Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Сущность культуры, ее структура, функции и характерные признаки


Широкий спектр взглядов на сущность и содержание культуры не столько облегчает возможность дать этому явлению унифицированное определение, сколько усложняет эту задачу. Разнообразие точек зрения относительно определения культуры характерно и для современной культурологии. Представители всех ее направлений разделяют мнение о том, что культура предстает как созданная человеком "вторая природа", надстроена над первоначальной, как в определенной степени отдельный мир, созданный человеком дополнительно к миру природы, которая существует объективно. То есть среди ученых не возникает никакого сомнения относительно объекта культуры, которым выступает природа (та, что дана нам космосом и Богом), и ее субъекта - человека, который в результате собственной осмысленной деятельности, "обрабатывая" окружающий мир, создает ценностный мир культуры, то есть "вторую природу". Разногласия возникают при определении предмета культура, который рассматривается под разным углом зрения представителями различных теорий и методик в исследовании этого феномена.
Не прибегая к сильных и слабых сторон каждой из них, отметим, что анализ взглядов на культуру и современные интерпретации ее дают возможность для некоторых обобщений. Во-первых, культура представляет собой "вторую природу", созданную человеком, поэтому она не может выступать по человечества как нечто внешнее. Там, где есть общество, которое возникло и существует на почве загальнокорисної деятельности, там есть и культура. Во-вторых, культура выступает как система материальных и духовных, или идеальных ценностей. Ценность - это то, что имеет смысл для человека, поэтому культура - это мир, наполненный смыслом человеческого бытия. В-третьих, культура через осмысленную деятельность человека определяет меру человеческого в самом человеке и обществе. Ведь человек - это творение природы и может быть объектом культуры (процесс воспитания, обучения и т.п.). Однако наши человеческие качества является следствием усвоения социокультурных ценностей от предыдущих поколений, и только в процессе овладения этими ценностями человек превращается из психически-биологического в социокультурную существо (усвоение языка, традиций, знаний, навыков трудовой деятельности и т.д.). Таким образом, культура всегда является проявлением определенного уровня развития человека, а сам человек как субъект и носитель культуры формируется в процессе культурно-творческой деятельности. В этом и заключается диалектическая связь между природой как необходимым условием существования человека, самим человеком и культурой как специфической формой существования человека в природе.
Культура - это не просто одна из специфических сфер жизни общества. Она представляет собой человеческий способ бытия, что определяет весь спектр практической и духовной деятельности человечества, его отношение к окружающему миру и определение своего места и роли в нем. Понять сущность культуры можно лишь через призму продуктивной деятельности человека, общества, всего человечества: создавая материальные потребности своего существования, человек, сначала и не осознавая этого, а потом вполне сознательно раскрывала свой духовный мир, то есть способности и умения, знания и мировоззрение, социальные чувства и национальный характер.
Каждый человек овладевает теми культурными ценностями, которые были созданы ее предшественниками. Однако не всегда все эти ценности доступны или интересные для каждого конкретного человека. Скажем, не каждый может увидеть в оригинале картину Леонардо да Винчи "Джоконда", которая находится в Париже, в Лувре, или услышать "живое" исполнительное искусство выдающихся мастеров современности через недоступность приобретение билетов на их выступления. Так же можно говорить о преимуществах одних культурных ценностей относительно других. Например, кто предпочитает классическую музыку, а кто - современной эстраде, рок-музыке и т.п., хотя современная высококультурный человек должен понимать суть и жизненное значение каждой культурной ценности.
Каждый человек делает свой вклад в культуру общества, поскольку результаты ЕЕ трудовой деятельности имеют культурное значение. Именно деятельный подход к определению культуры как целостного социального явления позволяет включить в сферу культуры все виды человеческой деятельности: материальную и духовную. Этот подход дает возможность сформулировать сущность феномена культуры в наиболее обобщенном определении. Следовательно, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданная в результате целенаправленной деятельности человечества на протяжении его истории, а также взємовідносини, сложившиеся в процессе потребления, воспроизведение этих ценностей и их распределения и обмена. Такое специализированное, академическое определение культуры не исключает возможности трактовать ее в более широком смысле, когда под культурой понимаем "культурные черты" человека - разум и чувства, язык и общение, эстетические вкусы и нормы поведения и т.п.
Особенность культуры именно в том и заключается, что некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), которые разделяют все члены данной этнокультурной общности. Идеи или образы могут опредметнюватися в словах, сказаниях, в эпохе или достижениях художественной литературы и др. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к культуре означает не только материально-предметное бытие, но и идеальное, образное функционирования. Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, простейшим примером которой является особое мироощущение ли менталитет. Поэтому, рассматривая вопрос соотношения понятия культуры с исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещевой и идеально-образный.
Проблема структуризации культуры в современной науке окончательно еще не решен. Более установившейся в культурологии является концепция распределения культуры на материальную и духовную, однако ряд ученых отдельно выделяют художественно-эстетическую и политическую сферы деятельности людей. Однако такое структурирование культуры достаточно условное, потому что культура является стройной, целостной и динамической системой, и четкое выделение ее взаимообусловленных частей практически невозможно. Но структурный подход к анализу культуры дает возможность раскрыть специфику каждой ее части и показать ее роль в развитии общества, прогресс человеческой цивилизации.
Ученые разработали критерий для выделения основных сфер общественной жизни людей, что включает: типы деятельности людей; общественные потребности, на удовлетворение которых направлена деятельность; общественные отношения как форму деятельности социальных субъектов; соответствующие формы культуры, которые составляют ее структуру в целом, а также ту или иную сферу деятельности. Если социальное явление отвечает всем требованиям данного критерия, его правомерно рассматривать как специфическую сферу жизнедеятельности людей в определенной культурной форме.
В одном случае некоторые ученые до сферы, например духовной культуры, включают все формы общественного сознания, систему воспитания и образования, средства массовой информации и пропаганды, систему учреждений культуры и т.д., в противном к названных форм относят также науку, искусство, право, мораль и т.д. Ряд ученых, скажем, к материальной культуры относят народные промыслы, строение жилища и средства передвижения, питание и одежда, систему праздников и обрядов, традиции и обычаи и т.д. Такое отношение к материальной сферы этих форм культуры скорее свидетельствует об их етнонаціональну специфику, чем о полную принадлежность к соответствующей области культурного производства. Ведь в культурных произведениях каждой из названных форм сконцентрированы и отображении знания и опыт людей, их этические принципы и эстетические вкусы, стремление к усовершенствованию своего духовного мира и наполнение его реальным содержанием. Поэтому все формы культуры, с одной стороны, содержат в себе духовное начало, которое свидетельствуют о внутреннее содержание культуры и ее органическую сущность, а с другой, эти формы данные нам в опосредованном предметной форме.
Культура имеет собственные уровни и законы развития и функционирования, которые обусловлены ее социальным характером. Создавая новые культурные произведения в процессе практической или теоретической деятельности, материального или духовного производства, люди усваивают знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, а затем передают его своим потомкам. Законом развития культуры является ее наследственность, а законом функционирования - усвоение и сохранения социокультурного опыта и передачи его следующим поколениям.
Градация уровней культуры также условная, поскольку обусловлены внутренние связи между ними. Так, современная культурология выделяет традиционный и новаторский уровне любой культуры, подчеркивая, что именно благодаря единству прерывающегося и непрерывного можно выделять в культуре определенные этапы и периоды ее развития, даже целые эпохи и цивилизации.
Общество производит разнообразные формы и способы передачи культурных ценностей - воспитанием, обучением, образованием, языком, традициями и обычаями, лучшие образцы которых подражают или копируются. Такие способы называются традиционными формами ретрансляции культуры. В ходе истории происходит не только овладение приобретенным опытом, но и дальнейшее развитие и совершенствование культуры, когда создаются новые ценности, меняются традиционные формы передачи и усвоения культуры. Особенно это заметно в переходные периоды истории человечества, когда новаторские методы создания новых социокультурных ценностей сопровождаются не только пренебрежением, но и отрицанием культурных достижений прошлых периодов.
Наиболее обобщенно в науке выделяют уровне культуры за специализированными аспектами ее функционирования: профессиональным (высокая, или элитарная, культура), утилитарным (массовая, или низкая, культура) и непрофессиональным (народная, или бытовая, культура). Если элитарная и особенно бытовая культуры имеют прямую направленность относительно сохранения духовности и оперируют для этого традиционными средствами, то массовая культура опирается преимущественно на новаторские возможности современной цивилизации.
Возможно разделение культуры за организационными формами ее существования и функционирования, к которым, прежде всего, относятся государство, церковь, школа, семья и т.д. Культуротвірний смысл их сводится к воспитанию человека, формирование всесторонне развитой личности и гражданина, продвижения общества по пути свободы, демократии, социального прогресса, хотя в истории известны примеры, когда эти институты были орудием порабощения, подавление свободы, тормозили общественное развитие.
В зависимости от того, что берется за основу при определении специфики проявления ценностей и норм - отдельный человек, группа людей или общество вообще,-в структуре культуры выделяют ее особистіший, коллективный и общественном уровне. К личностному уровню относятся знания, убеждения, мировоззрение и т.п.
Коллективные ценности могут охватывать духовные и праткичні приоритеты в сфере политики, религии, художественно-образной деятельности и т.п. В свою очередь, внутренний мир человека должен быть наполнен глубиной восприятия исторического времени и пространства, проникнутый толерантностью к человечества. Потеря этих качеств всегда приводила к страшных катаклизмов как отдельных людей, так и целых народов. Диалектическая связь в функционировании всех этих уровней является залогом формирования высококультурной личности, ее полной гармонии с окружающим миром.
Вышеупомянутый характер культуры как общественно-исторического явления предопределяет ее полифункциональность. Среди многих функций, которые осуществляет культура, можно выделить несколько наиболее существенных.
Познавательная функция культуры фиксирует достижения человечества в каждую общественно-историческую эпоху. Через культуру, которая объединяет в органическую целостность естественные, технические и гуманитарные знания, человек понимает целостную картину мира, осознает свое место и значение в нем.
Например, негативное отношение к готического искусства в период взлета Ренессанса в Италии, возражения классического искусства и литературы в начале XX в. в России.
Информативно-трансляційна функция выполняет важную роль в передаче социокультурного опыта как от предыдущих поколений потомков (по историческим вертикали", так и в обмене духовными ценностями между народами (по историческим "горизонтали"). Она дает возможность осуществлять культурный обмен между своими сущностными силами, неодинаковыми как внутри одного поколения, так и между поколениями. Важное значение этой функции заключается в том, что культура через память и ее воплощение в общественной практике обеспечивает передачу в конкретных предметных формах социокультурной преемственности человечества.
С предыдущей функцией тесно связаны коммуникативная и интегративная функции культуры. Суть коммуникативной функции культуры заключается в передаче исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формировании на этой основе различных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культура выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая сохраняет предыдущий опыт в языке, понятиях, обрядах, традициях, обычаях, средствах производства, научных формулах и т.д. При этом одни символические формы имеют ярко выраженный общечеловеческое содержание, другие - национальный, региональный или конфессиональный. Однако именно эта функция культуры выполняет роль собирателя этнических сил и основателя народности и нации, обеспечивая живую связь поколений и закладывая фундамент для становления и рост духовного потенциала каждой нации.
Интегративная функция заключается в способности культуры объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной, возрастной, профессиональной, религиозной или иной принадлежности в определенные социальные общности, а народы в мировую цивилизацию. Однако, как на уровне культурных типов, так и отдельных культурных направлений в современном мире имеет место тенденция не только к сближению культур, которое происходит на основании типовой или функциональной родства, но и обратный процесс-взаємовідштовхування.
Регулятивная, или нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений, духовными ориентирами на каждом этапе исторического развития. Нормы в форме обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей к требованиям жизни в определенном историческом вимірі1.
Нормы культуры в их внешнем выражении проявляются через символику, характерным примером которой выступают правила этикета (нормы и правила поведения). Однако нельзя отождествлять подобные правила с регулятивными возможностями культуры. О степени усвоения норм культуры мы судим по реальным поведением человека в различных жизненных ситуациях - на производстве, в общественных местах, товарищеском окружении, быту. Кроме того, мы говорим о культуре поведения в более узком смысле, имея в виду нормативные требования к бытового общения людей.
Существуют ценности, которые определяют культурные нормы каждой эпохи: если, скажем, для эпохи Ренессанса ценностью была универсализация лица, то для индустриальной эпохи - ее узкая специализация. Сама ценность может быть универсальной, но наполненной различным содержанием в каждую конкретно-историческую эпоху. Например, такая ценность, как "демократия" - в античной Греции выражалась совсем в других культурных нормах, чем, скажем, в либеральной Англии. Однако существуют вечные ценности, не ограничены историческими рамками: свобода, добро, миротворчество, благотворительность, христианские заповеди и т.д.
В роли регуляторов культуры поведения человека выступают нормы морали, права, а также образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнуто обществом, но и то, что имеет статус общей требования. Образец (выше, лучше всего) - это то, что достигнуто передовыми людьми общества, наиболее приближенное к идеалу. С развитием человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом проявляется регулятивная роль образца.
Аксіологічна, или оценочная функция культуры выражает ее качественное состояние. Культура как система ценностей формирует в человеке определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек дает положительную или отрицательную оценку тем или иным предметам и явлениям и, соответственно, воспринимает их или отвергает. Из отношение человека к культурным ценностям можно судить о насыщенность или опустошенность ее духовного мира.
Особое место принадлежит воспитательной функции культуры. Культура не только адаптируется человека к природной и социальной среды, способствует ее социализации. Она выступает фактором саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Усвоив предыдущий опыт, человечество не прекращает саморазвития, а репродукує культуру, ставит перед собой новые жизненные цели для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Поэтому каждый новый этап в культурном прогрессе можно считать следующим шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.
Мировоззренческая функция культуры синтезирует в целостную и завершенную систему познавательных, эмоционально-чувственные, оценочные и волевые факторы духовного мира личности. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. В историческом плане формирования мировоззрения основывается на бытовых представлениях, мифологии, впоследствии - черпает свое содержание в религии и наконец - в научном познании, то есть на тех формах общественного сознания, которые составляют содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.
Следовательно, культура представляет собой целостную динамическую систему, которая является внутренним содержанием развития человечества. Культура проявляется в творческой деятельности человека, которая, создавая ценности, удовлетворяет свои потребности и тем самым утверждает себя в природной и социальной среде. Культуре присущи символичность, а культурным ценностям - иерархичность. Культура органическая, ее характерными признаками являются внутренний пыл и творческий импульс. Культура явление социальное, поэтому она всегда представляет духовную сферу социального организма. Рождения культуры свидетельствует о насыщении этого организма духовным содержанием, о "пору цветения" человечества. Потеря духовного в этом организме свидетельствует о "период сбора плодов", а, значит, и о надлам культуры и ее переход в цивилизацию.



Назад