Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Роль культурных ориентаций в развитии общества


Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. С раннего детства каждый ребенок осваивает родной язык и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими людьми, в домашней обстановке, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной жизненной практике человек сам определяет для себя вредность или полезность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого.
Категория ценности образуется в человеческом сознании через сравнение различных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для нее важно в жизни, а что - нет, что существенно, а что несущественное, без чего она может обойтись, а без чего не может. В результате этого формируется ее ценностное отношение к миру, согласно которому все предметы и явления рассматриваются ею по критерию важности и пригодности для жизни. Формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления имеют для людей определенный смысл и значимость.
Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ним происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.п.
Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания, К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как "сложные, определенным образом сгруппированы принципы, которые придают стройность и направленность различным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем".
Ценности - это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. То есть это представление о нормах жизни общества, которые социально одобрены и приняты большинством людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат за эталон и идеал для всех людей. Такие понятия, как добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь - устоявшиеся категории человеческих отношений. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость осуждается как непристойное поведение. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей. Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены одни относительно других. Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности размещаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый вид, необходимый степень порядка и предсказуемости.
Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, которые управляют его жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.
Если рассматривать ценность как значимость чего-нибудь для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной мере значимых для всех людей. Существуют личные ценности, ценности, присущие определенной пола или возраста, ценности больших или малых групп людей, разных эпох и государств и общечеловеческие. Поэтому в науке принято культурные ценности делить на две основные группы. К первой из них относятся совокупные достижения интеллектуальной, художественной и религиозной творчества (выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные достижения ремесел, археологические и этнографические раритеты и т.д.), а ко второй - те культурные ценности, которые оправдали себя и доказали свою эффективность на практике (обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и т.п.), которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т. д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют "ядро" любой культуры и определяют ее неповторимость.
В процессе межкультурных контактов оказывается огромная разница между тем, как воспринимаются одинаковые ценности людьми разных культур. Среди них можно выделить те, которые совпадают и по характеру оценивания, и по содержанию. Такого рода ценности называются универсальными, или общечеловеческими, их универсальность обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на общих свойствах социального взаимодействия. Так, нет никакой культуры в мире, где оценивались бы как положительные убийство, ложь и воровство. В каждой культуре есть только своя предел терпимости этих явлений, но общая их оценка однозначно отрицательная.
В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер важнейшее значение имеет сфера быта, что представляет собой исторически начальную сферу возникновения и существования культурных ценностей. Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства, бытовая культура и ныне остается основной для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще с детства.
Специфика бытовой культуры заключается в том, что она производит те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурного общения. Именно быт является оберегом исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее от идеологии и религии и меняется гораздо медленнее. Поэтому именно бытовая культура гораздо более содержит в себе ценности "вечные", общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это означает, что, пользуясь именно ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры.
Ценности бытовой культуры рождаются в процессе жизненной практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому их не нужно обосновывать и доказывать, носители такой культуры воспринимают их как естественные и необходимые. Ценностей бытовой культуры оказывается вполне достаточно для привлечения человека к культуре.
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются сторонниками ценностей коллектива, а другие-индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уже затем членом социума, тогда как во многих других странах, в частности в Японии, люди сперва считают себя членом социума и только потом - индивидом. Если люди с такими различными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации недоразумение. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет награжден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-нибудь из общей массы.
Какие ценности для людей имеют важное значение и большое влияние, но которые не принимаются во внимание, зависит от типа культуры. Значительная часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как должное. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит межкультурное взаимодействие. Тогда может оказаться непонимание, растерянность, бессилие и раздражение, что вызывают чувство обиды, злости, отчуждение.
Без ценностей не обходится ни одно общество. Каждый человек может выбирать те или иные ценности: одни - сторонники коллективизма, а другие - ценностей индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для характеристики того, что является определяющим в обществе, социологи ввели термин "ценностные ориентации". Они включают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей как норму своего поведения.
Ценности представляют собой одобрены и поддержаны многими людьми убеждения в отношении целей, к которым надо стремиться. Честь и достоинство семьи-одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. Заботясь о семье, человек тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добро и все то, что высоко ценится окружающими. Руководством к своей поведения он выбрал позитивные ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией.
Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью заключается в том, что нормы - это правила поведения, а ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, обязательное и необязательное. Ценности имеют общую основу с нормами. Даже общепринятые привычки придерживаться личной гигиены (чистить зубы, гладить одежду и т. п.) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом в ранг приказов.
Приказ - это запрет или разрешение что-нибудь делать, обращение к личности или группы людей и выраженный в любой форме: устной или письменной, формальной или неформальной. Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Да, жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма; ребенок - социальная ценность, а обязанность родителей заботиться о ней - социальная норма.
Одни нормы, очевидные на уровне здравого смысла, мы выполняем не задумываясь. Другие - требуют напряжения и серьезного морального выбора. В обществе одни ценности могут вступать в противоречие с другими, хотя одни, и другие одинаково определяются как неотъемлемые нормы поведения. В конфликт вступают нормы не только одного, а различных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, который соблюдает нормы "не убий", предлагают идти на войну и убивать врагов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение одинаковым ценностям (героизма на поле боя, материальному обогащению, аскетизма и т. п.). Каждое общество устанавливает, что для него является ценностью, а что нет.
Основной функцией ценностей является регулятивная функция, а именно регулирования поведения личностей в определенных социальных условиях. Лицо, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и поведение с позиций соответствии с требованиями культуры. Соответствие жизни и деятельности человека сложившимся в обществе нормам и правилам создает в ней чувство личной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и наоборот, чувство несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний и психических отклонений.
Таким образом, человек требует постоянного контроля за степенью своей социальной зрелости. Внешний контроль за этим осуществляется институтом социальной мысли, правовыми органами и т.д. Внутренний контроль проводится самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, поскольку предусматривает последовательную коррекцию ее поведения в соответствии с указанными нормами.
Для осуществления самоконтроля по степени своей социальной целостности, лицу необходимо сопоставить себя с определенным идеалом, принятым в обществе, посмотреть на себя с позиций другого человека. Возможность занять такую позицию дает человеку зеркало. Так, глядя на себя в обычное оптическое зеркало, человек оценивает социальную полноценность своей внешности в соответствии с регламентирующими нормами. Но если социальные нормы распространяются на другие, невидимые аспекты бытия человека - на ее мысли, взгляды, в качестве таких зеркал, по мнению Б. Л. Борукова, выступают культурные институции. В таком понимании "культура в ее многогранных проявлениях выступает как гигантская система социальных зеркал, обслуживая ту или иную сферу социального бытия." Ценности выступают критериями оценки как всей жизни человека, так и отдельных ее поступков и действий.
Ценности являются также критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей будто фильтруется вся информация, которая воспринимается и перерабатываются лицом. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и ослабляет другую. Все явления и события, которые происходят в мире, человек видит в разном свете, согласно позиции, с которой она смотрит на них. В ценностях отражается весь жизненный опыт человека. Он, по мнению ученых, представляет собой "ось сознания", вокруг которой вращаются мысли и чувства человека, с точки зрения которой решаются жизненные проблемы. Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, которое определяет их направленность и уровень их социальной скерованості.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, поскольку на ее основе основывается жизненная позиция и программа создания образа будущего, перспективы развития личности и ее жизнедеятельности. Следовательно, ценности регулируют не только нынешнее состояние и определяют не только принципы жизни человека, но и ее цель, задачи, идеалы.
Привлечение личности к культуре является, прежде всего, процессом формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе освоения культуры индивид становится личностью, что дает человеку возможность жить в обществе как полноправному и полноценному его члену, взаимодействовать с другими людьми и разворачивать деятельность по созданию предметов культуры. Личность многими психологами и философами (Б. С. Братусь, Л. П. Бдева, А. Г. Мислівченко, Г. Л. Смирнов и др.) трактуется как мера социальности в человеке, когда ее социальность измеряется степенью усвоения ценностей общества, которые позволяют ей жить и действовать в качестве полноправного члена.
Влияние культуры на личность противоречивая. С одной стороны, он осуществляется как социализация через вовлечение личности в существующих в обществе ценностей, норм, знаний, а с другой, - через индивидуализацию человека, развитие ее неповторимых черт и способностей. Индивидуализация личности осуществляется путем выборочного усвоения всех накопленных обществом ценностей, ограничиваясь направленностью личности, системой тех ценностей, которые направляют человека.
В связи с ограничением индивидуального жизненного потенциала личность вынуждена строить свои цели и ценности, определять для себя их преимущества. Выбор ценностей культуры, которые должен усвоить человек, зависит от иерархичности индивидуальной системы ценностей, ее своеобразия и уникальности личности.
Следовательно, ценности - важные компоненты человеческой культуры на уровне норм и идеалов ... их существование основано на активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми. Понятие "ценности" связано с понятием "ценностная ориентация".
Ценностная ориентация выступает как детерминанта и индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют положительную оценку. Такими детерминантами могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.
Наличие ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие человеческие качества, как активность жизненной позиции, упорство в достижении цели, верность определенным традициям и идеалам, целостность, надежность; и наоборот, противоречия в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость социально значимых ценностных ориентаций личности определяет ее инфантильность, предпочтение внешних стимулов в ее поведении. Как подчеркивает Е. Фромм, большинство людей находятся между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении, в них нет самобытности и тождества себе.
Понятие "ценностные ориентации" применяют к отдельного человека или группы людей, но не до общества в целом. Для целостного анализа общества употребляют понятие "ценности культуры", "духовные ценности".
Ценностные ориентации и ценности культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения цели и защиты некоторых ценностных достижений. С помощью ценностных ориентаций и ценностей культуры в обществе формируются стандарты оценок культурных, определяется иерархия жизненных целей и выбор методов их достижения.



Назад