Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 6. Цели воспитательной группы


Отношение - "молекула" воспитание. За Л. Рубинштейном, в структуру личности входят направленность (взгляды, убеждения, мировоззрение, идеалы), знания, умения, навыки и индивидуально-типологические качества (задатки, способности, интересы, склонности). Воспитание как процесс ведет к изменениям каждой из этих составляющих или, по крайней мере, в одной из них. В чем же проявляются эти изменения?

Первый вывод, который можно сделать по этому, такой: воспитание - это процесс присвоения изменений каждого из структурных компонентов личности, то есть это інтеріоризовані изменения, изменения, которые являются достоянием конкретной личности. Однако они имеют разную форму.

Поставив себя в центр своей жизни, человек выстраивает свою линию поведения в отношении общества, членом которого она является, по родных, близких и далеких людей, относительно самой себя и т.д. Она формирует свое собственное отношение к своего же окружения. Совокупность различных отношений человека в их взаимосвязи определяет ее линию поведения в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому отношение является своеобразной "молекулой" воспитание.

Как следует из вышесказанного, отношение - это собственное достояние человека, по своей сути - это внутренняя положительная реакция на внутренние и внешние воздействия на сознание и психику человека, усиленная эмоциями. Отношения (отношения) - это особая личностная, индивидуальная психическая конструкция, в структуру которой входит понимание (без него человек не сможет выработать свое отношение) и основанная на нем готовность к действию. Отношение обязательно эмоционально окрашенное и основывается на тех знаниях, которые есть в распоряжении человека, на информации, переведенной в блок актуальной памяти.

Проявляя то или иное отношение к природе, обществу, к лю-Дей, к самой себе, человек выражает, или, возможно, даже предъявляет качестве своего "Я". Таких качеств сотни, это - честность, справедливость, добросовестность, мужество и т.д.

Отношение является одной из "молекул" воспитание и вместе с тем формой выражения, а точнее, одной из форм выражения результата воспитания как процесса. Еще одной формой выражения результата процесса воспитания является умение применять, следовательно, прикладывать это отношение к новым ситуациям поведения. Третья форма выражения - умение, доведенное ДО автоматизма, то есть привычка.

Отношение, вступая во взаимодействие с другими характеристиками личности, составляют основные взгляды и убеждения.

Взгляды является формой выражения своего отношения к тем или других явлений, процессов, фактов, объектов. Взгляды всегда основываются на знаниях, но кроме знаний в структуру взглядов входит отношение к этим знаниям. Как видим, в структуре взглядов отсутствует активная составляющая, поэтому они имеют пассивный характер: человек не всегда действует так, как это следует из ее взглядов. Активнее характерной чертой обладают убеждения. Кроме знаний и отношение к ним в структуру убеждений входит психологическая готовность к действию. Таким образом, результаты воспитания могут быть представлены в форме отношение, умений его реализовывать в различных поведенческих ситуациях, в привычках поведения, в разнообразных человеческих качествах (то есть качествах, которые положительно оценивает общество и человеческое окружение).

Матрица целей воспитательной группы. Воспитание - многоаспектное явление, поэтому, результат его тоже имеет много аспектов, в частности, умственное, физическое, эстетическое, нравственное, трудовое, гражданское, эстетический. На основе этой мысли можно составить матрицу целей воспитания, приведенную выше. Каждое из обозначений, которое находится на пересечении горизонтальных строк и вертикальных столбцов таблицы, если его расшифровать, выражает конкретную воспитательную цель.

Таблица 5.4.

 

Аспекты воспитания

Элементы воспитания

Физический

Мыслительный

Моральный

Гражданский

Трудовой

Эстетичный

Отношение (отношение)

А1

А2

А3

А4

А5

А6

Умение

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Привычки

С1

С2

С3

С4

С5

С6

Взгляды

D1

D2

D3

D4

D5

D6

Убеждение

E1

E2

E3

E4

E5

E6

Положительные человеческие качества

G1

G2

G3

G4

G5

G6

 

Почему нужно определять цели воспитательной группы? Ни образования, ни воспитания, будучи составными диалектического единства, которой является образование, не существуют в совершенно чистом виде. В обучении всегда есть некая судьба воспитания, а в воспитании - обучение. Суть обучения - в передаче и усвоении определенных знаний, в том числе мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических и др. Суть воспитания - в другом, а именно, в формировании отношения, привычек социально-ценностной поведения, вчинків. их выработки предусматривает специальный поведенческий тренинг, систему поведенческих упражнений, что адекватная общечеловеческим, моральным ценностям.

Как всякая составляющая диалектического единства, ни обучения, ни воспитание не существуют в чистом виде. В обучении всегда присутствуют элементы воспитания, а в воспитании - элементы обучения. Поэтому выражение "воспитывающее обучение" - своеобразная логическая ошибка, ведь воспитывает всякое обучение.

Воспитание (часть образования) - педагогический процесс, в котором школьники овладевают знаниями основ наук, получают моральные, правовые, эстетические, экологические и другие представления.

Систему целей воспитательной группы можно определить, глубоко анализируя приведенную выше матрицу.

Например, С1- сформировать санитарно-гигиенические привычки, привычку выполнять утреннюю зарядку, А4 - выработать отношение к символам государства и нации и т.д.

Иногда можно услышать такое мнение: поскольку обучение воспитывает, то для чего отдельно, специально планировать так называемые воспитательные цели.

Ученик учится и одновременно воспитывается. Во время учебы он общается с учителями, со своими товарищами. Все это оставляет определенный след в его эмоционально-волевой и умственной сферах. Эмоции закрепляют или отвергают, не воспринимают того или иного внешнего или внутреннего воздействия на ученика, а следовательно, ту или иную реакцию. Вырабатывается отношение к тому, что усваивается, ко всему, что связано с усвоением. Поскольку возникло отношение, его можно усилить, укрепить или же дать ему просто угаснуть. Вот почему важно, зная возможности материала, сформулировать цели воспитательной группы, которые могут быть реализованы через усиление, подкрепление соответствующих реакций.

Чтобы развеять мнение о надуманности выделение воспитательных целей обучения как отдельного компонента целенаправленной деятельности учителя на уроке, то стоит заметить, что всем известно, что любая работа в классе, на уроке является воспитательным. Вместе с тем, еще А. С. Макаренко считал, что возводить воспитания к обучению нельзя.

Идея единства обучения и воспитания заключается не в отбрасывании специфики этих процессов, их особенностей и своеобразия. Обучение и воспитание не два изолированных, взаимодействующих только в определенных условиях процессы, а единственный процесс, который обеспечивает наряду с усвоением знаний, умений и навыков, формирования характера и моральных качеств школьника.

Для обеспечения единства этих двух процессов необходимо глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания в их специфике, каждого из них в отдельности. Но не для того, чтобы развести и изолировать эти процессы, а для того, чтобы глубже проникнуть в суть каждого из них и найти те истинные диалектические связи между ними и взаємопереходи, без понимания и знания которых невозможно будет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс.

Учитель воспитывает ученика в классе на уроке всей своей личностью, всем своим "Я", своими действиями, поступками, языке, внешностью, своим отношением, своими знаниями и убеждениями и т.д. Но воспитание осуществляется и всей дидактической системой обучения: содержанием, мето - | дамы, средствами, формами организации обучения. Конечно, в содержании различных учебных предметов заложены различные возможности для воспитания. Но при этом нужно признать, что эти возможности не только разные в количественном плане, но и, что очень важно, в качественном плане. Мы имеем в виду, что специфичность содержания учебного предмета порождает специфичность возможностей воспитательных задач, которые можно решить при изучении этого предмета.

Как пример возьмем математику, поскольку, если речь идет о литературе, народоведение, историю, музыку, физическую культуру, то всем или, по крайней мере, большинства, понятно, какие потенциальные возможности для осуществления целенаправленного воспитания имеет каждый из названных предметов. Однако когда речь идет о математику, физику, химию, биологию, техническую или обслуживающую труд или даже иностранный язык, то считают, что воспитательные возможности содержания этих предметов невысокие.

Сам содержание математики, направления ее к логической точности и определенности понятий и выводов маютьвикликати внутреннюю потребность в честности и правдивости. А это уже тесно связано с моралью.

Даже одного этого достаточно, чтобы снять такое обвинение, что поскольку математика не учит морали, не воспитывает моральных принципов, не способствует воспитанию у школьников патриотизма, то в школьном учебном плане нужно пересмотреть удельный вес математики, естественных предметов, а освобожденные часа передать на более значимы в этом плане предметы. К счастью, такие мысли становятся историей. Конечно, за абстрактностью своего предмета математическая наука не может давать ученику тех образов, картин, эмоций, которыми обладают, скажем, уроки литературы. Было бы, однако, очень поверхностно делать отсюда вывод, что в деле воспитания личности каждого ученика уроки математики, физики, химии, биологии не имеют вообще приниматься во внимание.

Каждому учителю известно, что изучение этих предметов способствует воспитанию у школьников таких качеств человека, как честность, правдивость, настойчивость, мужество.

Каждый учитель средствами своего предмета решает задачу формирования личности конкретного ученика. Под выражением "средствами своего предмета" мы понимаем содержание, методы, средства, формы организации обучения по учебному предмету.

Однако воспитание, как и обучение, имеет деятельностную природу. Только в деятельности человек может освоить опыт предыдущих поколений. Поэтому под воспитанием понимают целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности личности с овладение общественным опытом: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными ценностями. Таким образом, конкретные цели воспитательной группы могут быть определены на основе приведенной выше матрицы, основываясь на содержании конкретной учебной темы.

В общем виде, в свернутой форме цели воспитательной группы можно сформулировать так: сформировать у школьников научное мировоззрение, научные взгляды и убеждения, научную картину мира, выработать привычки культуры поведения, сформировать положительные человеческие качества.

Итог. Цели воспитательной группы могут быть выражены через результаты воспитания. Этими результатами являются: отношения, взгляды, убеждения, привычки культуры поведения, положительные человеческие качества, мировоззрение. Выделение целей обучения воспитательной группы можно осуществить матричным способом, что иллюстрирует приведенная выше таблица.



Назад