Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

2.6. Расцвет государства


Во времена Святослава Киевская держава была огромной страной с территорией 800 тыс. кв. км. В ее состав входило до 20 объединений племен и земель - славянских, финских, тюркских. Весь этот конгломерат еще не был объединен ничем, кроме княжеской власти, ослабленной Святославом и междоусобицами его сыновей в первые годы после его смерти. Борьба за власть между Ярополком, Олегом и Владимиром тянулась довольно долго (972-979 pp.) и завершилась победой новгородского князя Владимира (980-1015 гг.). В первые годы правления в Киеве Владимир продолжал политику своего отца, направленную на расширение границ государства. Уже в 979 p., направляясь с женой из Новгорода в Киев, он завоевал и присоединил к Киевского государства Полоцкое княжество. В 981-993 гг. он совершил несколько удачных походов, окончательно покорив вятичей и радимичей, отвоевал у польских королей древнерусские червенские города (Червен, Белз и др.), завладел частью земли литовского племени ятв'ягів, где построил город Берестье (Брест), захватил Херсонес (Корсунь) в Крыму, что принадлежал Византии, совершил удачный поход в Закарпатье. В конце X в. в пределах Киевской Руси были объединены все восточнославянские племена.
Со временем во внешней политике князя Владимира формируется новый оттенок: все большее внимание сосредоточено на защите собственных границ, особенно от печенегов: строятся новые линии укреплений, а также города и др. И хотя Владимир вел борьбу с печенегами до конца своей жизни, избежать этой опасности ему не удалось. Постепенно князь все больше сосредотачивается на внутренних проблемах: укрепление государства, ее единства, консолидация земель, повышения благосостояния людей. Для укрепления княжеской власти, ее централизации в руках своей династии во всех крупных городах и землях он назначил наместниками своих сыновей, а их у него было 12, - от разных женщин. Варяжскую жену он заменил укомплектованной русичами и постоянно о ней заботился, с ней советовался, из нее также назначал наместников и воевод. При нем исчезают местные «ясные князья», и племенные названия поляне, северяне, радимичи меняются на киевляне, черниговцы, смоляни.
Однако наиболее эффективным и перспективным мероприятием, направленным на укрепление власти, укрепление единства государства, подъем моральной и культурной зрелости тогдашнего общества, было осуществления религиозных реформ и внедрения христианства. На то время язычество себя исчерпало. Оно соответствовало первоначальному обществу и начальным стадиям формирования государства, когда каждое племя имело своего князя, а часто и своего Бога, когда важной жизненной потребностью людей было умение адаптироваться к окружающей среде. Язычество не решало проблем человеческого сосуществования в условиях социального неравенства. Авторитет великого князя нуждался освящение единой верой. Наряду с этим не следует игнорировать и влияние стран, которые окружали Киевскую Русь. В 864 г. была названа Болгария, в 928-936 pp. - Чехия, в 962-992 pp. - Польша. Они своим примером стимулировали принятие Русью христианства, которое несло в себе высокий потенциал морали, культуры, доброты во взаимоотношениях между людьми. Владимир понимал, что только приняв христианство его государство сможет войти как равноправная в круг европейских государств.
Способствовало введению христианства и то, что оно мало на Руси глубокие корни. В IX в. в Киеве существовали христианские общины. Князь Аскольд был христианином. На Руси проповедовали слово Божье выдающиеся миссионеры Андрей Первозванный, Кирилл и Мєфодій. Наконец, княгиня Ольга и большая часть ее окружения были христианами. Много христиан было и в окружении самого князя Владимира.
Лично Владимир принял крещение в 987 г. тогда же вступил в брак с сестрой императоров Византии Анной, а в 988 г. провел крещения киевлян и жителей других городов. Крещения осуществлялось насильственными методами, а потому вызывало недовольство, особенно в северных землях.
Несмотря на сопротивление, языческие идолы уничтожались, а вместо этого строились христианские храмы. Церковь получила широкие привилегии, значительную автономию, на ее нужды поступала десятая часть княжеских доходов.
Следует подчеркнуть, что на Руси создавалась своя церковь, несколько отличная от византийской и болгарского. Одной из характерных черт ее была тесная связь с государственной властью. Христианская религия на Руси вобрала в себя много праздников, традиционных обрядов восточного славянства.
Принятие христианства (восточного варианта - православие) Киевской Русью мало для нее большое историческое значение. Оно способствовало укреплению княжеской власти, единства восточнославянских племен. Вступив в брак с Анной, приняв христианство, Владимир значительно поднес ее международный авторитет, особенно среди соседей - Польши, Чехии, Германии, способствовал расширению экономических и культурных связей со многими европейскими странами. Были широко открыты двери для культурных влияний Византии во всех областях жизни: в сфере понятий о государственные и общественно-политические отношения, в школьном образовании, книгарстві, строительстве и т.д. Большое влияние оказывала церковь на общественную мораль, активно пропагандируя смягчения отношений между людьми, осуждая обычаи мести, воровство, рабство, срамные слова, разврат, многоженство и др. Наряду с этим монастыре, церковные иерархи сами были крупными феодалами и освящали феодальный строй.
Теперь Владимир, христианин и руководитель христианской могущественного государства, стал одним из величайших лидеров Европы. С ним поддерживают дружеские отношения Польша, Венгрия, Чехия, Норвегия, Германия. Со многими из них Владимир установил многочисленные династические связи, одруживши сыновей на дочерях польского короля Болеслава Храброго и шведского короля Олафа.
Первый среди русских князей Владимир начинает чеканить собственную монету - золотую и серебряную, много чего позаимствовав от арабских стран и Византии. На них были изображены сам князь, образ Христа, а на некоторых был выбит трезубец.
За Владимира Русская держава превратилась в одну из самых мощных в Европе, а Киев соперничал с Константинополем. Город насчитывал восемь базаров, 400 церквей и т.д. В княжение Владимира начинается новая эпоха во всех областях государственной жизни: в политике, религии, культуре, торговле и строительстве.
После смерти Владимира между его сыновьями начались междоусобицы, в которых окончательно победил и утвердился Ярослав. Но от 1022 г. по 1036 г. он правил Киевской государством в союзе с братом Мстиславом, который до этого княжил в Тмутаракани. Ярослав управлял правобережной частью государства, Мстислав - Левобережьем.
Ярослав (1019-1055 pp.) отличался мужеством, глубоким государственным умом, разносторонними знаниями, политической гибкостью, любовью к книгам, за что и был прозван Мудрым. Он продолжал дело отца, укрепляя Киевскую государство на международной арене и расширяя ее владения. В 1030 г. он подчинил своей власти западный берег Чудского озера, где основал город Юрьев (ныне Тарту), присоединил земли нескольких финских племен на северном востоке. В 1031 г. были отвоеваны у Польши червенские города, захваченные ею в 1018 г. во время междоусобиц. В 1036 г. под Киевом удалось окончательно разгромить печенегов, и Русь имела наконец передышку в борьбе с кочевниками, пока не появились новые - половцы. Однако угроза экспансии степных соседей оставалась реальной, и Киев обводят еще одной линией фортификаций вдоль Роси. При Ярославе в 1043 г. был проведен последний поход на Византию. В поход отправилась большая флотилия морем и сухопутная армия по западном побережье Черного моря. Обе силы потерпели поражение. Византийцы «греческим огнем» сожгли значительную часть флота у Босфора, остальные повернули назад. Греческая эскадра двинулась вдогонку, но сама была уничтожена вблизи устья Днепра.
Сухопутное войско было разбито византийцами под Варной, 800 пленных русских привели к Константинополю и ослепили. И все же через некоторое время отношения с Византией улучшились, и в 1052 г. окончательно утвердился мир, скрепленный браком четвертого сына князя Всеволода Ярославича с византийской царевной. Однако это была единственная неудача во внешней политике князя Ярослава.
Значительное внимание Ярослав уделял отношениям с Польшей, где в первой половине XI в. развернулась острая междоусобная борьба, взрывались народные восстания, велись непрерывные войны между вельможами. Киевский князь поддержал наследника польского престола Казимира, который постепенно укреплял власть, утверждая порядок в стране. Ярослав совершил несколько походов против врагов Казимира, предоставлял ему военную помощь и дипломатическую поддержку. И это содействие привело к восстановление Польского государства, что в недалеком будущем обернулось против украинского народа.
Собрав почти все восточнославянские земли, кроме Полоцкого княжества, которое Владимир выделил в отдельное (оно твердо отстаивало свою независимость), присоединив несколько финских и других племен, Ярослав стал одним из сильнейших мастеров Европы, а Киевская Русь заняла одно из лидирующих мест среди европейских государств.
В средневековой Европе признаком престижа династии была готовность правящих групп соседних стран вступить с ней в брачные связи, и в этом авторитет Ярослава был большим. Его называли «тестем Европы». Жена его была шведской принцессе, одну из его сестер взял за себя польский король, другую - византийский царевич. Несколько его сыновей поженились с европейскими принцессами, а три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Особенно громкой славы приобрела во Франции дочь Ярослава Анна, которая принимала участие в управлении государством за жизнь мужа, короля Генриха i. После его смерти она осталась регенткою. На королевских документах сохранились ее подписи на кириллице и на латинском языке, в то время как король и большинство вельмож ставили крестики, потому что были неграмотны.
Продолжая дело отца, Ярослав придает приоритетное значение укреплению внутриполитического положения. В этой деятельности он опирался на бояр, которые на то время укрепили свою власть, усилив свое влияние на жизнь страны. Варяги окончательно потеряли свое прежнее значение и в последний раз упоминаются в 1036 г. Все Ярославу воеводы были местного происхождения. В главных городах были посажені сыновья князя. Таким образом, Ярослав много сделал для совершенствования государственного и политического устройства. С этой целью был разработан и кодекс законов «Русская правда». Она прежде всего защищала интересы феодалов и великого князя, а также интересы народных масс от грубых форм феодального произвола, которые могли спровоцировать народные выступления. Кровная месть заменялась штрафами, которые устанавливали князь или его наместников. Все это свидетельствовало о том, что князь беспокоится о жизни своих подданных, о повышение организованности и цивилизованности общества.
Ярослав оказывал значительную поддержку церкви и за ее активного участия укреплял идеологическую основу общества. Он заботился о распространении христианской религии, организацию церкви, распространение византийской образования, культуры, строил богатые храмы и монастыри. В частности, на месте победы над печенегами в 1036 г. была построена ворота с церковью Благовещения, которая была покрыта позолоченным металлом - (отсюда и название «Золотые ворота»); построен собор св. Софии - известный на весь мир величественный архитектурный памятник. В Киеве появились монастыре св. Юрия и Печерский. Великолепные храмы и монастыри построенные в Чернигове, Замечательные, Переяславе, Владимир-Волынском и других городах.
В 1039 г. в Киеве была основана митрополия, которая зависела от Константинопольского патриарха. Ярослав попытался разорвать эти отношения. В 1051 г. по его приказу епископы избрали митрополита Илариона, «русин». Это был высокообразованный духовник князя, блестящий оратор, талантливый писатель, устойчивый патриот. Его «Слово о законе и благодати», произнесенное в Десятинной церкви, является выдающимся произведением, равного которому не было в тогдашней греческой церкви.
Ярослав перестроил Киев, значительно расширил его территорию и окружил ее валом. Были возведены дворцы князя, митрополита, высоких сановников из княжеского окружения и др.
Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив завещание. Его смерть снова осветила несовершенство процесса передачи и наследования власти великого князя. Ярослав пытался сделать это, как ему казалось, рационально, традиционно, разделив могущественное государство между сыновьями. При этом трем старшим дал большие части, двум меньшим -- меньше.
Старейший, Изяслав, получил Киев, Новгород и великокняжеский престол, Святослав - Чернигов и большинство территории Сиверщины, земли вятичей, радимичей и Тмутаракань, а Всеволод - Переяславль, Ростов, Суздаль, Поволжья. Распределяя земли, Ярослав завещал, чтобы сыновья жили дружно и почитали старшего брата, который занимал место отца.
Однако это пожелание было недостаточным для сохранения стабильности и единства государства. Решение о разделении государства было роковым, потому что подрывало саму идею единства страны. Киевская государство вступило в период распада, междоусобиц, опасных потрясений.
Старший сын Изяслав (1054-1078 гг.), который не имел способностей к руководству государством, выполнял роль ее формального главы при поддержке братьев Святослава и Всеволода. Они создали, по сути, триумвират, который вел совместную политику и поддерживал единство государства. Однако вскоре между ними возникли разногласия. К тому же в 1068 г. в битве с половцами они потерпели поражение и, растерявшись, не смогли организовать оборону страны. Этим воспользовались кочевники и без ограбили Киевщину и Переяславщину, взяв тысячи невольников. Киевляне, возмущены недостаточной активностью Изяслава в борьбе с кочевниками, собрали вече и провозгласили нового князя.
После долгих междоусобиц к власти пришли по очереди следующие члены тріумвірата. Большая половецкая орда продолжала опустошать страну. Дело осложнялось отсутствием единства среди князей. Росло количество князей-изгоев, то есть тех, кто остался без престолов и земель, отошедших к старшим в роде.
Чтобы уладить противоречия и совместно выступить против кочевников, по инициативе князя Переяславщины Владимира Мономаха и Киевского Святополка в 1097 г. в Любече состоялось собрание князей. Главной его определением было такое: каждый обладает своей вотчиной, то есть наследием отца. Второе постановление: установление союза князей для обороны и ответственность за его нарушение возлагалась на весь общественность. Когда кто из князей нарушал единство, остальные шли против него войной. Третье определение: союз князей против половцев и запрет частных сделок с кочевниками.
Однако эти постановления были немедленно нарушены: в результате интриг и оговора князя Теребовльское Базилика коварно захватил киевский князь Святополк и ослепил. Это вызвало новую волну войн и междоусобиц. Постепенно эта борьба закончилась и обычными стали почти ежегодные княжеские собрания, в центре внимания которых была борьба с половцами. Это свидетельствовало о том, что Киевская Русь стала превращаться в федерацию княжеств.
Первое десятилетие XII в. было посвящено походам против половцев, организатором и руководителем которых был Владимир Мономах. Войны велись с переменным успехом и стоили огромных жертв. Однако постепенно сила ударов объединенных войск русских нарастала. Наконец в 1111 г. усилиями всех князей был организован поход к Северского Донца, где половцы были окончательно разгромлены. Эти убедительные победы принесли славу и популярность Владимиру Мономаху.
В 1113 г. когда умер киевский князь Святополк и в городе начались беспорядки, народное вече и боярство пригласили Владимира Мономаха на престол, хотя это и было нарушением решений Любецкого собрания, потому что наследниками власти в Киеве были сыновья Святополка. Владимир Мономах (1113-1125 гг.) сделал последнюю успешную попытку сохранить единую, централизованную Киевскую государство и возродить ее могущество.
Владимир был привлекательной и яркой фигурой на политическом небосклоне Русского государства. Он прошел весь свой жизненный путь в непрерывной борьбе с врагами. Сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Мономаха (отсюда прозвище Владимира-Мономах), он с раннего детства участвовал в обороне Переяславского княжества, которое Ярослав Мудрый дал в удел его отцу. Самый южный из древнерусских княжеств, оно часто подвергалось нападениям половецких орд, которые кочевали в соседних степях. Поэтому военную науку князь овладел еще с юношеских лет. Рано он начал заниматься и государственными делами. Как пишет Владимир в своем произведении «Поучение детям», с 13 лет отец посылал его с поручениями в других княжеств. Он объехал всю Восточную Европу до Дона, Оки и Балтийского моря, а на Западе бывал в Польше и Чехии. Таких путешествий начислено ним 83. Благодаря этому юноша основательно ознакомился с жизнью разных земель и сформировал широкий взгляд на государственные дела. Хотя великим князем Киевским Мономах стал уже в преклонном возрасте (60 лет), он всю свою жизнь существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику древнерусского государства.
В государственной деятельности Владимира Мономаха важнейшим направлением была внешняя политика, главным образом борьба с половцами. Владимир Мономах продолжал борьбу и после полного разгрома половецкой орды хана Шарукань в марте 1111 г. и перебазирования ее остатков за Дон и на Северный Кавказ. Теперь военные действия русичей велись в глубине степи. Последние половецкие башни на Дону были разгромлены сыном Мономаха Ярополком в 1116 г., а в 1120 г. тот же Ярополк уже не нашел их в донецкой степи.
Русско-половецкие отношения нельзя полностью втиснуть в схему «нападение-отпор». Половцы играли заметную роль во внутренних делах киевских крупных, а также удельных князей, заключая союзы то с одним, то с другим лицам. их использовали в борьбе за власть. То же Мономах, по свидетельству С.Соловйова, в борьбе с черниговскими князьями пользовался помощью половцев 19 раз. Известны и более тесные отношения: князь Киевский Святополк был женат на дочери хана Тугоркана, а Владимир Мономах и Олег, князь Черниговский, в 1107 г. женили своих сыновей на половчанках.
Следует отметить, что половцы легко переходили в православие. Красноречивым является, например, помощь, хотя и неудачная, русских князей половцам в битве на реке Калке против татаро-монгольских захватчиков в 1223 г. Это свидетельствует об ошибочности и недопустимости упрощенного трактовки вопросов русско-половецких отношений. Иногда они были и союзническими, и взаємокорисними и близкими.
Оттеснив половцев, Владимир способствовал новой волны колонизации Причерноморских степей. Первыми здесь оседали так называемые «черные клобуки», остатки различных племен, в том числе кочевых, что подчинились князьям и перешли к оседлой жизни. За ними шли степные здобичники, которые занимались охотой и скотоводством, и, наконец, земледельцы. С их помощью, Мономах пытается закрепиться на Черном море и присоединить устье Дуная. Однако это было слишком сложная задача, ведь Византия все еще сохраняла могущество. Византийский император присылал Владимиру Мономаху дорогие подарки, символы верховной власти, в том числе так называемую «Шапку Мономаха» - диадему неизвестного происхождения. Наряду с этим византийский императорский двор имел родственные отношения с Мономахом: один из сыновей императора женился на внучке князя. Владимир, подражая своего деда, также расширял династические связи со скандинавскими странами, Германией, Венгрией и др.
Силой своего авторитета, дипломатическими и военными акциями Мономах объединил земли Киевскую, Турівсько-Пинске, Переяславское, Смоленске, Новгородскую и Поволжья. Позже он покорил минское и волынское княжества. Таким образом, князь сосредоточил под своей властью три четверти территории, которая по Ярослава Мудрого входила в состав государства.
Для этого приходилось преодолевать много препятствий. В частности, присоединение Волыни вызвало конфликт с Польшей. Польские князья интригами и угрозами пытались оторвать и вернуть Волынь. В борьбу против Мономаха вступила и Венгрия. Тогда он выслал на Польшу половцев, и Волынь осталась за Киевским государством.
Владимир уделял большое внимание и внутренним делам. Власть в Киеве ему дали народные восстания, и он прежде всего позаботился об устранении причин массового недовольства: установил новые, более справедливые правила выплаты ростовщикам долгов и значительное уменьшение процентов по ним, утвердил законы об охране обанкротившихся купцов и покупок-крестьян, что отрабатывали займа, и др. В своем произведении «Поучение детям» князь подчеркивал, что он всегда выступает против злоупотреблений властью чиновниками, велел сыновьям самим творить справедливый суд, следить, чтобы «ни худой смерд, ни бедная вдова» не были покривджені. Он завещал не убивать «ни правые, ни виновного», чем продемонстрировал глубокий и даже необычный для XII в. гуманизм и заботу о людях разных социальных групп.
Власть во времена Мономаха быстро укреплялась. Князь держал под контролем своих сыновей, и они всегда выполняли его волю. Другие князья также подчинялись его власти.
Владимир Мономах дополнил новыми статьями «Русскую правду». Сын Мономаха Мстислав (1125-1132 pp.) продолжил правления отца, однако получил лишь часть государства - Киев, Смоленск и Новгород. Другие земли перешли к его братьев. А это значило, что Мономах не осмелился нарушить традицию разделения государства между своими детьми. Мстислав вместе с братьями вел борьбу против тех князей, которые пытались отделиться или сохранить свою независимость. В частности, он покорил Полоцкое княжество, которое долго было отделено от Киевского государства. Вне его властью осталась лишь Галичина.
После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на несколько удельных княжеств.


Назад