Электронная онлайн библиотека

 
 История Украины

4.8. Культура


Период от середины XIV до середины XVI в. - это время дальнейшего формирования украинского народа, его языка и культуры. Украинская культура развивалась в условиях тяжелой борьбы с захватчиками. Как уже отмечалось, в великом княжестве Литовском русская (украинская и белорусская культуры были господствующими. Однако после Кревской унии (1385 г.) постепенно усиливается давление более высокой организации и культуры Польши, и между этими культурами ведется непрерывная борьба. Едва ли не наиболее агрессивную роль в этом вековое конфликте играла католическая церковь, которая мобилизовала на борьбу с православной церковью и культурой польско-литовский государственный аппарат, мощные фанатичные религиозные ордена, военную силу магнатов и шляхту.
В украинских землях Литовского государства до Люблинской унии польско-католическая экспансия крупного размаха не имела, но в Галичине, Холмщине и других землях входивших в состав Польши, происходил массовый наступление, поддерживаемый административными мерами. Польское правительство прежде всего вводит правило, по которому все руководящие должности занимали только католики. И украинская аристократия Холмщины, Галичины, Підлящини (до конца XVI ст.) окатоличується и пленится, отказывается от украинской культуры и языка. Лишь мелкая шляхта сохраняет свое национальное лицо. Такая же судьба постигла после Люблинской унии и другие земли Украины. В городах украинская община вытеснялась в пригород и преследовалась и ограничивалась, постепенно теряя свои позиции. Только крестьянство крепко держалось своих национальных традиций, языка и культуры.
По-другому было на Волыни, где украинские магнаты и шляхта твердо отстаивали свои позиции в административном аппарате, и только в XVI в. полякам сделали уступки в некоторых городах, где их допускали к самоуправления вместе с православными.
Наряду с этим в народные массы поляками постепенно, но настойчиво продвигается идея превосходства польской культуры и католической веры, «нижчості» украинской культуры и православной церкви. Между католиками и православными искусственно разжигается религиозный антагонизм.
Во второй половине XIV - XV ст., как и в предыдущие века, ведущую роль в духовной жизни играла православная церковь, хотя в Литовском государстве ее руководящая верхушка не предоставляла такой помощи церкви, как в Киевскому и Галицкому княжествах. Однако некоторые украинские и литовские князья много сделали для поддержки православия: князь Любарт Гедиминович достроил собор св. Ивана в Луцке, Владимир Ольгердович поддерживал и обжигался Киево-Печерским монастырем. Украинские князья и дворяне также щедро одарювали церкви. Некоторые из аристократов устраивал при церквях больницы, приюты для стариков и больных, некоторые создавали школы. Но постепенно благотворительности по отношению к церкви превратилось в XV в. на владение церквями, монастырями, как и селами и угодьями. Ими стали управлять на принципах владение имениями; обменивать на прибыльные села, сдавать в аренду, закладывать, продавать и т.д. Продавались должности епископа, игумена, священника. Церковные имения часто передавались посторонним лицам. Во второй половине XV - XVI вв. даже должность митрополита князья «давали» своим близким или родственникам, не дожидаясь «рукоположение» Константинопольским патриархом ли его благословение. К тому же, должности священников и епископов довольно часто передавались людям аморальным или неграмотным, которые никакого отношения к религии не имели. В то же время претенденты платили большую сумму за рукоположение как за получение доходной должности. Все это унижало престиж православной церкви, вызвало возмущение верующих.
Пользуясь этими кризисными явлениями католическая церковь уже в XV в. разворачивает борьбу за ликвидацию православия и свое утверждение сначала в Галичине, а затем в других землях Украины. Миссионерскую деятельность, направленную на окатоличивания украинского народа, ведут монахи разных орденов - доминиканцы, францисканцы (мінорити), бернардинцы. Некоторые из них открывали школы высокого уровня, в которых принимали и украинских детей, таким образом влияя на украинскую интеллигенцию и воспитывая верных католиков.
Главными центрами миссионерской деятельности были монастыри, созданные орденами. В конце XV - начале XVI в. они укрыли густой сетью Галичину, Холмщину и Подляшья.
Православная церковь уступала римской образованием своих священников, уровнем литературы и т.д. На середину XV! в. восточная церковь культурно обнищала, и ее литература ограничивалась лишь церковно-богослужебными книгами. А высокообразованным людям этого было мало, и они звергались к латинской и польской литературы, научной и художественной. В этих сложных условиях православная церковь получила поддержку от братств, созданных общественностью украинских городов. Одно из них создается во Львове в начале XV в. Все они имели преимущественно религиозный характер.
Задачей церковных братств было заботиться о порядке в храме, удовлетворения его материальных потребностей, забота о больных, бедных и людей, которые по каким либо причинам (стихийное бедствие, болезнь) попали в беду. «Братчики» защищали перед властью и судом дела православной церкви.
В XV в. начинается кризис и в католической церкви, где постоянно идет борьба за папский трон, идет откровенная торговля должностями священников, которые за деньги отпускали грехи, а кардиналы и епископы вели паразитическое роскошную жизнь. Все это подрывало величие и могущество католической церкви, вызвало протест верующих, притязания основательных реформ церковной жизни. Наибольшее значение в этом движении имели выступления Мартина Лютера (начало XVI в.), откровенно осуждал католическую церковь и положил начало великой реформации. Кроме того, в странах Европы появляются сторонники Кальвина, баптисты, гуситы, которые предлагали свои варианты реформ.
С середины XV в. в Литовском княжестве распространяются почти все европейские реформационные движения, проникавших через Польшу. Первыми пришли идеи гуситов, среди которых была и идея борьбы за национальную свободу, такая близкая украинцам. В целом же протестантское движение в Украине глубокого влияния не имел. К нему присоединилась лишь небольшая группа аристократов. Отсутствие реформаций и ересей на Украине объяснялась в основном тем, что насильственное окатоличивания, попытки денационализации украинского народа вызвали национально-освободительное движение, необходимость защиты православной религии. Поэтому отсутствовала основа для распространения церковных ересей, направленных против православной церкви. Наоборот, все острее становилась потребность ее укрепления и защиты.
Развитие протестантизма все больше ограничивался жестокими мерами католической верхушки, которая для борьбы с реформацией учредила орден иезуитов и развернула террор против реформаторов.
В украинских землях под влиянием идей гуманизма и реформации происходит приближение литературного языка к народной, чтобы сделать литературные произведения (светские, религиозные) доступными для самых широких кругов украинской общественности.
Идеи гуманизма влияли также на другие отрасли культуры - образование и искусство.
Школьное образование в Украине сосредоточивалась, как и во времена Киевской Руси, в церквях и монастырях. Во многих школах не только учили писать и читать, но и давали сведения по теологии, литературы и греческого языка. В XVI в. такие школы существовали почти при всех церквях, создавались в своих имениях магнатами, шляхтичами. В школах дети изучали азбуку, молитву, читали «Часослов», произведения религиозной литературы. «Псалтырь» в те времена был основным школьным учебником. Изучали арифметику, учились писать скорописью, который в XVI в. употреблялся в правительственном делопроизводстве. В отдельных школах наряду с родным языком изучали греческий, изредка латинский язык.
Учителями в церковных и монастырских школах были дьяки. Магнаты, шляхтичи, общины, что финансировали церкви, назначали определенные суммы и на содержание дьяка, который должен был организовывать школу, вести занятия, воспитывать детей. Кроме того, традициями и обычаями, он получал от родителей по окончании изучения детьми грамматики, Гуслей или других наук зерно, гривну или другие подарки.
В Польше и Литве школы основывали также протестанты, к которым охотно шли украинцы. Это гимназия и академия в Рахове, школы в Дубне, Хмельнике и других городах.
Во второй половине XV - первой половине XVI в. в Польше и Литве происходит значительное оживление в культурной жизни, связано с эпохой ренессанса, новыми веяниями в религии в Европе. Важную роль в этом сыграл Краковский университет, в котором училась и украинская молодежь. Выходцы из Украины были также студентами многих университетов Европы - Сорбонны, Пражского, Болонскому и др. В середине XV в. в Сорбонне работало несколько докторов-украинцев. В конце XV - начале XVI в. в Европе были широко известные ученые-украинцы по происхождению - Юрий Дрогобыч (Котермак) в Болонском и Петр Русин в Краковском университетах. В 1481 г. Юрий Дрогобыч был избран ректором Болонского университета. По подсчетам В. Борисенко лишь в одном Краковском университете в 1510-1560 гг. получили образование 352 выходцы с Украины (Борисенко В.И. Курс украинской истории. - Киев, 1998. - С. 135). Как по киевских так и за галицких времен, выдающимся проявлением народного гения была устное творчество, разнообразная и яркая, тесно связана с предыдущими фольклорными произведениями. Продолжало развиваться обрядовое песенное и поэтическое искусство. Создавались новые сказки, предания, пословицы. Хранились народные обычаи щедрование, колядование, праздник Купала, веснушки и т.д.
В XV в. зарождается эпическая поэзия украинского народа - исторические песни и думы. Возникновение дум связано с образованием казачества и эпической древнерусской традиции. Думы и исторические песни-баллады, которые выполняли кобзари, воспитывали в народных массах чувство любви к отечеству, будили протест против ее врагов, прославляли борьбу против них. Устное поэтическое творчество играла большую роль в формировании национального самосознания украинского народа.
В художественном мастерстве преобладали литературные произведения религиозного характера: послание, жития святых, «слова» и т.д. Выдающимся литературным произведением был «Киево-Печерский патерик». Рядом с жизнями монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерском монастыре, в нем содержалось немало фактов из жизни Киевской земли. Широкое распространение сборника житий святых «Четы Минеи».
Из произведений светской литературы большую популярность имел сборник «Ізмарагд», в котором помещено около ста коротких произведений - «слов», посвященных морально-бытовой тематике: о книжную мудрость, уважение к учителям, благотворительность и грехи. В XV в. приобретают распространяются переведены повести Александра Македонского («Александрия»), Троянскую войну и др. В них прославляются мужество и храбрость героев.
Продолжается летописания, начатое в Киевской Руси. Выдающимися тогдашними летописным произведениями были «Короткий Киевская летопись» XIV-XV вв. и «Литовский», или «Западно-русский, летопись». «Короткий Киевская летопись» подает сведения по истории Украины XV-XVI ст., в частности, о борьбе с крымскими татарами, литовсько-российские отношения. Много внимания уделяет он життєописанню выдающегося политического и культурного деятеля Украины К.острожского.
Архитектура и живопись конца XV - первой половины XVI в. в значительной мере продолжали традиции искусства предыдущей эпохи. Наряду с этим в архитектуре городов вводятся новые элементы, обусловленные развитием тактики боя, военной техники, возводятся каменные и кирпичные замки, усиленные каменными башнями и бойницами (в Луцке, Кременце, Хотине, Меджибоже).
Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Теперь главными заказчиками становятся более демократические круги: шляхта, сельские и городские общины. Усиливаются также влияния гуманистических идей и культурных достижений Польши и Западной Европы. Это все привело к строительства и отделки безкупольних храмов, в которых широко использовались достижения западной архитектуры. Большое строительство велось в монастырях Киево-Печерском, Троицком у Острога и других.
В некоторых небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко прослеживается оборонительный характер - Покровская церковь в Суткивцах и др. Широкие крестьянские и мещанские массы строили себе традиционные украинские дома из дерева и глины, крепостные - землянки.
Изобразительное искусство имело преимущественно религиозный характер, однако у него все больше проникали народные мотивы. Лучшими образцами были композиции «Рождества Христова», «Успение Богородицы», в которые вкраплюються бытовые и краєвидні мотивы, росписи Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Онуфриевской церкви в с Лавровые (XV ст.), армянского собора во Львове (XIV-XV вв.). Распространение приобретают иконы, нарисованные на досках. Популярные сюжеты - изображение «Юрия Победоносца» и «Страшного суда». Высокого совершенства приобрела творчество художника-иконописца Петра Ратенського с Волыни. Его кисти принадлежит икона «Богородица» в Владимиро-Волынском соборе. В его творчестве чувствуются влияния итальянского возрождения. В целом для украинского искусства тех времен характерно стремление более жизненно изображать людей.
Продолжают развиваться народные игры, искусство скоморохов, что выполняли, а часто и творили устную поэзию, музыкальный и танцевальный фольклор. Возвышаются хоровая музыка и танцевальные жанры инструментальной музыки (гопак, казачок). Итак, несмотря на тяжелые условия иностранного порабощения, жестоких татарской асср-турецких набегов, культура украинского народа, продолжая традиции Киевской и Галицко-Волынского государства, достигла значительных успіхів. ее достояние послужили духовной основой борьбы украинского народа за социальное и национальное освобождение.
Развитие украинской культуры в XIV-XVI вв. свидетельствовал о дальнейшее формирование украинской нации, что уже развивалась в значительной степени на своей собственной основе, совершенствуя приобретенные ранее свойства. Условия этого процесса были сложными, ведь Украина была захвачена и поделена несколькими соседними странами и только в пределах Литовского государства имела автономию до конца XV в. Эти сложности были углублены татарской асср-турецкими набегами.
В XIV-XVI вв. значительно растет национальное сознание украинского этноса; украинцы все чаще выделяют себя среди славянских народностей, отмечают свое отличие от поляков, русских и белорусов. В XVI в. на самосознание украинского народа значительное влияние оказывает казачество, которое своей борьбой утверджувало веру в возможность решить кардинальные социальные и национальные проблемы.
В XV--XVI вв. до украинских земель Киевской, Переяславской, Чернигово-Северской, Волынской, Галицкой, Холмской земель, Буковины и Закарпатья присоединяются Нижнее Поднепровья и Побужье - казацкие земли Запорожской Сечи. Это означало расширение территории украинских земель, выход к Черному морю, где в свое время имела большое влияние и позиции Киевская Русь. В пределах Киевской и Полтавской формируется центр политической, экономической и духовной жизни украинской народности.
В этот же период продолжается формирование и совершенствование одной из важнейших признаков народа - языка. В результате дальнейшего обогащения діалектними 72 наречиях, элементами языков соседних этносов в XIII в. выкристаллизовалась украинский (русский) язык. Она продолжала развиваться, имея два типа: разговорный и книжную (церковнославянский). Разговорный использовалась в быту широкими массами, книжная - в литературе, церковных делах, общении привилегированных слоев населения. Со временем разговорная речь все активнее проникает в книжную сферу. В середине XVI в. появляются книги на русском языке, в которых выделяются фонетические, грамматические и лексические особенности народной украинского языка.
Одновременно формировались присущи украинцам характерные черты: любовь к Родине и ненависть к захватчикам и угнетателей, свободолюбие, отвага, трудолюбие, поэтичность и музыкальность, юмор, чувство собственного достоинства и сострадательность к чужому горю, доброта, а также общие признаки быта.
За тех времен за украинскими землями окончательно закрепилось название Украина, ставшая этническим, национальным именем. Она фигурирует во многих официальных документах, художественных произведениях и народной поэтическом творчестве, особенно песнях, где часто встречаются такие выражения, как «загрустила Украина».
В XVI в. появляется название «Малая Русь», что постепенно входит в употребление во многих официальных государственных и церковных документах. В сознании и духовной творчества народа все же употребляется Украина, а ее земли - украинские, ее жители - украинцы. В иностранной литературе XV-XVI вв. их звали рутенцями, черкассами, много о них писали, отделяя от московитов (русских), поляков, литовцев (итальянец Помпосій Лето, немец Сигизмунд Герберштейн и др.).
Два века большинство земель Украины находилась в составе Литвы. Для развития культуры и национального сознания это был сравнительно благоприятное время. Украинское феодальное аристократство и шляхта имели достаточно большие права. Фактическая власть в местных органах самоуправления была в их руках. В большинстве крупных городов Украины руководящей силой был украинский патрициат. Православная церковь занимала ведущее место. Все это создавало в высших кругах общества ощущение, что они живут в своем государстве, желание ее поддерживать. Это способствовало росту и укреплению казачества, его борьбе против Крыма и Турции. В этом заключается положительное значение Великого Литовского княжества в истории украинского народа.


Назад