Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Культурология как наука и учебная дисциплина


Термин "культурология" предложил в 1909 г. немецкий философ и физик В. Освальд. Ученый не только показал разницу между культурологией и социологией, но и использовал термин "культурология" для описания специфических явлений, которыми являются культура как феномен сугубо человеческой деятельности. В. Освальд фактически определил место культурологии в системе других наук.
В 1939 г. американский философ Лесли Уайт (1900-1975) независимо от В. Освальда вернулся к толкованию термина "культурология", вводя его в контекст антропологических исследований о культуре. Его труд "Наука о культуре" (1949) способствовала выделению культурологии в отдельное направление исследований, поставила вопрос о необходимости определить предмет культурологии как науки и положила начало целостный подход к изучению культурных явлений.
Однако в западноевропейской научной традиции культурология в понимании целостного восприятия культуры не утвердилась. Преимущественно феномен культуры рассматривался с социально-этнографических позиций. Поэтому ведущими науками о культуре в Европе и Америке стали социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, историческая культурология, семиотика и посткультурна лингвистика (постмодернизм). В частности, широкое распространение в западной культурологии приобрела культурная антропологія. ее называют еще этнической или етнологічною культурологией. Она изучает традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапіталістичних обществ и так называемых "архаических" народов. В последние годы значительное распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические методы исследования.
В России же термин "культурология" закрепился. Там культурология как наука выделилась в отдельное направление, который соединил культурно-исторический, филологический, просветительский и идеологический аспекты культуры, философии, мифологии, этнографии, психологии, художественную практику.
Украинская культурология - достаточно молодая отрасль гуманитарного знания, она начала активно развиваться в последнее десятилетие. Длительное время культурология вынуждена была существовать в пределах советской идеологической традиции, развивая культурно-исторический направление. Через общественно-политические обстоятельства даже история украинской культуры приобрела черты схематизму, доктринерства, идеологизированности, значительно отстав от научных достижений западноевропейской культурологической мысли. Прежде всего негативным следствием предыдущей эпохи стало отсутствие собственных оригинальных новаторских культурологических концепций. Однако в настоящее время отечественная культурология выходит из кризисного состояния, развиваясь путем синтезированного изучения проблем культуры, интегрируя знания различных наук в целостную систему.
В украинской культурологии можно выделить несколько направлений исследования. Прежде всего - это традиционная историческая культурологическая школа. ее главная задача - дать конкретные знания о тот или иной тип культуры. Предмет истории культуры охватывает мировую, национальную или региональную культуры или определенную культурно-историческую эпоху, например Средневековье, Возрождение и пр. Эта школа пытается не столько объяснить, сколько выявить и описать факты, события и достижения культуры, выделяя в ней достопримечательности, имена авторов и создателей. К исторической культурологии тесно примыкает лингвистическая культурология, которая изучает культуру через призму языка и литературы.
Второе направление - это философия культуры. Она является общей теорией культуры, поэтому ее задача заключается в осмыслении и объяснении культуры через ее общие и наиболее существенные черты. Философия культуры исследует сущность культуры, ее отличия от природы, соотношение с цивилизацией и другими явлениями. Предметом ее изучения являются структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества. Философия культуры направлена на выявление ведущих тенденций в эволюции культуры, на раскрытие причин ее расцвета и кризисных явлений и т.п.
Третьим направлением является социология культуры. Она исследует функционирование культуры или в целом, или имеющиеся в ней субкультуры - массовую и элитарную, городскую и сельскую, женскую и молодежную и т.д. ее интересуют сдвиги и изменения, происходящие в культуре, их динамика, реакция на эти изменения тех или иных слоев общества и общественных институтов.
К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Она изучает личностное отношение к культуре, своеобразие духовного насыщения человека в рамках определенного культурного пространства. На основе социально-психологических исследований психология культуры выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного социума.
Итак, культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модель человеческого бытия. Культурология является эмпирической наукой, что анализирует конкретно-исторические явления культуры и обнаруживает универсальные закономерности зарождения, функционирования и изменения культурных феноменов.
Поскольку культурология базируется на стыке многих наук, спектр методов и принципов, применяемых к ней культурных объектов, достаточно широк: от общенаучных к сугубо специфических подходов. Диахронный метод требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. Синхронный предусматривает всестороннее сравнительное исследование в одном выбранном промежутка времени без обращения к исторической ретро - либо перспективы. Сравнительный метод применяется в культурологических исследованиях двух или нескольких национальных культур. Он также предусматривает выявление общих и особых закономерностей, тенденций развития, сферы взаимных влияний, а затем устанавливает уровень своеобразия или родства культур. Сущность типологического метода заключается в анализе культурных явлений от абстрактного к конкретному и выявлении на этом основании типологической близости историко-культурных процессов.
Среди специфических методов наиболее распространенным является археологический, который на основании анализа материальных предметов, добытых во время раскопок, дает ученому возможность сделать выводы об общем состоянии культуры. Семиотический метод, основанный на учении о знаках, дает возможность изучить знаковую систему (структуру или текст) любого артефакта. Психологический метод ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов. Этот метод очень важен для исследования особенностей национальных культур. Биографический метод в основном применяется в литературоведении как толкование литературы через отражение биографии и личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш. О. Сент-Бев. В научном литературоведении - это один из важных принципов исследования. Его особенности заключаются в работе с текстами. Но и его абсолютизация может привести к нивелированию роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции.
Особое место принадлежит цивилизационном подходе. Его сущность заключается в осмыслении истории развития человечества через интегрированные отрасли специализированных гуманитарных и естественнонаучных знаний в контексте культурной эпохи. В нем нашли сконцентрирован вид все названные подходы к изучению культурно-исторических явлений.
В 2003 г. "Культурологию" введен как базовую учебную дисциплину в перечень обязательных предметов, изучаемых в высших учебных заведениях Украины. Положительным является то, что она стала логическим продолжением учебного предмета "Украинская и зарубежная культура", с преподавание которого накоплен значительный опыт. В отличие от предыдущего курса, который ограничивался преимущественно рамками истории культуры, "Культурология" расширяет исторический аспект культуры философскими, антропологическим, социологическими подходами к анализа, изучения и обобщения теоретических проблем курса, явлений и феноменов в культуре.
Предметом культурологии как учебной дисциплины является исторический и социальный опыт человека, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах и т.д. Изучение его содержания, структуры, динамики, технологий функционирования и механизмов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей и норм формируют научное мировоззрение, что способствует пониманию множественности путей социокультурного развития, толерантному восприятию других культур и более глубокому осознанию отечественных культурных достижений.
Важность культурологии как учебной дисциплины заключается также в том, что наряду с научными проблемами, которые составляют основу ее предмета, акцентируется внимание на общекультурном развитии личности, потребности в самообразовании, на формировании представлений об особенностях профессиональной деятельности и ее социальных и экологических последствиях. Но самое главное - это донесение до студенчества сущности культуротвірного содержания выбранной специальности, что реализуется через формирование моральных, социальных, эстетических ориентиров, необходимых для достижения личного успеха и деятельности в интересах общества. \ / Культурология, занимая важное место в блока социогуманитарных дисциплин, дает знания об окружающем мире и механизмы его функционирования через систему ценностных ориентаций, способствует самоидентификации личности и определению ней своего места в обществе. Изучение собственной культуры и других культурных феноменов способствует осознанию ценности человеческого бытия и плюрализма культурных измерений, с сравнительного анализа которых формируется устойчивая ориентация на межкультурное общение.



Назад