Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 3. Предметная структура содержания обучения


Предметная структура научного знания. Компоненты содержания образования, что обозначенные выше и определены на основе структурных элементов личности, еще не дают полного представления об этом содержание. Человек в процессе обучения усваивает знания, умения и навыки, взаимодействуя с окружающей средой. То есть, предметом изучения является вся окружающая человека действительность, к которой принадлежат природа, общество и человек. Какой подход мы выберем к структуры действительности? Отметим, что эта структура отражена в предметной структуре научного знания. В чем суть этой структуры?

Найзагальнішим подходом классификации материальных систем является разделение их на две большие группы: тела неживой природы и тела живой природы.

Изучая общую структуру научного знания, исследователи выделяют три области науки, которые отличаются своим предметом исследования. Это, во-первых, комплекс наук, которые изучают речовинно-энергетическую и антиэнтропийной линию развития материи.

Речовинно-энергетическая ряд форм организации материи является дискретным рядом материальных образований, субординаційно взаимосвязанных. Каждый следующий элемент ряда образуется из взаимосвязанных элементов предыдущего уровня, ведь главной тенденцией природы является рост степени организации организаций. Этот ряд имеет такой вид:

вселенная, метагалактика, агрегаты галактики, галактики, звездные скопления, звезды и семейства звезд, кратные звезды, системы со спутниками, метеоритные ассоциации, коллоидные и кристаллические агрегаты, неорганические минералы, камни, органические организмы, колонии, молекулярные системы (кристаллы, коллоиды, молекулы, атомы, фундаментальные частицы, кванты излучения, электроны, протоны).

Выделяют два способа отображения наукой ведущей отрасли знаний: объектный, когда отдельные элементы приведенного выше дискретного ряда всесторонне изучаются, в совокупности их свойств, и второй способ отображения - аспектний.

Одной из наук, которая представляет объектный способ отображения ведущей отрасли знаний, является химия как наука, которая всесторонне изучает строение, свойства и превращения вещества. Наукой, которая представляет аспектний способ отображения области знаний, есть физика. Именно физика исследует общие закономерности речовинно-энергетической формы движения материи, свойственные различным элементам субординаційного ряда. Хотя физика по своей предметной сферой изучения шире, чем химия, но физика не рассматривает соединения атомов.

Под космологией понимают совокупность наук, изучающих в объективном плане ряд материальных образований, начиная от планет и их спутников, и дальше - в сторону увеличения масштабов материальных объектов ряда. Космология включает в себя ряд наук: астрономии, геологии, географии, минералогии.

Физико-химический подход к исследованию реальности не подходит для исследования строения и свойств биологических и технических систем, он совершенно непригоден для исследования строения, свойств и закономерностей развития социальных систем. Биологические и технические системы имеют специальные органы, которые управляют их поведением. Здесь на первый план выходят закономерности антиентропійної (информационной) или кибернетической организации.

Относительно общественных систем физические характеристики теряют всякое значение. Следовательно, социальная форма движения материи не может быть сведена ни к биологической, ни к физической или химической формы движения.

Специфическими типами систем, которые охватывают антиэнтропийной линию развития, являются: а) биологические системы; б) человек как система, которая наделена сознанием; в) общественные системы; г) искусственно созданные системы, которые человек ставит между собой и природой.

К наук, которые изучают эти системы, относятся: кибернетика, биология, психология, обществознание, науки, изучающие технические системы.

Кибернетике ученые дают такое определение: это наука об управлении сложными системами, или: кибернетика изучает системы любого происхождения, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования.

Биология. Предметная область этой науки - живая природа. То есть биология изучает живую природу в совокупности его свойств.

Обществознание. Предметом обществоведческих наук являются общественные системы.

Антропологические науки - это комплекс наук о человеке. В этих наук принадлежат психология, языкознание, литературоведение.

Технические науки. Это науки, которые изучают искусственно созданные человеком технические системы, которые являются орудиями труда человека и одновременно следствием этой работы. К таким системам относятся простейшие орудия труда, машины, сложные технические системы.

Понятия "учебный предмет". По предметным структурой содержание обучения является не что иное, как сумма содержания всех учебных предметов, изучаемых в школе. Но что такое учебный предмет, какие учебные предметы должны изучаться в общеобразовательной школе, каким содержанием наполнить каждый конкретный учебный предмет?

Понятия "учебный предмет" значительно шире, чем понятие "основы науки", которое очень часто используется которую школьной практике, так и в педагогической теории.

Основы наук - это дидактическое понятия. Под ними понимают такие знания, которые, отличаясь от знаний, зафиксированных в самой науке по глубине и объему, соответствует ему по содержанию и характеру связей между его элементами. По структуре основы наук включают основы всех современных фундаментальных теорий и некоторого комплекса знаний, которые отражают факты, законы, которые еще не оформлены в науке в теорию.

Как уже отмечалось выше, учебный предмет - понятие значительно шире, чем основы науки. Дело в том, что, согласно целей общего образования, в задачи каждого общеобразовательного курса входит формирование не только понять, но и умений и навыков, которые являются общими для всех предметов, а также умений и навыков взаимодействия человека со сферой действительности, которая изучается.

По мнению известных педагогов (И. Лернер), учебный предмет является педагогически адаптированной совокупностью знаний и умений из какой-нибудь отдельной сферы действительности и соответствующей ей деятельности усвоения и применения этих знаний и умений в процессе учебной взаимодействия. Следовательно, у него, кроме основ науки, входит содержание деятельности по усвоению собственно учебного материала данной дисциплины, содержание деятельности по осмысленного восприятия учебной и воспитательной деятельности учителя, деятельность общения внутри ученического коллектива.

Такие учебные дисциплины, как музыка и пение, рисование, иностранный язык, рисование, физкультура, не являются основами наук, но они входят в перечень дисциплин, которые изучаются в школе как учебные предметы.

Учебный предмет является средством раскрытия содержания образования, а точнее, средством его реализации. Он включает в себя два вида знаний: основных, содержательных и вспомогательных, процессуальных, технологических.

Содержательные знания, которые входят в учебный предмет как его составляющая, отражают в нем основы науки, а это означает, что к ним относятся знание основ современных фундаментальных теорий, а также некоторый комплекс знаний, отражающие факты, законы, которые еще не оформлены в науке в теорию. Понятно, что минимальное содержание основ современных фундаментальных теорий должно быть таким, чтобы в содержании основ наук отразить целостную структуру теории. Включение и выбор элементов знаний, которые еще не вошли в теорию, обусловлен целями обучения и интересами науки.

Вспомогательные, процессуальные, технологические знания, которые входят в учебный предмет как неотъемлемая, его органическая составляющая - это логические, методологические, философские, историко-научные, межпредметные и оценочные знания. Эти знания являются средством усвоение основ наук, развития и воспитания учащихся. Вспомогательные знания в первую очередь нужны для определенной деятельности - деятельности усвоения и конкретного содержания. Но задача школы не сводится только к усвоение основ наук.

Первоочередное значение имеет нравственное воспитание школьников, формирование системы ценностей, научного мировоззрения и т.п.

Ведущие функции учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет многоцелевое назначение и в каждом из них есть ведущий компонент, который выполняет ведущую функцию. Такими являются предметные знания, способы деятельности, образное видение мира. С точки зрения определения ведущей функции можно выделить такие группы учебных предметов:

  • предметные знания (физика, химия, биология, география, астрономия, история);
  • способы деятельности (иностранный язык, рисование, физкультура, труд);
  • образное видение мира (музыка, рисование).

Есть предметы, ведущими функциями которых являются два компонента (математика, литература, язык). Если ведущую функцию выполняет, например, образное видение мира, то в вспомогательный блок входят и некоторые предметные знания, и определенные способы деятельности. Разница только в том, что доля основного компонента преобладает над всеми другими. Кроме того, каждый учебный предмет необходим для реализации политехнической направленности обучения, а также для формирования мировоззрения.

Очевидно, в зависимости от ведущей функции совокупности знаний и способов деятельности, организационные формы имеют разные свойства. Например, та совокупность знаний, которая является ведущим компонентом, должна быть системой знаний, тогда как совокупность вспомогательных знаний может быть представлена как комплекс, тогда основа, необходимая для построения системы, будет отличаться от основы для построения комплекса.

Если взять, для примера, тот учебный предмет, ведущим компонентом которого является способы деятельности, то есть некоторые умения и навыки, то знания оказываются в обслуживающей вспомогательной роли. Они привлекаются главным образом с целью формирования умений. Совокупность вспомогательных знаний процессуального блока состоит как бы из двух слоев: один условно можно назвать предметным, поскольку знание этого слоя принадлежат к группе научных дисциплин, второй слой - собственно вспомогательные знания, но одни и вторые призваны обеспечить оптимальное усвоение содержания основного блока [11].

Итог. Структура действительности отражена в предметной структуре научного знания. Понятия "учебный предмет" значительно шире, чем понятие "основы науки". Под основами науки понимают такие знания, которые отличаются от знаний, зафиксированных в самой науке, по глубине и объему, соответствуют им по содержанию и характеру связей. Учебный предмет - это педагогически адаптирована совокупность знаний и умений по какой-либо сферы действительности и соответствующей ей деятельности. Каждый учебный предмет имеет многоцелевое назначение и в каждом из них есть ведущий компонент, который выполняет ведущую функцию.



Назад