Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Типология цивилизаций


Существование различных подходов к определению понятия "цивилизация" обусловлено различным содержанием, что вкладывается в его толковании. Согласно содержательного наполнения сущности цивилизаций и критериев ее оценки, определяется тип цивилизации. В жизни очень часто встречается термин "тип": типичная задача, тип передачи движения, типичная ситуация, типичная ошибка, тип характера, тип личности и др. Следовательно, тип - это то, что объединяет за общностью признаков в одну группу.
В культурологии ряд культурно-исторических объектов, связанных общностью рис, элементов, закономерностями развития, также можно типологізувати, сочетая в определенные типы. В частности, в 1958 г. в Чикаго состоялась широкая дискуссия, которая имела целью определить общие черты и признаки цивилизации. При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию, ученые были единодушны относительно таких ее важнейших характеристик: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически все признают обязательным, а необходимость других нередко ставится под сомнение. Если даже принять во внимание первые три признака, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.
Появление письменности указывает на возможность фиксировать информацию, а не хранить ее в памяти, и характеризует отделение умственного труда от физического, что позволило сосредоточить усилия отдельных групп людей на развитии искусства и различных форм позитивного знания. Города представляли собой ячейки, вокруг которых господствовали первобытные формы общественной жизни кочевых племен. Они выполняли специфические общественные функции: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесел, торговли, идеологии, идеологическим форпостом. Именно в эпоху первых цивилизаций систематизированная и централизованная идеологическая сфера стала поистине огромной силой духовного влияния на массы, сформировав - геоцентричний тип общественного сознания. Это подтверждают и памятники монументальной архитектуры (огромные дворцы, пирамиды, зікурати), что свидетельствуют о мощный производственный потенциал общества, которое их создало.
Принципиальной позицией ученых советского периода было выделение формаційних типов цивилизации: древневосточных деспотий, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Такой подход отличался от взглядов многих западных ученых, которые в основном опираются на концепцию А. Тойнби, что объясняла одновременно ход развития всех человеческих культур, применяя понятие "цивилизация" к особенностям развития народов и культур различных стран и регионов.
В осмыслении цивилизации и формаційний, и локальный подходы имеют как сильные, так и слабые стороны. Преимуществом формационного подхода является вывод о том, что каждый этап цивилизации имеет свои культурно-исторические эпохи. Однако при этом не учитывалось, что в течение одной формации может изменяться духовная атмосфера в обществе и существовать несколько культурно-исторических эпох. Например, в рамках первобытного общества существовало два типа культуры: 1) культура собирательства и охоты; 2) культура раннего земледелия и скотоводства. В рамках феодальной цивилизации выделяют периоды раннего христианства, готики, ренессанса, барокко и рококо. Локальный подход, наоборот, не учитывает целостный характер развития отдельных культур в конкретно-исторический период.
При семиотическом подходе за критерий выделения культурно-исторических эпох берется развитие языка, через которую средствами своеобразной системы знаков моделируется и отражается действительность. Существуют языка преимущественно с динамическим (глагольным) изображением действительности, но есть и языка с преобладанием статистического (именного) определение понятий. Языковые и даже алфавитные различия накладывают значительный отпечаток на культуру народов в целом. Такой подход для лингвистики достаточно правомерен.
За основу типологии цивилизаций можно брать черты социально-экономической эволюции: 1) аграрно-традиционный этап развития, присущий рабовладельческом и феодальном обществам; 2) индустриальный этап эволюции связан с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов XX в. берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
По типу хозяйственной деятельности можно выделить морские и континентальные цивилизации (европейская); по типу естественно-географической среды - закрытые и открытые цивилизации, інтравертні и екстравертні. Некоторые ученые предлагают разделить все цивилизации на два типа: одна из них-техногенная, что характерна для Западной Европы, а вторая - психогенная, или традиционная, присущая восточным странам, например индийская цивилизация прошлого. Иногда к цивилизации относят материальную культуру, а во собственно культурой понимают только духовную культуру.
Существуют и другие типологии. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, национальной (французский, английский), региональной (североафриканская). Иначе смотрят на типологию цивилизаций ученые-востоковеды, которые считают, что изначально цивилизация распалась на два "древа" - Запад и Восток. Эти цивилизации имеют свои неповторимые пути развития, из которых "естественным" и "нормальным" признается восточный, а западный рассматривается как мутация, отклонения. Западная и восточная цивилизация отличаются пониманием сущности человека, природы, власти, личности и общекультурных универсалий. Однако как бы не отличались подходы к цивилизаций, они существуют параллельно во времени и вместе составляют целостность современного мира.



Назад