - это не только и не столько рост. Как правило, под ростом понимают количественные изменения, увеличение никаких признаков человеческой личности. В физическом развитии, например, рост проявляется в росте организма, в увеличении размеров его отдельных органов, массы тела, мышечной силы, скорости движения.

В психическом развитии рост, количественные изменения проявляются В увеличении с возрастом количества образуемых навыков, ассоциаций, в росте круга представлений, знаний об окружающем мире, словарного запаса ребенка, объема ее внимания, восприятия, памяти.

Обучение - процесс, в ходе которого обеспечивается передача социального опыта младшему поколению. Как выяснили ученые, опыт как элемент человеческой культуры может быть выражен через знания, умения, навыки, элементы способов творческой деятельности, эмоционально-оценочные нормы.

Развивающие цели должны охватывать развитие общих и специальных познавательных способностей человека и формирование культуры умственного труда их сформулируем в таком виде:

  • Сформировать и развить умения сравнивать.
  • Сформировать и развить умения анализировать.
  • Сформировать и развить умения осуществлять синтез.
  • Сформировать и развить умения осуществлять обобщения, классификации, абстрагирование.
  • Сформировать и развить умения устанавливать причиннонаслідкові связи.
  • Сформировать и развить умения осуществлять перенос действий из одной области знаний в другую.
  • Сформировать и развить умения осуществлять прогнозирование и планирование своих действий.
  • Выработать умение выделять главное в прочитанном.
  • Выработать умение составлять план прочитанного.
  • Развивать наблюдательность.
  • Развивать культуру устной и письменной речи.
  • Выработать умение применять индуктивный метод познания действительности.
  • Сформировать умение применять дедуктивный метод познания действительности.
  • Выработать навыки логического мышления.
  • Выработать умение диалектического мышления.
  • Развивать специальные способности (интеллектуальные, математические и др.).
  • Развить образное и смысловую память.

Итог. Исследования и опыт работы учителей показывают, что чем больше обучение обеспечивает развитие, тем выше качество этого обучения. Исходным для организации обучения является достигнутый уровень умственного развития учащихся, а их собственная деятельность должна обеспечить повышение Этого уровня.

За обычного предметного обучения уровень умственного развития может оставаться без изменений. Розвивальне обучение - это такое, что прямо сориентировано на учет закономерностей умственного развития. Ццнак цели розвивальної группы не зависят от того, какой вид имеет обучения: обычное или розвивальне.

Цели розвивальної группы охватывают развитие того психического новообразования, которое характерно для данного возрастного периода, а также формирование и совершенствование умений сравнивать, анализировать, синтезировать, абстрагировать, устанавливать причинно-следствия связи, переносить действия из одной области знаний в другую и т.д.



Назад