Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

4.7. Социальное развитие


Литовское государство (до 1470 г. - Литовсько-Русская) была феодальной. Феодалы отбывали воинскую службу великому князю и получали за это во владение землю, которая была собственностью великого князя. Земля, которая предоставлялась каком феодалу, могла быть частично передано им другому, а от того - третьему, и так устанавливалась вассальная иерархия, на вершине которой стоял хозяин земли - великий князь.
Во второй половине XV в. ликвидировались удельные княжества, и великий князь Литвы превратился на монарха, не связанного какими правовыми нормами. Но фактически он был вынужден делить свою власть с совещательным органом государства Паны-Рада, что состояла из крупных магнатов, которые вместе знатными боярами составляли замкнутую социальную группу. В нее входили члены литовской династии, потомки древних украинских династий, представители боярских родов. Они были опорой великого князя и подлежали лишь его суда.
Большая часть украинских магнатов осела на Волыни, в которой почти не доходили татарской асср-турецкие нападения. К этой группе принадлежало около двадцати родов. Это князья Острожские, Чорторийські, Вишневецкие, Четвертинські, Сангушки, Корецкие, Ружинские, а также почти 50 боярских семей Хребтовичі, Семашки и др. Значительные группы магнатов и бояр имели большие имения в Киевской и Черниговской областях.
Основой их политического веса и влияния была большая земельная собственность. В военные походы они, как и литовские магнаты, ходили под собственными знаменами (хоругвями), и их называли хоруговними панамы. В руках литовских и украинских магнатов были сосредоточены все выше и правительственные должности. Учитывая это, а также то, что они составляли основную часть великокняжеской совета (Паны-Рада), следует отметить, что это была руководящая верхушка страны, на которую опирался великий князь и которая вместе с ним фактически управляла страной.
Рядом с ней росла, набирала силы вторая социальная сила - бояре, которые постепенно превращались в шляхту и військовослужбовий состояние. В Великом княжестве Литовском их владения землей зависело от военной службы. Если боярин не выполнял военных обязанностей, князь мог у него отнять землю. Бояре также обязаны были выполнять определенные повинности: участвовать в строительстве замков, мостов, платить некоторые налоги и т.д. Боярская социальная группа в XIV-XV вв. не была замкнутой, к ней имели возможность входить крестьяне и мещане.
Доступ к благородного состояния был ограничен. В XVI в. несколько документов польского короля и великого литовского князя определяли, что к этой социальной группе принадлежали лишь «бояре древние». На середину XVI в. термин «бояре» почти исчезает и распространяется название «шляхтич». Главный обязанность шляхты - военная служба.
Преобразование бояр на шляхту сначала произошло в Галичине и на Холмщине, которые первыми попали под власть Польши. Там в 1434 г. они получили полные шляхетские права. В Великом княжестве Литовском расширение прав боярства осуществлялось предоставлением различных привилегий в 1387, 1413 и 1434 годах и полным уравнениваем с польской шляхтой по Люблинской унии.
Украинская шляхта формально имела те же права, что и польская, но постоянно подвергалась дискриминации, почти не допускалась к правительственных должностей, страдала от религиозных преследований. Поэтому она часто переходила в оппозицию к магнатства, заключала союзы с крестьянством и казачеством.
Усиление роли шляхты в Литовском государстве, превращение ее в ведущую силу общества закрепил и юридически оформил кодекс законов, который получил название Литовский статут. В его основу были положены привилегии, жалованные грамоты, которые предоставляли великие князья шляхте.
Кодекс казался великим князем в 1529, 1566 и 1588 гг. Это был юридический документ, которым пользовались в судах Украины, особенно Правобережной, до XVIII ст.
Первая редакция Устава прежде всего фиксировала ту сумму прав и при-вілеїв, которую обрела себе шляхта: ее нельзя было наказывать без судебного решения; за ней закреплялась земля, которую нельзя отобрать без вины, привилегии в торговле; шляхтич имел свободу выезда за границу и др. За убийство шляхтича винный платил 100 кип денег его семье и столько же «вине» великому князю. За убийство путного боярина, тивуна платили 20 кип, в то же время за убийство крестьянина - 10 коп. Шляхтич, который ударил шляхтича, платил 12 кип, но когда бы сделал это простой «хлоп» - ему отрубали руку. В следующих редакциях устава права и привилегии шляхты росли. Наряду с этим в XVI в. формируется своеобразный «кодекс чести» шляхтича. Все это превращало эту социальную группу (состояние) в общественно-политическую элиту, которая противостояла остальных социальных слоев общества. Веками культивировалось и стало традиционным подчеркнуто пренебрежительное отношение шляхты к простому люду, особенно крестьянства, тем более православного украинского.
В XIV-XVI вв. феодальное землевладение - княжеское и боярсько-благородное - продолжало расти за счет дарений великого князя, захват пустошів, общинных земель. Росли и владение православной церкви. Великий князь и феодалы вели собственное хозяйство, их пахотные и другие угодья обрабатывались челядью и окружающими зависимыми крестьянами.
Во второй половине XIV - первой половине XVI в. крестьянство составляло основную массу населения украинских земель. Часть крестьян отбывала повинности в пользу крупных литовских князей, вторая, большая - «сидела» на землях магнатов, шляхты и находилась под их юрисдикцией, их положение в значительной степени зависело от правового устройства сел. Существовало несколько групп сел, базировали свою жизнь на основе права русского, грецкого, немецкого и польского.
В селах русского права действовали нормы общинного строя с круговой порукой в выплате дани. Основой хозяйства были дворища, состоявшие из 6-10 домов-хат. Хозяйство вела большая семья. Община наделяла ее землей. Несколько дворов создавали общину, которая выбирала себе старшего тивуна старца или атамана. Община имела свои совместные леса, пастбища, сенокосы, рыбные озера, администрацию и суд, платила дань великому князю, удерживала церковь и священников. Несколько общин объединялись в волости под руководством старца, которого избирали мужи из всей этой территории.
Собрание волости - вече, или копа - проводили суды (копни суд). Эти села были распространены в Центральной и Южной Украине.
В селах немецкого права, которое было распространено в Западной Украине в XIV-XV ст., крестьяне имели собственные наделы - ланы, платили оброк и имели самоуправление во главе с наследственным войтом (солтисом).
Общинне самоуправления сел с середины XV в. начало приходить в упадок по мере роста власти шляхты. Она начала уничтожать его, потому что оно отстаивали права крестьян. Шляхтичи назначали своих чиновников для управления селами, сами проводили суды, накладывали на крестьян новые обязанности. Так распространялось благородное, или польские, право, которое уничтожило все традиционные права крестьян, превратив их в крепостных.
Крестьяне платили натуральную или денежную ренту (оброк) феодалам, государственные налоги - «серебщину» (или «подимщину»), отдавали десятину церкви. Наряду с этим выполняли государственные повинности: строили и ремонтировали замки или двора великого князя, строил мосты, прокладывали дороги и т.д.
Вторая половина XV - первая половина XVI в. - период роста потребностей на хлеб, и феодалы расширяют собственные хозяйства, создают усадьбы, в которых вводят барщину. В XV в. барщина была еще небольшой - 14 дней в год. Со временем количество рабочих дней растет. В начале XVI в. она уже длится один день в неделю, в середине XVI в. - два дня. Кроме того, крестьяне выполняли еще и дополнительные работы на пахоте, жатвы, сенокосы, рубке дров и др.
Сложным было земельный вопрос. Еще в XV в. было немало незанятой земли, и крестьяне часто ее использовали. Однако в первой половине XVI в. «незайманщини» становится все меньше. Шляхта все больше ограничивает крестьянское землевладение. В середине XVI в. с этой целью проводится земельная реформа: было проверено количество земли у крестьян и введено так называемое «волоку», что равнялась в разных регионах от 16 до 20 га. Большинство крестьянских хозяйств получали в пользование одну волоку. Крестьяне, осажденных на волоках, должны были платить определенный налог (оброк) натурой и деньгами, а кроме того работать на барщине. Это было изложено в соответствующем юридическом документе «Устава на волоки» (1557 г.).
Одновременно с введением барщины крестьяне потеряли возможность пользоваться своим судом и другими правами. Теперь их судил феодал. К тому же они не имели права оспаривать его решение.
Таким образом, осуществляя закрепощения, власть лишила крестьян прежде всего юридической защиты.
В середине XVI в. под влиянием польского законодательства, которое запрещало право крестьян на собственную землю, литовский правовой сборник «Устава на волоки» 1557 г. также юридически не признал крестьянской земельной собственности. Это было самым болезненным ударом для крестьян.
Третьим ограничением общественно-политических прав крестьян была забо-рона переселяться. С конца XIV в. крестьяне делились на «похожих», которые имели право перехода в других феодалов, и «непохожих», которые такого права не имели. Количество «непохожих» росла, и в 1565 г. им запретили вообще переселяться без разрешения господина.
Закрепощение происходило поэтапно, в зависимости от местных условий. В частности, в Карпатских районах, степных краях, где население было мало и рабочие руки ценились, сначала господа должны были давать льготы крестьянам при поселении на своих землях, а затем постепенно усиливали гнет. В западных густонаселенных районах шляхта все жестче эксплуатировала закріпачене крестьянство.
Следует отметить, что в разных районах уровень благосостояния крестьян был разный. В отдельных селах каждое хозяйство мало волоку земли около 20 га и более. Здесь уровень благосостояния был достаточно высоким. Немало крестьян пользовались различными привилегиями: держать мельницы, корчмы, и это давало им прибыли. А другие имели всего половину или четверть волоки и их положение было тяжелым. Были «загородники», которые имели лишь дом и огород, «кладовщики», что жили в чужих домах.
Таким образом, в течение второй половины XIV - первой половины XVI в. происходил упадок крестьянства и рост шляхты за счет его эксплуатации и угнетения. В ответ крестьяне вели борьбу. Значительного развития приобрела ее пассивная форма - побег, путешествия в поисках лучшей доли. Свободные просторы Восточной Украины и причерноморские степи давали возможность убежать от господина и завести собственное хозяйство. Немало галицких крестьян переселялись в Карпаты и там находили возможность для свободной жизни. Наряду с этим в отдельных районах происходят массовые вооруженные восстания крестьян.
В частности, массовым было восстание 1490-1492 гг., под руководством крестьянина Мухи, в котором принимали участие украинские и молдавские крестьяне Восточной Галиции, Буковины и Молдавии. Восставшие нападали на имения феодалов, забирали лошадей, оружие, выгоняли или убивали феодалов. Восстание было подавлено, а Муху шляхтичи мучили в тюрьме.
Все антифеодальні восстания имели стихийный характер. Однако эта борьба имела прогрессивное значение, потому что сдерживала кріпосницьке угнетения.
С конца XIV - первой половине XVI в. довольно быстро развивались ремесла, росли города. Основными центрами ремесленничества были Киев, Львов, Луцк, Каменец-Подольский. В частности, в Киеве в XV в. производили ремесленную продукцию портные, сапожники, стригалі шерсти, ювелиры-золотари, оружейники, седляры, кузнецы, свинаренко (жестянщики), плотники, пекари, рыбалки и др. Ремесленники объединялись в цехи, которые возглавляли старшины (цехмайстри). Членами цехов были мастера-владельцы, на которых работали подмастерья и ученики. В начале XVI в. цеха возникли в Киеве и других крупных городах. Кроме цехового, в городах существовали и позацехові ремесла. К позацехових ремесленников («портачей») принадлежали все, кто был не в состоянии вступить в цехов через нехватки средств, а также прибывшие из сел заробитчане.
Расширяются старые города, возникают новые, увеличивается населения. В зависимости от того, на чьей земле стоял город - государственной (короля или великого князя) или приватновласницькій, города были великокнязівські (королевские) или частнособственнические. Соответственно и налоги платили.
Городское население пыталось избежать этой зависимости, добиться самоуправления и этим создать лучшие условия для развития торговли и ремесленничества. В этом было заинтересовано и государство, стремясь увеличить доходы от городов. С этой целью правительства предоставляли городам так называемое немецкое, или магдебургское право (по имени немецкого города Магдебург). Еще галицко-волынские князья y XIV в. начали предоставлять такие права отдельным городам этой земли: в XIV в. - Львову, в XV - Луцке, и Киеву.
Суть магдебургского права заключалась в освобождении населения городов от юрисдикции правительственной администрации или власти соседнего феодала и предоставления городу самоуправления. Мещане формировали свою общину с собственным судом и управой. Управление городом переходило к выборного магистрата. За это население городов вносило в государственную казну значительную сумму денег, освобождался от большинства натуральных повинностей и облагалось денежными налогами от торговли и промыслов. Члены магистрата выбирались из-среди состоятельных купцов и цеховых старшин.
В украинских городах магдебургское право способствовало усилению позиций иностранцев - немцев, поляков и др. Этому способствовал правительство, поощряя их переселения. К тому же в уставы магдебургского права во многих городах было внесено положение о том, что руководящие должности в городе должны занимать только принадлежащие к римской церкви. Поэтому от участия в городских магистратурах украинцы, как сторонники православной церкви, были устранены. Как исключение, лишь в Каменец-Подольскую были созданы три национальные общины - украинская, польская и армянская с соответствующим представительством в руководстве. Во Львове украинцы были ограничены даже в расположении своих жилищ: они могли жить лишь в квартале Русской улицы, не имели права на торговлю и вступление в цехов.
С развитием торговли и ремесленничества усиливается расслоение городского населения. Выделяется богатое купечество, ростовщики и цеховые мастера (патрициат). Эта замкнутая социальная группа не допускала будь-кого в свои ряды и цепко держала власть в своих руках. Вторая группа состояла из зажиточного мещанства, купцов и торговцев, которые владели небольшими богатствами, а также цеховых мастеров. Этот «средний» социальный слой (бюргерство) был недоволен всевластием патрициата, однако всегда занимал умеренную позицию.
Третья группа - это эксплуатируемая беднота: батраки, подмастерья, позацехові ремесленники, обезземельні крестьяне, бежавшие к городов. их подвергали жестокой эксплуатации, национально-религиозной дискредитации и преследованием.
Однако и магдебургское право не всегда спасало города от давления и ограничений со стороны шляхты. В частности, сейм в 1496 г. запретил мещанам покупать землю и таким образом исключил города из сельскохозяйственного производства. Наряду с этим шляхта вела широкую торговлю зерном и другими сельскохозяйственными товарами, не выплачивая пошлины, и торговцы розорялись в результате конкурентной борьбы. Шляхта добивалась через сейм, где города не были представлены, чрезвычайно больших налогов на городских жителей, что осложняло положение мещан.
Все эти социальные противоречия привели к социально-политического напряжения, которое иногда перерастало в восстание. Так, в 1536 г. черкасские мещане выгнали из города старосту, который грабил населения. их поддержали мещане Канева, и правительство вынужден был назначить другого старосту. В 1541 г. состоялись выступления мещан в Брацлаве и некоторых других городах.
В социальной структуре украинского общества в составе Литовского государства определенное место занимало православное духовенство. К этой группе принадлежали священники всех рангов со своими семьями, люди, которые обслуживали церковь, монахи (белое и черное духовенство). Они подлежали суду епископа. Все духовенство было достаточно многочисленным, потому что во всех селах были церкви, а у многих из них по две и больше. Церкви основывали шляхта, мещанство и крестьяне. Священник получал от граждан значительный массив земли на оплату своего труда, кроме того, разную натуральную дань от верующих.


Назад