Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

4. Украинская культура на перекрестке скіфо-сарматского и античного миров


VI тыс. до н.э. в украинском Причерноморье и в Крыму появились народы іраномовної группы, которые не имели своей письменности, но силой изобразительного искусства оказали ощутимое влияние на дальнейшее культурное развитие украинских земель. В таких народов принадлежат киммерийцы, скифы, сарматы.
Первым народом, имя которого сохранила история на территории Украины, были киммерийцы. Они появляются в украинских степях в конце бронзового века (2800-1200 гг. до н.э.). В период киммерийской культуры в Украине в обиход входит железо, которое вытесняет бронзу (железный век в Украине датируется XII в. до н.э. - IV в. н.э.). Наблюдается дальнейшее совершенствование средств производства. Возникают многочисленные городища, окопані рвами и обнесены валами.
В художественном творчестве киммерийцев следует выделять два главных компонента: декоративно-прикладное искусство и каменная резьба. Первое представлено художественным литьем из бронзы и драгоценных металлов, косторізним искусством и ткачество, второе - монументальной скульптурой. Наиболее типичными элементами орнамента является одинарные и концентрические круги, разнообразные спирали, фигуры ромбических очертания.
Яркой иллюстрацией неповторимого киммерийского искусства является золотой фалар с кургана Высокая Могила на Запорожье и оковка ножен кинжал из кургана возле Білоградця в Болгарской Добруджи, куда доходили киммерийские конники. Орнаментально оковка ножен разделен на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Композиционная строгость орнамента компенсируется раскованностью плавных форм нижней и праздничной ажурностью верхней части. Возможно, что это произведение киммерийского золотарства демонстрирует символическое сопоставления различных частей макрокосмоса: упорядоченной и взвешенной в элементах Земли и хаотической раскованности стихий подземного и небесного миров.
Особую популярность приобрел орнаментальный мотив, передает чотирипроменевий знак с вписанным в него кругом. В свою очередь круглая пластинка, на которую он обычно наносится, сама образует вокруг него внешний круг. Этот знак получил такого широкого распространения на различных предметах, что может считаться настоящей киммерийским эмблемой, которая, видимо, символизирует солярную идею, чаще всего связанные с предметами снаряжения коня - точно известной зооморфной ипостаси Солнца в мифологических представлениях всех народов.
Культура киммерийцев в VII в. до н.э. была интегрирована в культуре скифов. Сопоставляя сведения античных авторов, можно заметить, что принципиальных разногласий между киммерийцами и скифами не было. Совпадают и ареалы расселения, хозяйства и особенностей общественного строя киммерийцев и скифов. Еще в киммерийский период состояли основные черты скифского хозяйственного уклада, на которые указывает Геродот. Итак, завоеватели-скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифскую язык и бытовые особенности скифов.
У скифов сохранились черты предшественников. Похожи (но не одинаковые), например, формы и орнамент керамики, скифский обряд погребения и др. И хотя до сих пор мы мало знаем о кіммерійську материальную культуру, можно предположить, что она была подобна скифской, особенно на ранней стадии, в момент их слияния.
Появление однородной скифской культуры по всей степи состоялась в VII в. до н.э. Расцвет возраста железа не только совпал с установкой там хозяйства скифов, но и стал одной из главных причин изменений в культуре местности и той, что пришла.
Укрепленные поселения появились в скифов относительно поздно, на рубеже VI и V вв. до н.э., когда достаточного развития приобрели промыслы и торговля. Каменское городище у Никополя занимает большую площадь 12 кв. км. За многолетние исследования установлено, что здесь была столица скифов. Городище просуществовало до II в. до н.э. На его территории повсюду встречаются остатки металлургического производства. Это поселение было центром металлургического производства степной Скифии и обеспечивало значительную ее часть железными изделиями. Имеют место и другие виды производства: резьба по кости, гончарство, ткачество. Но уровня ремесла достигла лишь металлургия.
Скифская космогония (система представлений о Вселенной) составляла часть індоіранської. ей присущи представление о упорядоченный Вселенная имеет форму квадрата, відмежованого на юге океаном, а на севере - Ріпейськими горами (возможно, так античные авторы называли Иранские горы), что достигали небес. За горами, у северного моря, находилась "обитель блаженных". Пространство в такой структуре получает неоднозначную характеристику: северная сторона выступает как носитель положительных качеств. Доступ к ней затруднен путем, который пролегает через области, где живут одноглазые жители, которые стригут золотых грифонов. Модель Вселенной имела и другие пространственные характеристики: в горизонтальной плоскости четыре стороны Вселенной караулили божества- "хранители мира".
Такого чотиричасною моделью Вселенной, видимо, было бронзовое культовое навершие из урочища Лысая Гора на окраине Днепропетровска. Оно воспроизводит Мировое древо с четырьмя ветвями, на которых находятся животные, а также хищные птицы, что держат в клювах цепочки с астрально-небесными символами. Ствол древа сливается с фигурой бога - творца, громовика. Композиция соответствует представлениям индоарийской мифологии о Мировое древо в центре сакралізованого четырехугольного мира, с которым связан большой комплекс шаманских представлений и обрядов.
Скифская мифология была частью мифологии иранского мира. Известные мифы о происхождении пантеона божеств. Греки отождествляли эти божества со своими: Табити - с Гестією, Папая - с Зевсом, Апи - с Геєю, Гойтосира - с Аполлоном, Аргімпасу - с Афродитой, Тагимасада - с Посейдоном.
В скифском мифологии одним из главных сюжетов является космогонический миф, который существовал в двух вариантах и отражал две разные традиции: одна принадлежала царским скифам, которые пришли в Северное Причерноморье с востока, а другая - иранцам, которые жили здесь раньше, возможно, киммерийцам. В одной из записанных Геродотом легенд о происхождении скифов сказано, что скифы пошли от Геракла и змееногой богини. По этой легенде Геракл искал коров, потом лошадей. Эти действия считают воспроизведением представлений народа скотоводов. По другой легенде того самого автора, на берегу Борисфена (Днепра) от скифских богов Папая и Апи - дочери Борисфена - родился первый скиф - Таргитай. Он имел трех сыновей: Ліпоксая, Арпоксая и Колаксая. Имена трех братьев во второй части имеют один общий элемент - "царь, обладатель" (Иран.), а в первой-корни слов, которые по значению толкуются в соответствии, как "гора", "глибочина", "солнце". Итак, миф модели трехчастную по вертикали структуру мира, что включает верхний свет (небо, солнце), нижний мир (земной и водную глибочину) и горы как средний цепь, которая связывает два другие. Может быть и другое объяснение мифа как тричасної социально-политической структуры скифского общества, представленной тремя царями или тремя главными жрецами или тремя главными скифскими племенами.
Таргитай дал братьям золотые плуг, ярмо, топор и чашу, которые упали с неба. Подошел к золоту старший - оно загорелось, средний - то же самое, только молодой сумел взять те вещи и поэтому стал царем над скифами. Мотив этого мифа имеет целью обосновать политическое господство одного из скифских племен или доказать незыблемость социальной иерархии скифского общества, что была близка к иранских народов. Топор символизирует воинов, как жертвенная чаша инструмент - жрецов, а плуг и иго - земледельцев и скотоводов.
Считают, что эта легенда возникла в земледельческих скифских племен, к которым относятся скифы-земледельцы, что жили по Южному Бугу. Скифы производили зерно на вывоз в греческие города. На скифских поселениях находят земледельческие орудия, в частности серпы, однако пахотные орудия чрезвычайно редки. Вероятно, все они были деревянными и металлических частей не имели.
Культура скифов носила военизированный характер. Судя по описанию Геродота, они поклонялись мечу, который назывался акинак, втыкали его в кучу хвороста, проводили возле него ритуальные действия и приносили ему в жертву. Акинак нам хорошо известен: железный, короткий, острый. Древние скифские стрелы плоские, часто с шипом на втулке, то есть имели специальную трубку, куда вставляли деревянную часть стрелы.
Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга, хотя в соседних со скифами греческих колониях круг широко применялся. Скифский посуда плоскодонний и разнообразный по форме. Значительное распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, что имели длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.
Скифское искусство хорошо известен в основном благодаря предметам из захоронений - скифских курганов - культовых памятников VII-III вв. до н.э. В южной Право - и Левобережной Украине найдены огромные курганы, где хоронили скифских царей. Это курганы Чертомлык, Куль-Оба, Толстая Могила, Солоха, Гайманова Могила, Братолюбівський курган, могильники скифов на Полтавщине, Киевской, Подолье, Херсонской области, в районе Днепровских порогов и в других местах.
Скифы хоронили мертвых в ямах или катакомбах, под курганними насыпями. В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, ценное оружие. Обряд захоронения скифских царей описал Геродот. Когда царь умирал, его тело в течение длительного времени возили скифскими путями, и скифы должны были всячески проявлять свою скорбь по поводу смерти властителя. Затем тело царя привозили в район Герры, который, как считают археологи, находился вблизи Днепровских порогов, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами и лошадьми и насыпали огромный курган.
Самые древние скифские курганы датируются VI в. до н.э. Они содержат вещи ассирийского и урартського происхождения, привезенные из походов в Малую Азию. К архаическим курганов принадлежит Мельгунівськии в Кировограде. В нем найдено железный меч в золотых ножнах, на котором изображены крылатые львы, что стреляют из луков, и крылатые быки с человеческими лицами. Такие изображения типичные для ассирийского искусства. С VI-V вв. до н.э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Бесспорно, что некоторые изощренные художественные изделия сделаны греками. Наиболее известные курганы относят к IV в. до н.э.
Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной насыпи вместе с каменным цоколем составляет 20 м. Курган ограблены еще в древности, однако грабители не заметили золотой обложки футляра от лука, на котором изображены сцены из жизни Ахилла. Женское погребение не было ограблено. Рядом с золотыми украшениями здесь найдено прекрасную серебряную вазу с изображениями растений и птиц, а в ЕЕ верхней части - скифов, укрощающих лошадей. Скифы бородатые, в колпаках, подпоясанные, в длинных штанах. Изображения выполнены в традициях греческого искусства. В соседней камере находилось захоронения оруженосца, при нем дорогое оружие и золотые украшения. У входа в одну из камер лежал скелет другого слуги. Всего найдено в кургане 6 скелетов слуг и 11 скелетов лошадей.
Скифы вели активную военно-политическую жизнь в Закавказье и на территории Передней Азии. Знакомство с давньосхідними цивилизациями побудило Их средствами художественного языка воплощать в изобразительном искусстве космогонические представления и религиозно-мифологические концепции создания мира. Художественное наследие скифов представлена декоративно-прикладным искусством, каменной монументалкой и скіфо-эллинской торевтикою.
Скифская художественное творчество, опираясь на древневосточные традиции, создала свою неповторимую символично-знаковую систему образов, ярко представленных в особой течения декоративно-прикладного искусства. В частности, самыми популярными стали изображения различных животных, что послужило основой создания самобытного и неповторимого скифского звериного стиля, известного на обширной территории - от Северного Причерноморья до Средней Азии и Сибири.
Для этого искусства характерно изображение животных или их символов-меток: копыт травоядного или острого клыка и когтя хищника, глаза птицы и т.д. Как правило, животные показаны в определенных позах, с преувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.д. Копытные (олень, козел) изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернутые клубком. Фигуры этих животных должны были охранять их обладателей от бед. Но стиль был не только сакральным, но и декоративным. Эти мотивы использовались для отделки военного оружия, конской сбруи, ритуальных сосудов.
Некоторые ученые считают, что в основе звериного стиля лежат магические представления скифов о попытке овладеть качествами, которые присущи зверю: быстрота, сила, меткость. Другие же склонны усматривать связь между звериным стилем и мифологией, когда скифские боги имели зооморфный образ. Иногда звериный стиль рассматривают как символично-знаковую систему, которая воплощала общие представления о мироздании. Вполне вероятно, что отдельные образы звериного стиля, которые достигают тотемістичних представлений, были приспособлены к условиям иерархически-сословного общества. Распространено мнение исследователей относительно тотемістичного значение образа оленя, от которого и происходит этноним "скифы".
Изделия в зверином стиле делали из кости, рога, бронзы, серебра, золота, железа. Технология их изготовления также была разнообразной: литье по восковой модели, штамповка, гравировка, ковка, резьба кости. В целом скифские мастера владели всеми тонкостями ювелирного дела. Бестиарий (изображения животных образов и анімалістичних сюжетов) не был постоянным. Если олень и хищники кошачьей породы - традиционные сюжеты скифского звериного стиля, то изображение лошади, козла, лося, грифона характерные только для определенных этапов скифской истории.
Взаимосвязь эллинской и скифской культур ярко оказался в елліно-скифском искусстве. В этом процессе в одинаковой степени были заинтересованы скифы, которые получали воплощение своих идеологических концепций, и греки, которые обеспечивали рынок сбыта для своей продукции. В отличие от сугубо греческого искусства с его монументальной скульптурой, живописью, мозаикой, вазописом, скифы предоставляли большего внимания рельефном отделке костюма, конской узды, воинского доспеха, посуды, ритуальных вещей.
Начиная с IV в. до н.э., эллинские мастера, приспосабливаясь к вкусов скифской знати, начали изготавливать на заказ вещи, специально предназначенные для сбыта в скифском среде. Разнообразные предметы, изготовленные в эллинских центрах, по своей стилистике принадлежит к античной художественной культуры с ее характерными чертами и достижениями: динамизмом, пластичностью, достоверностью, реалистичностью в изображении движений человеческого и звериного тела. Однако по содержанию большинство изображений на этих предметах связанные со скифскими космогоническими и идеологическими концепциями. Так, на кубке из кургана Куль-Оба представлены сцены мифа о трех сыновей скифского первопредках: два старших брата изображены в тот момент, когда они залечивают раны, полученные в результате неудачного натягивания тетивы отца лука.
Непревзойденным шедевром елліно-скифского искусства является золотая пектораль из Толстой Могилы (Днепропетровская область). Она массивная, ее вес 1 кг, диаметр - более 30 см. На ней размещено изображение тремя ярусами, разделенными толстыми витыми золотыми жгутами. На нижнем ярусе символично-образно показано представление скифов о потустороннем мире.
Господство хаоса и сил смерти передано борьбой животных. В центре - три сцены, где изображены лошади и грифонов, которые напали на него; льва и леопарда, что нападают на оленя и кабана; собаку, что гонится за зайцем, а на конце композиции - кузнечиков.
Верхний ярус - мир людей, "космос", что противостоит хаосу. Средний ярус из великолепного сплетение растительного орнамента символизирует мировое древо, объединяющий два непохожих миры. В центральной части верхнего фриза представлено ритуальное действо - шитье одежды из овечьей шкуры (золотое руно). Этому ритуалу много древних народов приписывали магическую способность обеспечить богатство, в частности приплод животных.
Итак, искусство скифского периода предлагает свой способ осмысления мира и является достаточно универсальным для культуры, которая базируется на мифологическом мышлении. Не имея ранее изобразительного эквивалента, она одолжила его у соседей, но трансформировала в своеобразную мифологично-художественную систему.
УІІ в. до н.э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полосу западного побережья Северного Причерноморья.
Сарматам, что жили между Доном и Уралом, античные авторы уделяют большое внимание. По Геродоту, они говорили испорченной скифском языке, то есть, как и скифы, были ираноязычными. Сарматская культура была подобна скифской, но так и не превзошла последнюю. Сходство ощущается и в мифологии, но с тем отличием, что в сарматов верховным божеством считали, возможно, богиню плодородия Дубраву, связанную с культом Солнца и коня. Сарматы, как и скифы, в искусстве развили звериный стиль с присущими им особенностями.
Сарматская керамика сделана без помощи гончарного круга. Существовало кузнечное, кожаное, деревообрабатывающее, бронзоливарне производства, но уровня ремесел они еще не достигли. Бронзовые котлы на высокой ножке были и в сарматов. Культура сарматских племен, которые жили во II в. до н.э. - IV вв. н.э. на территории современной Украины, - неотъемлемая составляющая древней культуры нашей Родины. Яркая и самобытная сарматская культура существовала не изолированно. Она была тесно связана с культурой местных племен.
Оружие сарматов отличается от скіфської. их длинные мечи, приспособленные для рубки с коня - сарматы были преимущественно конными воинами. Об одежду сарматов и их внешний вид можно судить по боспорскими надгробиями и изображениями в расписных пантикапейских склепах. Знатный сармат носил короткую рубашку, пояс, мягкие сапоги и плащ, который на плечи застібувався фібулою.
Скифы и сарматы сделали огромный вклад в развитие мировой культуры. Благодаря их близости к античной цивилизации в письменных источниках осталось много сведений о духовной жизни этих народов. У скифов и сарматов сохранилась основная часть рис погребального обряда, которые образовались еще в эпоху бронзы: два назначения погребального обряда (одно - для знати, второе - для простонародья), астральная и космическая символика, которая обеспечивала перенос душ на небо, антропоморфные скульптуры и т.д. В последнее время сделан вывод о ритуального характера ограблений курганов скифов и сарматов еще на стадии их достройки, поскольку предметы, изъятые из могил, считались священными.
Очевидно, важнейшее значение духовной культуры скифов и сарматов заключалось в том, что она стала своеобразным мостиком между Азией и Європою, между древностью и современностью, сохранив часть рис ранньозалізного возраста.
VIII - конец VI в. до н.э. - это период Великой греческой колонизации. Одним из ее направлений было освоения Северного Причерноморья. Некоторые специалисты (Н.Кравченко, І.Черняков) считают, что "колонизация" не очень удачный термин, поскольку он не совсем точно отражает суть и характер процесса проникновения эллинов на побережье Черного моря. Целесообразнее, по их мнению, называть это явление "переселением".
Великая греческая колонизация, или "переселение", существенно повлияла на все мировое развитие. Если в XI-IX вв. до н.э. миграции греков происходили в пределах Эгейского моря, то в следующие три столетия эллины расселились на огромной территории Средиземноморского побережья от Пиренейского полуострова вплоть до Египта и Сирии и построили свои города на берегах Черного и Азовского морей.
Среди греческих городов-государств наиболее известны: Ольвия - ее остатки находятся около с. Парутино на юг от города Николаев, Херсонес - на окраине современного Севастополя, Пантикапей - современная Керчь, Кафа - современная Феодосия в Крыму, Фанагория - на Таманском полуострове, Танаис - на Дону, Керкинитида - современная Евпатория. Крупнейшим из этих рабовладельческих государств было Боспорское царство с центром в Пантикапее, что возник в V в. до н.э. на Керченском и Таманском полуостровах. Гербовый знак этого царства напоминает трезубец. За свое многовековое существование античные государства, основанные греками, достигли значительного развития в создании государства и внешней политике, экономике и торговле, культуре, искусстве и быту.
Население греческих городов-полисов не только сохранял принципы и традиции метрополии, но и положительно влияло на соседние племена скифов, тавров, жителей лесостепи, сарматов и т.д. В результате взаимодействия эллинов и местных племен происходил культурный прогресс и взаимообогащения народов, которые населяли территорию Украины.
История античных культурных очагов в Северном Причерноморье начинается со второй половины VII в. до н.э. и завершается 70-ми годами IV в. н.э. Начиная с i в. до н. есть. античные города подпадают под влияние Рима, ведут борьбу с сарматами, готами, гуннами и другими кочевыми племенами. Если большинство античных городов в IV в. н. есть. приходит в упадок, то в Херсонесе и Пантикапее жизнь продолжалась и в средние века.
Духовная культура, искусство и религия античных городов-полисов Северного Причерноморья соответствовали традициям античных полисов Греции. Характерной чертой религиозных верований Северного Причерноморья был политеизм - почитание многих божеств, которые олицетворяли различные явления и силы природы. К их Пантеона входили Зевс, Афина, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Деметра, ее дочь Персефона, Дионис, Кибела и другие боги. Со временем к религиозных культов античных городов-полисов проникают элементы религиозных верований местных племен. Ряд основных божеств у тех и других имели аналогичные функции. Об этом, в частности, сообщает Геродот, который сравнивает самого почитаемого скифского бога Папая с Зевсом, богиню Табити - с Гестією, бога войны называет Ареєм.
Вера в силу божеств и поклонения им, отправка определенных обрядов во взаимосвязи с их культами, а также различными верованиями, в которых особое значение придавалось погребальном ритуале, составляло неотъемлемую составляющую жизни каждого человека. С "Теогонии" Гесиода видно, что в античных городах-полисах знали около 33 тыс. различных божеств и демонов. Однако в каждом городе объектов их поклонение было значительно меньше. И всегда существовало несколько божеств, которые занимали господствующее положение в том или ином месте и поселении. Так, в ряде местностей Северо-Западного Причерноморья первостепенное значение имел культ Ахилла, на азиатской части Боспора - Афродиты Апатуры, в Херсонесе - Артемиды Партенос, в Ольвии - Аполлона Ієтроса.
В культе Аполлона Ієтроса из Ольвии произошло синкретическое слияние различных функций греческого бога солнечного света, покровителя муз и прорицателя Аполлона с чертами дружелюбного стрелка, победителя различных трудностей и опасностей, спасителя и защитника от болезней и несчастий, патрона и основателя первых полисов, распространителя знаний. В Ольвии и Пантикапее существовали храмы, посвященные этому богу. В Пантикапее, в частности в храме Аполлона Ієтросу жрецами выступали представители царских родов. Храм чеканил монеты с изображением Аполлона и сыграл значительную роль в политической и культурной жизни Боспорского государства.
Патронессой Херсонеса выступала Артемида Партенос, которая тоже выполняла универсальные функции. Она была покровительницей не только всего государства, но и мореплавания, рыболовства, землеробства. ее образ служил эмблему для монет до самого конца выпуска (60-е годы III в. н.э.). Храм имел жрецов, которые занимались богослужением, организацией праздников и отправления обрядов.
В идеологических представлениях населения государств Северного Причерноморья наряду с сохранением греческих культов появлялись культы синкретических божеств, присущих восточным религиозным системам. В частности, в Пантикапее растет почитание главного бога, в основе которого лежат культ Зевса, а также элементы фракийского культа Сабазія и, возможно, и сарматского конного бога. Следовательно, появление в Боспоре в первые века нашей эры культа единого бога характерна для позднеантичного общества в период его расписания и свидетельствует о постепенном переходе к монотеизму. Поэтому не случайно, что еще в начале IV в. н.э. в Боспоре существует христианская община. Представитель этой общины-боспорский епископ Кадм - в 325 г. н. есть. принимал участие в первом Никейском Соборе.
Северо-причерноморский мир, несмотря на близкое соседство с разнообразными варварскими племенами, находясь на периферии античной культуры, в целом смог сохранить в себе большинство того, что навсегда потеряли греки через их желание поисков нового. В течение веков религия и культы как составная часть общественно-культурной жизни и основы морали оставались важнейшим элементом идеологии населения античных государств-полисов.
Античные государства Северного Причерноморья уделяли немалое внимание воспитанию и образованию. На протяжении всей истории их существования приоритетной здесь была эллинская язык и письменность с ее различными диалектами. Поскольку большинство городов, кроме Херсонеса, учреждались іонійськими эллинами, в них преобладал ионийский диалект. В Херсонесе разговаривали на дорійському. Вместе с тем отношения античных городов-полисов с местными племенами и Римской империей создали условия для обогащения родного языка. Особенно этот словарный запас пополнился в первые века новой эры скифскими, сарматскими, римскими словам, топонимами, етнонімами, именами и т.д.
Многочисленные эпиграфические источники свидетельствуют, что многие жители городов и сельских поселений знали грамоту, умели писать и читать. До нашего времени дошло много памятников официальной лапидарной (от лат. lapidarius - каменный, каминный летопись) эпиграфике - надписей, вырезанных на каменных плитах, содержащие государственные законы, декреты, соглашения и т. п. Судя по обилию граффити на обломках посуды, стилей (костяных палочек для писания и других достопримечательностей), можно сделать вывод, что письменность и образование были наиболее важными сторонами культурной жизни населения этого региона.
Дети свободных граждан получали начальное образование. их учили читать, писать, считать. Известно, например, что достаточно удовлетворительное образование получил сын представителя низших слоев общества (вольноотпущенника) Бион Борисфеніт (III в. до.н.э.), впоследствии известный философ. Гимназии давали более обстоятельный образование, чем начальные школы. Там изучали риторику, философию, геометрию, географию и т.д. Остатки такой гимназии, построенной в IV - начале III в. до н.э., найдено в Ольвии. Самые состоятельные граждане давали потомкам высшее образование, которую можно было получить в Афинах, Александрии и т.д.
Большое значение в греческом обществе оказывали также физическому воспитанию. В очерках тех времен вспоминается много различных видов спорта, из которых проводились соревнования (бег, метание диска, копья и мяча, гимнастика, кулачные бои, плавание, конные состязания, стрельба из лука). Например, с ольвийского надписи IV в. до н.э. известно, что один из лучников пустил стрелу на 282 оргии (521,7 м). В Северном Причерноморье есть находки панафинейских амфор, которыми награждались победители спортивных соревнований в Аттике (Афины). Юноши из Северного Причерноморья рано включались в общественно-политическое и военное жизни.
Политика, религия, мифология, образование были тесно сочетании с рациональным теоретическим мышлением и литературным творчеством. В античных государствах Северного Причерноморья приобрели славы ученые - историки, философы, хронисты. Можно говорить также и о развитии медицины.
Интерес к истории и философии не затухав на протяжении всего развития античных государств. В своих натурфилософских взглядах ученые того времени совмещали логическую аргументацию, абстрактно-математическое мышление с художественно-интуитивным постижением мира как космоса.
До известных ученых принадлежит историк Сириск, живший во II в. до н.э. в Херсонесе и описал историю своего города. Он был увенчан золотым венком и на его честь выдано почетный декрет. На это время приходится жизни уже упомянутого ольвиополита философа Біона Борисфеніта и боспорянина философа Смикра. Он прославился справедливостью. Как и Сократ, излагал свое учение на перекрестках дорог, где всегда скапливалось больше всего людей. Известным философом был и Сфер Боспорский, который достиг больших успехов в науках, жил при царских дворах в Спарте и Єгипті. Сфер написал около 40 работ на различные темы: "О мире", "Об основах", "Об атомах и образы", "О царскую власть", "Руководство по диалектики" и др.
Население Северного Причерноморья придавало большое значение развитию медицинских знаний. Множество медицинских инструментов из бронзы, серебра, кости (пинцеты, крючки, зонды, иглы, ложечки) найдено при раскопках городов и некрополей региона. их рисовали также на надмогильных стелах врачей.
Местные врачи умели лечить раны, ожоги, различные болезни, делать хирургические операции. Например, в Ольвии открыты остатки аптеки, где в миниатюрных керамических сосудах готовились различные лекарства и духи. Были известны специальные лечебные учреждения, где проводилось исцеление с помощью сна и, возможно, гипноза. На Боспоре открыто святилища греческим божествам в местах нахождения лечебных грязей.
Уже в период колонизации северо-причерноморские греки хорошо знали эпос Гомера и архаичную лирику. Однако о местных поэтов осталось очень мало свидетельств. Если анализировать их литературное наследие, то необходимо выделить стихотворные почетно-вотивные метрические эпиграммы, эпитафии, а также деловую прозу. Почетно-вотивные эпиграммы высекались на каменных стелах или на постаментах для статуй в честь того или иного божества или героя. Так, в первые века новой эры ольвійські поэты писали эпиграммы на честь своих обожаемых героев, в частности Ахилла. В Борисфене, например, найдено мраморную плиту (II в.н.э.) с восьмирядковим гимном в честь Ахилла.
В литературных памятниках античных государств больше всего сохранилось деловой прозы. Здесь первое место занимают декреты и постановления, законы, присяги, договоры с другими государствами, приказы, письма, составленные преимущественно по греческой форме. Больше всего таких декретов найдено в Ольвии. С литературной точки зрения наибольший интерес представляют уникальные эллинистические декреты в честь Протоген и Диофанта, присяга херсонеситов, некоторые оригинальные ольвійські декреты II в. н.э. - В них прослеживаются характер и манера индивидуального творчества, умение рассказать о значительные исторические события и дать объяснение тем или иным действиям.
В Северном Причерноморье было довольно распространенным переписки. Через отсутствие и дороговизны пергамента и папируса использовали черепки и свинцовые пластины. Такие письма найдено на Березани, в Ольвии и Керкінітіді (VI-V вв. до н.э.).
В античных государствах архитектурная традиция существовала практически целое тысячелетие и особенно нашла свое проявление в раннесредневековых городах Криму1. Достоянием античного строительства стала разработка прямоугольного планирования городов. Жилые дома объединялись в кварталы, улицы пересекались под прямым углом, дороги мостили мелким камнем, а вдоль дорог прокладывали водостоки. Одной из важнейших особенностей градостроительства было наличие большого количества колоннад различного назначения
- стоит, портики храмов. Создавали и декоративные украшения функциональных сооружений - городские ворота, водоразборные фонтаны и т.д.
Города окружали крепостными стенами и башнями. В них формировали майданы четкой квартальной структуры, возводили здания административного и общественного назначения - гімнасії, театры, дома разных магистратур и т.д. В целом для значительных городов была типичной трехчленная топографическая схема расположения: верхний город, нижний возле гавани и склоны, которые соединяли их. Однако верхний город могло не иметь акрополя. Именно такими были Ольвия, Херсонес. В противовес им в Пантикапее и Мірмекії были хорошо укреплены акрополе с двірцевими укрепленными зданиями на возвышенностях.
В V-IV вв. до н. есть. приобретает распространение строительство культовых сооружений, в частности храмов и алтарей. В античных городах-государствах и наиболее выдающихся святилищах этого региона существовало не менее полтора-два десятка храмов. Среди них следует назвать остатки двух из них - Аполлона Дельфиния в Ольвии (V в. до н.э.) и храм в Пантикапее (вторая половина V-IV вв. до н.э.). Храм Пантикапее имел шесть колонн, длина главного фасада составляла 20 м, площадь - 800-1000 кв. м. Храм, с двухскатной крышей из черепицы, был построен на холме (теперь - гора Митрадат) на многоступенчатому цоколе, таким образом он господствовал над окружающей местностью.
Высокого уровня в Северном Причерноморье достигло строительство и декоративное оформление погребальных сооружений - склепов. Основные достопримечательности этого типа открыто в Боспоре. Здесь уже в IV в. до н. есть. возводили такие величественные сооружения, как склепы Царского и Золотого курганов, много склепов с фресковыми росписями стен. Самыми яркими достопримечательностями этого направления является росписи склепов (III в. до н.э.) первого кургана Васюринської горы.
Особое место среди боспорских расписных склепов принадлежит склепа Деметры в Пантикапее (i в. н.э.). Он стал первым из боспорских расписных склепов, которые удалось полностью осмотреть и исследовать. Росписи виконанно в стиле фрески. Кроме самой статуи Где метра, найдено изображение фигур Гермеса, нимфы Калипсо, Плутона. Среди других изображений - птицы, лошади, цветы, гирлянды из листьев, различные орнаменты.
Большую творческую и познавательную ценность представляют надмогильные памятники - стелы. Сначала они представляли собой уровне мраморные или известняковые плиты, увенчанные карнизом или фронтоном, на которых были только надписи. А с III в. до н.э. на стелах встречаются рельефы с изображениями покойников, иногда их родственников, различные сцены из жизни умерших. Так, интересными являются боспорские стелы IV-III вв. до н.э., в росписях которых преобладают античные художественные традиции.
Пластическое искусство также сыграло важную роль в жизни северо-причерноморских государств. Скульптуры украшали храмы, дворцы и жилье, их устанавливали на могилах. Сначала много скульптур были привозные-первоклассные копии произведений таких известных древнегреческих скульпторов, как Пракситель и Скопас. В частности, в Ольвии найдено постамент статуи с подписью Праксителя.
Основным материалом для скульптур был привезен мрамор, местный известняк. Случаются статуи, выполненные из различных материалов. Скульптуру всегда красили. Расписывали брови, глаза, губы, волосы и одежду. Краску принимали восковую и минеральную. Но она, как правило, была неустойчива. Наибольшей устойчивостью, по мнению ученых, отмечалась красная краска.
Большие по размеру статуи устанавливали как в храмах, так и под открытым небом, чаще всего - на культовых участках или в сооружениях культового назначения. Известны, например, большие статуи львов из Ольвии (конец IV - начало III вв. до н.э.), статуя Диониса с Пантікая (начало IV в. до н.э.) и т.д. И к нам в основном дошли скульптуры, предназначенные для небольших закрытых помещений: Диониса с Тиритаки (конец IV - начало III вв. до н.э.), Афродиты (III в. до н.э.), Деметры (IV в. до н.э.), Кибелы (i в. до н.э.), Геракла (i-II вв. н.э.) и другие с Пантикапее.
Была распространена и анималистическая скульптура. Фигуры животных и птиц всегда имели символическое значение и были самостоятельными произведениями. Так, орел у греков считался царем животных и отождествлялся с источником света, плодородия и бессмертия; лев - символ мужества; бык - одна из фигур Зевса-громовержца.
Завитых волос-эстетическое начало играло значительную роль в духовном мировоззрении населения северо-причерноморских городов. Если по художественным уровнем исполнения они и уступали искусству крупных культурных центров Эллады, то в идейном продолжали греческие традиции возвеличивания человека. Ведущее место в развитии изобразительного искусства принадлежало живописи. Связан с архитектурой, он чаще всего был декоративным.
Наибольшее количество памятников живописи сохранилась в боспорских склепах первых веков новой эры. Склепы элиты расписывали яркими красками, повторяя фрески жилых домов. Конечно роспись стен выполняли фреской по штукатурке, не менее распространенным было и нанесения акварельных или восковых красок непосредственно на чистую поверхность каменной плиты. В Северном Причерноморье не известно имя одного художника.
В живописи прослеживаются два основных направления: сакральный и наивно-реалистичный. Кроме образов божеств, художники тех времен изображали всадника и обожаемых покойников (роспись склепа, И в. н.э., Пантикапей), а также животных, птиц, деревья, кусты и т.д. Хоть художественный уровень таких картин невысокий, а стиль живописи носит условный характер, однако и он ценен для нас тем, что раскрывает разносторонней жизни, занятия, быт населения античных государств в разные периоды. Мастера использовали самые простые, известные ними художественные средства - силуэт и контур, фас и профиль, красноватую, белую, зеленую, черную краски. Со временем в росписях воспроизводится подвижность фигур, появляется драматизм изображения. Живопись становится декоративным, преобладают цветочные и инкрустационный стиле.
Среди многочисленных сюжетов боспорского живописи первых веков новой эры особое внимание привлекает изображения мастерской живописца на внутренних стенках каменного саркофага из Пантикапея, в котором, вероятно, был похоронен сам художник. Художника изображен в процессе работы. Он сидит перед мольбертом, держа в правой руке металлический стержень, на колене - раскрытый ящик с красками. Портреты в круглых и квадратных рамках развешаны по стенам. Это пока единственное в Северном Причерноморье свидетельства о существовании станковой портретной живописи.
Во всех произведениях живописи применялись только стилизованные пейзажные мотивы. Пейзаж мыслился как отдельное схематизоване дерево или ветвь, листочек, реже-цветок. Линия горизонта, солнце, месяц, звезды ни в одной картине не показаны. Очевидно, это объяснялось тем, что на них изображали загробную жизнь.
Выдающуюся роль в повседневной и праздничной жизни греков играл театр. Сохранились разнообразные свидетельства о театры Ольвии, Херсонеса и Боспора. Среди находок, подтверждающих любовь греков до театральных представлений, следует назвать многочисленные статуэтки актеров и керамические уменьшенные модели театральных масок. Театральные представления в Ольвии относились уже в первой половине V в. до н.э. Упоминания о театр помещенные в нескольких ольвійських декретах.
Раскопано частично театр Херсонеса, который просуществовал с конца НИ в. до н.э. до VI в. н.э. Этот театр вмещал около трех тысяч зрителей. Надпись первых веков, найденный возле театра, свидетельствует о проведении в Херсонесе литературно-музыкальных соревнований, в которых входили трагедия, комедия, сатирическая драма.
К большому сожалению, имена актеров почти неизвестны. Как и в других полисах, здесь ставили произведения прославленных греческих драматургов и местных авторов. Но наибольшей популярностью пользовались пьесы, действие которых происходило на северных берегах. Из них сохранилась только одна - трагедия Еврипида "Ифигения в Тавриде". Мы знаем по названиям также "Скифов" Софокла и "Скифов и тавров" Антифана. О существовании местных драматургов упоминается в херсонесском надписи уже римского времени, где среди участников музыкальных соревнований названы комедіографи.
Театральная традиция, пронесенная сквозь века, воплотилась в Международный фестиваль античной драмы "Боспорские агоны", что прошел в Керчи 1999 г. Название фестиваля напоминает древнюю Элладу, ее большие культурные достояния были созданы во имя "агону" - честного соревнования граждан в различных сферах общественной жизни, в том числе в области художественного и театрального искусства.
Большое значение в греческом обществе предоставлялось музыке. Она звучала во время всех более-менее значительных моментов в жизни человека. С детских лет эллин не только слушал музыку и пение, но и сам учился играть на лире и флейте, потому что это входило в школьную программу. Сольное и хоровое пение было обязательным во время многих религиозных праздников, песня звучала в свадебном обряде, дома, в кругу друзей. В Северном Причерноморье получили распространение лира (чеканилась на ольвійських и пантикапейских монетах), кифара, арфа, аулос (флейта), орган, труба, труба. Орган известен лишь с одной боспорского фрески И в. н.э. На ней изображен ансамбль музыкантов, что редко случалось в античном искусстве: трио из двух флейт и ручного органа.
На многих различных греческих праздниках проходили музыкальные агоны. Во время подготовки к ним с музыкантами занимались специальные учителя, чьи имена сохранились в списках участников соревнований. Среди них были и выходцы с Северного Причерноморья, например, боспорянин Миссия в III в. до н.э. готовил музыкантов к празднику в Дельфах.
Высокого уровня в греческих полисах достигли художественные ремесла. Ткачество, производство художественной керамики, стекольное, деревообрабатывающее, косторезного, кожаное производства, денежная и военное дело окружали северо-причерноморского гражданина в его повседневной жизни.
В Пантикапее открыто орудия труда ювелиров - глиняные тигли и чашки для плавки золота. Северопричерноморские ювелиры делали настоящие шедевры: золотые диадемы, украшенные в центре геракловим узлом (Херсонес и Артюхівський курган), золотые ожерелья с разнообразными подвесками V-IV вв. до н.э. (Пантикапей, Херсонес), серебряные браслеты конца V в. до н.э. с концами в виде лев'ячих головок (Пантикапей).
Богатство изделий различных ремесел в античных государствах Северного Причерноморья не имеет аналогов в быту других народов Восточной Европы. Уровень развития художественных ремесел оказал значительное влияние на соседние племена и народы, населявшие территорию Украины. Экспорт разнообразных изделий составлял существенную долю в торговле античных государств с соседями. Самые значительные прогрессивные достижения в художественных ремеслах, денежной и военной делам получили дальнейшее развитие в более поздние времена.
Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Северном Причерноморье бесследно не прошла. Сначала чужие для окружающей среды античные города и поселения в ходе своего развития стали органичной составляющей всего севернопричерноморского мира. Благодаря постоянному взаимодействию античных городов с местными племенами, их взаимовлияния образовался своеобразный вариант античной культуры.
Прогрессивная роль античных государств-полисов заключалась прежде всего в том, что они повлияли на ускорение экономического, политического, культурного развития местных племен. Путем тесных контактов с античными городами местное население было втянуто в постоянные взаимоотношения с самой передовой на то время античной культурой. Этот процесс затронул скіфо-сарматских и зарубинецьких племен, многоэтнической черняховской культуры. Много вещей античного происхождения (амфоры, червонолаковий и стеклянная посуда, украшения и т.д.) найдено во время раскопок поселений предков славян. Модифицированные под влиянием византийской культуры античные традиции дошли и до Киевской Руси.



Назад