Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Эволюция взглядов на культуру


Культура как содержание и определенная характеристика жизнедеятельности человека и общества - явление многогранное. С одной стороны, культура выступает как феномен социального организма и его эволюции, с другой, - как научная категория, которая исследует и определяет сущность, структуру и специфику функционирования этого феномена. Как результат многогранности культуры, в современных гуманитарных областях знаний - культурологии, философии, истории, социологии и других - существует множество определений культуры, однако общим для них является то, что под культурой, в противовес „натуре" (природе), понимают все, что создал человек.
Слово "культура" происходит от латинских слов "colo", "cultio" - возделывание, "colere" - обрабатывать, выращивать, а позже - поклоняться, чествовать (культ богов, предков). К середине i в. до н.э. эти слова повязувалися именно с земледельческим трудом. Постепенно понятие "культура" распространяется на такие сферы человеческой деятельности, как воспитание, обучение, совершенствование самого человека. В письмах Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), известных под названием "Тускуланські беседы"(45 г. до н.э.), выражение "cultura animi autem philosophia est" ("однако культура духа есть философия") был направлен на необходимость духовного, умственного развития человека как фактора ее совершенствования. С тех пор слово "культура" начинает употребляться как синоним воспитанности, образованности человека, и в этом значении оно вошло во все европейские языки, в том числе и украинскую.
Однако на этом эволюция лексемы "культура" не заканчивается. В эпоху Раннего Средневековья она используется в значении аграрного производства ("agri cultura"), а относительно других сфер человеческого бытия она трансформируется в слово "cultus" (культ), которое предусматривало способность человека раскрыть свой творческий потенциал в любви к Богу. С развитием феодальных отношений, перерастанием замков и монастырей в ячейки городской культуры возникает представление о рыцарство как своеобразный культ доблести, отваги и достоинства, а также распространяется комплекс значений слова "культура", согласно которым она стала ассоциироваться с городским укладом жизни, а еще позже, в эпоху Ренессанса, - с совершенством и активизацией интеллектуального и творческого потенциала человека.
На рубеже Средних веков и Нового времени понятие культуры приобрело мировоззренчески-нравственного содержания. Это связано с большими социальными сдвигами в Западной Европе - первыми буржуазными революциями, началом промышленного переворота, утверждением новых капиталистических отношений. Немецкий ученый Самуэль Пуфендорф (1632-1694) в 1684 г. впервые употребляет слово "культура" как самостоятельный термин для обозначения духовного мира человека, который начинает осознавать себя силой, способной противостоять "натуре" (природе), а "культурная" европейская человек Нового времени наделяется качествами, которые значительно отличают ее от "естественного" человека прошлого. Перед мыслителями встают вопросы о сущности нового среды жизни, что создается человеком в противоположность природе, о его влияние на самого человека, о том, злом или благом является новый, искусственно создаваемый человеком мир.
В европейской мысли Нового времени культура рассматривалась прежде всего как феномен духовного порядка, как следствие и проявление творческой деятельности в области науки, искусства, религии, права. Материально-производственная деятельность, которая была принудительной для подавляющего большинства непосредственных производителей, понятием культуры не охватывалась, потому что не создавала надлежащих условий для творческой активности человека. А вместо этого, духовная деятельность всегда ассоциировалась со свободным интеллектуальным поиском, фантазией и вдохновением, независимым от внешних обстоятельств внутренним миром человека, что делает ее более совершенной и сильной.
Почти все просветительские концепции культуры - Шарля Монтескє (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Анна Тюрго (1722-1781), Жана Кондорсе (1743-1794) и других - базировались на идее всеобщности человеческого разума и его законов; они естественно повязали культуру с теми преимуществами и благами, которые несут человеку совершенствования и применения разума. Французские просветители считали, что "культурность", "цивилизованность" нации или страны, в противовес "дикунству" и "варварству" первобытных народов, заключаются в "разумности" общественных порядков, измеряются совокупности достижений в области науки и искусств. Однако в пределах Просвещения возникает критика существующей культуры". Жан Жак Руссо (1712-1778) противопоставляет испорченности и распущенности "культурных" европейских наций простоту и моральную чистоту народов, которые находятся на патриархальной стадии развития. Но это не следует трактовать как призыв к возвращению обратно; скорее - это призыв к тому, чтобы, исходя из знания определенных преимуществ прошлого и пороков современности, найти путь для "исправления" человека.
И все же рационалистические подходы к анализу культуры дали возможность сделать ряд принципиальных выводов: во-первых, люди и народы отличаются не наличием или отсутствием культуры, а только уровнем ее развития; во-вторых, культура имеет единственный источник и общечеловеческий характер; в-третьих, всякие культурные различия между людьми и народами - следствие специфических условий и факторов, влияющих на формирование и развитие их культур (размер территории государства, климатические условия, географическое положение и т.д.) и имеют сугубо формальный, измеримый, а не сущностный характер. В этих выводах прослеживается, по крайней мере, три важные мировоззренческие идеи: 1) идея извечной единства человеческого рода; 2) идея исторического прогресса как движения общества путем расширения знаний и самосовершенствования; 3) идея прогресса, которая связана с наследованием и накоплением человеческого опыта.
Мировоззренчески-моральные основы понимания культуры, рационалистические и натуралистические представление о природе человека пошатнули последствия Французской революции 1789-1799 гг. Осмысление коллизий новой цивилизации подтвердило истину: для совершенствования ("окультуривания") человека и общества развитие души имеет не меньшее значение, чем развитие ума.
Вполне понятно, что основа и истоки культуры следовательно угадывались немецким философом Імануїлом Кантом (1724-1804) не в самой природе человека, а в сфере ее морального существования; немецкие романтические мыслители Фридрих Шиллер (1759-1805) и брать Шлегелі - Фридрих (1772-1829) и Август (1767-1845) искали сущность культуры в области эстетической сознания человека, сочетая ее чувственно-эмоциональную и рационалистическую природу.
Попытку преодолеть противоречия в просветительских и романтических трактовках культуры сделал немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Сущность культуры, по его мнению, определяется не приближением человека к природе, не творческими фантазиями выдающихся художников, а приближением индивида к мирового целого, которое включает в себя как природу, так и общественную историю, абстрактным понятийным мышлением, то есть в форме философско-теоретической сознания. Развитие мышления как высшей духовной способности и составляет, с точки зрения Гегеля, настоящий смысл культуры. "В этом развитию всеобщности мышления, - писал он, - заключается абсолютная ценность культуры".
Основоположник еволюціоністського направления Е. Тайлор (1832-1917) рассматривал культуру как совокупность ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т.д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряда элементов, которые осложняются в процессе развития, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма к мировых религий).
Проблеме определения понятия "культура" в современной культурологии была специально посвящена книга А. Крьобера и К. Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952). В ней авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда уже вошло более 200 определений культуры. Следует заметить, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, что порой становится исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. В частности, А сами. Крьобер и К. Клакхон считали, что "культура состоит из внутренних ценностей и норм, которые проявляются внешне... за помощью символов; она возникает в результате деятельности человека, включая ее воплощения в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, прежде всего те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой, - как ее регуляторы". В данном определении культура является следствием деятельности людей; стереотипы поведения и их особенности занимают существенное место в исследовании культур.
Л. Уайт в определении культуры применял предметно-вещное толкования. Культура как целостная организация форм бытия людей, считал ученый, представляет собой класс предметов и явлений, которые зависят от способности человека к символизации. Определение культуры связаны также с образом жизни сообщества, на что указывал К. Уісслер.
Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, В. Самнер определяет культуру как совокупность приспособлений человека к ее жизненных условий". Г. Бенедикт понимает культуру как приобретенный способ поведения, что каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это поиски "терапии" в современном мире. М. Херсковиц рассматривал культуру "как сумму поведения и образа мышления, образующих данное общество".
Особое место занимают структурные определение культуры. Най-более характерно из них принадлежит Г. Лінтону: "1) культура - это, в конечном счете, не более чем организованы повторяющиеся реакции членов общества; 2) культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются в наследство членами данного общества". К структурного можно отнести также определение Дж. Хонігмана. Он считал, что культура состоит из двух типов явлений: 1) "социально стандартизированное обращения - действие, мышление, чувства"; 2) "материальная продукция...". Существуют также генетическое, функциональное определение культуры и др.
Разноплановые определение понятия "культура" можно свести к следующим основным направлениям: философского, антропологического и социологического. Они различаются сущностными признаками, методами исследования и структурными элементами, функциями, что отражено в табл. 1.

Таблица 1. Основные подходы изучения культуры

Классификационные параметры

Направления

Философский

Антропологический

Социологический

Краткое определение

Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности

Система артефактов, знаний и верования

Система ценностей и норм, что опосередкують взаимодействие людей

Существенные признаки

Универсальность/всеобщность

Символический характер

Нормативность

Типовые структурные элементы

Идеи и их материальное воплощение

Артефакты, верования, обычаи и т. д.

Ценности, нормы и значение

Главные функции

Креативная (созидания
бытие человеком или
для человека)

Адаптация и воспроизведения жизненного уклада людей

Латентность
(поддержка образца) и
социализация.

Приоритетные методы исследования

Диалектический

Эволюционный

Структурно-фукціональний

Итак, с течением времени сущность понятия культуры менялась в зависимости от содержания, что в него вкладывался. Но как бы ни отличались подходы к определению понятия "культура", практически все они сходятся в одном - это характеристика способа жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.



Назад