Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Духовная жизнь человека первоначальной суток


Духовное развитие человека - неотъемлемая составляющая ее биологического формирования, производственной деятельности и общественной организации. Синкретизм духовного мира оказывался в художественной, религиозной, технической практике первобытного человека, выражая умственную, моральную, эстетическую, психическую и общественную сторону ее бытия. Одними из ранних проявлений духовного мира человека стали религиозные культы и искусство, зародыши которых относятся к раннему палеолиту. За отсутствием археологического материала сейчас трудно утверждать, какие именно формы духовной жизни - древнейшие религиозные или культурные. Еще со времен раннего палеолита человек начал проявлять отношение к животному миру, создавая первые религиозные культы зверя, прежде всего медведя. Победа над хищником обеспечивала человека не только продуктами питания, но и расширяла ареал обитания. Свидетельством животных культов есть археологические находки в пещерах Северной Осетии, Азербайджана, Франции, Швейцарии, Украины.
И, пожалуй, самым загадочным видом духовного мира человека было искусство, которое стало не только способом самовыражения, познания и окультуривание окружающей среды, но и одним из средств "очеловечивания" самого человека. Его особенность оказалась в отсутствии самостоятельных форм существования и тесной связи с хозяйственной практикой и религиозными культами. Собственно искусство служило духовной поддержкой достаточно напряженного бытия. Особенностью художественного творчества было то, что в нем синкретично сочетались музыка, танец, пантомима, вербальная и изобразительная деятельность человека.
К древнейшей деятельности человека принадлежит изобразительное искусство. Его условно разделяют на искусство малых форм, представлено небольшими по размерам изделиями эпохи позднего палеолита (скульптурой реже-барельефами, гравировкой или покраской на поверхности бивня, рога, кости, камня), и пещерное искусство. Последнее свое выражение получило в монументальном поліхромному живописи и петрогліфах - древних надписях и изображениям на стенах пещер, скалах или камни, выполненные краской, резьбой или рельефом. Основной зоной пещерного искусства стала пиренейская зона. Там известно около 120 "картинных галерей" ледниковых времен. Крупнейшими "Сікстинськими капеллами" первобытности есть росписи в пещерах Что, Труа Фрер, Альтамира, Ласко, Ла-Мадлен и др. Это искусство тематически довольно ограничено и упрощенное, бедная по формам художественного выражения, но оно проливает свет на духовное развитие человечества.
Ранним формам изобразительного искусства присущи такие черты, как сюжетность, реализм, натурализм, но с полным отсутствием эстетического начала. Тематически в искусстве доминировал направление анімалізму, то есть господство в художественном творчестве образа зверя, что предопределялось зависимостью жизнедеятельности человека от животного мира. Анімалістичне искусство ярко зафиксировало господствующее значение охоты и особенности синкретического мышления человека, что оказалось в логике охотничьей магии, анімалістичному тотемізмі, фетишизации орудий труда.
Сюжетное доминирование в искусстве анімалізму тематически объединяло пещерное искусство и искусство малых форм, частично зафиксировав ледниковую фауну. Одну сюжетную группу составляли такие промысловые животные, как бизон, мамонт, бык, северный олень и др., на которых охотились коллективно. Вторую - вымирающие в конце палеолита пещерные хищники: лев, тигр и особенно медведь, которым противостояла первобытный человек. В условиях холодного и влажного климата человек искала в отношении сухую пещеру, борьба за которую была основной исторической драмой эпохи. Третья группа, к которой относятся птицы, рептилии (змеи, черепахи) не поддается объяснению с точки зрения практики выживания первобытного человека. Чаще всего человек прибегала к таким изображениям, пытаясь с помощью фантастически-мифологических образов объяснить мир.
В искусстве позднего палеолита образ человека не получил распространения. Он был вторичным относительно анімалістичного искусства. В целом численно преобладали изображения женщины. В основном - это стилизованные скульптуры женщин - палеолитические Венеры, которые имели невыразительные черты лица, едва обозначены конечности, но значительно преувеличены признаки женщины-матери. С началом позднего палеолита образ женщины составлял антропоморфную составляющую всей концепции мира, о чем свидетельствует представление ее образа через систему знаковых признаков (схематическое изображение безголового изображение тела женщины, что было символом бесконечности жизни). Расцвет женской скульптуры пришелся на последний период позднего палеолита. Тогда сюжетная, схематизована и знаковое скульптура, а также орнаментальные и знаковые композиции (основной элемент - острый угол или треугольник) означали "большое брюхо" праматери. Идея "человека вообще" нашла воплощение в комплексных символах, которые объединяли атрибуты мужчин и женщин. Это так называемые гермафродиты, или "пластические каламбуры" первобытности.
Из эпохи первобытности берут начало религиозные верования, основой которых был анимизм (от лат. anima - душа). Его изначальная сущность заключалась в попытке наделить все явления окружающего мира, и прежде всего человека, особыми душами - животными началами, которые управляли круговорот жизни и смерти. С анімізмом связано возникновение тотемизма - веры в существование основателя рода и его покровителя и защитника: животные или растения. Однако тотем не был божеством, а лишь "другом", "родственником", на которого пытались повлиять средствами магии. Остатки тотемизма сохранились по сей день в фамилиях людей, которые соответствуют названиям тех или иных животных или растений (Воробей, Заяц, Лисица и др.).
Резвый комплекс как свидетельство иррациональной фантазии первобытного сознания человека существовал в единстве с другими религиозными культами: магией и фетишизмом. Элементом культового обряда была магия (от греч. mageia-колдовство, чародейство, волхвування). Весомое место в сознании первобытного человека принадлежало фетишизма (от фр. fetiche - идол, талисман) - культа вещей, которые первобытный человек наделяла сверхъестественными свойствами.
На грани мезолитической эпохи мощная монументальная сюжетно-анималистическая традиция предыдущих суток изменилась на схематично-знаковое и орнаментальную изобразительность, преимущественно малых форм. Доминирующими в художественной деятельности человека становятся антропоморфные темы, то есть изображение человека, внимание к ее движения, действий. Мезолітичні художники изображали многофигурные композиции, объединенные общим смыслом нередко на охотничью тематику. Такие композиции исполнялись не в пещерах, а на внешней стороне скал. На таких "картинах" воспроизводились сцены охоты, вооруженных столкновений. Мужской образ стал доминирующим в противоположность женском. Появился и первый женская одежда - "юбочки".
Эпоха неолита, что принесла качественные изменения в структуре быта человечества, отразилась в искусстве появлением древнейших астрально-космических символов. Именно в это время возросла зависимость производственной деятельности человека от правильного учета закономерностей движения небесных светил, определение прилета из теплых краев и отлета к нему птиц, времени нереста рыб, от ориентации человека в пространстве и т.д. Особое значение имел оседлый образ жизни. Привязанность к территории, создавала в сознании человека представление о упорядоченное пространство, или космос, который брал свое начало и имел своим центром поселения человека. Именно вокруг этих ориентиров (территория - пространство - человек) начала твориться мифология (от греч. Mythos - передачи, легенды) - повествование о богов, духов, легендарных героев, предков.
В мифологии органично переплетались элементы науки, религии, философии, искусства и самого бытия человека. Мифологическое мышление заполонило ее сознание, создавая искусственный мир фантастических образов. Однако миф в представлении первобытного человека выполнял функцию жизненного ориентира. В любой ситуации он помогал человеку обрести смысл бытия и душевный покой. По значению миф был конкретностью и реальностью, связывал в единое целое действительность и фантастическое воображение. Вне мифом с его героями и образами человек существовать не могла.
Миф создавал модель мира как законченную систему знаний, представлений об окружающей среде внутри данной традиции. Мифология - это особый тип мышления, который противостоял историческом и естественно-научном типам сознания. Однако мифологическое передачи вместе с генеалогическими схемами служили по часовой трансляционный механизм, который сочетал бытия нескольких поколений через созданную определенным социумом систему терминов, понятий, традиций. Миф синтезировал в/Единую неразрывную систему рассказ о прошлом и объяснения настоящего, а, возможно, и будущего. Именно в сочетании пространственно-временных параметров Вселенной и заключалась его главная задача. Образами такого космического континуума (от лат. continuum - непрерывное, сплошное) были год, небо, Мировое древо.
По первоначальной суток мифы были едва ли не главным средством познания мира, который опирался на использование определенных символов и своеобразной логики. Мифологическая модель мира в представлении первобытного человека - это прежде всего тождество макро - и микрокосмоса, природы и человека, которая находила свое выражение в объяснениях космического пространства и Земли, в бытовой сфере (построении жилья, орнаментации посуды, декорировании одежды), антропоморфізмі неживых объектов в языке (солнце всходит и заходит, падает дождь, подножия горы, ножка стола и т.п.). Элементы мифологии и до сих пор сохранились в сознании людей в форме расовых и классовых мифов, культа вождей, ритуалов массовых збіговищ.
Для мифологического сознания было характерным вироблювання бинарной системы признаков, своеобразной матрицы, которая была универсальным семантическим средством (семантика - от греч. semantikos - обозначения; содержательная сторона языка, отдельных слов или их частей) и включала 10-20 пар противоположных друг другу признаков, что имели и положительное, и отрицательное значение. Эти противопоставления характеризовали структуру пространства (верх-низ, небо-Земля, Земля-подземелье, восток-запад), времени (день-ночь, лето-зима), цвет (белый-черный, черный-красный), социально-возрастной статус (мужчина-женщина, старший-младший, предки-потомки, свой-чужой), абстрактные числовые соотношения (парный-нечетный). Существовали и общего плана противопоставление, что определяли модуль бытия внутри мифологической модели мира (счастье-несчастье, жизнь-смерть, судьба-не судьба). На основании таких бинарных признаков создавались универсальные знаковые комплексы, которые были эффективным средством освоения мира.
Вселенная в его знаковой форме наиболее полно воплотился в орнаментальном искусстве, которое получило развитие с появлением нового, неизвестного ранее материала - керамики, образовавшейся в результате обжигания глиняных изделий во времена неолита. Керамика этого периода является важной археологической признаком культур, что часто получают современное название по типу орнамента. Легкость его нанесения предоставляла первобытным народам единственную возможность проявить свое творчество, эстетические вкусы и воплотить через символику орнамента свои мифологемы о окружающий мир. Образцы астрально-символическое изображение созвездия, в частности Близнецов, находят на керамических вазах буго-днестровской культуры. Космогоническая символика нашла яркое воплощение в трипольской керамике, оказавшись в символическом изображении на керамических изделиях богов-быков. Во времена неолита появляется понимание зодиакального закона, основным праздником которого был день весеннего равноденствия как праздник первого дня года и первого зодиакального созвездия. Характерная сходство космической символики Ближнего Востока и Украины.
В бронзовую возрасте человек расширила свои знания о зодиакальную символику, развила представление о душе, которая управляет телом и не зависит от него. Это повлекло возникновение культа мертвых, появление массовых могильников и формирования погребального обряда. Погребальный обряд, связанный с верованиям предков о отход души к небу, начал складываться с конца медного - начала бронзового века, оказался в появлении сложных погребальных сооружений - мегалитов (от греч. - megas - большой и lithos - камень). Мегалиты-это культовые сооружения, сложенные из больших глыб камня. Они известны в Западной Европе, Крыму, Северной Африке, Азии, Индии, на Кавказе и др. К мегалитам относятся различные типы сооружений. Это в частности - менгиры, что представляют собой вертикально погруженный в землю каменную глыбу 4-5 м высотой; дольмены, имеющих форму камерной гробницы, распространенную в Ирландии, Великобритании, Прибалтике, Украине.
Особым типом мегалитических камерных гробниц является кромлехи - что представляют собой кольцо из камней вокруг кургана с верхним перекрытием. Уникальным архитектурным памятником такого типа является знаменитый британский Стоунхендж (от анг. Stonehenge - висячие камни), расположенный в центре равнины Солсбери. Он состоит из трех построенных в разное время сооружений. Памятник имел религиозное, культовое назначение, был местом для ритуальных церемоний и захоронений. Некоторые ученые предполагают, что он был также древней обсерваторией.
На территории Украины в эпохи меди-бронзы также формируется погребальный обряд, который по структуре и символикой подобный до масштабов (надстроек над могилой в форме жилья покойника, сделанных из кирпича-сырца; в период раннего Египта это была переходная форма к пирамид) и пирамид Ближнего Востока. Погребальный обряд представлен земляными могильниками-катакомбами (катакомбная культура), деревянными срубами под курганними насыпями (срубная культура второй половины II тыс. - начала i тыс. до н.э.) и курганними захоронениями (тщинецька культура второй половины II тыс. до н.э.). В целом курган символизировал идею центра, Вселенной и "закона". Действие "закона" проявлялась и в судьбе души покойника после смерти. Погребальный обряд имел целью обеспечить душе ее божественного повелителя бессмертие. Ученые предполагают, что во времена бронзы загробную жизнь считалось для человека основным, главнее за жизнь. Свидетельством тому и является доминирование погребальных сооружений над жилыми.
Итак, в течение первоначальной суток состоялся антропо - и соціокультурогенез, что имел различные проявления, но его важнейшими признаками стало появление человека современного типа, а с ней - и передачи информации и накопленного опыта из поколения в поколение, становления общественных институтов и социальных явлений, в частности искусства. Во времена первобытности произошел значительный скачок в развитии орудий труда, появилась металлическая индустрия и искусственные материалы, которых нет в природе (бронза, керамика). Переход к оседлости, земледелия и скотоводства, появление торговли, первых городов, концентрация политической власти, зарождения письма знаменовали начало прогрессирующего развития человечества на пути к цивилизации.



Назад