Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

2.10. Духовная жизнь. Культура


В Киевской Руси развилась богатая материальная и духовная культура, мощным центром которой был Киев. Она формировалась на местной восточнославянской основе, творчества широких народных масс, а также в результате усвоения достижений других народов. Высокого уровня развития получили образование, искусство, литература. С принятием христианства православная религия преподнесла уровень духовной жизни, стала его идеологическим фундаментом, охватив всю повседневную деятельность человека и общества.
На протяжении веков она проникала в самые отдаленные уголки страны. С введением христианства была создана Киевская митрополия, к которой принадлежало 16 епархий. В 1303 г. организуется, хоть и ненадолго, Галицкая митрополия, что способствовало усилению местного влияния на церковь, охвату ней всех населенных пунктов страны. Верующими были фактически все члены общества, все социальные группы и классы.
Религиозность проявлялась в различных формах: ежедневном посещении церкви, сопоставлении своего поведения и требований религиозных заповедей, чтении и усвоении молитв, религиозной христианской литературы, поступающей в основном из Византии и переписывалась в Киевском государстве, распространении икон, крестов и др.
Строилось большое количество церквей, чтобы ими было охвачено все население. Князья имели свои дворцовых церкви и держали при себе отдельных «духовных отцов». Обязанностью князя было посещать церкви, монастыри, дарить им земли, деньги, приглашать к себе в гости монахов и игуменов.
Церковь осуществляла жизненно необходимую, прогрессивную дело, пропагандируя высокие нравственные общечеловеческие ценности и ведя борьбу с аморальными явлениями, так называемыми «языческими» пережитками - преступностью, развратом, незаконными браками, жестокостью, завистью. Существовал церковный суд, где рассматривали аморальные поступки, нарушение заповедей церкви.
Непрерывно росло количество монастырей. их создавали как глубоко верующие представители князівсько-боярских групп, так и монахи. В частности, среди учредителей Печерского монастыря был сын зажиточного курского чиновника Теодосий. В конце XII в. в Киеве действовали 17 монастырей, в Галиче - 5, в Чернигове - 3, Переяславе - 2. Всего на Руси в конце XII в. их насчитывалось 70. Монастыри и церкви были важными центрами образования, науки, литературы и искусства. Однако под влиянием византийской иерархии они вели пропаганду аскетизма, глубокого и догматического восприятия православной веры, вводили нетерпимость к другим конфессиям. В частности, духовенство во второй половине XI-XII в. вела ожесточенную теоретически-богословскую борьбу против католичества.
Светские руководящие круги относились к католиков и представителей других церквей толерантно. Этому способствовали, в частности, бракосочетания русской молодежи с католиками и католичками, торговые и другие контакты с ними. Уважение к римской религии проявляли западные княжества, особенно в Галичине.
Народные массы связывали свою духовную жизнь как с православием, так и со своими языческими представлениями. Население далеких сел и городков больше придерживались старых взглядов, обрядов, помнило Перуна и других славянских богов. Медленно старые, языческие верования сливались с христианскими, образуя двоєвір'я: кутья - святая вечеря, «Масленица» - встреча бога-солнца, Ивана Купала - праздник весны и др. Перун слился с пророком Илией, Даждьбог - со святым Юрием. Христианская религия на Руси вобрала в себя много праздников, традиционных обрядов восточного славянства. Старая языческая вера внесла радость жизни в гармонии с природой в аскетизм христианства, и это отразилось на всех сферах культурной жизни.
На духовную жизнь влияли и иностранные цивилизации. В дохристианские времена славяне имели довольно значительные заимствования от Хазарской государства, арабских стран, Персии и других стран. Со времени принятия христианства господствовали преимущественно византийские влияния, что оказалось в ремесленничестве, правы, науке, искусстве и литературе. В западных землях положительно воспринимались достижения Венгрии, Германии, Австрии в архитектуре, культуре быта и торговли. Все это переосмислювалося, приспосабливалось к местным условиям, сливалось со славянскими достижениями. Таким образом, формировалась целостная культура высокого уровня.
Важной составляющей культуры Руси была устное народное творчество, которая своими корнями достигала в седую древность. Это одна из форм общественного сознания, выражение коллективного мировоззрения и эстетического отношения к действительности.
Фольклорная творчество тех времен состоит из двух подразделений: по-этически-стихотворного и прозаического - сказки, легенды и т.д. Народные песни, обрядовые, необрядові, лирические, исторические отражали жизнь народа, его мечты, воспевали труд, борьбу против внешних врагов за лучшую судьбу, выражали тоску и радость людей. Прозаические произведения были средством познания и информации и имели значительный воспитательный влияние, утверждая гуманистические принципы жизни и человеческих взаимоотношений.
Значительное распространение в Киевской Руси приобрели былины-поэмы, посвященные важным событиям, особенно борьбе с внешними врагами и с социальной несправедливістю. их героями были воины-богатыри - Илья Муромец, Добрыня Нікітич, Алеша Попович, крестьянин-пахарь Микула Селянинович. Фольклорные произведения были выражением творческой силы народа, его воображения, фантазии. В них сохранились сокровища народного языка, надежды и мечты людей.
Письменность у восточных славян возникает тогда, когда появляется необходимость передавать язык на большие расстояния и фиксировать ее во времени. Археологические источники позволяют отнести освоению неупорядоченным письмом к IX в. Об этом свидетельствует обнаруженная С.Висоцьким на стене Софийского собора в Киеве «Софийская азбука», которая состояла из 27 букв: 23 греческих и славянских. Свидетельством существования письменности уже в начале X в. договоры русских князей Олега и Игоря с Византией в 911 и 944 годах. Надписи на стенах Софийских соборов в Киеве и Новгороде, на строительных плитах, плинфе, оружия и других предметах XI ст., новгородские берестяные грамоты убеждают в том, что письменность того времени получила широкое распространение среди различных слоев населения, даже среди простого люда.
Постепенно, с утверждением христианства, несовершенная система письма вытеснялась кириллицей. Восточные славяне знали и глаголица алфавит, однако значительного распространения он не получил. На основе кириллической азбуки происходило дальнейшее развитие письменности, формировалась церковнославянский письменно-литературный язык.
Со времен князя Владимира Святославовича в Киеве, Новгороде и других крупных городах открывались школы, в которых учились дети «нарочитых чаде», то есть бояр, дружинников, духовенства. Кроме государственных школ, существовали и частные. Открытие первой школы на Руси князем Владимиром «Повесть временных лет» зафиксировала в 988 г. Значительного развития школа достигла, когда ее было переведено из княжеского дворца в помещение новопостроенной Десятинной церкви. В ней изучались богословие, история, пение, математика, церковнославянский и греческий языки, ее образованные воспитанники были той силой, опираясь на которую Ярослав Мудрый сделал новый шаг на пути развития образования. По его княжения в Софийском соборе была открыта новая школа, которая продолжала традиции Володимирової.
В 1086 г. в Киеве создается одна из первых в Европе школа для девушек, которую основала Янка Всеволодовна, внука Ярослава Мудрого. Кроме грамоты, пения и благородного поведения, здесь учили гаптувати.
Значительную роль в развитии образования на Руси отыграл Киево-Печерский монастырь. В XI в. в нем действует центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, переводчиков. Только до монголо-татарского нашествия здесь было подготовлено более 80 епископов. В монастыре появилось и получило развитие летописания, которое было основой исторической науки не только для своего времени, но и значительно позже.
Большим почетом пользовалась на Руси книга, книжная мудрость». Создавались библиотеки. Первая из них была организована при Софийском соборе в 1037 г. Ярославом Мудрым. Кроме того, в Киеве существовал ряд монастырских и церковных библиотек: печерская, ирининской, георгиевский и др. (по названию церквей и монастырей). Часть книжного фонда этих библиотек погиб в последующие века во время вражеских нападений и пожаров. Так, пожар 1718 г. полностью уничтожила библиотеку Киево-Печерского монастыря, в которой хранились книги с XII в. Много книг и рукописей находится в настоящее время в библиотеках бывшего СССР и за его пределами. К этому времени также неизвестна судьба библиотеки Софийского собора.
Истоки науки в Киевской Руси находились под значительным влиянием античного наследия. Из переводов черпались сведения о природе, географическая информация. В частности, «Шестиднев» Василия Великого -- целая энциклопедия географических и природных сведений. В «Топографии» Козьмы Індикоплова, путешественника, александрийского купца VI, ст. содержались сведения по астрономии! географии; «» Хождение игумена Даниила - описание его путешествия в Палестину, осуществленной в 1106-1108, pp. в которой подробно описывается природа Палестины.
Медицинская помощь в основном предоставлялась знахарями и гадалками. Со временем в Киевском государстве появляются лечці, то есть врачи-специалисты, которые, согласно «Русской Правдой», имели право лечить больных за деньги. В княжеских дворах практиковали и врачи-иностранцы. Распространялась медицинская литература, преимущественно иностранный.
Среди знахарей и лекарей были и женщины. В частности, занималась лечением Євпраксія, внука Владимира Мономаха. Она же автор трактата «Мази» - единственной отечественной научной работы того времени, которая дошла до нас.
Значительный вклад в развитие отечественной медицинской науки внесли монахи Киево-Печерского монастыря. Известно, что игумен Антоний сам ухаживал за больными, изготавливал микстуры, отвары. Один из выдающихся монахов Агапит создал на территории монастыря больницу, где вылечил князя Владимира Мономаха. Врачи-монахи были глубокими профессионалами, читали в оригиналах труды Гиппократа, Гелена, широко использовали и совершенствовали достижения многовековой народной медицины.
Литература и летописи творились преимущественно на базе монастырей и библиотек. Летописание возник в X в., хотя часть ученых придерживается мнения, что это произошло на столетия раньше.
В первой половине XI в. летопись вероятно набирает формы ежегодного изложения событий. Считается, что первой датой было сообщение о победе Святослава над печенегами в 968 г. В Софии Киевской был заключен первый летописный свод 1037-1039 pp.
В 1113-1118 pp. написан величайший и самый известный летопись «Повесть временных лет», автором которого был талантливый летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этом историческом произведении, кроме описания событий год за годом, также предоставлялся широкий историко-географическое введение о славянские племена, возникновения Русского государства, о первых князей. Настоящий текст «Повести временных лет» дошел до нас лишь в отрывках, он был значительно изменен поздними переделками, вставками и дополнениями.
Древнерусские летописи, которые писались в условиях феодального общества, отражая идеологию господствующих слоев населения, идея единства русских земель, забота о совместной борьбе с врагами, особенно кочевниками, проходит красной нитью через все летописи.
В Киевской Руси развивалась оригинальная художественная литература. Одним из величайших писателей был митрополит Иларион, произведение которого «Слово о законе и благодати» стал своеобразным гимном христианства на Руси. Поэтизирует он и образ того, кто крестил Русь, - князя Владимира. Это произведение также направлялся против попыток Византии навязать Руси свою волю в церковных и политических делах, отвергает ее попытки играть роль вселенской империи.
Талантом, политической зрелостью, жизненной мудростью характеризуется произведение Владимира Мономаха «Поучение детям», идейной основой которого является забота о единстве Руси. Князь учит детей правилам морали, выступает против междоусобных войн, рисует образ идеального князя, защитника земли Русской.
Вершиной древнерусской литературы, одним из самых талантливых ее поэтических произведений было «Слово о полку Игореве». Написанное в чрезвычайно тяжелое для Руси время, когда происходили непрерывные нападения кочевников, «Слово» с особой силой отстаивает идею единства всех земель Русского государства. Оно характеризуется высокими поэтическими чертами и свидетельствует о большой развитие дружинної поэзии.
На Руси также распространялась переводная, в основном религиозная, литература. Это богослужебные книги («Евангелие», «Псалтырь»), «Жития святых», проповеди, поучения, хроники, романы («Александрия» - роман о деятельности Александра Македонского) и др. Переводы осуществлялись в основном с греческого и болгарского языков. Широко были распространены «Пчелы» - сборники поговірок, коротеньких рассказов с моральными выводами и рекомендациями. Эта переводная литература распространялась том, что на Руси было много людей, которые знали иностранные языки. Первое место занимало изучение и знание греческого языка, которая была необходима для перевода книг, общение с митрополитами, епископами, которые прибывали из Византии, дипломатических отношений с ней. Наряду с этим было распространено знание латинского языка. Уже в XII в. в Киеве и других городах существовали группы людей (духовная элита), которые владели несколькими языками, знали античную литературу и философию. Это митрополиты Илларион и Клим Смолятичі и много других.
Архитектурные памятники можно разделить на три группы: военные укрепления, гражданские строения, церкви. Укрепление-городища обносились большими земляными валами, основа которых состояла из клетей размером по 3-5 м в ширину и длину, заполненных камнями и глиной.
Высота вала - от 12 до 25 м. На валу ставили острог или частокол, в валах - ворот с проездами. Это были общепринятые типы укреплений.
Гражданская архитектура - это сочетание деревянных и каменных сооружений, в основном домов князей, бояр и купцов. В княжение Ярослава Мудрого количество каменных домов быстро увеличивается. Был возведен новый княжеский дворец, который получил название «большой», дом и двор митрополита и др. Во времена Владимира и Ярослава больше всего расстроился Киев. В небольшом количестве строились каменные сооружения в Чернигове, Переяславе, Галиче и других городах. Жилье простых людей также подвергалось некоторых изменений: расширялось строительство деревянных домов вместо полуземлянок и землянок и т.п., а в помещении появились христианские иконы, лампады, кресты и другие религиозные атрибуты.
Церковная архитектура характеризовалась великолепием каменных зданий, их большими размерами и величием. Первым каменным сооружением была Десятинная церковь, построенная в Киеве по указанию князя Владимира в 989-996 pp. Во время штурма Киева в 1240 г. татаро-монголами церковь была разрушена, сохранился лишь фундамент. Археологическими исследованиями установлено, что храм украшался мозаиками, фресками и мраморными колоннами.
Каменное строительство возникло под влиянием Византии, которая в Х-XI вв. имела выдающиеся достижения в строительстве культовых сооружений. Вроде Константинопольской Софии в Киеве построен Софийский собор, сохранившийся до наших дней (в XVIII в. частично перестроен).
Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось ускоренным развитием монументальной живописи. Одним из шедевров Киевской Софии фигура Божьей Матери - Марии Оранты, выполненная в мозаике. Таким же образом изображены Христос, двенадцать апостолов и другие сюжеты.
Широкое распространение на Руси вступил станковая живопись - иконы; их производили в большом количестве, удовлетворяя потребности верующих. В настоящее время широко использовались также книжные миниатюры-вставки с растительным и геометрическим орнаментом, разрисованными заглавными буквами и др.
Кроме того, древние славяне часто украшали жилища, посуда, ткани рисунками и символами, которые имели оберегов характер. Например, на многих предметах изображались лошади, которые считались символами благополучия и счастья, или узор из четырех линий в форме квадрата, что должны были оберегать дом и хозяев от бедствия со всех четырех сторон света.
Музыка и пение - характерные признаки быта; они сопровождали все семейные, культовые и земледельческие праздники. По случаю праздников проводились игры и танцы. Для этого существовали отдельные вытоптанные майданы, что звались игрищами.
Широко был распространен танец. Танцевали на пирах, вечерницах, игрищах, во время народных праздников, часто совмещая танец с песнями. Календарные и семейные праздники обязательно сопровождались обрядовыми песнями, которые тесно связаны с трудовой деятельностью, хозяйственными сезонами, календарными циклами изменений в природе. Это песни зимово-новогоднего цикла -- колядки и щедривки, весеннего - веснушки, переходной поры между весной и летом - русальні, летние - купальские, жатвенные.
Семейно-обрядовые песни - сопровождение различных торжеств и обрядов семейной группы: рождение ребенка, свадьба, похороны. После принятия христианства набрал распространение хоровое пение. Церковное хоровое пение развивается и совершенствуется под влиянием народного творчества, хотя в нем чувствовался византийское влияние.
Издавна на Руси существовали профессиональные исполнители былин, песен и танцев, в Зависимости от «специализации» их называли по-разному: музыкант - это и музыка, и певец; плясець - танцор, півець - певец. Всего этих артистов называли скоморохами. Путешествуя по городам и весям, они выступали на праздниках и торгах. Скоморохи мастерски владели различными исполнительными жанрам: были и танцорами, и фокусниками, и актерами, водили медведей, играли на различных музыкальных инструментах, которых, кстати, было очень много.
Все это свидетельствует о высокий уровень духовной культуры Киевской Руси. Культура восточнославянского государства, созданная гением ее народа, в значительной мере запліднювалася влиянием Византии, Европы, Ближнего Востока. Мощным стимулом для ее развития была христианизация страны, деятельность духовенства, этой своеобразной «интеллигенции» тех времен.
Существуют все основания говорить о зарождении в Киевской Руси небольшой прослойки интеллигенции. Это группа людей, которые читали, переписывали, были авторами песен, литературных произведений, архитектурных замыслов. Построенные по проектам представителей элиты и под их руководством церкви и монастыри несли культуру в широкие народные массы, расширяли кругозор людей, облагораживали их души и были опорой в следующих веках борьбы и лишений.


Назад