Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

2.7. Политическое устройство


Киевское государство было раннефеодальной монархии, которая имела определенные особенности и своеобразные черты. К ним относятся некоторые элементы демократизма, которые проявляются в деятельности вече, которое в княжескую сутки собиралось редко и не имело четких функций. Однако в исключительных ситуациях оно выбирало князей или приглашало авторитетных среди населения людей на великокняжеский стол, как это было в 1068 и 1113 годах.
Ученые выразили справедливую мысль, что государство IX-Х вв. следует назвать дружинною монархией, поскольку жены принимали активное участие в управлении страной. Государство конца X - первой трети XII в. может быть охарактеризована как централизованная монархия (за исключением последней трети XI ст.). Государственная организация Руси от середины XII до середины XIV в. - федеративная монархия.
Монархия не всегда была властью одного князя. Иногда функции управления страной выполнялись руководителями (Олег - Игорь, Ярослав - Мстислав). Верховная власть в государстве принадлежала династии Рюриковичей, и занимать должности великого князя или князей земель имели право только они. Власть киевского князя была наследственной. Главное правило - принцип преемственности старійшинства, переход «стола» к старшему в роду. После отца замещал его старший сын, если не было старшего за него дяди. Если был дядя, то он становился на Киевский стол. После Любецкого собрания князей (1097 г.) утверждается принцип «отчину» и подражания по линии «от отца к сыну». С распадом Киевского государства на отдельные княжества этот принцип теряет силу. Однако золотой стол Киевский, Киев, как исторический центр Русской земли, манил к себе князей, и за него шла постоянная борьба.
Власть князя зависела от его авторитетности и реальной силы, на которую он опирался. Князь в первую очередь был военачальником, который имел в своем распоряжении ему лично преданную жену, которая действовала на принципах вассалитета. Она состояла из старшей, к которой входили бояре, что и сами имели свои жены, и младше. В случае чрезвычайной угрозы собиралось народное ополчение, состоявшее из жителей сел и городов. Как правило, решение о ополчения принимало вече.
Старшая жена до конца X в. была для князя и совещательным органом, компетенция которого не регламентировалась, а базировалась на обычаях, традициях, потребностях времени. Князь был обязан с ней советоваться, иначе жена могла отказаться выполнять его волю.
Князь назначал правительственных чиновников, которые были ему подотчетны. Главными среди них были тысяцкие, которые предназначались в важнейшие центры страны. Они руководили народным ополчением. В отсутствие князя тысяцкие его заменяли. За тысяченачальниками шли сотські, десятські. Все они в основном действовали в области военно-административной и финансовой. Судебные функции выполняли князья, а также тиуны, посадники и др. Правовой основой судебной деятельности были законы, собранные в «Русской правде», хотя юридические нормы существовали и в давние времена. Об этом свидетельствуют упоминания о «русский закон» в договорах с греками 907, 941 и 971 лет. «Русская правда» имеет ряд положительных черт, и среди них прежде всего следует отметить необычный для XI-XIII вв. гуманизм. В частности, вызывает недоумение отсутствие смертной казни или калечение человека, как то было в Византии и других странах. В этом сборнике защищается и декларируется глубокое уважение к женщине: мать-вдова свободно пользуется своим имуществом, распределяет его между детьми и др. Убийство женщины каралось так же, как и убийство мужа.
В то же время господствующая феодальная верхушка (бояре, княжеские чиновники), а также богатые купцы имели значительно более широкие права, чем смерды. Разрешалось долговое рабство. Сборник защищал преимущественно интересы феодалов.
«Русская правда» имела несколько редакций, изменялась и дополнялась. Святополк Изяславович ввел в сборник ряд статей (ст. 47-52) «Просторної редакции», за которыми подразумевались жестокие условия взыскания процентов по займу. После народных восстаний, направленных в основном против грабіжникій-ростовщиков (1113 г.), Владимир Мономах внес в сборник изменения, согласно которым ограничивались ростовщические проценты.
«Русская правда» стала основой для формирования правовых сборников более позднего времени, в частности Литовского статута.
Киевская государство имело свою символику - трезубец и желто-голубой флаг. Трезубец (или соответствующий ему двузубец) является древнейшим из знаков, которые дошли до наших времен. Найденные предметы с его изображением времен Трипольской культуры и др. На землях Центральной Украины он известен с VI-VIII вв., то есть был символом власти родовых старшин или племенных вождей задолго до Рюриковичей. Согласно легенде, первым ввел его на Руси князь Кий.
В Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком, и это изображение впервые известно нам из печати Киевского князя Святослава Игоревича (964-972 гг.). Впоследствии он чеканится на серебряных монетах его сына Владимира Святославовича (978-1015 гг.). Трезубец можно встретить также на кирпиче фундаментов Десятинной церкви в Киеве, на плитах Успенской церкви во Владимире-Волынском и др.
Руководящие круги Киевского государства придавали этому знаку традиционно глубокий, утаємничий содержание символа государственной власти. Существует много версий, которые объясняют его происхождение и значение. Со времен Ярослава Мудрого, который при крещении получил имя Георгия, Георгий Победоносец стал считаться покровителем всей Руси, и на монетах Ярослава с одной стороны изображен трезубец, а на обратной стороне - Святой Георгий.
В период феодальной раздробленности трезубец постепенно вытесняется из использования, его впоследствии заменит двузубец, а затем - изображение святого архистратига Михаила.
Во времена Киевской Руси широко использовались флаги, стяги и др. Военный флаг имел красный цвет. Устное народное творчество свидетельствует, что в княжескую сутки предпочтение отдавалось желтом и голубому цвету. В этих красках расписаны и интерьеры Софийского собора, знаменитая фреска Св. Софии - Мария Оранта. Эти цвета перешли и на флаг Украины.


Назад