Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Мировоззренческие и художественно-эстетические особенности культуры Месопотамии и Египта


Месопотамия (греческое название - Междуречье) - одна из древнейших цивилизаций мира. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. есть. человечество впервые вышло из стадии первобытности, начав цивилизационную историю человечества. Первая давньосхідна государственность возникла в южной части долины рек Тигра и Євфрату, что на Ближнем Востоке (территория современного Ирака). Именно в регионе Двухлетие впервые сложились начальные формы цивилизации, связанные прежде всего с процессом урбанизации. На юге Месопотамии в первой половине III тыс. до н.э. путем слияния нескольких сельских общин возникали древние шумеро-аккадські города-государства: Ур, Урук, Киш, Ларса, Ніппур, Лагаш, Умма, а затем - Вавилон, Митанни, Ассирия. Месопотамия представляла собой сельскохозяйственный тип цивилизации, основанной на ирригации.
Одним из крупнейших культурных достижений шумеров стала письменность. С ее появлением появились новые формы сохранения и передачи информации, в том числе и научной. Изобретение шумерами клинописи, который насчитывал более 600 знаков, открыло новую страницу в истории месопотамской цивилизации и определило лицо всей Передней Азии в старину. Даже в условиях упадка политического могущества Вавилона во второй половине II тыс. до н.э. клинопись оставался единственным средством международного общения на Ближнем Востоке, что свидетельствовало о большой престиж месопотамской культуры.
По шумерской суток приобрела развития образование. Школы были платными и преимущественно светскими. В них принимали детей 5-7 лет, в основном мальчиков. Разделения на классы не было, младшие и старшие учились вместе. В одной школе обучалось 20-30 учеников. В крупных культурных центрах (Ури, Ніпурі, Вавилоне и др.) существовали школы высшего уровня и своеобразные "научные академии". Там готовили духовную элиту: учителей, жрецов и др.
В Месопотамии возникли библиотеки, в том числе и частные. Древнейшие в мире библиотеки были созданы в Ассирии. Одной из лучших считалась ніневійська библиотека ассирийского царя Ашшурбаніпала, фонды которой насчитывалось свыше 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Одновременно она использовалась как государственный архив. В этой библиотеке хранились также царские указы, налоговые списки, контракты и договоры, донесения царских наместников, купчие и другие документы.
Хозяйственная жизнь Месопотамии требовало определенного уровня научно-практических знаний. Значительных успехов шумеры достигли в математике, астрономии, медицине, правовых знаннях. им были известны четыре арифметические действия, они умели добывать квадратный и кубические корни, вычислять площади геометрических фигур, изобрели примитивную систему дробей и т.д. Вавилоняне на основе достижений шумеров, задолго до Пифагора знали число "пи", знали десятинную и шестидесятилетнюю систему вычислений, но на практике более пользовались второй, которая применяется нами и сегодня. Мы делим круг на 360 градусов, час на 60 минут, минуту на 60 секунд. Вавилоняне создали систему мер и массы. Единицей, которой измеряли массу, был шеум, мерой длины - палец, ладонь, локоть.
Астрономия в Месопотамии была тесно связана с астрологией. Жрецы города Ур на основании астрономических наблюдений установили протяженность года -365 дней 6 часов 15 минут и 41 секунда. Шумеры уже знали все планеты Солнечной системы, а вавилоняне заложили основы современной астрономии, составили подробную карту звездного неба, на которую нанесли все видимые невооруженным глазом светила, вели наблюдения за небесными телами. Все открытия держались жрецами в тайне и использовались для укрепления власти над народом, составление религиозно-мистических ритуалов и организации управления государством.
Благодаря астрономическим исследованиям в шумерскую сутки возник первый, очень необходимый для ирригационного земледелия лунный календарь, которым и сейчас пользуются мусульмане и иудеи. Календарный год состоял из 12 месяцев, половина из которых имели по 29 суток, а еще половина - по 30 дней. Новый год начинался в конце марта - начале апреля, в день весеннего равноденствия.
Особых успехов достигла в Месопотамии медицина. Вавилонские медики уделяли большое внимание диагностике. Диагноз устанавливали на основе изучения симптомов болезни. Одним из профилактических средств против болезней населения считало соблюдение правил личной гигиены. Больных лечили травами, мазями, массажами, микстурами, изготовленными из поваренной соли, неочищенного масла, молока, пива и т.д. Еще в III тыс. до н. есть. было составлено руководство по изготовлению лекарств из минеральных, растительных и других веществ.
В Месопотамии научные знания были сугубо прикладными. На начальном уровне находился развитие гуманитарных знаний. Больших успехов достигли в Месопотамии правовые знания, о чем свидетельствует "Кодекс законов Хаммурапи", одна из копий которого увековечено на черном базальтовом столбе, который хранится в Лувре. "Кодекс" состоял из 282 статей, которые охватывали все аспекты жизни вавилонян (гражданское, уголовное, административное право). Судебник отбивал один из обычных законов древнего мира: "око за око, зуб за зуб". Наказание за вину определялась в зависимости от социального статуса.
Важную роль в Месопотамии играли религия и мифология, что пронизывали всю жизнь древнего общества. В Междуречье длительное время сохранялись пережитки древних верований - фетишизма, тотемизма, анимизма. По мере перехода к оседлости и земледелию на первый план выходят природные силы, от которых зависело благосостояние людей. Во главе пантеона богов становятся боги неба: - а Ну, земли - Енліль, воды - Еа. Обожествляются и небесные тела - солнце, луна, планеты и неподвижные звезды. Верховным богом считался Бел-Мардук.
Население страны не разделяет мир на живой и мертвый, реальный и иллюзорный. С появлением классов и государства религиозное мировоззрение населения Месопотамии значительно изменился. Шумеро-вавилоняне представляли мир космической державой, социальной элитой которой были боги, а их слугами и рабами - люди. Наместником бога на земле и главным жрецом провозглашался царь. Религия в Месопотамии была поставлена на службу царской власти, провозглашала ее и лицо царя священными* Вера в загробную жизнь не получила такого распространения, как в Єгипті. Церкви в Месопотамии не было, жрецы не оформлялись в церковный клир, а были обычными чиновниками.
Міфотворчіть была составляющей бытия древнего человека, его религиозного мировоззрения и космогонических представлений. Ведущей темой мифов была идея поиски бессмертия. Большой популярностью пользовался в Месопотамии миф о боге умирающей и воскресаючої растительности Таммуза. Во время посвященных Таммуза праздников устраивались игры, из которых впоследствии развилось драматическое искусство. С Таммузом тесно связан миф о восхождении богини любви Иштар в ад, чтобы вызволить его оттуда. Особенно большого расцвета достигла мифология во II тыс. до н. есть. Особый интерес имеют давньовавилонська "Поэма о Атрахасиса", в которой рассказывается к всемирный потоп и создания человека, и культовый космогонический эпос о создании мира "Энума Элиш" ("Когда сверху"). Этот миф был записан на семи глиняных табличках. Его нашли в библиотеке Ашшурбаніпала в Ниневии. В мифе отражена попытка понять природные явления, смену дня и ночи, происхождение вселенной, растительности и животного мира, происхождение человека и прочее. Из Месопотамии до нас дошла древнейшая версия мифа о грехопадении, включена позже к Библии.
Месопотамска литература берет свое начало еще с шумерской суток. Возникнув из устного народного творчества, она оформилась в такие жанры: мифы, эпос, молитвы, псалмы, гимны богам и обожествленным царям, свадебные песни и песни о любви, погребальные плачи, стенания по поводу народных бедствий, дидактические сочинения, басни, пословицы и поговорки, сказки, анекдоты. Значительное место среди этих жанров принадлежит эпоса. Сюжеты эпических поэм тесно связаны с мифами. Своего расцвета литература Месопотамии достигла за вавилонской суток. Лучшим произведением вавилонской литературы является "Эпос о Гильгамеше", имя которого сохранилось в царских списках И династии Урука. Цикл шумерских поэм о Гильгамеше и его аккадських версий рассказывает о бессмертии человека, который увековечивает себя в героических поступках. Но Гильгамеш ищет бессмертия не только для самого себя, но и для всего народа, что превращает его в народного героя. Именно через это эпос о Гильгамеше приобрел большую популярность не только в Месопотамии, но и далеко за ее пределами.
Литературным шедевром Месопотамии есть и религиозно-философское произведение "Диалог господина и раба о смысле жизни". В нем говорится о превратностях человеческой судьбы и расточительность жизни. В VII-VI вв. до н. есть. был составлен вавилонскую сборник афоризмов "Наставления Ахікара". С шумерской суток дошли до нас первые образцы религиозной драмы, основным сюжетом которой был культ умирающего и воскресающего бога природы. Популярности среди лирических произведений приобрели "Поэма о страдающего праведника" и "Беседа господина с рабом". Литература Месопотамии существенно повлияла на культурное развитие других стран, в том числе и европейских.
Месопотамска цивилизация внесла свой вклад в развитие политической теории и практики. Административную систему, созданную в Ассирии, переняли персы (разделение страны на сатрапы, распределение в провинции военной и гражданской власти). Месопотамска идея "царственности" власти переходила из одной страны к другой. Пережив тысячелетия, она воскресла в ранньохристиянській историософской традиции. В течение длительного времени Вавилон оставался в памяти многих поколений "мировым царством", а его преемниками выступали великие империи.
Высокого развития достигла художественная культура Месопотамии. Отличаются красотой и совершенством ее архитектура и скульптура. Широко известны зікуратпи - массивные ступенчатые трех -, пяти - или семиярусні сооружения в форме поставленных одна на другую усеченных пирамид, что сужались кверху. Зікурати строили для главных богов. В Уруці был возведен целый комплекс зікуратів, которые стали центром религиозного культа. Впечатление от известного дев'яностометрового зікурату - Етеменанки (VI в. до н. есть.) сохранилось в библейской притче о Вавилонской башне, которая должна была достигнуть небес. Семь его уступов увенчивались голубым святилищем бога Мардука, символа плодородия.
Среди скульптурных изображений особый интерес представляют месопотамские рельефы, что поражают своей монументальностью. Объектом изображения для рельефов были цари и связанные с ними события государственного или церемониального содержания. Для рельефов характерные пластичность, удивительное мастерство изображения движений в сценах охоты, военных сюжетах. Замечательный образец "живого" рельефа - сцены охоты львов из дворца Ашшурбаніпала. Преобладали традиционные для месопотамского искусства цвета - красный, голубой, зеленый, черный, рыжий.
Ассирийские дворцы несколько отличались от вавилонських. их стены были не из кирпича-сырца, как у мудрецов дворцов, а выложены каменными плитами, их украшали рельефные фризы. Вход в дворцов украшался гигантскими скульптурами, что изображали людинолевів или людинобиків.
Следовательно, культура Месопотамии - это результат творческой деятельности ряда народов: шумеров и аккадцев, амореев, ассирийцев. Важнейшими достижениями этой культуры: строительство городов, изобретение письменности, цветного стекла, создание профессиональной армии, первых в мире правовых кодексов, изделий из драгоценных металлов, развитие научных знаний. Культура Месопотамии значительно повлияла на культурное развитие ближневосточных и европейских стран.
Еще одной из древнейших мировых цивилизаций был Египетского (название происходит от древнегреческого "Айгюптос" - черная земля). Основана на поливной іригаційній системе сельскохозяйственная деятельность древних египтян, создавала условия для этнической и хозяйственной стабильности и длительного культурной традиции, что, собственно, и предопределило на определенном этапе развития "культурный взрыв". Признаки египетской цивилизации оказались в 3300 - 3000 гг. до н.э. в различных областях жизни: сфере материального производства (переход к медных орудий труда, усовершенствования ирригационной системы земледелия, развитие ремесла, торгового обмена), общественной жизни (урбанизация и появление социальной иерархии), духовной сфере (развитие заупокойных представлений, божественного культа вождя, солярного культа) и появлению иероглифического письма. Благодаря этому сформировалась своеобразная египетская культура.
Мифологично-религиозные верования определили особенности мировоззрения, традиций, культуры, образа жизни египтян. Религия в Єгипті приобрела идеологического значения, подчинив почти все стороны духовной культуры египтян. Она сочетала в себе тотемизм, фетишизм и политеизм и монотеизм, теогонію и космогонию, переплетение культа и противоречивых мифов. По образцу отношений человеческого классового общества среди самих богов появляется иерархия. Обожествляется и лицо самого царя. Начиная с IV династии при вступлении на престол, фараону придавали особое имя, связанное с именем бога Ра, "сыном" которого он считался. После смерти фараон становился главным божеством потустороннего мира.
Пантеон богов Древнего Египта возник в период, когда египтяне перешли к земледелию. В Єгипті почти все животные, начиная с крокодила и заканчивая мышью, считались божествами. Культ животные сохранился на протяжении всей истории Египта.
Кроме того, египтяне обожествляли силы природы и небесные светила. Такие божества имели загальноєгипетський характер. Самым почитаемым был бог Солнца - Ра. Его изображали в виде быка или жука, катит по небу солнечный диск. В связи с централизацией страны культ Солнца - Ра превратился в государственный культ верховного бога. Наивысшего развития культ Солнца достиг за фараона Эхнатона, когда бог солнечного диска Атон был провозглашен единственным верховным государственным богом. Божество Нила звалось Хапи, Земли - Гэб, Неба ^Нут, Месяца - Тот. За очень ранних времен появляются изображения божеств в виде человеческой фигуры. Например, богиня правды представлялся в виде женщины с пером на голове, бог творческой мощи Мин - в виде мужчины.
Особое значение в Єгипті предоставляли заупокойном культа. Со времен Древнего царства по всему Египта распространился культ Озириса - бога подземного царства бога умерших. Царство мертвых находилось на западе, в Ливийской пустыне. Границей между миром мертвых и живых был Нил. Города и села возводили на восточном берегу, а пирамиды, гробницы и храмы - на западном.
С конца периода Древнего царства идея бессмертия очень распространилась среди египтян. Вера в загробную жизнь была достаточно устойчивой. С идеей бессмертия связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Воскресала не только душа, но и тело, чтобы существовать вечно. Поэтому покойника бальзамировали и мумифицировали. Затем гроб переносили в гробницу, заставленную жертвенными дарами. Подземное царство египтяне представляли себе вполне материальным, зеркальным отражением мира живых.
Умерших хоронили в гробницах. Гробницами для царей Древнего царства (XXVIII - XXIII вв. до н.э.) были исполинские пирамиды - "вечные жилья" умерших фараонов. Своим величием они должны были подавлять сознание подданных. На стенах внутренних помещений пирамид по VI династии появились так называемые "Тексты пирамид" - древнейший памятник религиозной литературы не только в Єгипті, айв всем мире.
Достаточно серьезные изменения культа мертвых состоялись в период Среднего царства (XXII-XVII вв. до н.э.). Это было следствием того, что возникает достаточно широкий слой населения - опытных людей, писцов, мелких государственных чиновников и жрецов. Эти люди могли позволить себе довольно приличное захоронения и обеспечить надлежащий заупокойный культ. В этот же период начинает складываться корпус текстов известной "Книги мертвых".
"Книга мертвых" - главный источник заупокойного культа египтян. Это большой сборник текстов, относящихся к различным историческим периодам. Сюда входят сборники молитв, различных заклинаний. Первые тексты, которые вошли в "Книгу мертвых", - это тексты с эпохи Древнего царства, которые писались на стенах гробниц, так называемые "Тексты пирамид".
Большим достижением египтян было создание первой в мире системы письменности, основой которой был фонетический, звуковой принцип. К периоду Раннего царства (XXX - XXVIII в. до н.э.) система египетского иероглифического письма (иероглифы - священные выгравированы знаки) вполне сложилась и почти не претерпела изменений к III в. н. есть.
Иероглифическая письменность - это смешанное письмо, комбинация рисункових, смысловых и зрительных знаков с преобладанием последних. Иероглифическая письменность древних египтян насчитывало около 800 различных знаков. В период Древнего царства был создан алфавит, который служил для обозначения 24 основных звуков. Но египтяне так и не перешли к новой системы письма.
Древние египтяне оставили нам богатое литературное наследие. От Раннего царства до нас дошло немало литературных памятников. За тех времен появились некоторые части "Текстов пирамид". Наивысшего развития египетская литература достигла в период Среднего царства. Его по праву называют классическим литературным периодом. В египетской литературе отразились мотивы народного творчества. В этот период возникают новые жанры художественной литературы. На основе "биографий" вельмож появляются беллетристические произведения (беллетристика - от франц. писатели, в широком смысле - вся художественная литература, в более узком - произведения художественной прозы, предназначенные для массового читателя). К таким произведениям относится "Рассказ Сінухета", который считают зародышем приключенческой повести. Это были в основном описания путешествий и военных походов Аменемхета И, в которых Сінухет сопровождал царевича.
Распространялась драматическая поэзия. Египетское стихосложения не знало рифмы, повторение первых частей в строке, ритмических паралелізмів. Много стихов имели философскую тематику. Поэты Среднего царства оставили много образцов прекрасной любовной лирики. В период Нового царства в отдельный литературный жанр выделилась религиозная поэзия, образцом которой является "Гимн богу Атону". Складывались оды и гимны, которые прославляли фараонов. Героические подвиги Рамсеса II во время Кадешської битвы с хеттами воспетые в "Поэме о Кадешську битву". От Нового царства дошло много поучений. Популярны были также рабочие песни, в которых простые труженики жаловались на жизнь, и сказки, которые перекликались с мифами. Были достаточно распространены песни о любви.
В древнем Єгипті образование очень ценилась. Мальчики, а иногда и девушки учились в платных школах, существовавшие при храмах. Они учились писать на разбитых глиняных черепках, а затем - на папирусах. Ученики переписывали различные тексты, стихи, сказки. В египетском обществе очень почитался культ грамотности.
С эпохи Нового царства египетское жречество пыталось превратить образование на свою монополию. Даже фараон не мог пользоваться религиозно-философскими трактатами, хранившиеся при храмах. На это потребовалось разрешение жреческой коллегии.
Значительных высот достигли египтяне в развитии научных знаний. Система ирригационных сооружений и пирамиды - свидетельство высокоразвитой инженерии и геометрии, искусство бальзамирования - доказательство практических достижений древнеегипетских химиков и медиков. Система письменности стала базой для исторической науки, что отражено в царских и династических списках и летописях.
Необходимость вычислять периоды разливов Нила обусловило создание астрономии. О глубокие астрономические знания периода Древнего царства свидетельствует точная ориентация (в Г) пирамид по сторонам света. Египтяне умели предсказывать затмения Солнца и другие явления природы, особенно периоды и высоту разлива Нила, от чего зависело ведения оросительной системы сельского хозяйства. Они знали планеты Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн и Венера, создали своеобразную карту звездного неба.
В эпоху Древнего царства изобретено солнечный календарь. Календарный год состоял из 365 суток. Год делился на 12 месяцев по 30 дней каждый. До года добавлялись 5 праздничных дней. Но високосного года египтяне не знали, поэтому египетский календарный год наступал раньше за природный на четверть суток ежегодно. Сутки делили на 24 часа. Днем египтяне ориентировались во времени за солнечными часами, а ночью - за звездами. Эти достижения прикладной астрономии египтян стали достоянием всего человечества. В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) египтяне научились определять ночное время с помощью водяных часов.
Особого развития в Єгипті приобрела математика, которая была тесно связана с практической жизнью. Египтяне пользовались десятичной системой счисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Чтобы строить пирамиды и дворцы, нужно было уметь вычислять объемы пирамиды, полушария, цилиндра. УІІІ тыс. до н.э. египтяне решали уравнение с одним неизвестным, находили площадь треугольника. Система счисления была десятичная, но египтяне не знали позиционного принципа. Они пользовались примитивной системой дробей. От периода Среднего царства до нас дошли практические учебники по математике и геометрии. В папирусе Райнда собрано 80 задач, в так называемом Московском папирусе - 25 задач.
Значительных успехов они достигли в области медицинских знаний. Развитие бальзамирования помог жрецам-врачам овладеть знаниями по анатомии человека и способствовал развитию хирургической медицины. Египетские врачи славились во всем мире. Во время раскопок археологи нашли в Єгипті много бронзовых хирургических инструментов и десять медицинских папирусов с описаниями болезней и рецептами. Из-среди них и папирус длиной 20,5 метров. Греческий историк Геродот писал, что у египтян много врачей, которые лечат глаза, голову, зубы, желудок. Больного лечили лекарствами, читая молитвы и заклинания.
Благодаря глубоким медицинским знаниям врачи делали выводы о функционировании человеческого организма. Так, египтяне знали о роли головного мозга и его влияние на весь организм. им уже была известна кровеносная система человека. Так, в одном из папирусов содержится информация о 22 сосуды, которые идут от сердца и действуют каждый по-своему на отдельные органы.
Значительный интерес представляют достижения египетского искусства. Его характерные черты определялись величественной монументальностью, четким, почти геометрическим конструктивизмом и типичной фронтальністю. Реалистические тенденции проявлялись в портретных изображениях.
Особый древнеегипетский художественный стиль сложился в период Раннего Царства. Тогда выработались определенные каноны (совокупность обязательных художественных средств) и розробились пропорции: канон подчинял себе художественную композицию, технические средства воплощения идеи, иконографию образов и т.д. При изображении человеческой фигуры на плоскости лицо и ноги показывались в профиль, плечи и глаза - в анфас, грудь - в 2/3 поворота. Египтяне умели изображать лицо; они выбирали такое положение, чтобы передать характерные черты лица и тела. Фигуры богов и царей были больше, чем простых смертных. Мужские тела передавались более темными красками, а женские - светлее. Роспись по штукатурке делали яркими красками без полутонов. Достаточно сложными багатофігурними рельефами покрыты стены храмов Нового царства.
Архитектура Древнего Царства связана с сооружением гробниц и храмов. Египетская архитектура поражает своей монументальностью и грандиозностью. Грандиозные строения имели утверждать идею могущества царской власти, которую охраняла религия. Древнейший тип гробниц - это мастаба. В верхнем ее этаже были помещения для статуи умершего и кладовые для хранения погребального инвентаря, а в подземной части - камера для саркофага с мумией.
Пирамида символизирует могущество фараона, его божественную сущность, превозносил над подданными. Первой такой сооружением была гробница фараона Джосера в Саккара. Крупнейшие гробницы построили для себя фараоны IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура. Эти пирамиды были составной архитектурных ансамблей из открытых дворов, поминальных храмов, гробниц фараона родственников. Декоративно они украшались колоннами, капители, что имитировали бутон лотоса, изображения священных кобр.
Пирамиды в Гизе - одно из семи чудес древнего мира. По - это современное название гигантского древнего некрополя Латополя (современный Каир). Главные памятники Гизы: Сфинкс и Великие пирамиды. Это единственное чудо света, которое осталось от семи, воспетых греками во II в. до н. есть. Пирамиды Хеопса и Хефрена построены строго по диагонали с северного востока на юго-запад, они стоят так, что ни одна из них не закрывает солнце другим. Вершины первых двух пирамид находятся практически на одной высоте, поскольку пирамида Хефрена, меньшая по размеру, находится на высоком плато. Погребальные камеры всех трех пирамид вырубленные в скалах. Пирамиды Хеопса и Микерина имеют и другие помещения, расположенные выше. К монументального ансамбля каждой пирамиды входил поминальный храм на горе, храм в долине и галерея, которая соединяла их.. Пирамиды Хеопса и Микерина имеют по три прилегающие пирамиды, расположенные на востоке и на юге.
В эпоху Нового царства архитектура поднялась на новую ступень развития. Именно в этот период расцвела архитектура храмов. Особенно украшались столицы государства Фивы. В честь Амона - Ра, "властелина престолов обеих земель", в Фивах в течение веков строили огромные храмы.
Искусство скульптуры эпохи Нового Царства стало изящным и грациозным, характеризуется вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний. До наших дней дошли всемирноизвестные скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, которые по праву считаются шедеврами мирового искусства.
В эпоху Позднего Царства на художественной культуре египтян отразились иностранные влияния. Архитектура потеряла свою монументальность, в скульптурный портрет пришла стилизация. Одним из крупнейших достижений художественной культуры египтян этого периода была появление Фаюмского портрета - предшественника европейской иконографии.
Культура Древнего Востока имела большое влияние на формирование европейской цивилизации. Это и греческий алфавит, который возник под прямым влиянием Финикии, и философские знания Эллады на основе творческого усвоения научного наследия египтян и вавилонян, и астрономические навыки, которые идут от шумеров, и многое другое.



Назад