Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

2.8. Социально-этническая структура


Социальная структура общества Киевского государства во времена ее зарождения была довольно простой и значительно осложнилась в конце домонгольского периода. В IX в. в земледельческом обществе преобладали свободные смерды и небольшая группа племенной знати во главе с князем в каждом племени. То есть тогда существовали феодальные отношения слаборозвинутого характера. Сравнительно однородным оно было и в этническом отношении. Но в связи с быстрым ростом Киевского государства увеличивается количество различных социальных групп, расширяется этнический состав, происходит приток иностранных воинов. К славянского среды попадают финские охотники, тюркские греческие наемники, ремесленники, армянские и еврейские торговцы и др.
Социальная верхушка состояла из княжеской дружины, так называемых «княжих мужей». Дружинники служили князю добровольно, то есть имели право перейти к другому. Рядом с ними существовало местное боярство. В XI в. они слились и создали единую социальную группу, политически влиятельные роды которого наследственно занимали высшие чиновничі должности в государстве и были опорой князя. Значительная часть их обладала большими землями, на которых работали свободные, полусвободные смерды и рабы. Большое землевладения продолжало расти вследствие захвата феодалами общинных земель и освоение новых. В конце XI - начале XII в. завершается формирование класса феодалов и утверждаются феодальные отношения. Однако слой бояр не была изолированной кастой, ее пополняли смерды, которые получили эту привилегию благодаря своим заслугам, дети и внуки «поповичей», иностранцы-варяги, тюрки и др.
За боярством шла городская знать: богатое купечество, промышленники, которые занимались как внутренней, так и международной торговлей. Часто они были в родственных отношениях с боярами, занимали ведущие позиции в жизни городов и вместе влияли на деятельность вече. К менее влиятельных и бедных горожан, которых еще называли «молодыми людьми», принадлежали ремесленники, мелкие торговцы и др. Последнее место в социальной иерархии города занимала чернь - те, кто не имел собственности или имел ее в мизерных размерах и нанимался на «черную работу». Юридически они были свободны, но фактически зависели от городской знати.
Подавляющее большинство населения страны, которое по разным подсчетам насчитывало от 3 до 12 млн человек, составляли крестьяне. Они имели собственное хозяйство, поле, скот, платили налоги, отбывали воинскую и путевую повинности. То есть были независимыми. В XII-XIII вв. продолжает распространяться боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается количество независимых крестьян, которые имеют собственность, и растет группа, которая работает на боярской земли, оставаясь свободными. В подавляющем большинстве это те, которые, спасаясь от нападений кочевников, передвигались дальше на запад или север, поселяясь на землях крупных землевладельцев.
В крупных городах быстро развивается ремесленничество. Ремесленники жили отдельно, объединяясь по специальности в отдельные районы. В Киеве они сосредоточивались на Подоле.
В X-XI11 в. на Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - покупок, которые временно утратили свободу, но могли ее восстановить. Эти люди брали заранее плату за свой труд или заем и потом отрабатывали. Кредиторы (как правило, боярин, купец или ростовщик) имели право его бить «дело», налагать наказание за повреждения оборудования или какие убытки в хозяйстве. Закон защищал закупа, и он имел право обратиться в суд, если феодал его несправедливо наказал. Однако кредитор имел много возможностей преследовать этих людей.
На самом низу общественной пирамиды находились рабы, или холопы. Источники холопства: рождение от холопов, плен на войне, бегство по-куча, продажа обанкротившегося купца и др. Холоп мог стать свободным, если викупиться на волю или феодал освободит его. Закон приравнивал его к скота. Он не имел собственности. С распространением христианства положение холопов немного улучшилось. Церковь призвала к смягчению в отношении к рабов, советовала отпускать их на волю. Эти «відпущеники» получили название «изгои», потому что им трудно было пробиться даже в такой социальной группы, как смерди. их тоже защищала церковь.
Отдельную социальную группу составляли служители церкви. Исключительно церкви подлежали приходские священники, диаконы со своими семьями, монахи и монахини. Отношения между религиозными служителями регулировались церковным законодательством, в значительной мере позаимствованным из Византии. Эти правовые нормы церковной жизни в основном сосредоточены в Церковных Уставах Владимира и Ярослава Мудрого. Церковь пыталась внести в отношения между классами и социальными группами примирения, смягчение отношений, брала под свою защиту наиболее обездоленных, разбитых неудачами людей. Она постоянно получала поддержку и помощь властей, имела «десятину», судебную пошлину и др. Князья, бояре, купцы часто дарили ей большие богатства, в том числе земли, деревни, даже города. Церковь быстро обогащалась, превращалась в крупного землевладельца, а потому поддерживала и оправдывала социальный строй Киевской государства.
Часть историков считают Киевскую Русь феодальной. Но большинство отрицает эту точку зрения, базируя свои взгляды на фактах отсутствия на Руси западноевропейского типа вассальной зависимости князей и бояр от великих князей, наличия преимущественно не закабаленого крестьянства, большой роли торговли и многочисленных городов и др. Однако при этом игнорируется то, что князья и бояре за свою службу пользовались частью дани, что собиралась с подвластных территорий, и это можно рассматривать как вассалитет без ленив. Наряду с этим следует учесть, что общество Руси в X в. значительно отличается от того, каким оно стало в XII-XIII ст., когда бояре стали землевладельцами и все больше привлекали крестьян к возделыванию своих земель, осаждая их в себя и назначая различные формы отработок за землю. Таким образом, если в X в. Киевская Русь почти не знала феодальных отношений, постепенно втягивалась в них, находилась на переходном этапе, то в XII-XIII ст., хоть и медленно, они уже развивались, и эта тенденция со временем усиливалась. Последние исследования ученых позволили определить ряд особенностей древнерусского феодализма. В Частности, О. Толочко считает возможным называть его «государственным», поскольку собственность на землю была в руках государства и действовал государственный механизм распределения землевладений. Правом распределения временных государственных наделов (волостей) владел великий князь, со временем - князья земель. Частной собственности на наделы («волости») князья не получали, а собирали с них ренту - налог. Наряду с этим они имели и частные имения («вотчины»). Однако доминирующей была «волость». При переходе на другой «стол», равнозначен предыдущем, они ничего не теряли. Это объясняет многие явления в общественно-политической жизни Киевской государства и в том числе «легкость», с которой возникали войны между князьями.
Таким образом, Киевская держава имела феодальный характер, однако ее общественно-политический и социально-экономический строй имел ряд своеобразных черт и особенностей и этапов развития.
Феодальная эксплуатация, социальная несправедливость приводили к массовым выступлениям зависимых людей против княжеской власти. Первым известным нам социальным конфликтом было восстание древлян против князя Игоря (945 г.). Позже -- большое беспорядки в Киеве (1068 г.). Более четко выраженным социально было восстание в Киеве (1113 г.), направлено против ростовщиков и богатых купцов, которых поддерживал и защищал князь Святослав Изяславович. Все народные выступления и восстания были подавлены княжескими дружинами с чрезвычайной жестокостью. Следует отметить, что социальные конфликты в Киевской Руси были следствием сложного переплетения политических, религиозных и социально-классовых противоречий. Однозначно трактовать народные выступления лишь как проявления социальной борьбы нельзя. Нередко представители низов втягивались в борьбу между отдельными феодальными группами. В то же время отрицать наличие социальной борьбы не позволяют факты, и «Русская правда» свидетельствует о классовое расслоение и социальное неравенство в тогдашнем обществе, о значительные привилегии социальных верхов.
Киевская Русь, укрепляясь и расширяясь, постепенно превратилась в багатоетнічну страну. Наряду с объединением вокруг Киева всех восточнославянских племен было присоединено более двадцати неславянских народностей. По вопросам этнической их структуры велась и все еще ведется дискуссия. Российские историки (Г. Карамзин, С. Соловьев В. Ключевский и др.) не признавали украинцев и белорусов отдельными народами. Советские историки накануне и после Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. выдвинули теорию о том, что в IX-Х вв. на основе восточнославянских племен сложилась единая древнерусская народность, что стала общим предком российского, украинского и белорусского народов.
Теория о древнерусскую народность была административно узаконена в «Тезисах о 300-летия воссоединения Украины с Россией (1654-1954 гг.)», одобренных ЦК КПСС, и она превратилась в обязательную для ученых. Однако отдельные ученые высказали иную точку зрения. В Частности, Г. Брайчевский доказывал, что Киевская Русь в этническом плане была единством не абсолютной, а относительной и что восточнославянские племена объединились в определенные группы, из которых каждая имела свои особенности. При этом этнографические и языковые своеобразные черты каждой значительной степени сохранялись и развивались в процессе формирования и развития Киевской Руси. Постепенно происходила консолидация племен в трех группах: северо-восточной, западной и юго-западной. Он также подчеркивал, что «...главным ядром в формировании украинской народности был полянский лесостепь; российской - верховья Днепра, Оки и Волги; - белорусской область дреговичей и полочан». Пять веков существования Киевского государства были периодом преодоления племенного деления, но не завершили формирование украинского, российского и белорусского народов.
Взвешенно рассматривает эти проблемы Я.Ісаєвича в своей статье «зачатки государственности и ранние этапы формирования восточнославянских народов». Он, в частности, подчеркивает, что с конца XI ст., после Любечского съезда князей, когда Русь превратилась в своеобразную федерацию, в ее рамках происходит дальнейшее внутреннее сближение родственных групп племен, обусловлено географическим расположением, экономическими, политическими и культурными связями. В пределах территорий этих групп происходили консолидационные процессы. Населения юго-западных племенных союзов - полян, древлян, северян, тиверцев, уличей, волынян, дулебов, белых хорватов - стало основой формирования украинской народности. В этом процессе участвовали и готские, тюркские и иранские элементы. Славянские племена северо-восточных княжеств, ассимилируя чудь, меря, весь, муром и другие угро-финские племена, стали ядром формирования русской народности, а племена западной группы начали белорусскую народность.
Значительная часть украинских историков - М. Грушевский, Д.Дорошенко - и языковедов - О. Потебня, А. Крымский, Ю. Шевелев, российский ученый-лингвист О.Шахматов сошлись во мнении, что не было и единого древнерусского языка, а была церковнославянский, построенная на базе южнославянских языков (в основном болгарского), которая употреблялась в общении церковной и светской элиты и в литературе. Народный язык ученые обнаружили лишь в фрагментах произведений устного народного творчества, которые дошли до наших времен, и своеобразные вкрапления в летописях и художественных произведениях. Они считают, что украинский язык формировалась в середине i тыс. н.э. А. Крымский подчеркивает, что в XI в. украинский язык выделилась в отдельную, отличную от других восточнославянских языков. Таким образом, есть основания утверждать, что украинская народность формируется уже в первой половине i тыс. н.э. на основе юго-западной группы восточнославянских племен, которые были этническим корнем украинского народа. ее консолидация происходила во времена существования централизованного государства Киевской Руси и ее раздробленности. В значительной мере была сформирована украинская народность в XII ст., хотя завершения этого процесса - дело последующих веков. Под 1187 г. в летописи впервые употребляется название «Украина» для определения Переяславщины и других южных земель. Вероятнее всего это связано со словами «страна», «край».


Назад