Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Понятие культурной идентификации


Понятие культурной идентификации связано с этапами развития этноса, системой его символически-знаковых представлений и оценок об окружающем мире и формами культурно-исторического бытия. Этнос (от греч. ethnos - племя, народ) - это культурно-духовная общность людей, родственных происхождением, языком, культурными достижениями, территорией проживания, а при определенных условиях и государственными образованиями. Довольно часто термин "этнос" сравнивают с понятиями "народ" и "нация". Народ отличается от нации не количественными показателями, а уровнем сознания, вызванной проблемами обустройства государственного устройства и объединения.
Налаживание связей в обществе, реализация творческих возможностей каждого индивида невозможна без потребности в ощущении глубинных корней. Каждый человек стремится осознать себя звеном в определенном стабильном цепи человеческого рода, который возник с древних времен.
Впервые механизм культурной идентификации было раскрыто в психологической концепции 3. Фрейда. Культурная идентификация - это самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи "принадлежности" или "общности" и акт идентификации с другими культурами является универсальным цепью, соединяющий человеческие образования. Национальная или, как теперь принято говорить, этническое сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею "корней".
Мировоззрение этнической группы формируется за помощью символов общего прошлого этноса - мифов, легенд, святынь и т.д. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса довольно динамична и подвижная. Производя свое, заимствуя нечто у соседей и аккумулируя его, народ постепенно формирует национальную культурную традицию - собственно то, что передается в наследство будущим поколениям: бытовые обычаи, обряды, национальная одежда, местную разговорный язык (диалект) и в конечном счете - фольклор, то есть народные песни и танцы, эпические произведения и т.д.
Базовая индивидуальная и групповая культурная принадлежность к этносу устанавливалась в момент рождения человека, а культурные достояния, усваиваясь в потоке жизни, не предусматривали ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности. Глубинная человеческая потребность в культурной идентификации сохранялась на протяжении всей жизни человека.
Процесс осознания каждым индивидуумом своей принадлежности к определенной этнической общности определяет этническое самоутверждения как норму, когда традиции, язык, культура, обычаи, потребности совпадают с собственными интересами и готовностью их отстаивать и претворять в жизнь; это определяет этническую идентичность, то есть восприятие себя долей этноса как целостного общественного организма. Все эти факторы играют решающую роль в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности этноса, приумножая достижения материальной и духовной культур.
Национальная культура тесно связана с религиозной. И, национальная и религиозная культуры охватывают знания, навыки, умения, которые являются ведущими в конкретном географическом регионе, а также идеи и представления, которые имеют общественную ценность. Национально-религиозная жизнь охватывает ведущие конфессии. Так, украинцы отдают предпочтение направлениям христианства: православию, католицизму, уніатству, протестантизма. Благодаря демократической волны наблюдается обращение к архаизмов в вере и верованиях, в частности к язычеству, так называемой РУН-веры, а также в таких нетрадиционных религиозных направлений, как, например, кришнаизм.
Национально-религиозная жизнь формирует национально-религиозное сознание, которое охватывает основные компоненты : культуру, язык, обычаи. Все они взаимосвязаны, однако каждый из них сохраняет относительную самостоятельность и при определенных условиях может выполнять самодостаточную функцию. В соответствии с религиозными представлениями образуются национально-религиозные традиции как формы преемственности в жизнедеятельности нации. Так, следующим поколениям передаются устоявшиеся и узаконенные традиционные и культурно-бытовые ценности: нормы поведения, обычаи, обряды, идеи, моральные установки и т.д.
Исторический взаимосвязи национального и религиозного как доминирующих в обществе элементов способствовал формированию народно-религиозных традиций, на базе которых состояло видение мира, производилась специфика уклада жизни нации на всех этапах ее развития. Итак, национально-религиозные традиции любого народа является важным элементом национальной культуры, поскольку охватывают символические и чувственно-наглядные формы, а их регуляторная функция влияет на формирование ценностной ориентации, выработки художественного вкуса, норм и правил поведения.
Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. Уже цивилизации Древнего Востока стали преодолевать замкнутость и ограниченность общинной жизни. В эпоху Возрождения творцом культуры, которая представляла собой своеобразного содержания надстройку, стала интеллигенция. Таким образом, к XVII в. в Европе уже были предпосылки для образования наций и национальных культур. В XIX в. в истории человечества появились нации - новые образования, консолидированные не только экономически и политически, но и силой человеческого духа. Нацию, в отличие от этноса, объединяет не столько кровно-родственный связь, сколько, кроме экономических и политических факторов, национальный характер и национальная психология, национальные идеалы и национальное самосознание и воля.
Современная украинская идентификация (отождествление, установление совпадения признаков) является прямым продолжением этнической и языково-фольклорной идентификации украинской нации, которая начала активно формироваться еще с середины XIX в. Это связано с тем, что украинский язык формировалась как народная, крестьянская речь. Например, для М. Грушевского понятие "крестьянство" и "украинство" были синонимами. Уважительное отношение к малороссийского фольклора породило украинофильство, а затем - идею государственной самостоятельности Украины. С самого начала украинская национальная культура и украинская национальная идентичность в том виде, в котором они сформировались в конце XIX - начале XX вв., были максимально приближены к самосознанию, менталитета народных, крестьянских масс. И это решающий момент в понимании украинской национальной идентичности. В русском языке звучит душа народа.
Украинская культурная и национальная идентификация в конце XIX в. формировалась в противовес общероссийской культурной идентификации и была с самого начала тесно связана с фольклорным слоем западно - и южнорусской культуры. Примечательно, что Г. Костомаров, который одним из первых обосновал историческую, культурную и этническую своеобразие современных украинцев, использовал как синоним понятия "південноруська" язык - украинский язык. Это в определенной степени объяснялось тем, что в официальной общественно-исторической мысли Российской империи употребление слова "украинский" было запрещено.
Украинская национальная идентификация сейчас ближе к народного почвы, поэтому она относительно легко "заземляється", входит в народную жизнь. Создается впечатление, что новая украинская идентификация состоит быстрее, чем новая российская идентификация. Новая украинская идентификация как раз потому, что украинское означает прежде всего - народное, этнографическое, носит национальный характер. В этом совпадении национального, государственного и этнического и заключается прочность новой украинской идентификации.
В современных условиях, теряя связь с контекстом своего рождения, индивид получает возможность большего выбора и самоопределения своей принадлежности. По мере нарастания современных цивилизационных преобразований много людей приобретают большую возможность в выборе культурной ориентации согласно способностью индивида найти свое место в новой социальной структуре.
Национальное сознание и национальная культура - непременные признаки духовности народа. Статус проблемы они получают в условиях "общественного нездоровья". И вполне понятно, что переломные, кризисные периоды в общественной жизни сопровождаются взрывом подобных проблем в их драматическом варианте. Этот драматизм усиливается, если общественная кризис касается всех сфер жизни: экономики, политики, морали и т.д. Ведь духовность является индикатором социальной гармонии. Вместе с тем следует думать, что национальная культура в ее основных измерениях является основой жизни социальной общности, которая называется нацией. Поэтому национальная культура выступает предметом особого внимания в кризисные периоды. Именно она является источником национального сознания и объектом обращения, системой координат национального самосознания в поисках тождества.
Наша современность определяется драматизмом обозначенных проблем. И это касается не только Украины и стран постсоветского пространства, но и сравнительно стабильных стран Западной Европы, охваченных многоаспектными процессами экономической интеграции. Ведь сохранение национальной идентичности является обратной стороной этих процессов. Итак, практической и теоретической потребностью возникает исследования проблем национального в их связи с общечеловеческим.
Неоднозначность трактовок сущности национальных феноменов порожденная их сложностью, на разнообразие и виртуальным характером. Именно это является причиной упрощенного подхода к проблемам национального: исследователи в основном прибегают либо к социологического подхода при толковании национального, или слишком психологізують эти явления. Культурологический подход, в основе которого лежит связь национальной культуры и национального сознания, дает возможность более плодотворно анализировать различные события, процессы и явления, связанные с национальным характером бытия определенного народа. Когда говорят о национальное сознание, то речь идет о достаточно однородный духовный феномен, содержанием которого является, прежде всего, определенный способ мировосприятия, корни которого следует искать в этнической традиции. Определенный стиль мышления и действия проявляются через языково-понятийные средства, а определенная система эстетических принципов, которые своеобразно отображаются нормами поведения и общения, - существующими обрядами. Национальное сознание отражает способ бытия национальной общности и в значительной мере определяет его.
Диалектика национального и общечеловеческого в культуре во все времена была сложной и противоречивой. С одной стороны, нация самоутверджується выделением себя из общечеловеческого общественности, и чем последовательнее она это делает, тем больше у нее шансов на консолидацию и признание национальной идеи двигателем общественных изменений. С другой стороны, на этом пути ее подстерегает не только гипотетическая возможность сужения своих ориентиров, культурной изоляции, но и вполне реальная опасность межнациональных конфликтов.
Этнонациональная политика независимой Украины формируется на основе Конституции Украины, Декларации о государственном суверенитете Украины, Акта провозглашения независимости Украины, Декларации прав национальностей Украины, Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине". Украинское государство, руководствуясь этими основными документами, гарантирует всем гражданам Украины, независимо от их национального происхождения, равные права в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Бесспорно, Украина как молодое государство решает эти проблемы наряду с другими. И если мы будем консолидированные как политическая нация и как гражданское общество, тогда легче будет и процесс интеграции в мировое сообщество.



Назад