Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

4. Идея равноправия культур в современном мире


Современные гуманитарные науки, в том числе и культурология, все больше направляют свои исследования в русло выявления тенденций общественного развития. В последние десятилетия мировое сообщество выдвигает культурные ориентиры, сутью которых выступают, прежде всего, общечеловеческие ценности.
Однако культурные взлеты в истории человечества (классическая Греция, древний Рим, Ренессанс, Просвещение) происходили в основном в результате провозглашение приоритета личностных ценностей. Вероятно, соотношение личностного и общечеловеческого как весомых факторов культурного развития еще ждет окончательного выяснения в культурологических исследованиях.
Культура в жизни человека играет неоднозначную роль. С одной стороны, она способствует закреплению ценнейших образцов поведения и передаче их следующим поколениям. Вздымая человека над миром природы, она создает духовный мир, способствует духовному развитию людей и налаживанию отношений между ними. Культура - цемент дома общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации или контактов с другими культурами, но и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности - нации, народности, этнической группы. Члены одной культурной группы, как правило, чувствуют понимания, доверяют и сочувствуют друг другу больше, чем стороннім. их общие чувства отражены в традициях, обычаях, языке, особенностях национального питания, одежды, жилья, промыслов, искусства и т.д.
С другой стороны, культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов как внутри групп, так и на личностном уровне. Она способна при поддержке моральных и правовых норм закрепить несправедливость, суеверие, бесчеловечную поведение. Кроме того, все, созданное в рамках культуры для покорения природы, может быть использовано для уничтожения человечества.
В исследованиях отдельных проявлений культуры с целью получить возможность снизить напряжение во взаимоотношениях человека с витвореною ней культурой, в определении места и роли специфического проявления каждой культуры и их взаимных связей и влияний ученые оперируют такими категориями как "этноцентризм" и "культурный релятивизм". Этноцентризм (от греч. ethnos - племя, народ и центр) - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей собственной этнической группы, которая рассматривается в качестве эталона (образца); понимается как преимущество собственных культурных ценностей над всеми другими. Американский социолог Уильям Саммер назвал этно-центризмом такой взгляд на общество, при котором "определенная группа считается центральной, а другие группы измеряются и соотносятся с ней"1. Эта тенденция проявляется в таких положительных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "надраса", и в отрицательных - "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство" и др.
В значительной мере этноцентризм свойственный для всех обществ, и даже патриархальные народы чувствуют превосходство собственной культуры над культурой всех других народов, которая кажется им грубым и абсурдной. Поэтому он определяется как общечеловеческая реакция, которая затрагивает все группы в обществе и почти каждого его индивида.
Группы, в которых явно присутствуют проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособные за те, что есть более терпимы к другим культур и субкультур. Этноцентризм сплачивает группу и оправдывает пожертвования и мученичество ради ее процветания и благополучия; без него невозможно обнаружить и патриотизм. Этноцентризм - необходимое условие проявления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Возможны и крайние проявления этноцентризма, например, национализм и шовинизм, при которых высказывается пренебрежение к культурам других народов. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в толерантных формах, и основной принцип его действия основан на идее преимущества собственных ценностей, хотя и допускается мысль о наличии существования лучших культурных образцов.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно: когда сравниваем себя с людьми другого возраста, пола, представителями других групп и регионов - во всех случаях, когда существуют различия в культурных образцах представителей различных социальных групп. Будь-когда мы ставим себя в центр иной культуры и объясняем ее, сравнивая с образцами собственной культурной среды.
Говоря о значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг культурных образцов, надо отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Исторический опыт показывает, что консервативный проявление этно-центризма, при котором состояние собственной культуры определяется как лучший, самый совершенный, а сама такая культура не требует никаких изменений, а тем более заимствований из других культур, может значительно замедлить и даже затормозить процессы общественного развития. Этноцентризм может также выступать в качестве инструмента, который действует против изменений внутреннего устройства общества. Так, еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалась мысль, что они, несмотря на нищету, граждане великой империи, а потому - выше другие народы.
Этноцентризм может быть искусственно усиленным в любой группе с целью противостояния другим группам в случае конфликтного взаимодействия. Уже одно упоминание об опасности, скажем, для некой группы сплачивает ее членов, повышает уровне групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями и национальностями всегда сопровождаются ростом интенсивности стноцентричної пропаганды: возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к возможных следующих лишений и жертв (показательным является противостояние сторонников футбольных клубов разных стран, континентов и даже регионов одной страны: так называемые "дерби" между "Миланом" и "Интером" в Италии, "Реалом" и "Барселоной" в Испании, "Динамо" и "Шахтером" в Украине и др.).
Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные образцы и ценности других групп только с точки зрения этноцентризма, дойти до понимания и взаимодействия будет очень трудно. Поэтому существуют подходы к другим культурам, которые смягчают действие этноцентризма и позволяют находить пути к сотрудничества и взаимообогащения культур различных групп. Одним из основных таких подходов считается культурный релятивизм - понимание другой культуры на основании анализа ее собственных образцов и ценностей. То есть для того, чтобы понять ценности и образцы другой культуры, необходимо анализировать их с точки зрения не "своей" собственной культуры, а через призму их функционирования в рамках данной "чужой" культуры, через способность связать их специфику, конкретные черты с особенностями развития этой "чужой" культуры. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение такого элемента можно рассматривать только в контексте функционирования определенной культури1. Такие элементы могут и не иметь существенных отличий, но когда они составляют целые культурные комплексы, эти различия себя обязательно обнаружат. Важно только подойти к ним не с точки зрения доминирования "своей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма. Такая, не этноцентрическая, точка зрения способствует сближению и взаимообогащению разных культур.
Следует понять основное положение культурного релятивизма, согласно которым некоторые элементы отдельной культурной системы правильные и общепринятые том, что они себя хорошо зарекомендовали именно в этой системе. Другие элементы считаются неправильными и ненужными том, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в определенной социальной группе или только в определенном обществе.
Проявление этноцентризма, как и культурного релятивизма, связанный с функционированием культурных универсалий, что существуют в каждой культуре. Социологи выделяют их более 60-ти: спорт, красота тела, труд, хореография, обычаи (например, дарить подарки), гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки (анекдоты), религиозные обряды, изготовление орудий труда, жилье, одежда, воспитания и т.д. На культурные универсалы влияют окружающую среду, особенности исторического развития и т.д. Так, для разных стран и народов могут быть характерны различные виды спорта, представления о красоте тела, элементы хореографии и т.п. Главное то, что в разных культурах в той или иной форме эти элементы культуры существуют. Даже те элементы культуры, которые можно отнести к биологических факторов ее функционирования (воспитание детей, потребность в пище и тепле, возрастные различия между людьми, запрет убийства, осуждение лжи и т.д.), універсаліями, что создают определенную местную или региональную сообщество, объединяют их в определенный культурный тип.
Однако культура не только укрепляет солидарность между людьми, она является причиной конфронтаций. Это можно проследить на примере языка - главного элемента любой национальной культуры. Национальный язык объединяет людей, возможность общаться ней способствует укреплению членов социальной общности. С другой стороны, общенациональная речь исключает тех, кто не владеет ею или говорит на этом языке несколько иначе.
В Великобритании представители различных общественных слоев и регионов принимают несколько десятков форм английского языка, которые отличаются одна от другой, - диалекты, жаргоны, сленги. Хотя все владеют английским языком, некоторые группы употребляют "более правильный" английский, чем другие. В США существует "тысяча и одна" разновидностей английского языка. В странах с развитыми экономическими, политико-правовыми отношениями общенациональная язык поддерживает сплоченность общества. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают понимание и сочувствие. В языке находят отражение знания людей о традиции, сложившиеся в обществе, а также о текущих событиях. Речь, таким образом способствует формированию чувства идентичности на уровне коллектива, сообщества.
Хотя язык является мощной объединяющей силой, в то же время она способна и разъединять людей. Группа, которая пользуется определенной языке, считает всех, кто говорит на нем, "своими", а людей, которые употребляют суржик или говорят на другом языке - "чужими". Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами, которые живут в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками преподавание на двух языках - английском и испанском - в южных штатах Америки свидетельствует, что речь может создавать острые политические проблемы.
Возникновение недоразумений в развитии культуры может быть связано с воздействием глобальных конфликтов, которые с особой силой проявились в XX ст., подтверждая ту истину, что все, созданное в рамках культуры для обуздания природы, может быть применен для уничтожения самой природы, цивилизации, всего человечества. Не прибегая к типологии конфликтов (конфликтология - отдельное направление в гуманитарных науках), попробуем определить основные причины их возникновения, связанные с развитием культуры.
Конфликты, как правило, проявляются там и тогда, где и когда: 1) не совпадает культурная ориентация определенной группы сообщества с общепринятыми, иногда и официально закрепленными, культурными ценностями (иконоборчество); 2) культурные ценности одного сообщества насаждаются другой (миссионерство, этноцентризм, ксенофобія1, колонизации и войны и т.п.); 3) в рамках определенной культуры сообщества происходит "размывание", нивелирования ценностей (эллинистическая Греция, барокко в Европе, влияние тоталитарных режимов и т.д.); 4) один уровень культуры начинает вытеснять другие уровне, а именно там, где массовая (утилитарная) культура поглощает и вытесняет культуру элитарную (высокое) и бытовую (народную).
Наиболее рациональным путем развития и восприятия культуры в обществе является сочетание черт и этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, чувствуя гордость за культуру своей группы или народа и выражая склонность к основным образцов этой культуры, в то же время поймет и другие культуры, поведение членов других групп, признает их право на существование и развитие.
Итак, в мире нет культур первостепенных и второстепенных, развитых и отсталых, прогрессивных и регрессивных. Все культуры мира равноправные, каждая из них является составной частью мирового культурного целого, созданного человечеством на протяжении длительного исторического времени.
Относительно места и роли украинской национальной культуры необходимо отметить: украинцы веками создавали собственную самобытную культуру, наследуя культурные ценности своих предков, перенимая и творчески осмысливая достояние других народов. Характерной чертой украинской культуры является ее открытость, самодостаточность, способность к творческих взлетов. Благодаря этому она на протяжении своей истории трижды смогла возродиться и сохранить дух нации, ее генетический код и жизнеспособность в условиях колониального гнета. Украинская культура, развиваясь определенное время в лоне литовской, польской, русской и других культур, оценивалась отдельными исследователями как производная и провинциальная. На ее развитие негативно влияла отсутствие собственной государственности, единой национальной политики в области культуры и т.д. В условиях колониальной зависимости сковувався творческий дух и самобытность нации, гальмувались культурные процессы. Однако они не прекращались, и даже в условиях жестких антинациональных притеснений украинцы не благодаря, а скорее вопреки этим притеснениям создавали собственную культуру. Другое дело, что через такие притеснения украинская культура не была в эпицентре мирового культурного развития. Однако даже в условиях отсутствия собственного государства она осуществляла значительный культурно-образовательное влияние на развитие культуры других славянских народов, особенно российского.
Обретения Украиной независимости, развитие самостоятельного государства, рост сознания нации и сложный процесс перехода к новому общества на рубеже эпох открывают новые горизонты развития украинской культуры. Все это обусловливает рост интереса к изучению истории в контексте развития мировой культуры.



Назад