Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Культурный феномен эллинизма: космополитизм и индивидуализация (последняя треть IV - i в. до н.э.)


Елліністичною цивилизацией, которая просуществовала почти 300 лет, называют новую ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов, которые объединились в одно государство в результате походов А. Македонского (356-323 гг. до н.э.).
Александр и его последователи ставили целью не покорение и уничтожения завоеванных народов, а слияние их с греками в одно гармоничное целое, преодолев разногласия между греками и варварами (не греками). Эллинистическая культура приобретала новых космополитических рис, без границ, наций и государств. Особенностью эпохи эллинизма был синтез греческой и восточных культур их взаимодействие определила дальнейшие культурно-исторические судьбы отдельных регионов эллинистического мира, в том числе и европейской цивилизации. Однако господствующей в этом тандеме оставалась греческая культура. В самом понятии "эллинизм" содержится указание на победу греческой культуры в странах Востока. Однако эллинистическая культура, несмотря на ее целостность и наличие общих черт, не была однообразной: в каждом регионе она имела местную специфику.
За сутки эллинизма впервые в Европу из Азии попадает и в значительной мере реализуется на практике идея мировой империи под руководством харизматического вождя. Эллинизм характеризовался также нарастающим процессом размывания этнической однородности, разрушением полисной, религиозной замкнутости. В этих условиях рядовой гражданин отходит от политических дел, уступая место верхам общества, но не превращается в серую безликую массу, а выражает свою индивидуальность через погружение во внутренний мир. Эллинизм - это эпоха пробужденного индивидуализма, который оказывается в исследовании проблем счастью, этики, морали.
Самым важным толчком научного, технического и культурного прогресса стал обмен опытом и знаниями между местным населением и греко-македонцями. В ремесле это оказалось в массовости производства, совершенствовании ткацкого станка, расширении ассортимента одежды и обуви. В Єгипті появились новые сорта папируса, а в Пергаме со II в. до н.э. - пергамент (недублена кожа, произведенная из кожи крупного рогатого скота или бараньей кожи, которая использовалась как материал для письма). Широкое развитие получила рельефная керамика с металлическим отливом, стилизованная под дорогой металлическая посуда. В ювелирном деле освоено технике перегородчатой эмали и амальгамации (амальгама - сплав ртути с металлом; используется при позолоченні, в производстве зеркал, цветной металлургии). В стеклянной делу началось производство мозаичного, двухцветной, гравированного и золоченой стекла. Но такие изделия были чрезвычайно дорогими.
Значительные успехи были достигнуты в судостроении, расширении сети кораблестроения и доков, упорядковувались гавани, появлялись новые маяки. Одним из семи чудес света был Фаросский маяк, созданный архитектором Состратом с Кніду у Александрии около 300 г. до н.э. По его типу начали строить маяки в других портах империи.
Эпоха эллинизма сказалась сдвигами в градостроительстве. Во времена А. Македонского возникло около 70 городов, самыми развитыми из которых были Александрия в Єгипті, Антиохия на Оронті, Селевкія на Тигре, Пергам и т.д.
Эллинистические города имели прямоугольное планирования. Улицы были шире, чем у старых греческих городах. По свидетельству Страбона, Александрия "пересекалась по улицам, удобными для езды верхом и на колесницах, и двумя широкими проспектами более 30 м в ширину, что под прямым углом делили город пополам". Города обеспечивались водоканалами и канализацией, для малообеспеченных строились многоэтажки и фортификационные сооружения. В целом за чистотой и наличием удобств эллинистические города опережали уровень благоустройства городов времен Людовика XV.
В эллинскую эпоху продолжается развитие архитектуры, живописи и пластического искусства. Выдающимися памятниками эллинизма стали храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте сожженного Геростатом, храм Аполлона близ Милета, Олимпейон, в котором было начато два ряда колонн вокруг прямоугольной строения храма, храм-гробница Мавсола в Галикарнасе. Особенности зодчества оказались как в размере, грандиозности зданий, так и в великолепии скульптурного декора.
В елліністичній скульптуре преобладал поэтический стиль, который соответствовал новым чертам архитектуры, достигая с ней гармонии. Наряду с классическими образцами появляется гигантомания и скульптурная миниатюра. Огромным архитектурным монументом был алтарь Зевса в Пергаме, построенный в начале II в. до н.э.
На грандиозном мраморном фризе длиной 120 м были изображены сцены борьбы олимпийских богов с гигантами. Можно без преувеличения утверждать, что во всей древнегреческой скульптуре еще не было такой грандиозной, внятной и экспрессивной картины боя. В застывшей форме драматично передано ощущение битвы не на жизнь, а на смерть, где принимают участие все космические силы, все демоны земли и неба.
Самыми известными достопримечательностями патетического монументализма является статуя богини Нике Самофракийской (крылатая богиня победы), что стояла на постаменте в форме носовой части корабля, с которого взлетала богиня, и скульптурная группа "Лаокоон" работы Агесандра, Полидора и Афінадора.
Сюжет "Лаокоона" взят из сказаний о троянской войне. Троянский жрец Лаокоон был наказан богами за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не заносить в город деревянного коня. За это боги наслали на него исполинских змей, которые задушили Лаокоона и его сыновей. Скульптура изображает отчаянные и бесполезные усилия героев высвободиться из лап чудовищ, которые сдавил тела трех жертв. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны.
Среди тогдашних художников прославились ученики выдающегося скульптора Лисиппа. Так, Харес из Линда построил на острове Родос в честь героической защиты города Родоса гигантскую бронзовую скульптуру бога Гелиоса (Солнца) - знаменитый Колосс Родосский, что стал одним из семи чудес света.
Статуя Колосса Родосского имела высоту 30 м. Сначала Харес соорудил железный каркас и облепил его глиной. Затем фигуру было покрыто бронзовым письмом. На статую ушло 12 тонн бронзы. Чтобы сделать ее более устойчивой, статую наполнили камнями. Колосс Родосский простоял всего 66 лет. В 224 г. до н.э. он был разрушен во время сильного землетрясения.
Эллинистические скульпторы продолжают традиции Скопоса и Праксителя, но их произведения обозначены большей степенью индивидуализации образов. Шедеврами эллинистической скульптуры считаются Афродита (Венера) Милосская, статуи греческих философов, самым известным из которых является портрет Демосфена работы Поліевкта (III в. до н.э.)
Рядом с патетической скульптурой в период эллинизма возникает натуралистическое направление в скульптуре. Самыми яркими образцами скульптуры этого типа является "Пьяная старая" Мирона из Фив, "Рыбалка","Афродита и господин" неизвестных авторов. Скульпторы больше не пренебрегают такими категориями, как старость, физические увечья, бедность, которых избегало классическое искусство, ориентированное на поиски образца и идеальных форм.
Эллинистическая литература, в отличие от литературы классической Греции, лишается общественно-политической тематики. ее сюжеты довольно простые, ограничены бытовыми интересами определенных социальных групп. Поэтому многие классических произведений потеряло свою художественную и общественную значимость. Любимыми жанрами знати становятся гимны, эпиграммы, эпос, идиллии. В то же время интересы широких слоев населения выражались в комедии и мими. Новая комедия, или "комедия нравов", в которой самым известным в IV в. до н.э. был Менандр, воспевала частную жизнь граждан.
Высокого развития приобретает глиптика (резьба на камне). Изображение могло быть рельефным (камея) или вырезанным вглубь (инталия). Благодаря мастерству різьбарів удавалось создавать настоящие шедевры. Одним из них является камея Гонзага, на которой вырезаны портреты царя Птоломея Филадельфа и его жены Арсіної. Материалом был полудрагоценный камень сардоникс. Сейчас этот шедевр хранится в петербургском Эрмитаже.
Важным фактором развития культуры стало распространение греческой системы образования и образа жизни. Возросло значение наук, особенно технических, в практической жизни. Свидетельством этого стало создание центров научных знаний: библиотек в Пергаме, Александрии, Антиохии и других городах, Мусейона - храма наук в Александрии.
Самой большой библиотекой эллинистического мира считалась Александрийская, составляющей Мусейону. Она насчитывала около 700 тыс. свитков. Создан Птолемеем И, Александрийский Мусейон стал настоящим научным центром с анатомическим театром, обсерваториями, зоопарками, ботаническими садами, местами для работы и отдыха ученых, жилыми комнатами и столовой. Ученых удерживала государство. Материальная база научных исследований росла также благодаря меценатству, которое считалось очень престижным. О большое значение науки в эллинистическом мире свидетельствует тот факт, что при дворе каждого царя существовали мусейони и библиотеки, а ученым создавались условия для труда.
Классификация научных знаний привела к прогрессу науки в целом. Особое развитие получили математика, медицина, биология, анатомия, ботаника и т.д. Синтезом математических знаний античности стала работа Евклида "Элементы" ("Начала"). С именем Архимеда Сиракузского связано создание научной механики и одного из законов гідростатики; Аристарх Самосъкий за восемнадцать веков до Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца; Страбон в трактате "География" в 17-ти книгах описал известный на то время мир - от Британии до Индии; Феофраст создал "История растений"; Герофил открыл существование нервов у человека, выдвинул гипотезу, что умственная деятельность связана с мозгом и предположил существование кровообращения. В эллинистический период зарождается филология как наука в форме филологической критики, восстановление и комментирование оригинальных текстов, классических произведений, начиная с Гомера.
В философии периода эллинизма царила греческая традиция, продолжался процесс возникновения новых школ. Особое значение приобретали учение стоиков, киников и философия Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Для философских школ, которые возникли и развивались в период эллинизма, было характерно признание за рабом человеческого достоинства, высших моральных качеств и мудрости. Они служили одним из источников формирования идеологии христианства.
В период эллинизма изменились религиозные представления греков. Традиционные для античной Греции религиозные верования, поєднавшися с восточными традициями, породили новые формы религии, распространилось отождествление богов греческого пантеона с древними восточными божествами. Некоторые культы греки усвоили почти неизменными, только переименовали Исиды на Деметру, а Кибела на Афродиту ли Артемиду. Видное место в культуре эллинизма принадлежит культа Зевса Гіпсіста (Наивысшего), что тождественен финикийском Ваалу, египетском Амона, иудейском Ягве и многим другим. Тенденция к универсализации религиозных верований становится прологом будущего монотеизма.
В целом эллинистическая культура отличалась от классической греческой. Это была космополитическая культура, которую творил "гражданин мира", а не греческого полиса. Она стала не только воплощением уникальности греческого духа, но и усвоением лучших достижений культурного разнообразия объединенного мира. Кроме того, это была культура стратифікованого общества: больше чем когда-либо она творилась культурой интеллектуальной элиты, удовлетворяя потребности новой рабовладельческой знати. Эллинистическая культура как зеркало отразила основные проблемы переходного периода - от античной полисной коллективности к индивидуализму, народжуваного рабовладельческой монархией. Сложная многомерная культура эллинизма стала завершающим этапом в развитии культуры Древней Греции. Вичерпувались традиционные основы греческого социума. На историческую арену выходила новая культурообразующая сила - Рим, который в конце i в. до н.э. утвердил свое господство в эллинистическом мире.



Назад