Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Культура Древней Греции: логос, чувственность, гармония


Античная эпоха - период качественных изменений в истории человечества, период рождения новых форм общественной и культурной жизни, что в первую очередь оказались в создании государств-полисов с развитой формой демократических основ общественного сообщества, переходе к частной собственности, изменении образа жизни человека, ее относительной мобильности. Идеалом общества становится свободная и политически активный человек. Именно она выступала объектом и содержанию. "Человек - мера всех вещей: существующих, которые существуют, и несуществующих, которые не существуют", - учил греческий софист Протагор (около 480 - 410 гг. до н. э.).
Античную культуру К. Ясперс отнес к "осевых культур", то есть тех, которые осуществили прорыв от мифа к логосу, от словесно-художественного творчества к поэзии, риторики и утонченного искусства. Античность предложила в качестве новых основ освоения действительности принципы рационализма, научности, гуманизма. Культ красоты, пропорции, гармонии становились символами не только искусства, но и целью и методом воспитания новой личности.
Термин "античный" (от лат. antiguus - давний) ввели итальянские деятели эпохи Возрождения для обозначения древней греко-римской культуры. Античная культура начала формироваться в древних обществах, которые существовали в ареале Средиземноморья и Причерноморья в период с III тыс. до н. есть. до середины V в. н. есть.
Определяющей в формировании греческой культуры стала предел III и II тысячелетий до н.э. Именно тогда на островах и побережье Эгейского моря происходит развитие эгейской, или крыто-минойской, цивилизации, которую в XIX в. открыл английском археолог А. Еванс. ее центрами сначала были в. Крит, а позже стало город Микены в северо-восточной части Пелопоннеса. Климатические и ландшафтные условия способствовали земледелию, скотоводству (отсюда его особая роль в мифологии), морскому делу и торговли. Критская культура уславилась вазовою керамикой. Другая уникальная ее признак - дворцы, которые представляли собой комплексы зданий, которые объединялись вокруг большого внутреннего двора.
Расположены на разных уровнях, они сочетались между собой по лестницам, коридорам, некоторые из них уходили под землю. Дворцы имели световые колодцы и канализацию. Общая площадь такого сооружения, в частности в Кноссе, составляла около 24 тыс. кв. км. Упоминание о нем осталась в греческом мифе о Минотавре - кровожадное чудовище с головой быка и телом человека, которое жило во "дворце" - лабиринте.
"Дворцовая цивилизация", что свидетельствовало о возникновении первых государств, была разрушена около 1700 г. катастрофой, которая существенно задержала общественное развитие. Однако со временем дворцы перестраиваются, поражая своей красотой, неповторимостью фресковой искусства, монументальностью. Преклонение перед окружающим миром, культ земных радостей - главный мотив критского искусства, что роднит эту культуру с последующей, греческом, и выделяет из современных ей восточных культур.
Критская культура эпохи своего расцвета - это культура бронзы. Но эта цивилизация так и не перешла к железа, погибнув в конце XV в. до н. есть. вследствие завоевания ахейцев, что пришли с материковой Греции. Вблизи Эгейского моря появился новый гегемон - ахейське город Микены. Власть над районами в Эгейском мире, Микены, что подвергались воздействию критской культуры, создали собственную своеобразную культуру, которая достигла расцвета в XVI - XIII вв. до н.э.
Символами микенской культуры также стали дворцы, но другой художественной формы. Прежде всего это - мощные асимметричные цитадели, которые знаменовали собой силу народа, его воинственность и в то же время свидетельствовали о нестабильности и опасности того времени. Мікенська бронзовая цивилизация закончила свое существование в конце XII в. до н.э. в результате нашествия северных племен, вооруженных железом, - дорийцев. Вместе с ней закончилась и криты-мікенська культура, которая была культурогенним цепью, который сочетал крыто-мікенську и следующую, греческий, культуру.
Падение крыто-микенской цивилизации вызвало глубокую депрессию, охватившую главные районы материковой и островной Греции в период так называемых "темных веков" (XI - IX вв. до н.э.). Этот период еще называют гомерівським, поскольку о нем узнаем как из археологических источников, так и из эпических поэм "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Существенным достоянием гомерівської суток стало владение техникой обработки железа и создания хоть и примитивным, но основанных на демократических началах государств-полисов, что в совокупности определило дальнейшее направление и мощность творческих усилий античной Греции.
В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) греческая культура приобретает бурных изменений, которые проявляются прежде всего в выработке этнического самосознания и ощущении культурной идентичности. Из множества до сих пор разрозненных племен начала возникать одна греческая народность со своим особым психологическим складом, с одной, хоть и разделенной на несколько диалектов, языке и хотя еще примитивной, но уже довольно своеобразной культурой. К концу VI в. до н.э. достаточно короткий для культурно-исторических масштабов промежуток времени Греция перешла от варварства к цивилизации. Греки опередили в области культуры всех соседей, в частности страны Средней Азии, которые до того времени возглавляли культурный прогресс человечества.
Этническое самосознание находила свое выражение в различных формах общественной жизни. Культурными настановленнями, которые связывали разные города в одно целое и объединяли греческий народность, были олимпийские игры. Они проходили в Олимпии на Пелопоннесе в честь Зевса Олимпийского. Здесь стоял храм его с огромной статуей отца богов. Олимпийские игры проводились раз в четыре года. Первая олимпиада состоялась в 776 г. до н.э. На время игр, которые длились пять дней, войны прекращались, чтобы дороги к Олимпии были безопасными. Олимпийские игры становились предсказательницами мира.
Кроме общегреческих праздников и олимпийских игр, важную роль в объединении греков играли оракулы, под которыми следует понимать не отдельных лиц, а целые храмы, которые занимались віщуванням будущего. Особенно прославился Дельфийский оракул. Главным святилищем оракула в Дельфах был храм Аполлона, построенный в IV в. до н.э. Во времена архаики сложились основы древнегреческой этики и морали. В их основу были положены две противоположные тенденции: коллективизм и агон (состязательность, борьба) чувственного (дионисийского) и умственного (аполлонійського) начал. Создание культурных ценностей было невозможным вне полисом, а агонічний характер стал движущей силой культурного процесса.
Трансформационные изменения ощутимо коснулись религиозной сферы, что нашло отражение в мифологии - продукт коллективного творчества многих поколений. Религиозное сознание греков, которая сформировалась в VIII-VII вв. до н.э., была не только политеистической. Для нее характерен антропоморфизм, то есть обожествление человека, представление о богах как о прекрасных людей-бессмертных и вечно молодых, одухотворение природы - предоставление природным явлениям животворных рис. На мир богов переносятся основные черты социальной структуры общества, вследствие чего возникает целая иерархия богов, полубогов и героев. Образ благородного человека, который борется со злом и побеждает, воплощал любимый герой греков - Геракл, который осуществил 12 подвигов. Создание пантеон греческих богов отражено в "Теогонии" Гесиода.
В период архаики произошел качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества: переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философского осмысления. Философия выросла из социального опыта граждан полиса, то есть с той модели взаимоотношений, которая служила философам за аналогию мироздания. Возникает натурфилософия (философия, изучающей общие закономерности) с раціоналістичним, то есть основанным на разуме и логике, подходом к формулированию и решению научных проблем. Осуществляется попытка создать систему положительных знаний о Вселенной с идеей космического порядка не от Бога, а на основании закона. Древние греки не просто использовали научные достижения других народов - Вавилона, Древнего Египта, Китая, - но и творчески переработали их, способствуя тем самым развитию знаний, что дает основания говорить о интеллектуальную революцию и возникновения науки как таковой именно в Древней Греции.
Натурфілософи искали первооснову Вселенной. Для Фалеса из Милета это была вода; для его ученика Анаксімена - первичная материя, "апейрон"; для Анаксімандра - воздух, "эфир"; для Гераклита - огонь. Гераклита, в частности, называют одним из основоположников диалектики. Он учил, что на Земле нет вещей, а есть процессы: "Все течет, все изменяется", "нельзя дважды войти в одну и ту же годовую". Именно греческие натурфілософи, которые хорошо понимали и оценивали значение опыта, эмпирических исследований как основы будь-каких знаний, заложили основы греческой и европейской науки.
Рационалистической философии противостояла идеалистическая философия, которая начала мира не видела в природе и ее явлениях, а в идеях. Таким философом-идеалистом был Пифагор, живший в VI в. до н.э. в Сицилии. Он стал основателем религиозно-философского общества, что объясняла мир с помощью числовых соотношений.
Древние греки сделали огромный шаг в развитии алфавитного письма, которое возникло в IX - VIII вв. до н.э. Создав простой способ фиксации информации, они тем самым "демократизували" систему обучения, благодаря чему сделали всех свободных людей грамотными.
Возникновение греческой письменности стало мощным рычагом развития литературы. Выдающимися мастерами слова этой эпохи были Гесиод ("Теогония", "Работы и дни"); создатель песенного размера греческой лирики - ямбу Архилох; Тіртей из Спарты, который воспевал героику и воинскую доблесть, наполняя свои стихи чувством патриотизма и гражданского долга; баснописец Эзоп. Своего довершение лирика вступило в творчестве "фіалкокучерявої, чистой, с улыбкой нежной" поэтессы Сапфо.
В архаическую эпоху происходит становление греческой архитектуры. Преобладающая роль здесь принадлежала общественной и сакральном строительству. В VI в. до н.э. выработался единый тип храма - прямоугольной строения с одинарной или двойной колоннадой со всех сторон и основным конструктивным и художественным произведением - ордером.
Ордер (от франц. ordre - порядок), особая система строения, которая подчеркивала архитектонику сооружения. Она имела ступенчатую основу, на которую ставился ряд вертикальных опор - колонн для поддержки всего сооружения. Одним из старинных видов ордера была дорическая колонна, второй стала ионическая, третьей - коринфская (возникла в конце V в. до н.э.).
Выполнены из камня, известняка или мрамора, пестро раскрашенные, храмовые строения были украшены раскрашенной скульптурой. Во времена архаики начали строиться первые греческие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры - в Олимпии. Храмовое строительство способствовало развитию различных искусств, поскольку для храмов жертвовали художественные произведения.
Ранняя греческая скульптура сложилась около середины VII в. до н.э. ее типичные образцы - изображение юношеской (курос) и девичьей (кора) фигур: статически однообразные, несовершенны пропорционально, типизированные изображения. Выделяясь из камня, они выходят в реальное пространство. Скульптура архаики несет черты героики и міфічності, однако без признаков ужаса и страха смерти, присущих восточному искусству.
Одним из наиболее развитых видов искусства стал вазопись. В первой половине VI в. д. н. есть. он процветал в Коринфе, где пользовались популярностью росписи в восточном стиле. Но со второй половины VI в. д. н. есть. центр вазописи переместился в Афины. Здесь возник так называемый чорнофігурний стиль (черные фигуры размещали на светлом фоне изделия). Со временем такие росписи начали покрывать лаком, что вироблювався в Аттике в VI в. до н.э. Труд гончара и вазописця высоко ценилась. На своем изделии мастер ставил "клеймо" - подпись. Однако с 30-х гг. VI в. д.н.е. в моду входит червонофігурна керамика (от греч. keramike - гончарное искусство, keramos - глина). Теперь фигуры стали светлыми, а фон - темным, что придавало гончарным изделиям большей выразительности.
Период классического развития Древней Греции (V - IV вв. до н.э.) стал временем наибольшего развития ее культуры. Сформирован полис с его демократическими тенденциями был идейной основой мощной культурной рычага. Особенно ускорились эти процессы во времена Перикла (около 490-429 гг. до н.э.) - дальновидного политика, храброго воина, блестящего оратора, который добился военно-политической мощи Афин. Его окружали самые выдающиеся и талантливые люди, среди которых - историк Геродот, трагик Софокл, скульптор Фидий, художник Поліклет. Период правления Перикла, который занимал должность стратега в течение 15 лет, называют "золотым веком" развития Афин; культурные достижения классической Греции достигли за этих времен наивысшей ступени.
В классический период произошел расцвет философско-эстетической мысли. Самыми известными мыслителями этого периода были Сократ, Анаксагор, Демокрит, Протагор, но особенно уславились Платон и Аристотель, соперничество между учениями которых почти на два тысячелетия определило основные пути развития философских учений не только в Средиземноморье, но и значительно дальше.
Вершиной древнегреческой материалистической философии было учение Демокрита из Абдеры (460-370 гг. до н.э.) о атомистическую строении Вселенной и атом как наименьшую часть вечной и неизменной повсюду самой материи с ее исконным свойством - движением.
Во второй половине V в. до н.э. как реакция на натурфілософію возникает софистика, что пыталась выяснить природу человеческого знания и критерии его истины. Софисты заложили античное представление о школе, дополнив традиционную систему образования (письмо, счет, музыку, гимнастику) риторикой, диалектикой и красноречием. Одним из выдающихся представителей старших софистов был Протагор, который сформировал основы учения о относительность знания.
Из круга софистов вышел выдающийся философ Сократ (471-399 гг. до н.э.). Он привлекал внимание философов от проблем Вселенной к внутреннему миру человека. "Познай себя!" - провозглашал мыслитель. Сначала мудрец постигает истину путем тщательного анализа самого себя, потом - объективно существующего духа и объективно существующей истины. О себе же Сократ говорил: "Я знаю, что ничего не знаю". Истина, по методу Сократа, рождалась в споре. Ученый заложил основы профессионализма, замечая, что человек, который не является профессиональным политиком, не имеет права на суждение о ней. Философ выступал против равенства людей, разделяя их на тех, которые познали истину, и тех, что не узнали ее.
Сократ не написал ни одного произведения, но имел своих последователей и учеников, самым значительным из которых был Платон (427-347 гг. до н.э.) - основатель объективного идеализма. Идеалистичность философии Платона заключалась в обособлении духовного мира от материального, отрицании реальной жизни. Христианство опиралось на платонизм как на одну из своих важнейших философских основ. Платон прославился еще и как политик. Его трактат о государстве засвидетельствовал поиск "идеальной" модели полиса в условиях упадка традиционного коллективизма и кризис полисной системы. Платон критиковал товарно-денежные отношения, запрещал Гомера, который написал много "лжи" о жизни богов, отстаивал замкнутый кастовое общество, в котором каждый слой (философы, воины, земледельцы и ремесленники) выполняла отведенные ей функции, пропагандировал государственное воспитание детей.
Крупнейшим мыслителем древнего мира был ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Натурфилософский взгляды Аристотеля близки к материалистических. Он признавал реально существующий мир и создал учение о форме и содержании. Ученый плодотворно работал во всех отраслях тогдашнего знания: естествознании, математике, медицине, истории, государственном праве. Он заложил основы социологии, теории литературы и искусства, стал основоположником формальной логики. Мыслитель был также выдающимся эстетом Древней Греции. Его знаменитая "Поэтика" стала основой для всех последующих ученик о природе искусства.
В V в. до н.э. в Греции приобретают развития специальные научные дисциплины: математика, астрономия, медицина, история. В области медицины видная роль принадлежала Гиппократу, на просторах истории уславились Геродот и Фукидид - основоположник истории как науки, основанной на документальных фактах и глубоком анализе причин тех или иных событий и явлений.
Развитие греческой архитектуры больше всего оказался в градостроительстве. С V в. до н.э. начинается планирование городов с разбивкой их на прямоугольные кварталы, разделенные улицами, пересекались под прямым углом. В городе выделяются районы с четким функциональным назначением: центр, жилая часть, порт, торговая и промышленная зоны.
Особое место в истории древнегреческого зодчества принадлежит комплекса сооружений Афинского акрополя (от греч. akro - верхний и polis - город; повышенная и укрепленная часть древнегреческого города, верхний город, крепость на случай войны). Разрушен персами в 480 г. до н.э., он восстанавливается в течение V в. до н.э., становясь символом могущества и наивысшего расцвета Афин. В создании акрополя большая роль принадлежала афинском стратегу Периклу и скульптору Фідію (начало V в. - 432-431 г. до н.э.).
В состав Афинского акрополя вошли парадная беломраморная ворота Пропілеїв, храм богини Нике (Бескрылой Победы), Эрехтейон (Ерехтей - легендарный царь) и главный храм Афины - Парфенон (храм Афины-Девы, Парфенос). В центре Парфенона находилась статуя Афины Парфенос работы Фидия, выполненная на деревянном каркасе из золота (одежда и волосы), слоновой кости (тело). Парфенон, построенный на площадке скалы на высоте около 150 м над уровнем моря, было видно не только из всех уголков города, но и с моря. Еще одна гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (воительница) - шедевр скульптурного мастерства Фидия. Афина Промахос, суровая и беспощадная защитница своего города, правой рукой опиралась на копье, в левой руке держала щит, на голове - шолом. ее было видно с моря кораблям, которые подплывали к городу.
Как настоящее произведение архитектурного искусства комплекс акрополя органично сочетался с окружающим ландшафтом. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром, около которого проходило все общественную жизнь граждан; здесь хранилась государственная казна, размещалась библиотека и картинная галерея.
Широко известны также сооружения ранней классики - сокровищница в Дельфах, храм Афины на о. Эгина, храм Зевса в Олимпии.
Подавляющее большинство произведений скульптурного искусства эпохи классики стояли или в храмах или на открытом воздухе - на площадях, на берегу моря, в гимнастических школ для мальчиков. У них проходили процессии, праздники, спортивные игры. Плутарх говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Однако до нас дошла мизерное количество оригиналов.
Гармония и пропорция становятся идеалом культуры античной Греции и трактуются как красота человеческого тела в сочетании с величием духа. Человеческое подобие художники античности поднесли к совершенству и утонченности, передавая через пластику тела сущность души. Классическая скульптура изображала тело в движении, что давало возможность передавать не только движения тела, но и движения души. Самым выдающимся скульптором ранней классики был Мирон (V в. до н.э.), который отмечался реалистичностью созданных им образов. Им были исполнены знаменитые бронзовые статуи "Дискобол" (известна лишь в римский копии), "Афина и Марсій", "Корова" и др.
Фидий, в отличие от Мирона, отходит от индивидуальности героя, пытаясь воплотить общий идеал прекрасного. Греческое пластическое искусство стало воплощением, по выражению Ф. Ницше, аполлонійської модели античной культуры. Аполлон олицетворял не только идеал красоты, но и рационалистическое восприятия мира. Поэтому пластическому искусству присущи чувство меры, самоограничение, свобода от диких движений, рационализм пропорций в их божественной гармонии. Хорошие овальные формы приобретают идеальных черт: большие глаза с подчеркнутыми веками, выразительный рот, высокий лоб - это так называемый "классический греческий профиль". Таких же обобщенных рис приобретало и тело. Эпоха классики отвергала все недостатки модели, делала ее совершенной. Самой выдающейся скульптурой Фидия сами греки считали Зевса Олимпийского, созданного для храма Зевса в Олимпии.
Младшим современником Фидия был скульптор Поліклет из Аргоса (вторая половина V в. до н.э.), который изображал преимущественно атлетов. Его статуи "Дорифор" и "Діадумен" известны в римских копиях. Поліклет был также архитектором театр в Эпидавре, рассчитанного на 10 тыс. зрителей, много работал над идеальными пропорциональным соотношением человеческого тела, что изложил в трактате "Канон".
Самыми выдающимися зодчими IV вв. до н.э. были Скопас с Пароса (380-350 гг. до н.э.), Пракситель из Афин (около 390-330 гг. до н.э.), Лисипп (вторая половина IV в. до н.э) - придворный скульптор Александра Македонского. Скульптуру, как правило, розписували. ее сначала покрывали воском, а потом немножко подкрашивали.
Скопас развил мотивы патетичной (патетика - прославление) героики в искусстве. Он один из скульпторов Галікарнаського мавзолея - чудеса античного мира. Известной скульптурой Скопаса является "Вакханка", которая изображает пластика движений, характеризуется выразительностью и эмоциональностью композиционного решения. Одним из сподвижников Скопаса по работе над Галикарнасским мавзолеем был Леохар (середина IV в. до н.э.), которому приписывают знаменитую статую "Аполлона Бельведерского" (название происходит от Ватиканского дворца Бельведер, где находится статуя).
Пракситель внес в искусство элементы лирики, отличался мастерством божественных образов. Он первый начал изображать красоту обнаженного женского и мужского тела, активно работая в мраморе. Ему принадлежат такие известные работы, как "Афродита Кнідська", скульптуры "Сатиров", "Эрот" и др.
На стыке греческой классики и эпохи эллинизма работал еще один выдающийся зодчий-Лисипп. Это был чрезвычайно многогранный художник, который создал скульптурные группы "Подвиги Геракла", атлетов, отдельные статуи и портреты. Среди них - самый знаменитый скульптурный портрет А. Македонского.
Греческий живопись был очень распространен в Древней Греции, и, к сожалению, он почти не сохранился до нашего времени. Сюжетами фресок и мозаик конечно были сцены из мифологии, однако картины отражали также тогдашние события и быт. Греки ценили живопись не меньше своей скульптуры. С античных источников известно о знаменитых живописцев Полігнота, Аполлодора, Зевксіса и многих других.
В период классики зарождается греческая трагедия, дословно - "песнь козлов" (от греч. tragos - козел, или козел, и "ode" - ога, песня). Это драматическое произведение, в котором нерешенный общественный конфликт накладывался на поступки человека, что приводило ее к страданиям и гибели. В страданиях героя наиболее ярко проявлялась достоинство и величие человека. Своего классического вида трагедия, как и комедия, приобрела на рубеже VI-V вв. до н.э., став выразителем социальных проблем. Яркими представителями трагедийного жанра в Греции были Эсхил (526-456 гг. до н.э.), Софокл (496-406 гг. до н.э.), Еврипид (480-406 гг. до н.э.).
"Отцом трагедии" считается Эсхил, автор около 80 пьес, из которых сохранилось лишь семь. Именно он ввел второго актера в трагедийное обрядовое действо, что превратило его в драматический жанр. Из-между образов Эсхила особое место принадлежит Прометею (трагедия "Прометей прикованный") - борцу, который сознательно принимает на себя страдания ради лучшей судьбы человечества. Младшим современником Эсхила был Софокл - автор таких известных произведений, как "Антигона", "Эдип-царь". Пытаясь уравновесить старое и новое, он уславлював силу свободного человека, одновременно предостерегая ЕЕ от нарушения традиционных гражданских и религиозных норм жизни. Родоначальником раціоналістично-психологической драмы стал Еврипид. Сохранилось 17 его произведений, среди них - трагедии "Медея", "Ипполит,", "Электра". Для Эврипида характерно усиление интереса к судьбе человека, его частной жизни, критическое отношение к традиционных норм жизни, започаткуваиня элементов диспутов и судебных дебатов.
Древняя Греция является родиной комедии.
Комедия (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действо и характеры трактуются в форме смешного, веселого. В Древней Греции "комосом" называли виряджену ватагу на сельском празднике в честь Донісія.
Основателем комедии как жанра считается Арістпофан (445-385 гг. до н.э.) - автор более 40 пьес, 11 из которых дошли до нас полностью. Первая пьеса Аристофана появилась 427 г. до н.э. под чужим именем. Его комедии отличаются смелостью фантазии, юмором, беспощадным разоблачением современного ему афинского общества: "золотой молодежи", аристократов, демагогов, агрессивной политики Афин, нош Пелопоннесской войны, политиков и философов (Клеона в "Осах", Сократа в "Облаках"). Ряд комедий Аристофана ("Арханяни", "Лисистрата", "Мир" и т.п.) посвящено войне и миру - ведущей теме политических дискуссий афинского общества.
Одним из самых значительных явлений древнегреческой культуры был театр. В нем Ф. Ницше видел одну из важных первопричин греческой культуры. Діонісійська сущность театра наиболее ярко объединяла необузданную силу естественных человеческих чувств с трагизмом судьбы.
Театр возник из обрядовых песен - дифирамбов, которые исполнялись во время праздника бога Диониса. Исполнители вбирались в козлиные шкуры, хором распевая песни во главе с запевалой, который назывался корифеем и разговаривал с хором о Дионисе. Театрализованное действо положило начало трагедии, а с ней - театральным представлениям. Древнегреческий театр был школой воспитания, где в пьесах поднимались самые актуальные вопросы морали, политики и идеологии.
Греческий театр находился под открытым небом, он вмещал до 20-25 тыс. зрителей. Театральные представления продолжались с восхода до заката в течение трех дней и имели характер соревнований. Женские роли исполняли только мужчины. Все актеры обувались в ботинки на высокой подошве (контуры) и надевали маски, которые выражали характер персонажа. Изо рта маски торчал рупор - усилитель голоса. Каждое утро, отправляясь в театр, зрители брали с собой подушку для сидения и еду.
Из прозаических жанров в классический период особого развития приобретала риторика - искусство составлять и произносить речи. Демократический строй предопределял широкое участие граждан в политической жизни, что требовало умения четко и ясно выражать свои мысли, аргументированно и убедительно отстаивать свою позицию. Самыми известными политическими ораторами, которые прославились своими многочисленными речами-памфлетами, были Исократ (436-338 гг. до н.э.) и политический деятель, борец за независимость Афин - Демосфен (384-322 гг. до н.э.).
На рубеже V и IV вв. до н.э. мир греческих полисов охватила всесторонняя кризис. Общественная нестабильность, уменьшение роли Афин в культурной жизни эллинов, угроза македонского вторжения вызвали у людей неверие в привычных полисных ценностях, традиционные представления вытеснялись новыми настроениями и идеями. Во всех сферах духовной культуры IV в. до н.э. появились признаки нового, что выходило за рамки классических норм и идеалов, возвещая о наступлении нового этапа в культурном бытии античного мира.



Назад