Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Традиции и преемственность культуры Древнего Рима


Культура Древнего Рима просуществовала с VIII в. до н.э. н.э. до 476 г. н.э. Почти до недавнего времени ее не рассматривали как самостоятельную культуру и не выделяли из античной цивилизации. О. Шпенглер и А. Тойнби, например, считали, что римская эпоха была лишь кризисной стадией античной эпохи. Однако большинство современных ученых стоят на тех позициях, что Рим создал собственную своеобразную и оригинальную культуру со своей системой ценностей. В первую очередь она проявлялась в господстве идеи патриотизма, олицетворялась в богоизбранности римлян и Рима как высшей ценности, в общественном обязанности служить ему всеми силами, в данных судьбой многочисленных победах и мировом господстве, в строгом соблюдении закона и установленным в мирное время обычаям чтить богов-покровителей семей и родов.
Значение римской культуры для мировой цивилизации трудно переоценить. Еще и сейчас большинство научных, медицинских, юридических терминов - латинского происхождения. Такое же значение имеют достижения римлян в архитектуре, изобразительном искусстве, системе государственного и частного права, административного управления и форм организации общественной жизни.
По расчетам римского историка Мажа Теренция Варрона (i в. до н.э.), Рим был основан в 753 г. до н.э. братьями-близнецами Ромулом и Ремом. Это так называемый царский период в истории римской цивилизации, который закончился в 510 г. до н.э. Среди самых заметных предшественников Древнеримской культуры VIII-VI вв. до н.э. является культура этрусков. Большинство ученых считают, что этруски были малоазийского происхождения, но точное время и обстоятельства переселения их до сих пор неизвестны.
От этрусков римляне усвоили улучшенные методы возделывания земли, начали культивировать виноград, переняли алфавит, греческий пантеон богов и полісну форму государственного устройства. Етрускам они обязаны построением подземного канала - Большой клоаки вокруг Форума, распространением особого типа жилья с центральным залом с отверстием в крыше - атрію, начинанием гладиаторских боев. В VII-VI вв. до н.э. этрусские ремесленники передали римлянам технику металлургического производства, строительного искусства и архитектурных стилей. С этрусками связывались предания о важнейшие моменты, преимущественно легендарной истории Рима.
Кроме этрусков, значительное влияние на возникновение и развитие римской культуры оказали и другие древние народности, особенно оски. Они населяли южную Италию, имели своеобразную язык и письменность. Ранее от других народностей они начали поддерживать тесные взаимоотношения с греческими колонистами юга Апеннинского полуострова и стали проводниками греческого культурного влияния среди местного населения, в том числе и среди римлян.
Первоначальная религия у римлян была анімістична со значительными пережитками тотемизма, на что указывает легенда о Волчицу, которая выкормила Ромула и Рема. Постепенно римляне перешли к земледельческого культа, заселив мир многочисленными божествами, что занимались всеми силами природы и всеми видами человеческой деятельности. Всех божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов, однако выделяли среди них главных богов - Юпитера и Марса.
Решающий шаг к антропоморфизма римских культов сделано в период правления этрусской династии. Кроме основных общественных и домашних культов, в римском обществе очень распространилось обожания разных понятий: славы (лат. gloria), победы (лат. victoria), согласия (лат. concordia), доблести (лат. virtus) и т.д. Со временем в Риме появилось много новых богов, заимствованных в основном у греков. Постепенно образовался пантеон из 12 главных богов, которые были римскими аналогами греческого религиозного культа: греческая Деметра отождествлялась с итальянским божеством всех производственных сил Земли, покровительницей хлебных злаков, материнства и брака - Церерою; Афродита - с итальянской покровительницей садов и плодов - Венерой, которая позже олицетворяла любовь и красоту; Посейдон - с Нептуном. Религия играла значительную роль в жизни римлян, но не определяющую. В отличие от других народов, римляне не считали, что их устройство освящен богами, которые установили свои нормы морали. Такой подход к религии давал римлянам возможность больше сосредоточиться на исследовании философии.
Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм. Со временем Рим постепенно украсился храмами и статуями, в храмах быстро возник слой жрецов - понтификов, которые подробно знали все тонкости культа и следили за его соблюдением. Как в Греции, так и в Риме жрецы не составляли особой касте, а были выборными должностными лицами.
Делом, достойным римлянина, считалось изучения права. В середине V в. до н.э. принимается кодекс римского права, знаменитый "Закон XII таблиц", записанный на медных пластинах и установленный для общего пользования на Форуме, на рынках в римских колониях. "Закон XII таблиц" лег в основу дальнейшего развития римского права. Уход от основного принципа римского права - равенства всех граждан перед законом свидетельствовал о разложения античного общества и формирования элементов будущего средневековья.
С V в. до н.э. начинается упадок этрусских городов. В IV в. до н.э. Этрурия попадает под власть Рима, и с той поры уже культура Римской республики играет ведущую роль.
В период великих завоеваний город Рим, несмотря на свое могущество, не могло соперничать с пышными, правильно распланированными городами эллинистического Востока. Именно благодаря греческом культурном влияния в Риме начали сооружать базилики - большие крытые залы для собраний купцов, судебных заседаний и т.д. Форум с портиками, колоннадами, галереями стал общепризнанным центром не только политического, но и вообще общественной жизни в городе. В Риме был построен форум Романум - площадь, вокруг которой размещались культовые и общественные сооружения: Табулярій (государственный архив), храм Сатурна, храм богини Конкордии, базилика Юлия. На форуме были установлены позолоченные скульптуры богов.
В жилищном строительстве оказывается имущественное неравенство. На тесных улочках в центре города можно было увидеть четырехэтажные коряво построены доходные дома для малоимущих. Для себя богачи начали строить дома на манер греческих, поскольку для размещения сокровищ искусства, захваченных в эллинских городах, старый римский дом, состоявший из атрію и спальни, был слишком маленьким и убогим. Вне спальней пристраивали вторую часть дома с перистилем, обнесенным колоннадой, а концентрировались вокруг жилые помещения.
Здесь, в перистиле, среди цветущих клумб и фонтанов, проходило жизни семьи, тогда как атрий служил для приема гостей. У греков римляне заимствовали не только перистиль, но и библиотеку и "ойкос" - большой зал для приемов. Такой дом уже годился для размещения в нем награбленных памятников искусства, которых в город прибывало все больше. Так, с итальянского похода 187 г. до н.э. Марк Фульвій Нобіліор привез не менее 280 бронзовых и 230 мраморных статуй. Луций Эмилий Павел, разбив македонского царя Персея, вернулся в Рим с 250 телегами, полными картин и скульптур.
В эпоху Пунических войн, которые велись 23 года, в истории литературы Рима состоялись важные шаги: появился первый перевод "Одиссеи", в Риме было основано школу для детей римских нобилей, где преподавали греческий и латинский языки, используя тексты классических греческих авторов. Прославился своими комедиями Том Макций Плавт. Появились написанные на греческом языке "Анналы" - ежегодный обзор, летопись Римского государства от мифических времен до новейших событий войны с Ганнибалом. Через несколько десятилетий число образованных людей в Риме, что умели разговаривать и писать на греческом языке, заметно увеличилось. В течение очень небольшого времени в кругу образованных римлян устанавливается итальянский-греческий двуязычие.
Войны на Востоке значительно расширили интеллектуальные горизонты молодого поколения римлян, что открыли для себя разноцветный мир эллинистической культуры. Под влиянием эллинизма рядом с самоуважением личности утверджувались самолюбие, гедонизм, изнеженность. Очень правильно высказался Гораций, что суровый и непреклонный в борьбе за мировое господство Рим послушно склонил голову перед величественной греческой культурой.
В духовной жизни римлян наибольшее распространение получила епікурейська философия. Наиболее полно римский эпикуреизм отражено в поэме "О природе вещей" Тита Лукреция Кара, который жил в первой половине i в. до н.э.
Тит Лукреций Кар (ок. 98 - ок. 54 гг. до н. есть.) был большим оптимистом и верил в прогресс познания мира, могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия. Поэма "О природе вещей" и сегодня поражает многими научными предсказаниями, привлекает внимание своей поэтической совершенством. Лукреций ли не впервые в античной литературе высказал идею дальнейшего продвижения, а не упадка, который связывался с автором развитием рационализма и материалистического мировоззрения. Так, подав в V книге собственную развернутую концепцию истории человечества, Лукреций заканчивает ее такими словами:
Все началось от потребности какой. Ко всему, богатый Опытом, разум дошел, вперед поступая мерно. Так на поверхность выходит понемногу с течением времени Изобретение каждый, а ум человеческий добавляет ему блеска. Видели же, как в душе одну мнению освещает другая, Пока вершины мастерства упрямо достигает человек.
Популяризацией достижений греческой философии занимался выдающийся деятель эпохи гражданских войн, соратник Тая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - выдающийся оратор, философ, писатель. Трактаты Ціцерона сделали греческий философское наследие доступного как его современникам, так и грядущим поколениям исследователей. Наибольшую славу ему как оратору принесли речи в защиту республики.
Лирическая поэзия в Риме была представлена произведениями Тая Валерия Катулла (84-54 гг. до н.э.). Он сочинял небольшие поэмы на мифологические сюжеты, писал лирические стихи и впервые в античной лирике прославил любовь как мощное чувство, что возвышает человека.
Возраст Августа стал не только взлетом римской цивилизации, но и "золотым" в возрасте поэзии. Тогда философия уступает литературе, а философские размышления органично вплетаются в поэтические произведения. Выразителями идеологии новой эпохи были Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. есть), Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) и Публий Овидий Назон (43 г. д. н. э . - 17 г. н .э.). Вергилий создал бессмертную национальную эпопею "Энеиду". Перу Овидия принадлежат "Метаморфозы" - сборник поэм на мифологические темы о превращении людей на растений, животных, звезды. Гораций воспевал высокую миссию творца в поэзии, который имеет не только развлекать, но и учить. Мастер слова должен стремиться к совершенству, поскольку пересічність не в уважении ни в богов, ни у людей, ни у книготорговцев.
Творческий гений римлян ярко проявился в архитектуре. Строили главным образом сооружения практического назначения - городские дороги, стены, мосты, акведуки (водопровод), базилики, складские помещения, цирки. До нашего времени функционирует Аппієва дорога (312 г. до н.э.). Вдоль дороги расположены семейные гробницы римской знати. Был построен водопровод Аква Аппія длиной 16 км 617 м - крытый канал, местами пробитый в скале или сложенный из каменных плит и поднят на подпорки, где этого требовал рельеф местности. На рубеже III - II вв. до н.э. римские строители впервые использовали прочный и водонепроницаемый бетон. Коринфский и композиционный ордера стали любимыми в римской архитектуре.
Особую страницу в культурном развитии древнего Рима представляет период римской империи. В архитектурном искусстве времен императорского Рима приходит великолепие и роскошь. Идея величия Рима нашла свое наиболее яркое воплощение в грандиозных памятниках архитектуры. Здесь имелась в виду политическая цель - подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Император Август принял Рим кирпичным, а оставил его мраморным. Знаменитыми сооружениями был форум Августа - площадь, обнесенная стеной, с храмом Марса на высоком подиуме. При императоре Веспассіані и Тите в 75-80 гг. н.э. для гладиаторских боев был построен огромный амфитеатр Флавиев, или Колизей (от лат. colosseus - колоссальный). В основу его положен эллипс длиной 188 м и высотой 156 м. Высота трехъярусной стены -50 м. Одновременно на арене Колизея могли вести поединок 3000 пар гладиаторов, за которым наблюдали 55 тыс. зрителей. Внешне амфитеатр был украшен колоннами дорического, ионического и коринфского ордера, расположенных в арках.
Новым словом в архитектуре стал "храм всех богов" - Пантеон, построенный в 118-125 гг. н.э. по приказу императора Адриана. Перекрыт высоким куполом диаметром 43,2 м, этот храм поражает идеальными совершенными пропорциями, а техника купольного перекрытия был превзойден только в XIX в. Его архитектору, Аполлодору, предстоит еще одно сооружение - форум императора Трояна (103-113 гг. н.э.). В центре форума стоит сорокаметровая колонна, от пьедестала до капители облицован плитками добытого в карьерах Эха мрамора, на котором спиральной лентой изложены рельефы 2500 различных фигур. Рельефы, которые читаются слева направо, делают 23 обороты вокруг ствола колонны, напоминая "кадры" современных приемов кинематографии.
В честь побед императоров сооружались особые триумфальные арки, такие как арка Тита, поставленная в 81 г. н.э. в честь победы императора над Иудеей. Распространенными архитектурными сооружениями были общественные бани "термы". На конец IV в. насчитывалось 12 императорских терм, что были местом отдыха и развлечений. Они могли вмещать до 1600 человек. Одним из "чудес Рима" считаются термы императора Каракаллы (211-217 гг. н.э.). Со временем в городах империи возводятся многочисленные двойники римских сооружений - местные колизее, амфитеатры и театры, осуществляется строительство многоэтажных дворцов, терм и т.д.
Выдающимся достижением изобразительного искусства эпохи римской империи является скульптурный портрет. Для него характерна глубокая жизненная правдивость и реалистический метод, умение передать неповторимые индивидуальные черты. Скульптурные портреты 70-90 гг. н.э. отличаются подчеркнутой выразительностью (портрет императора Веспассіана). Одно из направлений этого вида искусства стремился к максимальной внешней фізіономічної сходства; другой совмещал римскую точность в изображении рис со средствами обобщения, в чем проявился влияние эллинистической культуры. В целом римской культуре того периода присуще рациональное отношение к окружающему миру, соединенное с умением видеть действительность во всем ее разнообразии.
В портретах, созданных во второй половине II в. н.э., скульпторы достигают глубокого психологизма в раскрытии душевных чувств человека. Образ человека в портретном искусстве Рима находит новые черты в II ст. К сожалению, образцов высокого портретной живописи не сохранилось до наших дней. Портреты выполнялись на деревянных дощечках, иногда на холсте в технике темперы и воскового живописи. В пластическом искусстве до лучших произведений этой эпохи принадлежит знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия (бронза, бл. 170 г.).
Искусство больше чем когда проявляет интерес к тонких оттенков состояния души. Грубые и жестокие лица рельефных портретов, украшающих римские саркофаги III в. н.э., свидетельствуют о воинственный и суровый дух римской цивилизации. С этих времен снижается художественный уровень изобразительного искусства и монументальной архитектуры.
Римляне достигли значительных успехов в развитии научных знаний, хотя, в отличие от греков, занимались только теми науками, которые имели практическое значение. Достижения античной медицины свел в единую систему Клавдий Гален (131 - ок. 201) - врач, естествоиспытатель, автор почти 400 трудов по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, гигиены. Его исследования имели большое влияние на развитие европейской медицины эпохи Возрождения и Нового времени.
Примером енциклопедичності, обобщения и систематизации приобретенных знаний является "Естественная история" государственного деятеля и писателя Плиния Старшего (ок. 62-ок. 113), в которой изложены вопросы астрономии, физики, географии, антропологии, зоологии, ботанике, медицине, фармакологии, минералогии, искусства и т.д.
Одной из составных частей римской культуры были различные взгляды, которые должны были отвлечь граждан от проблем общественной жизни и неурядиц. "Хлеба и зрелищ!" - это лозунг становится главным стержнем римского бытия. Так, Цезарь в 46 г. до н.э. приказал вырыть на Марсовом поле искусственное озеро, на котором организовал битву сирийской и египетской флотов, в которой принимали участие 2000 гребцов и 1000 матросов. В цирках устраивали кровавые гладиаторские бои и травля хищниками пленных и первых христиан.
Общая черта интеллектуальной жизни первых веков империи - значительный интерес к философии. Больше всего работ по этике, стала преобладающим направлением изучения, создал Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н.э.), что принадлежал к стоиков и пользовался популярностью среди представителей римской знати. Во II в. н.э. как идеолог стоической философии выступал император Марк Аврелий, который в свое время записал: "Время человеческой жизни - миг, его сущность - извечная текучесть, ощущение - невнятное, строение всего тела - бренна, душа - неубедительная, судьба - засекреченная, слава - неуверенно".
Среди низших слоев общества популярными были странствующие философы - кинике, которые часто выступали с остро критическими высказываниями в отношении представителей господствующего класса. В III в. н. есть. возникла последняя философская концепция античного мира - неоплатонизм, создателем которой был философ-идеалист, мистик Плопгін. Философия времен империи была своеобразным итогом античной философии, она подготовив почву для средневековой схоластики.
Кризисные явления в развитии Римской империи побудили к поиску новых генераторов культурного развития. Сочетание элементов различных мировоззренческих систем в поисках единого идеологической подоплеки не имели успеха, ведь найти его в рамках философии оказалось невозможным. Поэтому идеологические акценты все больше смещаются от философии к религии. Период империи был временем чрезвычайного распространения разнообразных сосуществующих сектантских учений, мистических культов, перевалено восточного происхождения. Значительно усилилась тенденция к установлению единобожия вместо пантеона богов: на единую, общую для всей империи религию с единым богом - Спасителем возлагали надежду как на средство сохранения империи. Такой религией мало стать христианство, которое уже в течение нескольких веков существовало как оппозиция к существующим духовных ценностей, а потому преследовалось государством, вело борьбу с другими религиозными и философскими течениями. В 313 г. эдикт императора Константина официально запретил преследования христиан и признал свободу вероисповедания в Римской империи, что фактически означало превращение христианской субкультуры на господствующую религиозно-идеологическую доктрину.
В 395 г. произошел окончательный разделение Римской империи на Западную и Восточную с центрами в Риме и Константинополе. Западная Римская империя в 476 г. прекратила свое существование. Так отошла в небытие старая империя, но стала достоянием истории античная культурное наследие. Однако "римский миф" в интерпретации Тита Ливия проявил чрезвычайную живучесть. Где многом похож на "американскую мечту", он по-современному отчетливо показывает, как благодаря доблести, патриотизма, мужества, дисциплинированности и волелюбству граждан маленький провинциальный городок можно превратить в мирового владыку.



Назад