Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Вопросы теории содержания образования


Суперпозиция интересов личности и общества. В определении содержания образования исходят из того, что необходимым условием жизни человека является его взаимодействие с природой, а необходимым условием реализации личности является ее взаимодействие с обществом. Однако это взаимодействие имеет особый характер, поскольку инициировать ее может и личность, и общество.

Учитывая субъективную природу взаимодействующих элементов, взаимодействие, которое рассматривается, имеет характер взаимодействия интересов личности и общества. Поэтому для определения содержания образования выясним субъективные интересы личности и общества, осуществим своеобразную суперпозицию (наложения) этих интересов. При этом наилучший вариант суперпозиции будет тогда, когда между интересами субъектов взаимодействия возникнет гармония, то есть когда интересы личности полностью совпадают с интересами общества. В этом случае содержание образования определяется сути собственно интересов общества и личности.

Если возникнет ситуация, когда интересы общества и личности прямо противоположные в какой-либо сфере деятельности, то придется включать дополнительные факторы, но при этом стоит помнить, что интересы личности не менее достойны, чем интересы общества.

Поскольку и личность, и общество является одновременно субъектом и объектом взаимодействия, то необходимо отдельно рассматривать интересы личности по отношению к самой себе и интересы личности по отношению к обществу. Именно так: интересы общества в отношении личности и интересы общества в отношении самого общества.

В оценке интересов личности будем исходить из того, что ее структуру составляют функциональные механизмы психики, опыт, типологические качества. Очевидно, интересы личности и лежат в этих трех плоскостях структуры личности. Содержательный анализ каждого из названных сторон личности дает возможность определить интересы личности по отношению к самой себе и по отношению к обществу.

Разработка проблемы содержания образования происходит в двух аспектах. Первый аспект. Поскольку перед системой образования стоит стратегическая задача всестороннего гармоничного развития личности, то, очевидно, содержание образования должно быть таким, чтобы его наполнения и реализация не только способствовали, но и обеспечивали формирование всесторонне развитой личности каждого человека (каждого школьника). Реализация этого аспекта связана с анализом структуры личности и имеет личностный направления.

Второй аспект. Человек живет в обществе и не изолирована от него. Очевидно, ее подготовка к жизни включает прежде всего усвоение и развитие того опыта, который человечество накопило за период своего существования. Только при этом условии будет общество "обречено" на развитие, поскольку человек как участник общественного развития поставлена в такие условия, при которых не использования опыта прошлых поколений невозможно. Эти две мысли является выражением положение, которое ставит определенные требования к разработке содержания образования: это - принцип органического сочетания личного и общественного.

Тот отрыв общественного от личностного, который был запланирован обществом в недалеком прошлом, когда содержание образования определялось только общественными интересами, сегодня очень серьезно вредит движению вперед, поэтому учет данного положения имеет определяющее значение для определения путей решения проблемы содержания образования. В контексте этого принципа мы и будем анализировать данную проблему.

Рассмотрим сначала, что такое личность и какова ее структура. Как пишут исследователи проблемы личности, современная наука все полнее охватывает различные отношения и связи человека с миром. В системе тех или иных связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как природный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном подвижности.

Разные авторы, давая определение личности, отмечают, что это человек - сознательная, разумное существо, которое владеет языком и способностью к трудовой деятельности. Вне обществом личности нет, поскольку каждый человек формируется как личность только в обществе, в коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Личность - это человек как носитель сознания. Личность - это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Личность - продукт общественного развития, субъект общественных отношений, не изолированной, не самой по себе человека, а лишь как часть социального коллектива. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность является целостностью.

Применяя системный подход к анализу феномена личности, приходим к выводу, если человека как продукт биологического развития рассматривать как биологическую систему, то необходимо признать, что эта система находится в определенных связях с ее окружением - обществом. Из этого видно, что личность - это интегративная системная качество системы - биологического существа - человека, поставленных в условия социального развития. Это результат сложного взаимодействия внутренних (биологических) и внешних (общественных) связей.

Над проблемой структуры личности работает и работало много ученых. Обобщающая модель структуры включает в себя три группы компонентов.

Первая группа - функциональные механизмы психики, к нему относятся механизмы восприятия информации (сенсорные механизмы), механизмы мышления, осуществляющих переработку информации; механизмы памяти; механизмы психомоторики; механизмы, которые обеспечивают управления психическими процессами и поведением человека, включая механизмы эмоций, внимания, воли и др.

Вторая группа структуры личности - опыт личности, он включает знания, умения, навыки, направленность личности, познавательные, эстетические и другие ее качества.

Третья группа структуры включает характер, темперамент, способности, онтогенетические особенности развития.

Находясь под влиянием общественных отношений, человек как биологический индивид взаимодействует с обществом, то есть с теми институтами, которые определяют характер общества, и с другими людьми, которые являются носителями общественных отношений. Однако характер этого взаимодействия особый. Эта особенность обусловлена в первую очередь тем, что взаимодействующие объекты (человек и общество) сами могут инициировать взаимодействие. Следовательно, рассматривая факт взаимодействия общества и человека, мы должны принять во внимание, что инициировать влияние (взаимодействие) может не только общество. Инициировать взаимодействие может и сам человек.

Таким образом, личность является не только продуктом общественного влияния, не только результатом биологического созревания, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в т.ч. и. с обществом.

Если взаимодействие инициирует общество в лице общественных институтов, оно, конечно, задает цель, содержание и формы этого взаимодействия, которые вытекают из природы и истории самого общества, с его интересов, его тактических и стратегических планов. Поскольку человек живет в обществе, она вынуждена воспринимать это влияние, переносить его на себя, определенным образом действовать, принимать его или отбрасывать, приспосабливаться, активно содействовать или активно противодействовать или просто способствовать, или просто пренебрегать. Но если влияние инициирует сам человек, то ее инициатива имеет только индивидуальную окраску, она действует в своих интересах, в интересах собственного "Я", в интересах развития всех структурных элементов личности. Здесь возможны следующие моменты: интересы личности и интересы общества совпадают; эти интересы прямо противоположны.

Без сомнения, гармония будет тогда, когда интересы общества и личности совпадают и когда инициированные воздействия идут навстречу друг другу и накладываются. Очевидно, содержание образования является основой, на которой строится взаимодействие. Какие интересы общества относительно отдельного члена общества? Освоить предыдущий опыт и подготовить такую личность, которая бы развивала этот опыт, двигала прогресс общества. Итак, освоением опыта предыдущего этапа общества является движение, развитие, прогресс общества.

Выясним суть опыта, его составляющих. Понятно, что общество по каждому індивідума должно сформулировать минимум требований, своеобразный стандарт, который был бы основой для получения профессии, для продолжения обучения. Обществу нужны физически здоровые, умственно развитые и духовно богатые человеческие личности.

Какие интересы общества в отношении каждой конкретной личности? Это зависит от природы самого общества. Общество исходит из того, что те, кто сейчас учится в школе, через 10-15 лет будут вести активную общественную жизнь, и общество хочет, чтобы отдача от них была как можно больше. Можно сделать вывод, что общество задает такую цель, которая вытекает из необходимости подготовки молодого поколения к жизни через 10-15 лет. Но конкретное общество развивается не обособленно от других, оно привлечено к мирового общественного процесса. То есть необходимо еще учесть тенденции развития общества в мировом масштабе.

Таким образом, на содержание образования влияют такие факторы: природа и характер общества; необходимость подготовки к жизни детей, которые будут активно работать через 10-15 лет; тенденции мирового культурного и научного развития.

Какие же интересы человека относительно самой себя? Если вести речь о содержании образования одного человека, то будем иметь один результат, а если все общество, то нужно на первый план поставить вопрос о всеобщность образования. Следовательно, личность является не только продуктом общественного влияния, не только результатом биологического созревания, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в т.ч. с обществом.

Интересы личности по отношению к самой себе и пути их учета

Структурный элемент личности

Содержание структурного элемента

Интересы личности

Пути учета интересов личности

1

Механизмы восприятия

Развить органы ощущений, выработать умение организовывать перцептивное деятельность, создавать образы восприятия

В процессе обучения создавать условия для активной сенсорно-перцептивной деятельности, для работы различных органов чувств, для создания образов восприятия

2

Язык

Научиться правильно, четко и понятно выражать свое мнение вслух и письменно, вести общение на родном языке, обладать большим словарным запасом

Вести школьный курс обучения на родном языке, ввести целую систему граматико-языковой подготовки учащихся на весь период их обучения в школе. Создавать различные формы общения, изучать языки других народов, мировые языки

3

Мышление

Выработать умение осу-ваты анализ, синтез, абстракт-ции, сравнение и т.д. Сформировать культуру умственного труда. Развить образное, логическое и диалектического мышления. Развить индивидуальные особенности мышления

Ввести науки, которые в наибольшей степени способствуют развитию мышления. При изучении всех других наук в наибольшей степени использовать возможности их содержания для развития мышления. Максимально обогатить розвивальне обучения. Развивать пространственное и творческое воображение каждого ученика

4

Память

Развить память механическую и смысловое, произвольную и непроизвольную, овладеть мнемонічними способами запоминания. Увеличивать объем памяти, усвоить закономерности памяти

В содержании обучения в соответствии с возрастом учащихся выделять то, что обязательно должен быть воспроизведен, изучать способ легкого запоминания и воспроизведения

5

Психомоторика (сенсо-моторика)

 

 

6

Подсистема управления «Я»

Научиться видеть свою ближнюю цель, определять направление самопродвижения.

Формирование умений самообразования, самооценки, саморазвития, самосовершенствования.

 

Определим далее интересы общества в отношении самого общества и в отношении каждого члена общества и пути их учета

 Таблица 6.2.

 

Интересы 

Пути учета 

Заинтересованность в общественной направленности поведения членов общества

Изучение в школе обществознанию, моральных норм поведения, организация морально-правового тренинга

Воспитание у членов общества разнообразных отношений (к труду, к бережливости к исполнению обязанностей, к другим людям, к себе) и качеств (коллективность, честность, справедливость, скромность, общительность, дружба, совесть, честность и т. п.)

Процесс образования наполнять информацией о сути отношений и организовать соответствующий практический тренинг, в ходе обучения и воспитания заставить работать соответствующие идеалы

Общество заинтересовано в том, чтобы в нем действовали принципы добра и справедливости, общечеловеческие ценности

В ходе образования принципы добра и справедливости, общечеловеческие ценности должны получить свое практическое воплощение (как на уровне знаний, так и на уровне практического использования)

Обществу важно, чтобы каждый его член умел жить и работать в коллективе

Жизнедеятельность школьников должна быть организована в форме коллектива

Каждый член общества должен быть психологически готовым к труду, к выбору или профессии, должен обладать загальнотрудовими навыками и умениями

Должна действовать система профессиональной орієнта-ции, весь процесс обучения и воспитания должен быть построен на непосредственном участии каждого школьника в умственном и физическом труде, на его участия в продуктивной работе. Объекты труда должны носить продуктивный характер

Обществу нужны физически здоровые, морально и духовно богатые.

Содержание и процесс образования должны способствовать укреплению здоровья школьников и расширение и обогащение моральных и духовных ценностей

В интересах общества каждый член имеет работать над самообразованием и самосовершенствованием

В организации процесса образования должна быть значительной доля самообразования и самосовершенствования

Обществу важно, чтобы каждый член общества освоил тот опыт, который он способен освоить и который позволит ему занять видное место в обществе, чтобы получить от него максимальную отдачу

Изучение основ наук и учебных дисциплин объективной и аспектної формы выражения опыта

Общество должно обеспечивать не только освоение, сохранение и передачу опыта, но и развитие

Содержание и процесс обучения и воспитания должны способствовать накоплению индивидуального опыта творческой деятельности учащихся. Введение дисциплин, которые бы раскрывали методологию творчества

Если Япония ставит целью создать такие условия, при которых каждый человек, которая переступила порог школы, должна получить высшее образование, то здесь подход к тому, что изучать, один. Если мы находимся на уровне стран, которые развиваются, то решение этого вопроса будет совсем другим.

Исследованиями установлено, что чем выше уровень образования работников, тем выше при одних и тех же разряде и стаже выполнения норм выработки и результаты труда. В условиях рыночной экономики, очевидно, уровень общего образования членов общества является необходимым условием успеха.

Анализ структуры личности, ее составляющих компонентов ведет к появлению перечень тех направлений и путей, через которые возможно изменение структурных элементов личности и всей личности в целом. К ним относятся: воспитание направленности личности, умственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, воспитание коммуникативности, физическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание духовных начал, развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей. Воспитание направленности имеет целью сформировать объективное отношение человека к субъективных ценностей. В воспитании направленности личности главным является воспитание ее отношение к людям, к общественных институтов. Это отношение выражается в ее убеждениях, в морали и нравственности, в ее взглядах. Базой для воспитания направленности могут быть все учебные предметы.

Задачи физического воспитания сводятся, в первую очередь, к укреплению здоровья школьников, их физического развития. С помощью тренировок и физических упражнений можно стимулировать физическое развитие человека и укреплять ее здоровье. Поэтому такой учебный предмет, как физическая культура, является обязательным в школьной практике. Это доказано многовековой школьной практикой. Но физическое воспитание представлено не только самостоятельной учебной дисциплиной, оно входит во все другие учебные предметы в качестве их неотъемлемого компонента. Дело в том, что учение - это деятельность, в т.ч. и физическое. К тому же общеобразовательная подготовка происходит в период интенсивного развития организма ребенка. Поэтому учебный процесс надо организовать так, чтобы он способствовал физическому развитию детей.

Кроме того, в систему физического воспитания входят и другие базовые компоненты общего образования: трудовое, эстетическое, умственное воспитание, воспитание направленности и коммуникативности.

Умственное воспитание заключается в развитии познавательных сил и способностей школьников, их творческого разума, в вооружении школьников определенным объемом систематических знаний, в формировании научного мировоззрения, в развитии познавательных интересов и потребностей, в формировании культуры умственного труда. Понятно, что в решении этой задачи принимают участие все предметы, которые охватывают всю окружающую человека реальность, в т.ч. и человека как целостный объект. Одно слово, умственное воспитание реализуется в процессе изучения основ наук.

Эстетическое воспитание предусматривает развитие эмоционально-чувственной сферы человека. В школе на это направлено изучение определенного цикла учебных предметов: литературы, музыки и пения, изобразительного искусства.

Основу коммуникативной деятельности составляет речь. Поэтому изучение родного языка и иностранных языков - необходимый элемент содержания общего образования.

Не продолжая дальнейшего анализа всех других базовых компонентов общего образования, сформулируем такой вывод: между структурой опыта личности и структуре содержания образования существует определенная связь, определенная соответствие; содержание общего образования делится на группы учебных предметов, которые по своей доминантной направленностью соответствуют каждому из компонентов опыта личности:

  • умственное воспитание - основы наук;
  • воспитание направленности - предметы социального цикла;
  • эстетическое воспитание - предметы эстетического цикла;
  • воспитание коммуникативности - предметы языкового цикла;
  • трудовое воспитание - трудовое обучение;
  • физическое воспитание - физкультура.

Еще раз заметим, что формирование каждого компонента опыта личности осуществляется не только в циклах учебных предметов, выделенных на основе доминирующей признаки, но и во всех других учебных дисциплинах

Итог. В основу подхода определения содержания образования возложена суперпозицию (наложения) интересов общества и интересов личности по необходимого условия - гармонизации этих интересов. Между структурой опыта личности и структуре содержания образования существует соответствие.



Назад