Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

ПРЕДИСЛОВИЕ


В условиях глобализации информационного пространства и его непрерывного увеличения современный специалист высокой квалификации не может быть специалистом только узкого профиля. От него требуется гибкость и системность мышления, высокая общая культура, интеллигентность, умение отбирать информацию и иметь способность к самообразованию. В этом может помочь "Культурология" - новая учебная дисциплина, изучаемого в высших учебных заведениях и дает широкие знания и представления о общечеловеческие ценности и национальные приоритеты, способствует моделированию поведения человека и ее ориентации в социокультурном пространстве, формирует гуманистическое мировоззрение на основе универсализма - способа освоения действительности, что дает возможность все живое - человеке, природе и Вселенной - воспринимать в единой целостной системе.
Концепция учебного пособия складывалась на протяжении длительного времени. В ней учтен опыт, приобретенный преподавателями в учебно-воспитательном процессе, научные исследования отечественной и мировой культурологической мысли, запросы и интересы студенчества. Материал пособия отработанный таким образом, чтобы избежать как фактологической упрощенности и збідненості его за счет выделения лишь общекультурных парадигм, так и перенасыщенности лишними деталями и конкретикой. Сбалансированность теоретического, информационного, познавательного материала дает возможность не только усвоить основные термины и понятия, но и способствует осознанию исторического духа эпох, прошедшие с их мировоззрением, способом мышления и технологии освоения человеком окружающей среды.
Концептуальный подход к изложению содержания основывается на понимании культуры как целостного явления, которое творится человечеством на основе развития и взаимодействия национальных культур. Поэтому, разворачивая национальную культуру в европейском пространстве, ставится цель раскрыть своеобразие украинского культурно-исторического типа, выявить его закономерности и источники формирования, особенности процессов культуротворчества и определить вклад национальных достижений в мировую сокровищницу общечеловеческих.
Системный подход, взятый за основу освещение культурных феноменов, обусловил воспроизведения социокультурного развития во времени и пространстве, где главным субъектом выступала человек, который своей разноплановой творчески-предметной деятельностью меняла не только мир, но и себя. Процесс совершенствования самого человека как продукта культуры был в первую очередь обусловлен практической и духовной потребностью межличностного общения. Поэтому диалог культур возможен только через усвоение культурных ценностей других народов и глубокое понимание собственного духовного корня.
Руководство создает образ культуры, представленный текстово-знаковой языке, разнообразными формами взаимообогащения культур. Материал изложен таким образом, чтобы культурно-исторические модели разных эпох с их художественными и завитых волос-стилевыми предпочтениями, внутренними функциональными структурами, динамикой изменения культурных ценностей и общественных приоритетов сохраняли свою целостность и одновременно - уникальность и неповторимость. Пособие состоит из двух частей: "Основ теории культуры" и "Генезиса культуры" - истории украинской и зарубежной культуры. Он включает тематические модули, представленные в действующем государственном образовательном стандарте с "Культурологии". К каждой теме представлен соответствующий список литературы, перечень вопросов для самоконтроля знаний, а в конце пособия - предметный указатель. Во время анализа художественных достижений культуры использованы преимущественно достопримечательности национальных музейных фондов Украины и самые типичные образцы украинского зодчества.



Назад